Конспект урока по химии в 9 классе на тему: "Железо"
методическая разработка по химии (9 класс)

Шахова Екатерина Андреевна

  Конспект урока по химии в 9 классе на тему: "Железо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_ns.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Тема: Насколько важным является содержание железа в крови для нашего организма?

Цель урока: формирование готовности учащихся к исследовательской деятельности и применению межпредметных знаний для решения исследовательского вопроса на уроке химии.

Планируемые результаты

Личностные:

осознавать целостность окружающего мира;

 выстраивать собственное мировоззрение на основе межпредметных связей.

Предметные:

умение делать выводы и умозаключения на основе химического опыта;

совершенствование правил работы с химической посудой и реактивами;

Метапредметные:

Познавательные:

преобразовывать информацию из одного вида в другой;

анализировать и оценивать достоверность предоставленной информации;

выстраивать логическое рассуждение на основе изученного материала.

Коммуникативные:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.

Регулятивные:

принимать учебную задачу, ее конечную цель;

Педагогические технологии: технология диалогового взаимодействия.

Методы и приемы обучения:

тема-вопрос, подводящий диалог, метод демонстраций, практического обучения, иллюстраций,  беседа, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование:

компьютер под управлением ОС Windows, проектор, презентация, видеоматериал, таблицы, химические реактивы.

Раздаточные материалы:

опорный конспект, маркировочные листы, химические реактивы.

План урока:

1.Организационный момент

1мин.

2.Повторение изученного материала

3 мин.

3.Подготовка к восприятию нового материала

2 мин.

4.Постановка темы, обсуждение целей и задач урока

1 мин.

5.Открытие новых знаний, 1-ая часть

9  мин.

6. Занимательная минутка

2 мин.

7.Открытие новых знаний, 2-ая часть

12 мин.

8.Закрепление изученного материала

12 мин.

9.Рефлексия

2 мин.

11.Домашнее задание

1 мин.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент

Приветствие учеников

 

Приветствуют учителя

На парте лежат 3 конверта. В 1- находятся листки (с одной стороны лист пустой, с другой шаблон ответа с ключевыми словами), маркировочная таблица, текст о физических свойствах железа из разных источников литературы, таблица важнейших природных соединений железа, листочки с пословицами и поговорками, во 2 –листки, заполненные учениками параллельного класса, в 3 –  форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), белок глобин, гемоглобин и химические символы -  Fe, O2, CO2.

В трех конвертах, помимо одинаковой информации, находится информация о роли железа  в жизни растений, бактерий, животных.  

2. Повторение изученного материала

Учитель открывает презентацию к уроку

Викторина «Металлы» (результаты отслеживаются на компьютере в виде диаграммы, чтобы можно было отследить, как был усвоен материал предыдущих уроков, и  скорректировать дальнейшее восприятие материала)

Отвечают на вопросы по системе обратной связи

3. Подготовка к восприятию нового материала

Давайте разберемся… Миф или, правда?

Выдвигают гипотезы, мнения

Ожидаемы гипотезы:

  • Умер от потери крови, был романтиком;
  • Это миф, химик не стал делать опыт;
  • Химик не стал делать опыт, боялся вида своей крови;
  • Химик не стал делать опыт, т.к. не научился выделять железо из крови.

4.Постановка темы, обсуждение целей и задач урока

Французский химик Франсуа Мари Рауль в XIX веке сделал сенсационное открытие - он обнаружил железо в крови. Но мог ли он умереть от малокровия в результате своего опыта?

Тема нашего урока «Насколько важным является содержание железа в крови для нашего организма?»

Откройте 1 конверт, возьмите цветной листик и запишите на него свои мнения. Мы их сверим, когда подтвердится одна из выдвинутых вами гипотез

Выдвинутую гипотезу, мнение, записывают на лист бумаги, с обратной стороны которой находится шаблон для подтверждения или опровержения гипотезы, и убирают ее до момента подтверждения (опровержения) гипотезы

5. Открытие новых знаний, часть 1

Какие знания нам необходимы для подтверждения гипотезы?

Для этого попробуем вспомнить состав крови. Возьмите  конверт 3, в нем находятся лист, на котором нарисован кровеносный сосуд. Вы должны  составит из этих составляющих единое целое и объясните, что с чем взаимосвязано. 

Следовательно, что такое малокровие?

Подтверждение их выводов закрепляется слайдом -  как связаны между собой кровь и железо.

Можно ли предположить, что без железа в крови человек не сможет жить?

Что вы знаете о железе?

Получается, что железо чаще всего встречается не как простое вещество, а в виде соединений, в которых оно проявляет валентность - II и  III .

Знать, что такое малокровие, где в крови содержится железо, какую функцию оно выполняет.

Складывают схему – состав крови (в кровеносный сосуд). Объясняют, что железо входит в состав клеток эритроцитов, в котором находится сложный белок – гемоглобин, состоящий из белка - глобина и железа. Он и является переносчиком дыхательных газов (O2, CO2).

Ответы учащихся.

Ответы учащихся с объяснением.

Дают характеристику железа по его положению в периодической таблице (сверяют свои записи с доской - слайдом) и с текстом из конверта (дублирующемся на слайде) из разных источников литературы. При этом они заполняют маркировочную таблицу

6. Демонстрационный опыт.

Давайте попробуем проверить, различаются ли наглядно соединения, имеющие в своем составе ионы железа II и III, выполнив несложный опыт.

Опыт проводит учитель в соответствии с ТБ (использованием скальпеля) с использованием документ - камеры для наглядности каждому учащемуся

  1. Обрабатываю ученику руку «йодом» (FeCl3), скальпель дезинфицирую в «спирте» (растворKSCN), «режем вену». Убираем «кровь» раствором NaCl.

FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 + 3KCl.

Образуется кроваво-красный осадок

  1.  Демонстрация разрезанного яблока:

4Fe(OH)2 + O2 + 2Н2O = 4Fe(OH)3.

Образуется бурый осадок

Обсудите в паре то, что вы увидели и попробуйте сделать вывод

Выходит любой учащийся по желанию.

Учащиеся в парах обсуждают опыт, пытаются сделать вывод самостоятельно

Ожидаемый вывод: 1 вывод – ионы железа можно отличать друг от друга по получаемым осадкам разного цвета;

2 вывод - железо  Fe2+ имеет способность быстро окисляться на воздухе

7. Открытие новых знаний, часть 2

Где, помимо организма человека, железо встречается  в природе? В виде каких соединений? 

Как вы видите, железо – активный металл, поэтому встречается в природе в виде соединений. Сегодня мы с вами попробуем научиться распознавать  двух- и трехзарядные ионы железа с помощью качественных реакций.

Запишите уравнения этих реакций себе в тетрадь.

Сделайте вывод на основе опыта.

Работа с таблицей у всех учащихся, у трех произвольных парт в конверте дополнительный материал, они выступят первыми с коротким сообщением о роли железа в жизни животных, растений, бактерий, а затем пару человек расскажут о важнейших природных соединениях

Выполняют лабораторную работу, (следуя инструктивной карте) оформляя ее в тетради.

Вывод:

Реактивом на ионы железа(II) являются щелочи и гексацианоферрат(III) калия (красная кровяная соль), а на ионы железа(III) – щелочи, гексацианоферрат(II) калия (желтая кровяная соль) и тиоцианаты.

Работа с таблицей

8. Закрепление изученного материала

Давайте вернемся к вопросу нашего урока. Мог ли Франсу Мари Рауль умереть от малокровия?

В 1 литре крови содержится около 450мг железа. Сколько литров крови потребуется для выплавки кольца 4 г?

Действительно, ведь в 1888 году в возрасте 58 лет он открыл  закон Рауля, применяемый для определения молекулярных масс веществ в растворённом состоянии.

Давайте проверим ваши гипотезы.

А теперь с обратной стороны листочка по шаблону, используя слова-подсказки объяснените, почему ваша гипотеза подтвердилась или нет.

Помимо слов - подсказок, в шаблоне написаны так же и запутывающие слова

А теперь ответьте на вопрос нашего урока: насколько важным является содержание железа в крови для нашего организма? 

450мг= 0,45г => для выплавки кольца весом 4г необходимо около 9 литров крови

ВЫВОД: История - миф.

Достают свои листочки, сверяют гипотезы.

Записывают с обратной стороны аргументы по шаблону, с объяснениями о (не) подтверждении своей гипотезы

Ответы учащихся

9. Рефлексия

Сравните ваши аргументы с аргументами товарища из другого класса, ответы которого во 2 конверте

Сравнивают свои шаблоны с аргументами с аргументами товарища по параллели

9. Домашнее задание

Обсуждает с учениками домашнее задание (§14, рассказать смысл пословиц и поговорок химическим языком). Уточняет, что для объяснения пословиц и поговорок можно использовать не только собственные знания и знания учебника, но и любые информационные средства

Записывают домашнее задание в дневники, забирают с собой листочки с пословицами и поговорками

                                                                                                                                     

Список литературы:

  1. Богомолова В.С Журнал «Химия» №21, 2009
  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010

Интернет – источники

  1. nsportal.ru
  2. him.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

Конспект урока по химии 9 класс

Тема: Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева....

Методическая разработка урока химии 9 класс по теме Железо – простое вещество.

Данное занятие  может быть проведено с обучающимися в 9 классе, по любой авторской программе. Проведение занятия построено на применении методических приемов  ТРКМ (Технологии развития...

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота....

Конспект урока по химии 8 класса "Эта волшебная чудо-вода"

Интегрированный урок по химии 8 класса "Вода"...