Методическая разработка урока "Серная кислота и ее соли"
методическая разработка по химии (9 класс)

Бражникова Алла Михайловна

В материале дана технологическая карта урока «Свойства серной кислоты», разработанная согласно новым требованиям ФГОС. Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления  знаний применяются тестовые задания, применяется групповой способ обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     Бражникова А.М., учитель

ГБОУ школы №332 Невского района

Санкт-Петербурга

Урок в 9 классе «Изучение свойств и применения серной кислоты»

 

В материале дана технологическая карта урока «Свойства серной кислоты». Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления  знаний применяются тестовые задания, применяется групповой способ обучения.

Предмет: химия. УМК: О.С. Габриелян.

Тема: Серная кислота и ее соли

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель учителя: познакомить учащихся со свойствами серной кислоты и ее солей, рассмотреть их с точки зрения ТЭД.

Цель ученика: познакомиться со свойствами серной кислоты и ее солей, научиться  распознавать серную кислоту и ее соли среди других веществ.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности; осуществление рефлексии своей деятельности; удержание учебной задачи; контроль, оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство, преобразование информации из одной формы в другую.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.

В познавательной сфере:

1.Изучить свойства серной кислоты и ее солей :общие сойства и специфические.

2.Научиться распознавать серную кислоту и ее соли среди других веществ.

3.Усовершенствовать навыки решения ОВР.

В ценностно-ориентационной сфере:

умение прогнозировать признаки и условия протекания химических реакций с применением межпредметных знаний

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя.

Задания.

Деятельность учеников

УУД

  1.

Актуализация

Знаний

2. Сообщение нового материала

(Общие свойства)

2.Специфические свойства .

3. Закрепление изученного материала

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Вначале урока предлагаю разделить класс на несколько небольших групп. В каждой группе выбирается «консультант». Их задача – контролировать выполнение заданий в группе, помогать в выполнении заданий, тем обучающимся, которые испытывают затруднения

Учитель предлагает учащимся вспомнить все, что им известно о кислотах из предшествовавшего обучения и повседневной жизни. (Беседа)

Каждой группе дается задание.

Каждая группа должна подготовить ответ на свой вопрос и выслушать ответы других групп

.

 Путеводитель №1

Общие свойства серной кислоты.

Взаимодействие серной кислоты с оксидами.  

С какими из перечисленных оксидов будет взаимодействовать серная кислота?   Приведите уравнения реакций  в  молекулярном и  ионном виде. Сделать вывод

.

Путеводитель №2

Общие свойства серной кислоты.

Взаимодействие серной кислоты с основаниями.

С какими из перечисленных оснований будет взаимодействовать серная кислота? Приведите уравнения реакций  в  молекулярном и  ионном виде. Сделать вывод

Путеводитель №3

Общие свойства серной кислоты.

Взаимодействие серной кислоты  с солями. С какими из перечисленных солей будет взаимодействовать серная кислота? Приведите уравнения реакций  в  молекулярном и  ионном виде. Сделать вывод о растворимости сульфатов, качественной реакции на сульфат-ион.

.

Путеводитель №4 Общие свойства серной кислоты.

Взаимодействие серной кислоты разбавленной   с  металлами.

С какими из перечисленных металлов будет взаимодействовать серная кислота? Приведите уравнения реакций  в  молекулярном и  ионном виде.

Сделать вывод

 

«Аккумуляторная» кислота

-Объяснить правила разбавления кислоты.

-Взаимодействие с водой.

-окисление органических веществ.

Демонстрация опыта –Обугливание сахарной пудры

C12H22O11 + 2H2SO4 = 11C +2SO2 + CO2 +13H2O

Концентрированная серная кислота -  сильный окислитель. Окисляет металлы, неметаллы, сложные вещества.

Демонстрация опыта.

Вопрос:  как можно доказать, что это серная кислота? Что такое качественная реакция? Как мы доказывали наличие соляной кислоты и ее солей?

Учитель предлагает в 3 пронумерованных пробирках найти серную кислоту среди HCL,HNO3,H2SO4 

- Выполните тестовые задания

.

выполняют задания устно. Все ответы комментируются

Каждая группа отчитывается ,

записывает  уравнения реакций

 Рассматривают схему, иллюстрирующую области применения серной кислоты, объясняют  название серной кислоты.

изучают текст слайда и делают выводы

«Сначала вода, а потом кислота, иначе случится большая беда».

Работа на доске:

Работа на доске:

Cu + 2H2SO4конц. = CuSO4 + SO2 + 2H2O

Составить ОВР.

Сделать вывод.

Опыт: серная кислота + хлорид бария; сульфат натрия + хлорид бария

Ученик пишет у доски

H2SO4 + BaCl2 = 2HCl + BaSO4

2H+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = 2H+ + 2Cl- + BaSO4

Ba2+ + SO42- = BaSO4

Сделать вывод.

-

 

-выполняют тест

-учащиеся сравнивают записи, исправляют ошибки, задают вопросы

Ученики, оценив достигнутый уровень, могут определить сами дальнейшие движения к цели.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности; удержание учебной задачи, понимание причины своего неуспеха.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.

Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности; удержание учебной задачи; контроль, оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.

Регулятивные: осуществление рефлексии своей деятельности; оценка своих результатов, понимание причины своего неуспеха.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, оценивать речь сверстников, составление индивидуального устного высказывания, аргументация своей точки зрения, оценка суждений и своей точки зрения.

Домашнее задание:

Репродуктивный  уровень, отметка «3»

1)Осуществить превращения

Zn - ZnSO4 - Zn(OH)2 - ZnSO4

Продвинутый  уровень, отметка «4 ,5»

1)Осуществить превращения

     Cu – CuO - CuSO4 - Cu(OH)2 - CuSO4 – Cu - CuCL2  

2) К 200 г80% концентрированного раствора кислоты  добавили 50мл воды.

    Найти массовую долю кислоты в новом растворе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».

Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...

Методическая разработка урока в 9 классе на тему "Серная кислота и ее соли"

Методическая разработка урока содержит подробный конспект, инструкцию по проведению лабораторной работы. Используется проблемно-исследовательская технология....

методическая разработка по теме: "Класс неорганические соли"

Разработка учебной презентации по теме  "Класс неорганические соли" можно использовать для объяснения классификации и свойств  данных соединений.  Материал содержит проверочные задания....

Методическая разработка урока по теме "Соли"

Методическая разработка урока по порограмме О.С. Габриелян 8 класс. Тема "Соли". 2 часа.Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обо­з...

Методическая разработка элективного занятия "Взаимодействие солей с металлами"

Методическая разработка элективного занятия по химии "Решение задачи повышенной сложности"- изменение массы пластинки в растворе. Предварительно учащиеся наблюдали за реакцией между сульфато...

Методическая разработка урока по теме "Нитраты - соли азотной кислоты" 9 класс ( автор учебника Габриелян О.С.)

Урок имеет ярко выраженную практическую направленность. Учащиеся проводят химический эксперимент, изучают свойства нитратов и раскрывают их практическое значение для расений и человека....

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...