Контрольные и практические работы для 8-11 классов.
учебно-методический материал по химии на тему

Сарыглар Татьяна Ашак-ооловна

Контрольные и практические работы для 8-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно – методический комплекс по химии.

Методическое пособие.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  №1

«ПРЕДМЕТ ХИМИИ».

1.  Определите относительную атомную массу следующих элементов:  

1 вариант:   № 7, 25, 17, 41

2 вариант:  №11, 17, 39, 52

2.  Определите относительную молекулярную массу следующих соединений:

1 вариант:  Zn3 (PO4)2 ;  CaSiO3

2 вариант:  K2Cr2O7 ;  Fe2 (MnO4)3

3.  Вычислите массовую долю всех элементов в следующих веществах:

1 вариант:   H3BO3

2 вариант:   K2MnO4 

4.  Найдите формулу вещества, если  его процентный состав выражается :

1 вариант:  водорода - 3,2% , углерода - 19,3%,  кислорода - 77,5%.

2 вариант:  водорода - 4,8% , бора - 17,7%,  кислорода-77,5%.

                                                       

         

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

«КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ХИМИИ. КИСЛОРОД. ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА».

                                                                                     

1.  Определить  валентность химических элементов по формулам соединений:

1 вариант:  а) P2O5,   b) SO2,  d) Al2O3,  g) CaCl2.

2 вариант:  a) N2O5, b) SiO2, d) Fe2O3, g) BaCl2.  

2.Напишите формулы соединений, в состав которых входят следующие элементы:

1 вариант:  а) медь (II) и водород;  б) железо (III) и кислород,  в) цезий и кислород

2 вариант:  а) медь(I) и кислород,  б) магний и водород,  в) барий и кислород.

3. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакции:

1 вариант:    Ва  +  О2  =  ВаО

2 вариант:    Мg  +  O2  =  MgO

4.  Решите задачи:

1 вариант:  В сосуде, содержащем 2г кислорода, сожгли 2г водорода. Какое вещество и  какой массы оказалось в сосуде после реакции?

2 вариант:  В сосуде, содержащем 3г кислорода, сожгли 3г углерода. Какое вещество и какой массы оказалось в сосуде после реакции?

5. Установите соответствие между химической формулой химического элемента и формулой его высшего оксида:

1 вариант:  1. К                          а) ЭО                               2 вариант:   1. Са                  а) Э2О5

                   2. Мg                       б) Э2О5                                                                    2. С                    б) ЭО

                   3. Р                           в) Э2О7                                                         3. Аg                  в) Э2О

                   4. С1                         г) Э2О                                                         4. N.                   г) ЭО3

6.Решите задачу:

1 вариант:  При сжигании 1 моль фосфора выделяется 620 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение реакции образования оксида фосфора (V).

2 вариант: При сжигании 1 моль серы выделяется 720 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение реакции образования оксида серы (IV).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  №3

«ВОДОРОД. ВОДА. РАСТВОРЫ».

1.При комнатной температуре вода реагирует с:

     1 вариант:  а) медью, б) фосфором, в) натрием, г) серой

     2 вариант:  а) золотом, б) углеродом, в) кальцием, г) кремнием

2.Вычислите, сколько нужно взять соли и воды для приготовления:

     1 вариант:  250г раствора с массовой долей соли 30 %.

     2 вариант:  300г раствора, с массовой долей соли 35 %.

3. Даны вещества:  O2,  S,  Na,  SO3,  CuO,  K2O.

 С какими из перечисленных веществ реагирует:

     

     1 вариант: водород

     2 вариант: вода

Составьте уравнения химических реакций.

4. В каком из веществ содержание водорода (в % по массе) наибольшее:

   

     1 вариант: гидроксиде натрия или гидроксиде кальция.

     2 вариант: серной кислоте или азотной кислоте.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4

«ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

1. Составьте формулы следующих соединений:

1 вариант:  гидроксид железа(III), сульфат натрия, нитрит алюминия, гидроксид цинка, хлорид магния

2 вариант:  сульфат алюминия, силикат калия, гидроксид меди(II), гидроксид бария, бромид серебра

2. Составьте уравнения хим. реакции, согласно цепочке превращений:

1 вариант:  C  →  CO2   →  H2CO3  →  CaCO3  →  CO2

2 вариант:  Zn  →  ZnС12  →  Zn(OH)2  →  H2O  →  H2

3. Вычислите массу соли, образовавшейся в результате взаимодействия:

1 вариант:  хлорида алюминия с серной кислотой массой 200г и массовой долей кислоты 60%.

2 вариант: гидроксида железа (111) с 200г раствора соляной кислоты 55%.

4. Установите соответствие между химическим  уравнением и типом химической реакции:

1)  2HgO  →  2Hg  +  O2                                    а) соединение

2)  SO2  +  H2O  =  H2SO3                                               б) обмена

3)  Zn  +  2HCl  =  ZnCl2  +  H2                          в) разложения

4)  Na2O  +  H2SO4  =  Na2SO4  +  H2O              г) замещения

КОНТРОЛЬНЯ РАБОТА №5

«СТРОЕНИЕ АТОМА.

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И  ПСХЭ МЕНДЕЛЕЕВА. ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ»

1.  Какому химическому элементу соответствует следующая электронная формула:

1 вариант:  1s22s22p63s23p1                                              2 вариант:   1s22s22p63s23p6 

2.  Определите соответствие между электронной формулой элемента и формулой его высшего оксида:

1 вариант 1)  1s22s22p3                                           а)  ЭО                2 вариант  1)  1s22s22p4                                           а)  Э2О

                 2)  1s22s22p63s2                        б)  ЭО2                              2)  1s22s22p63s1                        б)  ЭО2

                 3)  1s22s22p63s23p2                   в)  Э2О5                              3)  1s22s22p63s23p3                   в)  Э2О5  

                 4)  1s22s22p1                             г)  Э2О3                              4)  1s22s22p2                              г)  Э2О3        

3. Установите соответствие между положением химического элемента в ПСХЭ и его названием:

1 вариант  1)  2 период 4 группа главная подгруппа        а) иттрий        2 вариант  1)  2 период 5 группа главная подгруппа     а) цинк           

                  2)  4 период 2 группа гл/п                                  б)кальции                       2)  4 период 3 группа гл/п                              б) кадмий

                  3)  4 период 5 группа поб/п                               в)углерод                       3)  4 период 2 группа поб/п                            в) азот

                 4)  5 период 3 группа поб/п                                г)ванадий                       4)  5 период 2 группа поб/п                            г) галлий

4.  Химическая связь в молекулах:

1 вариант:   КВr                         а) металлическая

2 вариант:   Н2О                 б) ковалентная полярная

                                             в) ковалентная неполярная

                                             г) ионная

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №6

«ГАЛОГЕНЫ. ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ»

1.  Какой из двух элементов обладает наиболее выраженными свойствами и почему:

1 вариант:  металлическими (натрий или рубидий)

2 вариант:  неметаллическими (хлор или йод)

2.Составьте уравнения хим. реакций, согласно цепочке превращений:

1 вариант:   Na  →  NaH  →  Na2O  →  NaOH  →  NaCl  →  Na

2 вариант:  Cl2  →  HCl  →  KCl  →  Cl2  →  Br2   →  CaBr  

3.  Расположите хим. элементы в порядке увеличения их свойств:

1 вариант:  металлических  (K,  Li,  Rb, Fr,  Na)

2 вариант:  неметаллических  (Cl,  I,  F,  Br,  At)

4.  Вычислите объем водорода, который:

1 вариант:  вступит в реакцию с хлором, если в результате образуется 1,12л хлороводорода.

2 вариант:  выделится при взаимодействии калия массой 19,5г с водой.

                                         

                                   

Практикум по химии.  8 класс.  Практическая работа № 1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием (образец для учителя)

Ход  работы

Рисунок   и название деталей

Для чего  используется

Задание 1.  Ознакомиться

с лабораторным штативом и

правилами работы с ним.

подставка

стержень

лапка штатива

Штатив служит для закрепления приборов при выполнении опытов.

Задание 2. Укрепите в лапке штатива пробирку

При закреплении в штативе пробирка должна быть зажата в лапке так, чтобы  она не выпадала  и вместе с тем чтобы ее можно было передвигать. Крепко зажатая пробирка может лопнуть.

Задание 3. Ознакомьтесь  с лабораторным оборудованием.

химическая пробирка

Колба коническая

Колба круглодонная

чашка для выпаривания

тигель

щипцы тигельные

Ложечка

пробиркодержатель

Используется для проведения опытов и монтажа приборов.

Используется для проведения различных химических реакций

Используется для реакций при нагревании

Используется для выпаривания  жидкостей

Предназначается для нагревания и прокаливания твердых веществ.

Используется для переноса тигля с веществами

Предназначена для сжигания твердых веществ.

Используется для удержания пробирок

Задание 4. Ознакомьтесь с устройством спиртовки и строением  пламени.

Предназначается для нагревания  жидких и твердых веществ. Гасить спиртовку задуванием запрещается. Только закрытием колпачка от спиртовки.

Задание 5. Нагрейте воду в пробирке  используя пробиркодержатель, лабораторный штатив.

Нагревать  содержимое пробирки нужно в верхней трети пламени спиртовки, т.к. в этой части пламени температура самая низкая и нагревание происходит постепенно.

Практикум по химии

Практическая работа № 1

Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Ход  работы

Рисунок   и название деталей

Для чего  используется

Задание 1.  Ознакомиться

с лабораторным штативом и

правилами работы с ним.

подставка

стержень

лапка штатива

Задание 2. Укрепите в лапке штатива пробирку

Задание 3. Ознакомьтесь  с лабораторным оборудованием.

химическая пробирка

Колба коническая

Колба круглодонная

чашка для выпаривания

тигель

щипцы тигельные

Ложечка

пробиркодержатель

Задание 4. Ознакомьтесь с устройством спиртовки и строением  пламени.

Задание 5. Нагрейте воду в пробирке  используя пробиркодержатель, лабораторный штатив.

Практическая работа № 2.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Реактивы

Ход работы

Наблюдения и выводы

Загрязненная

Речным песком  поваренная соль.

Вода. Штатив. Химическая посуда.

Растворение.

В химический стаканчик (100 мл) налить 20 мл воды и внести загрязненную соль. Размешать стеклянной палочкой и дать раствору отстояться.

Фильтровальная бумага, воронка,

Стеклянная палочка

Фильтрование

Собрать прибор для фильтрования. Раствор по стеклянной палочке  аккуратно слить на фильтр.

Выпарительная чашка, спиртовка спички, тигельные щипцы

Выпаривание

Полученный фильтрат перенести в выпарительную чашку,

закрепленную на штативе в кольце, и упарить в пламени спиртовки до образования кристаллов.

Практическая работа № 3.

Получение кислорода.

Реактивы

Ход  работы

Наблюдения и выводы

Уравнения реакций

KMnO4

Спиртовка

Спички

Лучинка

получение

в пробирку с газоотводной трубкой  насыпать перманганат калия не более 1/3 части пробирки, перед отверстием газоотводной трубки положить рыхлый комочек ваты, закрыть герметично пробкой, закрепить в штативе, постепенно нагревать

Прибор для получения газов

Штатив

Небольшая колба, вата

   2.Собирание

Выделяющийся газ собрать методом вытеснения воздуха в чистую сухую колбочку, держа ее отверстием вверх.

 3.доказательство

Зажечь лучинку, сдуть пламя и внести тлеющую лучину в пробирку с газом.

Практическая работа  № 4.

Получение водорода.

Реактивы

Ход  работы

Наблюдения и выводы

Уравнения реакций

HCl ( раствор)

Zn ( гранулы)

Прибор для получения газов

Штатив

Спиртовка

лучина

Получение

В пробирку с газоотводной трубкой, закрепленной в штативе вертикально, положить 3 – 4 гранулы цинка, прилить кислоты так, чтобы гранулы были покрыты ею, закрыть герметичной пробкой.

Собирание.

Выделяющийся газ собрать методом вытеснения воздуха в чистую сухую пробирку, держа ее отверстием вниз.

3.Доказательство.

Зажечь лучину, одновременно перевернуть пробирку вверх отверстием и поднести горящую лучинку к отверстию пробирки.

Практическая работа № 5.

Приготовление раствора соли с определенной массовой долей вещества.

Реактивы

 Ход   работы

  Расчеты и выводы

Мерный цилиндр

Весы  лабораторные

Поваренная соль

вода

Приготовьте  50 г 8% раствора  хлорида натрия.

Рассчитайте массу растворенного вещества и объем воды, необходимые для приготовления данного раствора, используя следующие  формулы:

W =  m ( раст. в – ва ) * 100% / m ( р – ра )

               

m ( раст. в –ва ) =  m ( р – ра ) * w / 100%

                                             

m ( NaCl ) = ---------------г

 Приготовьте весы к работе, приведите весы в равновесие.  Взвесьте  рассчитанное количество соли. Соль насыпьте в пустую колбу.  Мерным цилиндром   определите рассчитанный объем воды.

Воду  налейте в колбу с  солью, хорошо перемешайте.

Практическая работа № 6.

Получение  сульфата меди  реакцией обмена.

Реактивы

Ход  работы

 Наблюдения  и выводы

 Уравнения  реакций

H2SO4

CuO,  H2O

Налить в стакан  10 мл раствора

серной кислоты, поставить на

асбестовую сетку и нагреть.

Спиртовка,

Спички

Стеклянная палочка

В горячий раствор серной кислоты насыпать немного оксида меди  и перемешать стеклянной палочкой. Затем прилить  ½  пробирки воды и нагреть до кипения.

Фильтровальная

бумага, воронка

Полученный раствор отфильтровать в фарфоровую чашку

 

Чашка для выпаривания

Раствор в фарфоровой чашке

упаривать до появления первых кристаллов соли.

Практическая работа № 7.

Распознавание кислоты и щелочи среди трех выданных веществ.

Реактивы

Ход  работы

 Наблюдения  и выводы

 Уравнения  реакций

Три пробирки с растворами

H2SO4, NaOH,

NaCl

Даны три пробирки с бесцветными растворами: серной кислоты, гидроксидом  натрия,

хлоридом натрия. Распознать с помощью характерных реакций

серную кислоту и  гидроксид натрия.

Штатив с пробирками

Индикаторы

пипетка

Из каждой пробирки взять пробы растворов (1 мл) в чистые сухие пробирки. Затем в каждую их них

Прилить несколько капель растворов индикаторов.

Практическая работа № 8.

Химические свойства соляной кислоты.

Реактивы

Ход работы

Наблюдения и выводы

Уравнения реакций

HCl,  Zn,  CuO,

NaOH,  Na2CO3

1.Изменение окраски индикатора.

В чистую сухую пробирку налить

2 мл кислоты  и добавить несколько капель индикатора

Спички, спиртовка,

Индикаторная

Бумага

Держатель для

пробирок

2.Взаимодействий с Ме

В пробирку с кислотой внести 1 – 2

гранулы цинка

Штатив для пробирок

3.Взаимодействие с основными оксидами.

В пробирку с кислотой внести немного оксида меди. Полученную смесь нагреть до изменения окраски.

4.Взаимодействие с растворимыми

основаниями.

В пробирку налить щелочи добавить

1-2 капли фенолфталеина ( окраска раствора станет малиновой), затем прилить кислоты.

5. Взаимодействие с нерастворимыми основаниями.

В пробирку с гидродсидом натрия добавить сульфат меди. К полученному осадку добавить кислоты

6.Взаимодействие с солями.

К раствору карбоната натрия прилить

1- 2 мл  кислоты



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1

Вариант №1.

1). Химические свойства алкенов на примере пропена.

2). Какие виды изомерии характерны для алкинов, напишите на примере гептена?

3). При сгорании 10,5 г  органического вещества получили 16,8 г углекислого газа и 13,5г воды. Плотность паров этого вещества при н.у равна    1,875 г/л. Определите молекулярную формулу вещества.

Вариант №2.

1). Химические свойства алкинов на примере бутина.

2). Какие виды изомерии характерны для алкенов, напишите на примере гексена-1

3). В результате сжигания 28 л газа было получено 84 л оксида углерода (IV) и 67,5 г воды. Плотность газа по водороду составляет 21. Найти молекулярную формулу газа.

Контрольная работа №2

Вариант №1.

1). Докажите химические свойства одноатомных спиртов на примере метанола. Запишите уравнения реакций.

2). Осуществите превращения: С2Н4 → СН2 – СН2 → СН2 – CH2 → СН ≡ СН

                                                                    |            |           |           |

                                                                    ОН      ОН      Cl        Cl

3). При восстановлении 250 г нитробензола получили 150 г анилина. Вычислите, сколько это составляет в % по сравнению с теоретическим выходом.

Вариант №2.

1). Докажите химические свойства одноосновных карбоновых кислот на примере этановой кислоты (уксусной кислоты).

2). Осуществите превращения:            

        О                О                   О

                                                                                                                  //                          //                   //

                                                  С2Н6 → С2Н5Сl → С2Н5ОН → СН3 – С → СН3 - С  → СН3 – С                                          

                                                                                                  \                   \                   \

                                                                                                                  ОН              ОН              О – СН3 

3). Сколько граммов нитробензола можно получить из 312 г бензола, если массовая доля выхода составляет 0,75, или 75% по сравнению с теоретическим.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1

Углеводороды.

Вариант 1.

Задание 1. Для вещества, формула которого НС≡С-СН2- СН2- СН2- СН3, составьте структурные формулы изомеров, отражающие все возможные виды изомерии.

Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

Задание 2. Приведите не менее двух способов получения ароматических углеводородов. Ответ подтвердите, написав уравнения реакций и указав их типы и условия осуществления. Назовите исходные вещества и продукты реакций.

Задание 3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращение по следующей схеме:

        2О            +Н2, Ni           +НСl

СаС2    →     Х1        →     Х2       →  С2Н5Сl.

Задание 4. При полном сгорании  углеводорода образовалось 0,72 г воды и 1,12 л (н. у.) оксида углерода (IV). Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,35. Выведите молекулярную формулу углеводорода.

Вариант 2.

Задание 1. Для вещества, формула которого СН3—СН2—СН2—СН2―СН=СН2, составьте структурные формулы изомеров, отражающие все возможные виды изомерии.

Дайте названия всех веществ по систематической номенклатуре.

Задание 2. Приведите не менее двух способов получения алкенов. Ответ подтвердите, написав уравнения реакций и указав их тип и условия осуществления. Назовите исходные вещества и продукты реакций.

Задание 3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по следующей схеме:

       +Сl2,свет    +Na,t         t, Н24

С2Н6            Х   →     Y   →     С4Н8

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                ‌ ‌‌                                                                                                                

Задание 4. При полном сжигании  углеводорода получили 35,2 г оксида углерода (IV) и 14,4 г воды. Выведите молекулярную формулу углеводорода, плотность по водороду равна 21.

Контрольная №2

Спирты. Фенолы.

Вариант 1.

Задание 1. Определите классы соединений, дайте названия веществ, формулы которых:

а) С2Н5СОН.    б) (СН2)2(ОН)2    в) С2Н5СООСН3.      г) СН3ОН.

Составьте по одной формуле гомологов для каждого из веществ.

Задание 2. Напишите уравнения реакций: а) этанола с хлороводородом.     б) окисления метанола оксидом меди (II).    в) этанола с натрием.

Укажите их тип, условия осуществления и назовите исходные вещества и продукты реакций.

Задание 3. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

         +Br2           +NaOH( р-р)          +CuO, 3000С      +Ag2O(амм. р-р)

С2Н6  →   Х      →              Y      →           Z       →                СН3СООН.

Укажите условия осуществления реакций и названия всех веществ.

Задание 4. При восстановлении водородом 90 г уксусного альдегида получили 82 г этилового спирта. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

Вариант 2.

Задание 1. Определите классы соединений, дайте названия веществ, формулы которых:

а) СН3СОН.    б) СН2ОН–СНОН–СН3    в) СН3СООСН3.      г) С6Н5ОН.

Составьте по одной формуле гомологов для каждого из веществ.

Задание 2. Напишите уравнения реакций: а) окисление муравьиного альдегида гидроксидом меди (II). б) фенола с азотной кислотой. в) окисление пропанола – 2  оксидом меди (II).

Задание 3.  Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по схеме:

        +Cl2             +NaOH      +H2SO4,1800C             +Br2

С3Н8      Х     →    Y ----------        → Z     →  С3Н6Br2.

Укажите условия осуществления реакций и названия всех веществ.

Задание 4. При взаимодействии 120 г уксусной кислоты с хлором получили 120 г хлоруксусной кислоты. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

Контрольная работа №3

       Карбоновые кислоты

Вариант 1.

Задание 1. Укус муравья причиняет боль. Почему боль утихает, если место укуса протереть ватой, смоченной нашатырным спиртом? Ответ подтвердите, написав уравнение реакции.

Задание 2. Объясните взаимное влияние атомов в молекулах кислот на примере уксусной и хлоруксусной кислот.

Задание 3. Осуществите превращения:

Метан → ацетилен → бензол →хлорбензол →  толуол → бензойная кислота → бензоат натрия

Задание 4. При нагревании 7,2г уксусной кислоты с 6,9г этилового спирта в присутствии концентрированной серной кислоты получено 9г органического продукта реакции. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

Вариант 2.

Задание 1. Неизвестное вещество в соединении с кислородом образует уксусную кислоту, а с водородом – этиловый спирт. О каком веществе идет речь? Запишите уравнения этих реакций, укажите их тип.

Задание 2. Объясните взаимное влияние атомов в молекулах кислот на примере бензойной и уксусной  кислот.

Задание 3. Осуществите превращения:

Метан → формальдегид → метанол → хлорметан → этан → этанол → уксусная кислота → метан

Задание 4. При нагревании 30г уксусной кислоты с избытком этилового спирта в присутствии концентрированной серной кислоты получено 30г органического продукта реакции. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.

Контрольная работа №4

Азотсодержащие органические соединения.

Вариант 1.

Задание 1. На примере анилина объясните взаимное влияние атомов друг на друга в молекулах органических соединений.

Ответ подтвердите, написав соответствующие уравнения реакций.

Задание 2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения по следующей схеме:

                   [O]          [O]         +Cl2        

С3Н7ОН   →   Х1 → Х2   →  Х3  

Назовите исходные вещества и продукты каждой реакции.

Задание 3. Перечислите основные биологические функции белков.

Задание 4. Выведите молекулярную формулу амина, массовые доли углерода, азота, водорода в котором соответственно равны 38,7%; 45,15%  и 16,15 %, а относительная плотность его паров по воздуху равна 1,07.

Вариант 2.

Задание 1. Объясните с точки зрения электронной теории строения веществ, почему амины проявляют свойства оснований. Ответ подтвердите, написав соответствующие уравнения реакций.

Задание 2. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращении по схеме:

                   [O]       [O]          Cl2

С2Н5ОН   → Х1 →  Х2 →   Х3

Задание 3. Что такое денатурация белков? В чем ее сущность, и какие факторы ее вызывают? Приведите примеры.

Задание 4. Рассчитайте объем воздуха, необходимого для полного сжигания 25 л метиламина, содержащего 4% негорючих примесей.

Итоговая контрольная работа.

Вариант 1.

Задание 1. Напишите не менее трех структурных формул веществ, отвечающих составу С4Н8О2 и относящихся  не менее чем к двум классам веществ. Для одного из них составьте структурные формулы двух гомологов. Дайте названия всех веществ и укажите классы, к которым они относятся.

Задание 2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме, укажите условия реакций.

СаС2→ С2Н2→ С6Н6→ С6Н52→ С6Н52 

               ↓

               С2Н4→С2Н5ОН

Укажите типы реакций, условия их осуществления. Дайте названия исходных веществ и продуктов реакции.

Задание 3. В четырех пронумерованных пробирках находятся вещества: гексен-1, муравьиный альдегид (водный раствор), муравьиная кислота (водный раствор), циклогексан. Составьте план распознавания этих веществ, используя минимальное число реактивов. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно распознать данные вещества.

Задание 4. При сжигании неизвестного  органического вещества,  было получено 0, 672 л (н.у.) углекислого газа и 0, 54 г воды. Выведите структурную формулу вещества, если известно, что его плотность по воздуху 1,93.

Вариант 2.

Задание 1. Напишите не менее трех структурных формул веществ, отвечающих составу С4Н9ОН и относящихся   не менее чем к двум классам веществ. Для одного из них составьте структурные формулы двух гомологов. Дайте названия всех веществ и укажите классы, к которым они относятся.

Задание 2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме, укажите условия реакций.

СН4→ С2Н2→ СН3СОН→ С2Н5ОН→ С2Н5Сl→ С4Н10 

                                              ↓

                                             СН3СООС2Н5

Укажите типы реакций, условия их осуществления. Дайте названия исходных веществ и продуктов реакции.

Задание 3. В четырех пронумерованных пробирках находятся водные растворы: глицерина, глюкозы, этаналя, этанола. Составьте план распознавания этих веществ, используя минимальное число реактивов. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно распознать данные вещества.

Задание 4. При сжигании неизвестного  органического вещества,  было получено 0, 336 л (н.у.) углекислого газа и 0, 54 г воды. Выведите структурную формулу вещества, если известно, что его плотность по воздуху 0,55.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа №1.

1 вариант

  1. С какими из перечисленных веществ: а) оксид углерода (IV); б) азотная кислота; в) гидроксид меди (IV), г) оксид железа (III), д) сульфат алюминия;  е) раствор лакмуса; ;) раствор фенолфталеина – может взаимодействовать гидроксид натрия? Составьте уравнения только происходящих реакций в молекулярном и ионном виде.
  2. Запишите уравнения химических реакций и разберите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Составьте электронный баланс.

CuS  +  O2   –   SO2  +  CuO

Na  +  HCl  --  NaCl  +  H2

  1. Объясните какую окраску приобретет индикатор в растворах солей: а) карбоната калия;  б) хлорида меди (II)/ Почему?
  2. Какое количество вещества соли получится если для реакции взять указанные массы исходных веществ?
  3. 126 г оксида кальция и 126 г азотной кислоты.

2 вариант

  1. С какими из перечисленных веществ: а) цинк; б) соляная кислота; в) гидроксид кальция, г) серебро, д) хлорид бария;

      е)      раствор лакмуса; ж) оксид натрия – может взаимодействовать разбавленная серная кислота? Составьте

      уравнения       только      происходящих реакций в молекулярном и ионном виде.

  1. Запишите уравнения химических реакций и разберите их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах. Составьте электронный баланс.

CuО  +  Н2   –   Cu  +  Н2О

Аl  +  J2  --  AlJ3

  1. Как различить растворы солей: сульфата цинка и карбоната натрия, если они находятся в склянках без этикеток и у вас нет других реактивов, кроме раствора индикатора?
  2.  Какое количество вещества соли получится если для реакции взять указанные массы исходных веществ?

5,6 г гидроксида калия и 6,5 г азотной кислоты.

Контрольная работа №2.

1 вариант

  1. Изобразите строение атомов кислорода, серы и хлора. Назовите признаки сходства и различия между ними. Запишите формулы водородных соединений этих химических элементов, высших оксидов серы и хлора, укажите их характер.
  2. С какими из перечисленных веществ, формулы которых даны ниже: Aq, Al, P2O5, CuO, KOH, Cu(OH)2, Na2CO3, BaCl2, будет взаимодействовать раствор  серной кислоты? Составьте, где необходимо уравнения реакций в ионном виде или составьте электронный баланс.
  3. Составьте уравнения химических реакций соответствующих схеме:  S --1--- FeS ---2-- H2S  

                                                                                                                                             \3             4 /

                                                                                                                                              \  SO2   /

  1. Вычислите объем оксида углерода (IV) (н.у.) и массу оксида кальция, которые могут быть получены при полном

                    разложении  500 г известняка (СаСО3), в котором находится 10% примесей песка?

        5.     Укажите как влияет на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия, повышение: а) температуры;

                    б) давления;  в) концентрации одного из реагирующих веществ.

                                                2СО  +  О2 ===   2СО2  +  Q

                                                  N2  +  O2  ===  2N2  -  Q

                                                                         

2 вариант

1.   Общие свойства химических элементов главной подгруппы VI группы определены сходством строения наружного                                             электронного слоя  атомов.  Поясните это примерами.  Чем обусловлено различие в свойствах атомов этих химических    элементов?

  1.   С какими из перечисленных веществ, формулы которых даны ниже: Са, Аu, MqO, NaOH, Al(OH)3, CaCO3, BaCl2, будет взаимодействовать раствор  серной кислоты? Составьте, где необходимо уравнения реакций в ионном виде или составьте электронный баланс.        

                                    H2S

                                                       2 /

  1. Составьте уравнения химических реакций соответствующих схеме:          S --1--- SO2   

                                                        3 \  ZnS  4/

  1. Вычислите объем оксида углерода (IV) (н.у.)  который можно получить из 2,5 кг известняка, в котором содержится 80% карбоната кальция. Какова масса пустой породы (примесей) во взятом образце известняка.
  2. Укажите как влияет на систему, находящуюся в состоянии химического равновесия, повышение: а) температуры;

б) давления; в) концентрации одного из реагирующих веществ.

                                                2NО  +  О2 ===   2NО2  +  Q

                                                 2 HBr    ===  H2  +  Br2  -  Q

                                                                         

Контрольная работа №3.

1 вариант

  1. Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства азота, и разъясните их в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах и закономерностях протекания  реакций.
  2. При взаимодействии 2,24 л аммиака (н.у.) с соляной кислотой получено 5 г хлорида аммония. Вычислите массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.
  3. Даны бесцветные растворы трех веществ: азотной кислоты, хлорида бария, серной кислоты. Как доказать наличие каждого вещества. Запишите уравнения реакций в ионном виде.

                  4.   Запишите уравнения химических реакций, лежащих в основе производства азотной кислоты. Перечислите                                 оптимальные условия протекания реакций на 2-й стадии получения HNO3  (азотной кислоты).

 

 1 вариант

  1. Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства аммиака, и разъясните их в свете представлений  об электролитичекой диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.
  2. Вычислите массу аммиачной селитры, полученной при взаимодействии 448 л аммиака (н.у.) и раствора азотной кислоты. Массовая доля выхода нитрата аммония 98% от теоретически возможного.
  3. В трех пробирках находятся белые вещества: нитрат аммония, хлорид аммония, сульфат аммония. Как доказать наличие каждого вещества. Запишите уравнения реакций в ионном виде.
  4. Приведите примеры простых и сложных удобрений и перечислите меры охраны окружающей среды при внесении удобрений в почву.

Контрольная работа №4.

   

  1 вариант

  1. Дайте определение понятия «электролиз». Запишите два уравнения реакций, иллюстрирующих получение в процессе электролиза: а) щелочного металла;  б) щелочи;  в) водорода;  г) хлора. Отметьте условия протекания реакций и их признаки.
  2. Вычислите объем водорода, который может быть получен при взаимодействии кальция с 730 г раствора соляной кислоты, массовая доля хлороводорода в которой 10%.
  3. Напишите уравнения химических реакций, соответствующих схеме:

ZnS  ----  ZnO  ----  ZnCl2  ----  Zn(OH)2  ----  Na2ZnO2

                \

                 \

                    Zn

  1. Перечислите способы защиты металлов от коррозии.

   

 2 вариант

  1. Предложите способы смягчения воды с постоянной и временной жесткостью. Запишите необходимые уравнения        химических реакций.
  2. Вычислите массу хлорида железа (III), образующегося при взаимодействии 10 г железа с раствором, содержащим 7,3 г хлороводорода.
  3. Напишите уравнения реакций соответствующих схеме:

                                      FeSO4  ----  Fe(OH)2  ----  Fe(OH)3  ----  Fe2O3  ----  Al2O3

                                                                                           \

                                                                                         \

                                                                                          Fe

  1. Перечислите основные области применения алюминия и его сплавов. Укажите их важнейшие свойства, на которых        основано их применение.


Контрольная работа № 1

Вариант № 1

  1. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих при сливании растворов:
  1. хлорида натрия и нитрата серебра;
  1. азотной кислоты и гидроксида кальция;
  2. соляной кислоты и карбоната калия.

  1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

                                                  HCl + KMnO4 → Cl2 + MnCl2 + KCl + H2O

  1. Запишите уравнения реакций, позволяющие осуществить следующие превращения:

                                                  Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al (NO3)3

  1. В чем сущность гидролиза нитрата магния? Запишите уравнения реакций. Укажите кислотность среды раствора соли. Назовите полученную соль.

  1. 5 г оксида магния обработали раствором, содержащим 40 г азотной кислоты. Какая масса соли образовалась при этом?

Вариант № 2

  1. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций, протекающих при сливании растворов:
  1. гидроксида калия и нитрата меди (II);
  2. соляной кислоты и гидроксида бария;
  3. сульфата натрия и нитрата бария.

  1. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель.

                                                      HCl + MnO2 → MnCl2 + Cl2 + H2O

  1. Запишите уравнения реакций, позволяющие осуществить следующие превращения:

                                                   Сu → CuO → CuSO4 → Cu(OH)2 → CuO → CuCl2 

  1. В чем сущность гидролиза карбоната калия? Запишите уравнения реакций. Укажите кислотность среды раствора соли. Назовите полученную соль.

  1. К раствору, содержащему 20 г гидроксида натрия, прилили раствор, содержащий 33 г хлороводорода. Какая масса соли образовалась?

Контрольная работа № 2

по теме «Неметаллы»

Вариант № 1

  1. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между раствором азотной кислоты и:

  1. оксидом кальция;
  2. гидроксидом натрия;
  3. карбонатом калия.

  1. В какую сторону сместится равновесие реакции:

SO2 (г)        +H2O(ж)            H2SO3 (ж) + Q

  1. при повышении температуры;
  2. при увеличении концентрации оксида серы (IV)?

Дайте обоснованный ответ.

  1. Cоставьте уравнение реакций по схеме:

                                                                       CO → CO2 → KHCO3 → K2CO3 → CO2 

  1. Уравнять ОВР методом электронного баланса:

                                                                     HNO3 + Mg → Mg(NO3)2 + N2O + H2O

  1. При сжигании в кислороде 62 г фосфора было получено 130 г оксида фосфора (V). Вычислите массовую долю выхода оксида фосфора (V).

Вариант № 2

  1. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций между раствором серной кислоты и:

  1. нитратом бария;
  2. гидроксидом цинка;
  3. оксидом железа (II).

  1. В какую сторону сместится равновесие реакции:  N2 (г)+3H2 (г )        2NH3 (г) + Q

  1. при повышении температуры;  
  2. при увеличении концентрации аммиака;
  3. при увеличении давления?

Ответ обоснуйте.

  1. Составьте уравнения реакций по схеме:

                                                                     P → P2O5 → HPO3 → H3PO4 → Ag3PO4

  1. Уравнять ОВР методом электронного баланса:

                                                                   H2S + Cl2 + H2O → H2SO4 + HCl

  1. Вычислите массу азотной кислоты, которую можно получить из 17 г нитрата натрия при его взаимодействии с концентрированной серной кислотой, если массовая доля выхода кислоты составляет 0, 96.

Контрольная работа № 3

«Химия элементов-металлов»

Вариант № 1

  1. Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида кальция. Где возможно, составьте в ионном виде.

  1. Составьте схему электролиза раствора хлорида железа (II).

  1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

    Al2O3 Al(NO3)3 Al(OH)3

 Al  

             Al(OH)3 AlCl3 

  1. Какая масса карбоната кальция получится при взаимодействии известковой воды с 80 г карбоната натрия, содержащего 5% примесей?

Вариант № 2

  1. Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства гидроксида алюминия. Где возможно, составьте в ионном виде.

  1. Составьте схему электролиза раствора бромида меди (II).

  1. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3 Ca(HCO3)2 CaCl2

  1. Сколько углекислого газа (н.у.) можно получить (в литрах) при взаимодействии соляной кислоты с 5 г мрамора, содержащего 10 % примесей?

 Контрольная работа № 4 по теме «Введение в органическую химию»

Вариант I

        Задание 1

  1. Формула муравьиной кислоты:

  1. CH3OCOCH3;
  2. HCOOH;
  3. CH3СООH;
  4. С3H7COOH

  1. Общая формула алканов:

  1. CnH2n + 1COOH;
  2. CnH2n + 2 ;
  3. CnH2n  - 2 ;  
  4. CnH2n

  1. Функциональная группа спиртов:

  1. – COOH;
  2. – OH;
  3. – O –;
  4. – NH2;

        Задание 2

  1. Этан реагирует с:

  1. серной кислотой;
  2. хлором;
  3. метиловым спиртом;
  4. этиленом

  1. Алкины реагируют:

  1. кислотами;
  2. водородом;
  3. галогенами;
  4. эфирами.

  1. Уксусная кислота реагирует со всеми веществами группы:

  1. оксид магния, карбонат кальция, пропиловый спирт;
  2. муравьиная кислота, этиловый спирт, диэтиловый эфир;

            в)  глицерин, гидроксид натрия, этилен.

Задание 3

Гомологами являются:

а)

б)

в)

г)

Задание 4

Найдите среди представленных веществ изомеры. Отметьте, сколько всего изомеров.

  1. СH3 – CH2 – CH2 – CH2 – CH2 – CH2 – CH3 
  2. CH2 – CH2 – CH2 – CH2 – CH3 

         |

        CH3 

  1. CH3 – CH – CH2 – CH2 – CH3 

                |

                   CH3 

  1. CH2 – CH3

         |

 CH3 – C – CH3

         |

        CH3 

  1. CH3 – CH2 – CH – CH2 – CH2 – CH3 

                           |

                          CH3 

  1. CH3 – CH2 – CH2 – CH3 

Вариант II

Задание 1

  1. Формула сахарозы:

  1. С12Н25ОН;
  2. С12Н22О14;
  3. С6Н12О6;
  4. 6Н10О5)n 

  1. Общая формула алкинов:

  1. Сn(H2O)m;
  2. СnH2n + 2;
  3. СnH2n – 2;
  4. CnH2n    

  1. Функциональная группа сложных эфиров:

  1. – COH;
  2. – OH;
  3. – С – О;
  4. – О –  

Задание 2

  1. Уксусная кислота реагирует с:

  1. гидроксидом натрия;
  2. алюминием;
  3. бензолом;
  4. полиэтиленом

  1. Алкены реагируют:

  1. водородом;
  2. аминокислотами;
  3. хлором;
  4. перманганатом калия

  1. Метан не реагирует со всеми веществами группы:
  1. бромом, водой (t), водородом.
  2. карбидом кальция, кислородом, кислотами.
  3. пропаном, ацетиленом, этиленом.

Задание 3

Гомологами являются:

а)

б)

в)

г)

Задание 4

        Найдите среди представленных веществ изомеры. Отметьте, сколько всего изомеров.

  1. CH3 – CH2 – CH2 – CH2 – CH2 – CH2 – CH3
  2. CH2 – CH2 – CH2 – CH2 – CH3

                       |                     |

                      CH3                    CH3 

  1. CH3 – CH – CH2 – CH2 – CH3

                                        |

       C2H5

  1. CH2 – CH3 

                 |

                       CH3 – C – CH3 

                 |

                C2H5 

  1. CH3 – CH2 – CH – CH2 – CH3

                |

                       CH3

  1. CH3 – CH2 – CH – CH3

                |

               C2H5 

Вариант III

Задание 1

  1. Формула полипропилена:

  1. С3H6;                
  2. [– CH2 – CH –] n;  
  3. С3Р8;
  4. С3Р4;

              |

             CH3 

  1. К карбоновым кислотам относится:

  1. C3H7COOH;
  2. C3H7OH;
  3. C2H5OCOCH3;
  4. (C2H5)2O;

  1. К аминокислотам относится:

  1. C10H21COOH;
  2. 6H10O5)n;
  3. NH2 – C5H11;
  4. NH2 – CH2 – COOH

Задание 2

  1. Взаимодействует с метиловым спиртом:

  1. этанол;
  2. этилен;
  3. бензол;
  4. уксусная кислота

  1. Алканы реагируют:

  1. водородом;
  2. перманганатом калия;
  3. фтором;
  4. глюкозой

  1. Пропилен реагирует со всеми веществами группы:
  1. бромом, KMgO4 (p-p), водородом.
  2. хлором, кислородом, солями.
  3. пропаном, полипропиленом, хлороводородом.

Задание 3

        Гомологами являются:

  1. C3H6       и       C5H12 
  2. H    H    H                                 H    H    H

        |      |      |                            |      |      |  

       C = C – C – H             и            H – C – C – C – H

        |             |                             |      |      |

       H           H                           H    H    H

  1. C2H2      и      C8H14 
  2. H    H   H    H                H    H    H

         |      |      |      |                 |      |      |

H – C – C – C = C           и        C = C – C – H

        |      |               |                  |             |

      H    H              H               H – C – H    H

                                 |

                                 H

Задание 4

Найдите среди представленных веществ изомеры. Отметьте, сколько всего изомеров.

  1. CH3 – CH2 – CH2 – CH2 – CH2 – CH2 – CH3
  2. CH2 – CH – CH2 – CH2 – CH3

 |          |

CH3     CH3 

  1. CH3 – CH – CH2 – CH2 – CH3

             |

            C2H5

  1. C2H5

 |

           CH3 – C – CH3

 |

CH3 

  1. CH3 – CH2 – CH – CH3  

                 |

                CH3

  1.      CH3 

             |

 CH3 – CH2 – CH – CH3 

Годовая контрольная работа № 5

I вариант                           II вариант

 

1. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде:

        а) NaOH + FeCl3 →                                                                             а) Ba(OH)2 + Na2SO4         →                      

        б) CaCO3 + HNO3 →                                                                         б) Na2S + HCl →

        в) Al(OH)3 + H2SO4 →                                                                         в) Cu (OH)2 + H2SO4 →

        г) CuO + HCl →                                                                                 г) Al2O3 + HNO3 →        

2. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций с помощью электронного баланса:

                                  Co + HNO3 → Co(NO3)2 + N2 + H2O                                                        Mg + HNO3 → Mg(NO3)2 + NH3 + H2O                

3. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

                              Na→NaOH→Zn(OH)2→Na2ZnO2→NACl                                                    N2→NH3→NO2→HNO3→Al(NO3)3 

4. Вычислите массовую долю меди в сплаве меди с магнием, если при действии на сплав массой 26 г раствора хлороводородной кислоты выделится водород объемом 13,44 л (н.у.)

4. На сплав меди с магнием массой 20 г подействовали разбавленной серной кислотой. при этом выделилось 5,6 л (н.у.) водорода. определите массовую долю меди в сплаве.


Практическая работа № 1.

Реакции ионного обмена (образец для учителя)

Реактивы

Ход работы

Наблюдения и выводы

Уравнения реакций

ВаС12

Na2SO4

1. получение

В пробирку с сульфатом натрия

добавили хлорид бария

Наблюдения и выводы

При смешивании двух бесцветных растворов

образуется белый осадок,

сульфата бария.

Значит, произошла реакция ионного

обмена. Реагентом на сульфат ионы

являются ионы бария.

BaCl2+NaSO4   BaSO4     +2NaCl

Ba2++2Cl-+2Na++SO42- ---BaSO4+2Na++2Cl-

Ba2++SO42- BaSO4

CuSO4

NaOH

2. В пробирку с сульфатом меди добавили гидроксид натрия. Выпавший осадок нагрели в пламени спиртовки.

При смешивании растворов выпал осадок синего цвета гидроксида меди. Произошла реакция ионного обмена, т.к. нерастворимые основания обладают способностью разлагаться, то при нагревании образуется оксид меди

( черного цвета и вода)

CuSO4 + 2NaOH  Cu(OH)2    +  Na2 SO4

Cu2+ +2 OH-  Cu(OH)2   

NaCl

AgNO3

3.В пробирку с хлоридом натрия добавили нитрат серебра.

При смешивании растворов выпал
белый осадок. Произошла реакция ионного
обмена. Реагентом на хлорид
ионы является ионы серебра.

NaCl + AgNO3  AgCl + NaNO3

Cl- + Ag+ ---- AgCl

Na2CO3

HCl

4. В пробирку с карбонатом натрия добавили соляную кислоту.

При смешивании растворов хорошо заметны

пузырьки газа. Это выделяется углекислый

газ. Также произошла реакция ионного

обмена.

Угольная кислота слабая даже во время

реакции распадается на углекислый газ и

воду.

Na2CO3 + 2HCl  2NaCl + H2O + CO2

CO32- + 2H+ ---- H2O + CO2

NaOH

HCl

5. В пробирку с гидроксидом натрия добавили фенолфталеин, затем добавили соляную кислоту

При добавлении к гидроксиду фенолфталеина
окраска раствора стала малиновой (т.к. фенолфталеин является индикатором на щелочи), при добавлении кислоты раствор обесвечивается.
Произошла реакции нейтрализации

NaOH + HCl ---- NaCl+H2O

OH- + H+ ---- H2O

 


меди и соляной кислоты получить хлорид   меди.

осадку добавили соляную кислоту. Осадок
растворился, образовался раствор
хлорида меди.

Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Задача

Zn,

H2SO4,

NaOH

Осуществить превращения:

Zn --- ZnSO4 --- Zn(OH)2

К нескольким кусочкам цинка добавить
раствор серной кислоты, т.к. цинк в ряду
напряжения Me находится до водорода, то
атомы цинка восстанавливают ионы
водорода, а цинк окисляется и переходит в
раствор. К полученной соли добавили
гидроксид натрия, выпал белый студенистый
осадок нерастворимого основания.
Произошла реакция ионного обмена.

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2

ZnSO4 + 2NaOH = Zn(OH)2 + Na2SO4

Zn2++SO42-+2Na++2OH-= Zn(OH)2 + 2Na+ + SO42-

Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2


 Практическая работа № 1.

Реакции ионного обмена.

Реактивы

Ход работы

Наблюдения и выводы

Уравнения реакций

Na2SO4 ВаС12

1. получение

В пробирку с сульфатом натрия

добавили хлорид бария

CuSO4 NaOH

2. В пробирку с сульфатом меди добавили гидроксид натрия. Выпавший осадок нагрели в пламени спиртовки.

NaCl AgN03

3.В пробирку с хлоридом натрия добавили нитрат серебра.

Na2CO3 HC1

4. В пробирку с карбонатом натрия добавили соляную кислоту.

NaOH + (фен - н ) HC1

5. В пробирку с гидроксидом натрия добавили фенолфталеин, затем добавили соляную кислоту

Задача

Zn,

H2SO4,

NaOH

Осуществить превращения:

Zn --- ZnSO4 --- Zn(OH)2

Практическая работа № 2.

Экспериментальные  задачи по  теме « Подгруппа кислорода»

Реактивы

Ход работы

Наблюдения и выводы

Уравнения реакций

Задача 1.

Три пронуме-

рованных

пробирки с

Na2SO4, H2SO4,

NaCl.

Zn, BaCl2,

AgNO3

Определить опытным

путем в какой

пробирке находится

каждое из указанных

веществ

Задача 2.

CuSO4,

NaOH, HCl

Из раствора сульфата

меди  и гидроксида натрия получить гидроксид меди. Из раствора гидроксида меди и соляной кислоты  получить  хлорид   меди.

Задача 3.

Zn, H2SO4,

NaOH

Осуществить превращения:

Zn --- ZnSO4 ---Zn(OH)2

Практическая работа № 3.

«Подгруппа  азота»

реактивы

Ход работы

Наблюдения и выводы

Уравнения реакций

NH4Cl,

Ca(OH)2.

Фенолфтал.

HCl

H2O

H2SO4

Получение аммиака:

собрать прибор для

получения газов.

В небольшую фарфоровую чашку

насыпать хлорид аммония и гидроксид  кальция по 1 ложечке

перемешать и насыпать в сухую пробирку. Закрыть ее пробкой с газоотводной трубкой и укрепить в штативе.

Смесь нагреть.

Для обнаружения аммиака поднесите к отверстию перевернутой  вверх дном пробирки. Влажную фенолфталеиновую бумажку. Обнаружив аммиак, поднесите к отверстию пробирки стеклянную палочку смоченную в концентрированной соляной кислоте. Пробирку в которую собрали аммиак осторожно снимите и опустите в сосуд с водой. Палец отнимите под водой. Поднимите пробирку и добавьте серной кислоты

HNO3,

Cu

В раствор с концентрированной азотной кислотой опустить  прокаленную в пламени спиртовки медную  проволочку.

NH4Cl,

NaNO3,

KCl,

NaOH

H2SO4(k)

Cu
AgNO
3

Различить: хлорид  аммония, нитрат

натрия, хлорид калия.

                                                     

Практическая работа № 4

«Подгруппа углерода»

Реактивы

Ход работы

Наблюдения  и выводы

Уравнения реакций

Прибор для

Получения газов

CaCO3,

HCl

В пробирку для получения газов

поместить  несколько кусочков

мрамора, прилить раствор  соляной

кислоты

Ca(OH)2

CO2

Конец газоотводной трубки поместить  в пробирку с известковой водой.

NaOH,

CO2

Фенол –

фталеин

К раствору гидроксида натрия

добавить фенолфталеин, пропустить

через раствор углекислый газ.

Практическая работа № 5

« Металлы главных  подгрупп»

Реактивы

Ход работы

Наблюдения и выводы

Уравнения реакций

Na,

H2O

Фенол-

фталеин

HCl

Небольшой кусочек натрия поместить в кристаллизатор с водой.

После реакции добавить фенол-

фталеин. К получившемуся раствору

добавить раствор соляной кислоты.

Mg,

HCl

Cжечь в пламени спиртовки магниевую ленту.

На дно сухой пробирки поместить небольшой кусочек магния добавить соляную кислоту.

Al

HCl,

NaOH

Один кусочек Al поместить в сухую пробирку и добавить раствор соляной кислоты. К раствору хлорида  Al добавить гидроксид натрия, получившийся осадок разделить на две пробирки,к одной части добавить кислоты к другой щелочи.

                                                               

Практическая работа  № 6

« Металлы побочных подгрупп»

Реактивы

Ход работы

Наблюдения и выводы

Уравнения реакций

Cu

HNO3

Медную проволочку прокалить

в пламени спиртовки.

кусочек меди положить в сухую пробирку и добавить азотной килоты, слегка подогреть.

Zn,

HCl,

NaOH

Кусочек цинка поместить в пробирку и добавить соляной кислоты.

К раствору  хлорида  цинка  добавить гидроксид натрия.

Образовавшийся осадок разделить на две части. К одной добавить кислоту к другой

гидроксид натрия

Fe,

HCl,

NaOH,

CuSO4

Железный гвоздь поместить в раствор сульфата меди.

Один кусочек железа поместить в пробирку и добавить соляной кислоты. К раствору хлорида железа III добавить раствор щелочи. Получившийся осадок

разделить  на две части. К одной части добавить соляной кислоты, а другую немного нагреть.



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

«ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ХИМИИ. ЯЗЫК ХИМИИ.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ».

1. Определить  валентность химических элементов по формулам соединений:

         1 вариант:  а) P2O5 ; b) SO2;  d) Al2O3;  g) CaCl2

2 вариант   a) N2O5, b) SiO2, d) Fe2O3,  g) BaCl2

2. Напишите формулы соединений, в состав которых входят следующие элементы:

1 вариант:  а) медь (II)  и водород;  б) железо (III) и кислород,  в) цезий и кислород

2 вариант:  а) медь(I) и кислород,  б) магний и водород,  в) барий и кислород.

3. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций:

1 вариант:       Ва + О2 = ВаО

2 вариант:      Мg + O2 = MgO

4. Решите задачи:

1 вариант:  В сосуде, содержащем 2г кислорода, сожгли 2г водорода.

                   Какое вещество и  какой массы оказалось в сосуде после реакции?

2 вариант: В сосуде, содержащем 3г кислорода, сожгли 3г углерода.

                  Какое вещество и какой массы оказалось в сосуде после реакции?

           

                   

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

«КИСЛОРОД. ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА. ВОДОРОД».

1. Установите соответствие между химической формулой хим. элемента и формулой его высшего оксида:

1 вариант:   1. К                             а)  ЭО                               2 вариант:     1. Са                      а)  Э2О5

                    2. Мg                          б)  Э2О5                                                                     2. С                        б)  Э2О

                    3. Р                             в)  Э2О7                                                           3. Аg                      в)  Э2О

                    4. С1                           г)   Э2О                                                         4.  N                        г)  ЭО2

2. Допишите уравнения хим. реакции, расставьте коэффициенты:

1 вариант:    Н2 + СuO =                                            

2 вариант:    CS2 + O2 =

3. Составьте текст задачи и решите ее:

1 вариант:                               x г                                                      2л

                                  перманганат калия  →  K2MnO4 + MnO2 + O2

                                                                                       

2 вариант:                 хг              4л

                          сероводород + О2 =Н2О +SО2 ↑

                                         

4.Решите задачу:

1 вариант:  При сжигании 1 моль фосфора выделяется 620 кДж теплоты.

                   Составьте термохимическое уравнение реакции образования оксида фосфора(V).

2 вариант:  При сжигании 1 моль серы выделяется 720 кДж теплоты.

                   Составьте термохимическое уравнение реакции образования оксида серы (IV).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3

«ВОДА. РАСТВОРЫ.

ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ   СОЕДИНЕНИЙ.

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИИ».

1.  При комнатной температуре вода реагирует с:

1 вариант:  а) медью, б) фосфором,  в) натрием,  г) серой

2 вариант:  а) золотом,  б) углеродом,  в) кальцием,  г) кремнием

2.  Вычислите, сколько нужно взять соли и воды для приготовления

1 вариант:  250г раствора с массовой долей соли 30 %.

2 вариант:  300г раствора, с массовой долей соли 35 %.

3.Составьте формулы следующих соединений:

1 вариант:  гидроксид железа(III), сульфат натрия, нитрит алюминия, гидроксид цинка, хлорид магния.

2 вариант:  сульфат алюминия, силикат калия, гидроксид меди (II), гидроксид бария, бромид серебра.

4. Составьте уравнения хим. реакций, согласно цепочке превращений:

1 вариант:          C → CO2 → H2CO3 → CaCO3 → CO2

2 вариант:          Zn → ZnС12 → Zn(OH)2  → H2O → H2

4. Вычислите массу соли, образовавшейся в результате взаимодействия:

1 вариант:  хлорида алюминия с серной кислотой массой 200г и массовой долей кислоты 60%.

2 вариант:  гидроксида железа(111) с соляной кислотой массой 200г  и массовой долей кислоты 55%.

           

КОНТРОЛЬНЯ РАБОТА №4

«СТРОЕНИЕ АТОМА.

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И  ПСХЭ МЕНДЕЛЕЕВА.

ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ»

1.Какому химическому элементу соответствует следующая электронная формула:

1 вариант:  1s22s22p63s23p1                                              2 вариант:   1s22s22p63s23p6 

2. Определите соответствие между электронной формулой элемента и формулой его высшего оксида:

1 вариант 1) 1s22s22p3                                            а) ЭО                        2 вариант  1) 1s22s22p4                а)  Э2О

                 2) 1s22s22p63s2                         б) ЭО2                                       2) 1s22s22p63s1                   б)  Э2О5                   

                 3) 1s22s22p63s23p2                    в) Э2О5                                       3) 1s22s22p63s23p3        в)  ЭО2

                 4) 1s22s22p1                              г) Э2О3                                          4) 1s22s22p2                г)  ЭО3

 

3.Установите соответствие между положением хим. элемента в ПСХЭ и его названием:

1 вариант  1) 2 период 4 группа главная подгруппа     а) иттрий        2 вариант   1)        2 период 5 группа главная подгруппа        а) кадмий

                  2) 4 период 2 группа гл/п                               б) кальции                        2) 4 период 3 группа гл/п                                б) галлий

                  3) 4 период 5 группа поб/п                            в) углерод                            3) 4 период 2 группа поб/п                        в) азот

                  4) 5 период 3 группа поб/п                            г) ванадий                         4) 5 период 2 группа поб/п                        г) цинк                          

4. Химическая связь в молекулах:

1 вариант:  КВr                           а) металличексая

2 вариант:  Н2О                  б) ковалентная полярная

                                             в) ковалентная неполярная

                                             г) ионная

       

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5

«ГАЛОГЕНЫ. ЩЕЛОЧНЫЕ МЕТАЛЛЫ»

1.  Какой из двух элементов обладает наиболее выраженными свойствами и почему:

1 вариант:  металлическими (натрий или рубидий)

2 вариант:  неметаллическими (хлор или йод)

2. Составьте уравнения хим. реакций, согласно цепочке превращений:

1 вариант:   Na  →  NaH  →  Na2O →  NaOH  →  NaCl  →  Na

2 вариант:  Cl2  →  HCl  →  KCl   →  Cl2  →  Br2   →  CaBr2 

3. Расположите хим. элементы в порядке увеличения их свойств:

1 вариант:  металлических (K, Li, Rb, Fr, Na).

2 вариант:  неметаллических (Cl, I, F, Br, At).

4. Вычислите объем водорода, который:

1 вариант:  вступит в реакцию с хлором, если в результате образуется 1,12л хлороводорода.

2 вариант:  выделится при взаимодействии калия массой 19,5г с водой.

                                     


ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

( при нагрузке 2ч в неделю-5 заданий)

1. Какова массовая доля фосфора в метафосфорной кислоте (НРО3):

 а) 40%

 б) 38,8%

 в) 37,7%

2. С какими из перечисленных веществ реагирует вода:

а) сера, оксид натрия, оксид серы (VI)

б) оксид фосфора (V), хлорид кальция, неон.

в) натрий, оксид кальция, оксид серы (IV)

3. Какой из вариантов отображает электронное строение атома хлора:

а) 1s22s22p63s22p2

б) 1s22s22p63s23p5

в) 1s22s22p63s23p4?

4. Установите соответствие между хим. уравнением и типом хим.реакции:

1) 2HgO → 2Hg + O2                                     а) соединение

2) SO2 + H2O → H2SO3                                              б) обмена

3) Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2                           в) разложения

4) Na2O + H2SO4→ Na2SO4 + H2O                г) замещения

5. Установите соответствие между формулой соединения и его классом:

Na2CO3                      а) основание

CaO                            б) средняя соль

3)  Al(OH)3                              в) кислота

4)  HNO3                             г) основной оксид

6. Составьте уравнения хим. реакции согласно цепочке превращений:      

                   P  →  P2O5   →  X1  →   Ca3(PO4)2   →   X2

7. Вычислите массу соли и объем газа, которые могут образоваться при взаимодействии сульфида натрия с 200г раствора серной кислоты с массовой долей кислоты 98%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная комплексная практическая работа

В комплексной работе создаются гипертекстовые ссылки на вузы, расчитываются проходные баллы, создается надпись в Corel Draw и виньетка в Photosho...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Контрольные и практические работы для 6-7 класса

Контрольные и практические  работы для 6-7 класса...

Контрольная или практическая работа. Лексика и синтаксис. Повторение. 9 класс. Подготовка к ОГЭ.

Работа по подготовке к экзаменам. Лексический и синтаксический анализ текста....