Главные вкладки

    Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"
    план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

    Дедух Татьяна Михайловна
    Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать молекулярные и ионные уравнения реакций; - развивающие: развивать умения рационально планировать свою деятельность, анализировать, делать выводы на основании наблюдений, работать в группах и индивидуально, совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторных опытов; - воспитательные: воспитывать наблюдательность, аккуратность, уверенность в своих силах, культуру общения через работу в парах ученик-ученик, учитель-ученик. Девиз урока: Дорога к знанию? Ну что же, её легко понять. Ответить можно сразу: Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, Но меньше, меньше, меньше с каждым разом Тип урока: урок обобщения и углубления знаний в форме ролевой игры, урок-исследование. Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, частично поисковые. Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, лабораторная посуда, химические реактивы, таблички с номерами лабораторий, бейджики, инструктивные карты для каждой лаборатории, карточки для индивидуальной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_9_klasse.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОАУ СОШ  с. Озёрное

    Конспект урока химии в 9 классе.

    Тема: «Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации».

    Учитель химии Т.М. Дедух

    Цели урока:

    - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать молекулярные и ионные уравнения  реакций;

    - развивающие: развивать умения рационально планировать свою деятельность, анализировать, делать выводы на основании наблюдений, работать в группах и индивидуально, совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторных опытов;

    - воспитательные: воспитывать наблюдательность, аккуратность, уверенность в своих силах,  культуру общения через работу в парах ученик-ученик, учитель-ученик.

    Девиз урока:

    Дорога к знанию?

    Ну что же, её легко понять.

    Ответить можно сразу:

    Вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять,

    Но меньше, меньше, меньше с каждым разом

    Тип урока: урок обобщения и углубления знаний в форме ролевой игры, урок-исследование.

    Методы обучения: словесные, наглядные, практические, исследовательские, частично поисковые.

    Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, лабораторная посуда, химические реактивы, таблички с номерами лабораторий, бейджики, инструктивные карты для каждой лаборатории, карточки для индивидуальной работы.

    Ход урока.

    1. Организация класса, доведение темы и целей урока.
    2. Проверка  знаний обучающихся по теме «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации». Письменная проверочная работа по карточкам, задания дифференцированные.

    Карточка №1 (для  слабых  обучающихся).

    Напишите молекулярные, полные и сокращённые  ионные уравнения реакций между растворами BaCl2   и  H2 SO4 .

    Карточка №2(для  обучающихся  среднего уровня).

    С какими из перечисленных веществ: растворы гидроксида бария, серной кислоты, нитрата серебра будет реагировать соляная кислота?

     Карточка №3(для  сильных  обучающихся).

    Между какими из перечисленных веществ: серная кислота, медь, гидроксид меди (II), хлорид бария возможны химические реакции?

    Запишите молекулярные  и ионные  уравнения возможных реакций.

    1. Обобщение и углубление знаний обучающихся по теме

     «Химические свойства оснований в свете теории электролитической    

       диссоциации».

    Актуализация знаний. Фронтальная беседа (вопросы на экране через мультимедийный проектор):

    - Какие  вещества  называются основаниями? (понятие из 8 класса и в свете теории электролитической диссоциации).

    - Как классифицируют основания?

    - Какими электролитами являются  щёлочи?

    - Какими электролитами являются нерастворимые основания?

    Сегодня на уроке мы будем работать в научно-исследовательском институте. НИИ получил заказ: экспериментально изучить химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Будет работать 6 лабораторий. Каждая лаборатория получает своё задание – технологическую карту. Выполнив  задание, необходимо затем на совещании отчитаться перед всеми работниками института. (Обучающиеся делятся на 6 групп, выданы  бейджики  заведующим  лабораторий, таблички с номерами лабораторий, технологические карты).

    Учитель-инженер по технике безопасности напоминает правила техники безопасности при работе с кислотами, щелочами, спиртовкой.

    Обучающиеся  работают в группах по технологическим картам. Время на работу-5-7 минут.

    Группа №1.

    Опыт. Действие щелочей на растворы индикаторов.

    Добавьте в  пробирку с гидроксидом натрия раствор фенолфталеина, во вторую- раствор метилоранжа. Что наблюдаете? Как изменилась окраска индикаторов в щелочной среде?

    Результаты опыта запишите в тетрадь.

    Группа №2.

    Опыт. Взаимодействие щелочей с растворами кислот.

    В пробирку с раствором гидроксида натрия добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Что наблюдаете? Затем прилейте по каплям раствор серной кислоты. Что произошло? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    Группа №3.

    Опыт. Взаимодействие щелочей с кислотными оксидами.

    В пробирку с раствором гидроксида кальция с помощью газоотводной трубки сделайте несколько выдохов через раствор. Какой газ вы выдыхали? Что вы наблюдаете? Почему произошло помутнение раствора?

    Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    Группа №4.

    Опыт. Взаимодействие щелочей с солями.

    В пробирку с раствором гидроксида натрия  прилейте  несколько капель раствора  сульфата железа(III). Что вы наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    Группа № 5.

    Опыт. Взаимодействие нерастворимого основания с кислотами.

    В пробирку с гидроксидом меди (II) добавьте несколько капель раствора серной кислоты. Что вы наблюдаете? Почему исчез осадок?

    Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

    Группа № 6.

    Опыт. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

    Закрепите пробирку с гидроксидом меди (II) в держателе. Зажгите спиртовку. Нагрейте пробирку. Соблюдайте правила техники безопасности при работе со спиртовкой, а также правила нагревания. Что наблюдаете?

    Запишите уравнение реакции  разложения  гидроксида меди (II).

     Обмен информацией.

         После выполнения лабораторных опытов фронтальная работа – работники

         каждой лаборатории сообщают результаты опытов, записывают уравнения  

         химических реакций на доске, делают вывод о сходстве и различии  в

         химических  свойствах  щелочей и нерастворимых оснований в свете теории  

        электролитической диссоциации.

    1. Закрепление.

    Задание на экране: найдите ошибки в формулах, коэффициентах, зарядах ионов.

    Mg(NO3 )2   + NaOH = Na(NO3 )2    +  MgOH ↓

    Mg+  + (NO3 - )2   + Na+ + OH- = Na+ + (NO3 - )2   +  MgOH ↓

    Mg+  + OH- = MgOH ↓

    1. Домашнее задание (через мультимедийный проектор на экран).

    Обучающиеся  записывают в  рабочих тетрадях.

     Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде, доказывающие химические свойства гидроксида калия и гидроксида железа (II).

    VI. Подведение итогов. Дать  качественную оценку работы класса и отдельных  обучающихся. Объявить оценки с комментарием.

    1. Рефлексия.

    Что мы узнали сегодня  нового? Что было непонятно? Какие были затруднения? Что показалось самым интересным?

    Спасибо за сотрудничество!

                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока (химия, 9 класс) по теме: "Круговорот азота в природе. Аммиак"

    План урока по теме "Круговорот азота в природе. Аммиак" для учащихся 9 класса, обучающихся  УМК Рудзитиса (базовый уровень)...

    Конспект урока химии 9 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"

    Урок химии 9 класс по теме: "Кислород, общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода"...

    Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"

    Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....

    Конспект урока химии 8 класс по теме"Соляная кислота" Кузнецова Н.Е.

    Цель: Изучение  получения и физических свойств хлороводорода, физических  и химических свойств  соляной кислоты  Задачи:- обучающие1.  Сформировать умения:...

    Конспект урока химии 8 класс "Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная"

    Конспект урока химии по учебнику Рудзитис, Фельдман Химия 8 класс "Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная"...