Конспект урока по химии в 8 классе по теме Основания
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Урок составлен по модульной методике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovaniya._modulnyy_urok.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Основания»

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока:

Предметные: обучающиеся должны объяснять принципы деления веществ на классы: оксиды, основания. Перечислять признаки оксидов, оснований, устанавливать аналогии между веществами, создавать обобщения по классам веществ.

Метапредметные:

-развивать интеллектуальные способности обучающихся:

-анализировать полученную информацию, выделять главное в каждом классе неорганических веществ, существенное,  

-делать выводы при выборе конкретного вещества, предложенном учителем,

-сотрудничать с одноклассниками, работая в группе,

-совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.

Личностные: учиться работать в группах, продолжить формировать коммуникационную компетентность, работать над заданием, связывая его с реальными жизненными ситуациями.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование. На столе учителя: образцы оснований (Ca(OH)2, Cu(OH)2), растворы щелочей NaOH, KOH, индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый, пробирки, раствор Ca(OH)2.

На  столах учащихся: стеклянные палочки, вода в стакане, реактивы: гидроксид натрия (кристаллы), свежеполученный гидроксид меди(II), фенолфталеин         

Этап урока

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению учебного материала

1. УЭ-0

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Создание проблемной ситуации

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового  материала.

Из следующего списка выпишите: оксиды.

СuО, KOH, LiOH, Fe2О3, Nа2O, Fe(ОН)2, Fe(ОН)3, ZnО, SO2, Cu(OH)2.

- Как вы думаете, какие вещества оказались не выписанными?

- Запишите их в третий столбик.

- Проанализируем их. Какие это вещества: простые или сложные?

          Эти вещества являются сложными по составу.

- Что их объединяет? Что стоит на первом месте в формулах?

                         Атом металла.

- Что стоит на втором месте?

                         Группа ОН

- Эта группа атомов называется гидроксогруппой, а вещества – гидроксидами или основаниями.

- Какой класс веществ мы будем изучать сегодня?

                           Основания

- запишите в тетрадях формулы, фронтально вслух проверьте, дайте названия веществам.

- Новый класс веществ.

2. УЭ-1

 (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

-Назовите тему сегодняшнего урока?

                                          Основания.

- Давайте наметим план, по которому будем изучать эту тему. Что мы хотим узнать о данном классе соединений?

 План

1. Определение.

2. Классификация оснований.

Запишите тему урока и план в тетради.

3. УЭ-2

(Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно сформулировать понятие оснований, вывод формул оснований)

 

 - Сколько гидроксогрупп содержится в каждой из этих формул?

          Разное количество

-  А атомов металла?

         Всегда один

- Следовательно, чему равен заряд  гидроксогруппы?

         Единица

- Чем будет определяться количество гидроксогрупп?

          Степенью окисления металла

- Сформулируйте определение оснований.

          Основания – сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроксогрупп

- выведите общую формулу оснований по составленному определению. 

                 Ме(ОН)п

Запишите определение и общую формулу в тетради.

4. УЭ-3

(Цель: научить учащихся давать названия основаниям)

Работа в группах.

Давайте дадим названия новым веществам: LiOH, Fe(ОН)2,  Fe(ОН)3 

Для этого необходимо составить алгоритм. Используем текст § 31 стр. 138.

Составьте формулы по названиям: гидроксид калия, гидроксид магния, гидроксид натрия, гидроксид меди(II), гидроксид алюминия, гидроксид хрома(III).

- Некоторые основания имеют тривиальные названия, найдите их названия в тексте параграфа с. 138 и запишите в тетрадь:

KOH – едкое кали; NaOH – едкий натр; Ba(OH)2 – едкий барит; Ca(OH)2 – гашеная известь, в растворе – известковая вода.

Составить  алгоритм:

 гидроксид + название металла в родительном падеже  (степень окисления в случае ее переменности) Ученики называют устно: LiOH – гидроксид лития,

Fe(ОН)2 - гидроксид железа(II), Fe(ОН)3 - гидроксид железа(III).

 

выполните задание в тетрадях.

УЭ-4

(Цель-научить классифицировать основания по количеству гидроксогрупп)

 

Установите соответствие формул и названий веществ:

NaOH                           гидроксид алюминия

Mg(OH)2                      гидроксид магния

Al(OH)3                        гидроксид натрия      

Разделите на три колонки гидроксиды

- По какому признаку вы их разделили?

               По количеству гидроксогрупп

Таким образом, мы провели первую классификацию – по составу.    

Классификация по составу:
х = 1 однокислотные основания;
х = 2 двухкислотные основания;
х = 3 трехкислотные основания.

 

Выполните задание, зачитайте

УЭ-5

Цель: освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей

Но существует еще одна классификация. Проведем эксперимент.

- В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ. Помните, работа со щелочами требует осторожности, избегайте попадания их на кожу и одежду. Недаром их называют едкими.  

- На столах в двух пробирках содержатся твердые вещества. В одной – вещество белого цвета – гидроксид натрия, во второй – синего цвета – гидроксид меди (II). Добавьте в обе пробирки воды и перемешайте палочками. Что наблюдаете?

                 Белое вещество растворилось, а синее – нет.

- Следовательно, на какие еще группы делятся основания?

                 Растворимые и нерастворимые в воде

- Растворимые в воде основания называют щелочами. Их образуют активные металлы главных подгрупп I и II групп периодической системы. Определить растворимость оснований в воде можно экспериментально, но не всегда. Будем пользоваться таблицей растворимости.

Классификация по растворимости

Растворимые                     Нерастворимые

 (щелочи)      

Запишите в тетрадях примеры щелочей и нерастворимых оснований, пользуясь таблицей растворимости.

Повторите правила работы со щелочами

Проведите опыты, сделайте вывод

выполните работу в тетрадях, затем фронтально проверьте.

УЭ-6 Лабораторный опыт

(Цель: дать понятие индикатор. Действие индикаторов)

- Растворимые основания способны изменить цвет специальных веществ – индикаторов.

Индикаторы – вещества, изменяющие цвет в зависимости от среды.

Проверим, как изменяет цвет фенолфталеин в щелочной среде. Прилейте раствор фенолфталеина к полученному раствору в ваших пробирках. Как изменилась окраска раствора?

                  Раствор стал малиновым.

- Проверим, как изменяет цвет лакмус и метиловый оранжевый в щелочной среде.  

Учитель проводит эксперимент.

- Проверим, изменяет ли цвет индикатора нерастворимые в воде основания. Прилейте раствор фенолфталеина в пробирку с гидроксидом меди (II).

Сделайте вывод.

           Нерастворимые основания окраску индикаторов не изменяют.

- По таблице растворимости определите, к какому классу относится гидроксид кальция.

            Основаниям.

           Гидроксид кальция относится к малорастворимым

- Давайте проверим, будет ли этот гидроксид изменять окраску индикаторов?    

Учитель приливает к Ca(OH)2 воду и фенолфталеин. Цвет индикатора изменяется на малиновый.

                 Ca(OH)2 – щелочь.

- Из курса природоведения вспомните, как можно обнаружить углекислый газ?

                Известковая вода мутнеет при пропускании углекислого газа.

- Реакции, которые используют для обнаружения вещества, называются качественными.

Делаем комментарии, записываем в тетрадь

 

Определение записываем в тетрадь

УЭ-7

 (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

– Что нового вы узнали сегодня о гидроксидах?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …

Домашние задание. - прочитать текст § 31 (Кузнецова Н.Е. Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е. Кузнецова.- 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 256с.: ил.
- ответить на вопрос № 1 - 4


Приложение 1.

Поиграйте в «крестики – нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов.

HCl

SO2

NaOH

O2

Al(OН)3

Li2S

Fe(OН)2

H2CO3

NaBr


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения в 8 классе по теме: "Основание Екатеринодара и первых станиц". Раздел: "История Кубани".

Описание основания г.Екатеринодара ныне г.Краснодар и первых станиц, которые и сегодня сохранили свои названия....

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....

Конспект урока по химии 8 класс на тему " Применение галогенов"

Актуальность: нам предстоит обобщить и систематизировать полученные на прошлых уроках знания о галогенах, и ответить на следующие вопросы:Что такое  «вытеснительный  ряд» галогенов?Какой хим...

Конспект урока по химии 8 класса по теме "Вода - удивительное вещество на планете Земля"

Учащиеся познакомятся на уроке с химическими и физическими свойствами воды, научатся писать уравнения реакций, характеризующие химические свойства воды, проведут исследование физических свойств воды. ...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"...