Внеклассная работа по химии
методическая разработка по химии (8 класс)

Монгуш Лейла Дадар-ооловна

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПО ХИМИИ В 8 КЛАССАХ

«ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_himii_8_klass.docx37.82 КБ
Файл prilozhenie_no1_rebusy.docx403.98 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ  ПО ХИМИИ В 8 КЛАССАХ

«ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ»

Цель: развитие познавательного интереса учащихся к предмету химии, обобщение, систематизация,  закрепление знаний о химических элементах, умений   определять степени окисления, классы неорганических веществ, закрепление умений и навыков  работы с периодической системой, умений работать в группе, настойчивости и целеустремленности, ответственности, формирование чувства товарищества и взаимопомощи, коллективизма.

План

  1. Вводное слово.

  1. Выступление Королевы – химии с учениками.

  1. Объявление состава команд и жюри.

  1. Соревнования капитанов и команд.

  1. Подведение итогов и награждение победителей.

  1. Посвящение в химики учащихся 8 класса.

  1. Заключительное слово.

Ход мероприятия.

На доске плакат «ПОСВЯЩЕНИЕ В ХИМИКИ».

1.   Вводное слово.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас праздник «Посвящение в химики» наших восьмиклассников  и их учителей (Дукаа Е.Д., Назын А.С., Монгуш Л.Д.) давайте их поприветствуем (выносят  кадак учителям) . Дорогие восьмиклассники, добро пожаловать в храм науки «ХИМИЯ». В этом году вы начали изучать новый предмет-химию. Что же такое – химия?  Химия-это чудесная наука, это немного чуда и много знаний!

 Под музыку выходит Королева-химия с учениками. Ученики одеты в халаты для проведения опытов. Оборудование и реактивы вынесены на демонстрационный стол заранее.

2.  Выступление волшебницы-химии  (учащийся 11 класса) с учениками.

Химия:     Я в жизни помогаю людям,

                 Зовут волшебницей меня.

                 Я в праздник превращаю будни,

                 Я - королева  химия!

Всё что нас окружает - это вещества. Веществами и их превращениями  я и управляю. Они все находятся в моей власти. Своими знаниями я готова делится и с вами. А чтобы вы поверили, что я волшебница - посмотрите, что я могу: -

  1. своей волшебной палочкой я зажгу спиртовку (ОПЫТ 1:зажигание спиртовки «волшебной» палочкой)

Со мной пришли мои лучшие ученики, мы с ними знакомы год. За год они многому научились.

Под музыку ученики выполняют занимательные опыты.

Ученик 1: Я могу водой зажечь костер. (ОПЫТ 2: « вода» зажигает костёр)

Ученик 2: Я могу из воды получить молоко (ОПЫТ 3: получение «молока»)

Ученик 3: Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так! Дым бывает и без огня. (ОПЫТ 4: «дым» без огня)

Ученик 4: А я могу вызвать извержение вулкана (ОПЫТ 5: извержение «вулкана»)

Ученик 5: А я могу из простого ножа получить золотой. (ОПЫТ 6: «золочение ножа»)

Ученики 6,7: Оперируем без боли, правда, будет много крови.

При каждой операции нужна стерилизация.

Йодом смочим мы обильно, чтобы было всё стерильно,

Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент.

Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку, от пореза нет следа! (ОПЫТ 7: оперируем без боли)

Для проведения опыта приглашаются желающие из зрителей или игроки.

 

Химия: Ну, как, ребята, понравилось? Хотите ли вы познать мои тайны и стать такими же умелыми как мои ученики?                (хором ДА, ДА, Да.)

III.Объявление состава команд и жюри.

Учитель: В соревновании участвуют команды Ийской,Тоора-Хемской, Адыр-Кежигской школ Тоджинского кожууна. .

Судить наше соревнование будет жюри в составе: (объявляют состав жюри)

Чукпанай С.С.- председатель, внеклассный организатор МБУ Ийской СОШ

Дукаа Е.Д.- секретарь, рук КМО, учитель химии Тоора-Хемской СОШ

Назын А.С.- учитель химии Адыр-Кежигской СОШ

Чыргал Айдын – учащийся 11 класса МБУ Ийской СОШ

Шаннамай Ч.О.- родитель

Учитель: И так у нас за звание лучшей команды сражаются 4 команды.

 IV.Соревнования.

Состязание 1 - домашнее задание. Каждая команда должна была выбрать название, талисман, девиз. Первой домашнее задание представляет команда….  Максимальный балл – 5.

Состязание 2  -  разминка. Разгадывание ребусов (приложение №1)- побеждает команда, набравшая больше очков за ребусы (1 правильно разгаданный ребус 1 балл - итого 10 баллов)

Состязание 3  -  конкурс капитанов «Темная лошадка».

«Тёмная лошадка» — зашифрованный химический элемент. Капитанам  задаются подсказки об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл).

 1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.

 2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.

 3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.

 4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.

 5. В честь него назван век.  ( Железо).

   

 1. Этот металл известен человеку с глубокой древности.

 2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.

 3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.

 4. Из этого металла делают украшения, монеты.

 5. Этот металл – символ Солнца.  ( Золото).

   

 1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.

 2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.

 3. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.

 4. Пары металла ядовиты.

 5. Находится внутри градусника.  ( Ртуть).

   

 1. Его называют безжизненным газом.

 2. Это довольно инертный газ.

 3. Он легче воздуха.

 4. Он входит в состав воздуха.

 5. Его химическая формула – N2.  (Азот).

Состязание 4 - видеовопросы от учителей школы (приложение№2). (Команды должны отгадать о каком веществе идет речь. Время на обдумывание ответа - 1 минута. Если команда не отвечает, право ответа есть у другой команды.)

1) Металл серебристо белого цвета. На своей поверхности образует оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют крылатым металлом. Н.Г. Чернышевский в своем произведении “Что делать?” назвал его “металлом социализма”. (Алюминий)

2) В газообразном виде он оказывает сильно раздражающее действие на глаза и дыхательную систему. Вещество получают в результате электролиза солей. Войска Атланты и германские войска применяли его в боевых действиях. Его используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах. (Хлор)

3) Древние египтяне называли его “вааепере”, древние копты – “небесный камень”. Изделия из него ценились дороже золота. Среди сокровищ египетских пирамид. Где было много золота, ученые нашли несколько украшений из этого металла. Только очень богатые люди могли иметь изготовленные из него кольца и броши. Один восточный деспот даже издал закон, под страхом смертной казни запрещавший всем, кроме него, носить сделанные из этого металла украшения. Древнегреческий географ и историк Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота. В “Одиссее” Гомера рассказывается, что победителям в спортивных соревнованиях вручали кусок этого металла и кусок золота – самые большие в те времена драгоценности. Алхимики считали его настолько неблагородным металлом, что им не стоило и заниматься. О каком металле идет речь? (Железо)

4) Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: “Оно может быть целительным, отравляющим, серным соленым, алым, мрачным, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится.” О каком веществе так много сказано? (Вода)

5) Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. На пирах у киевского князя его ставили в золотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его сподвижники. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик – жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек – незаметно брось его щепотку в огонь: “спасет от дурного глаза”. Собираясь в дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь – принесет удачу. Оно и стадо хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало – нигде без него не обойтись. Оно в воде рождается и в воде умирает. О каком веществе шла речь? (Соль)

6) Из этого металла с уральских месторождений в 1828-1845 гг. чеканили монеты достоинством 3, 6, 12 рублей, а потом запас этого металла за ненадобностью продали Англии. В честь ХХ Олимпиады (Москва, 1980) из этого металла выпустили новые монеты достоинством 150 рублей. О каком металле идет речь? (Никель)

7) Зерна кристаллов этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковальне. В пламени кузнечного горна, где все металлы плачут огненными слезами, они даже не краснели. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щелочах. “Ни огнем, ни искусством” - такой вердикт вынесли алхимики, исчерпав все возможности. Его привезли в Европу из Колумбии, из дель Пинто. Он был в Испании под запретом 43 года. Покупали его в основном для подделок. В 1791 году испанский король издал указ: “Его добывать всюду, где только можно, скупать, беречь за семью замками и везти в Испанию с такой же охраной, как золото. А если кто нарушит указ – рубить голову. Он следовал за золотом как тень. Его появлению, как отметил академик В.И.Вернадский, в научной литературе середины 18 века уделено внимание больше, чем любому другому веществу. Это отражает заботы и волнения, которые доставлял сей металл, выскочив на арену жизни, словно джин, спутав все карты алхимии и религии. Благодаря данному металлу обесценились испанские монеты. Этот металл – “бесовский соблазн” - нарушил веру в самое святое – чистоту и неподдельность. Теперь этот металл роскоши, “ювелирный король”, из него сделаны первые эталоны длины и массы. О каком веществе шла речь? (Платина)

8) При Петре I вручалась медаль за пьянство. Из чего она была сделана и где крепилась? (Чугун, крепилась на шее, медаль снималась когда человек прекращал пить).

Состязание 5- реклама одного вещества. Химия – это наука о веществах, рассматривается артистизм, находчивость. (5 баллов)

Состязание 6-  “Быстрее, быстрее, быстрее…” За 2 минуты команда должна дать как можно больше ответов на вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Песок, с которым пьют чай. (Сахар)
  2. Процесс разрушения металлов под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
  3. Какой первый металлический сплав создан человеком – сталь, бронза или чугун? (Бронза)
  4. Какой элемент был назван “элементом жизни и мысли”. (Фосфор)
  5. Газообразное вещество которое дезинфицирует воду, не оставляя привкуса. (Озон)
  6. Металл, вызывающий “лихорадку”. (Золото)
  7. Недостаток этого элемента вызывает заболевание щитовидной железы. (Йод)
  8. Атом, лишенный всех электронов. (Ядро)
  9. Ароматическое соединение с одним бензольном кольцом. (Бензол)
  10. простое вещество, светящееся на воздухе. (Фосфор)
  11. Сложные вещества, состоящие из 2 элементов один из которых кислород. (Оксиды)
  12. Какой металл использовали служители церкви для получения святой воды. (Серебро)
  13. реакция ,при которой выделяется теплота. (Экзотермическая)
  14. Биологическое активное вещество, регулирующее работу органов и тканей человека и животных. (Гормон)
  15. Бесцветный газ с резким запахом, применяемый в производстве азотной кислоты и удобрений. (Аммиак)
  16. какое молоко не пьют. (Известковое)
  17. Соли высших жирных кислот. (Мыла)
  18. Положительно или отрицательно заряженные частицы. (Ионы)
  19. Валентность водорода. (1)
  20. Запись химической реакции посредством химических формул. (Химическое уравнение)
  21. Формула поваренной соли. (nacl)
  22. Металл, соединения которого стали причиной смерти многих рабовладельцев в древнем мире. (Свинец)
  23. Какой камень искали алхимики. (Филосовский)
  24. 2. Вещества, увеличивающие скорость химической реакции. (Катализаторы)
  25. Название этого металла в переводе с латинского означает “утренняя звезда”. В природе встречается в виде самородков. Обладает высокой ковкостью. (Золото)
  26. Этот неметалл издавна использовали для отбеливания ткани, изготовления лекарственных препаратов, чернения оружия, приготовления черного пороха. (Сера)
  27. Гормон, регулирующий содержание сахара в крови. (Инсулин)
  28. Известь, которую гасят водой. (Негашеная)
  29. Насыщенный углеводород, в котором 8 атомов углерода. (Октан)
  30. Название реакции обмена между кислотой и основанием. (Нейтрализации)
  31. Наиболее активный неметалл. (Фтор)
  32. Растворы или расплавы, проводящие электрический ток. (Электролиты)
  33. Какая кислота всегда находится в желудке человека? (Соляная)
  34. Аллотропное видоизменение кислорода. (Озон)
  35. Реакция, протекающая с поглощением теплоты. (Экзотермическая)
  36. Как называются цифры, стоящие в химической формуле внизу после символов химических элементов. (Индексы)
  37. Нехватка какого элемента вызывает такое заболевание, как анемия. (Железо)
  38. Как называется запись химической реакции с указанием теплового эффекта. (Термохимическое уравнение)
  39. Как называется вид атомов с одинаковым зарядом. (Ххимический элемент)
  40. Какая щелочь соответствует оксиду каля. (Кон)
  41. Продукты поликонденсации аминокислот. (Пептиды)
  42. Валентность кислорода. (2)
  43. Самое легкое вещество. (Водород)
  44. Этот элемент иногда называют “король живой природы”. (Углерод)         

Состязание 7.- “Колесо истории”

(По минисценкам необходимо угадать о каком ученом идет речь. За каждый правильный ответ 3 балла)

  1. Я ученый-химик любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ я обычно делал в Гостином Дворе Петербурга, где меня знали как “чемоданных дел мастер”. Я в одиночку совершил полет на воздушном шаре для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения. Я проделал на нем путь около 100 км с максимальной высотой полета примерно 4 км и удачно посадил его.

(Дмитрий Иванович Менделеев)

  1. Со мной шутить было накладно. Я везде был тот же: дома, где все передо мной трепетали, во дворце, где я за уши драл пажей, в Академии… В отношении к самому себе я был беспечным. Моя жена, хоть и немка, ничего не смыслила в хозяйстве. Я сочинил поздравительную оду императрице, и она распорядилась выдать мне награду – 2000 рублей. Деньги привезли на двух возах. Это были медные монеты, один килограмм которых приходился на один рубль.

(Михаил Васильевич Ломоносов)

  1. В 1768 году я молодым ученым вступил в Генеральный откуп – компанию финансистов, арендовавших у правительства Франции право монопольной торговли солью, табаком, вином, а также право взимать различные пошлины при провозе товаров.

(Антуан Лоран Лавуазье)

  1. С 1890 года я живу на вилле “Мое гнездо” в Сан-Ремо, где оборудована прекрасная лаборатория по синтезу и изучению взрывчатых веществ. К тому времени уже 93 завода производили нитроглицерин, динамит, бездымный порох и другие взрывчатые вещества. Весь бухгалтерский отчет я вел сам, что приводило к постоянным переездам, поэтому я слыл “европейской бродягой”

(Альфред Бернхард Нобель)

  1. Я русский ученый осуществил один из важнейших синтезов. Немецкий профессор химии А.В.Гофман сказал обо мне: “Если бы… не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то имя мое и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии”.

(Николай Николаевич Зинин)

  1. В списке нобелевских лауреатов по химии мое имя стоит первым. В начале своей карьеры, будучи доктором математики и натурфилософии, я давал частные уроки по химии и физике, т.к. мне не нашлось места для работы ни в одном из университетов Голландии, даже в должности учителя химии мне было отказано.
    (Якоб Хендрик Вант-Гофф)

 Вопросы болельщикам: “Перевертыши”

(Ведущий читает текст в течении 30 секунд, игрокам надо дать правильное звучание фразы. Это может быть поговорка, пословица, строчка известного стихотворения, содержащая название химических веществ. Каждый правильный ответ 1 балл, своей команде.)

  1. Разговор – ртуть, крик – платина. (Слово – серебро, молчание – золото)
  2. Гладь металла, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)
  3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.)
  4. Не все грязь, что тусклое. (Не все то золото, что блестит)
  5. Звери живут за металл. (Люди гибнут за металл)
  6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)

Подведение итогов и награждение победителей:

а) команда победитель,

б) самый химически активный участник.

VI.  Посвящение в химики.

Учитель:Когда-то людей, занимавшихся химией, называли волшебниками, чернокнижниками, колдунами. В наш век химия может объяснить любые чудеса. Все волшебные превращения, которые вы видели сегодня- это просто эффектные химические опыты, которые может провести любой из вас, но при условии, что он будет знать химию.

Химия: Сегодня в состязании участвовали достойные ученики, и их я посвящаю в химики. Прошу команды встать и повторять за мной слова клятвы.

К Л Я Т В А   Ю Н О Г  О   Х И М И К А

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать. Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт.

Жить, учится, и химичить, как завещал великий Менделеев.

А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука химиков.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Фейерверк в честь химиков (ОПЫТ 11:фейерверк)

VII.Заключительное слово учителя: Поздравляем вас с принятием в химики! Спасибо за участие!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ МЕРОПРИЯТИЯ

Опыт 1. Зажигание спиртовки волшебной палочкой. Берется немного KMnO4, добавляется осторожно 0,5 мл конц.H2SO4,перемешать и прикоснуться палочкой со смесью к фитилю спиртовки (должен быть хорошо смочен)

Опыт 2. «Вода» зажигает костер. В фарфоровую чашку поместить немного кристаллического KMnO4. Аккуратно смочить кристаллы 2 мл H2SO4(конц). Фарфоровую чашку поставить на асбестовую сетку, замаскировать ёе, уложив сверху и вокруг стружки или лучинки, но так чтобы они не попали в чашку. Для зажигания костра, смачивают ватку этиловым спиртом и выжимают его над ним, так чтобы капли попали в чашку. Спирт воспламеняется, поджигает  и лучинки ( руку быстро убрать).

Опыт 3. Получение «молока». Для получения  «молока» в раствор Ba(NO3)2 приливают раствор Na2SO4. Выпадает осадок белого цвета.

Опыт 4. «Дым без огня». В стакан, смоченный HCl(конц.), из пробирки выливают содержимое (NH4OH 25%- конц.). Над стаканом появляется густой белый дым.

Опыт 5. «Извержение вулкана» На асбестовую сетку насыпать горкой (NH4)Cr2O7 и в серединку капнуть несколько капель спирта. Поднести зажженную лучинку. Через несколько минут начнется извержение.

Опыт 6. Золочение ножа. Лезвие простого железного ножа хорошо зачистить наждачной бумагой и до опыта руками не трогать. В высокий стакан, обернутый бумагой, налить сульфат меди (насыщенный и подкисленный). Опустить в стакан на несколько секунд нож, быстро сполоснуть водой и тут же вытереть полотенцем. Нож покрывается ровным блестящим слоем меди ярко-розового цвета.

Опыт 7. «Операция без боли» Вызвать самого смелого из зрителей. Промывают обильно предплечье ватой, смоченной раствором FeCl3, а раствором KCNS смачивают нож, далее ножом проводят по руке: на бумагу течёт « кровь». Смывают водой, смоченной раствором NaF или простой водой, вытирают полотенцем.

Опыт 8.Чай с сухариком. В стакан с раствором йода опускают сухарик, он темнеет.

Опыт 9. Фараоновы змеи. Измельчить таблетку сухого горючего и выложить горкой на подставку. Сверху на горючее положить 3 таблетки норсульфазола. Поджечь сухое горючее. Металлическим стержнем поправлять выползающих  «змей». Огонь после опыта погасить, закрыв пластмассовой крышкой.

Опыт 10. Получение «малинового сиропа».

В стакан налить раствор щелочи. В платочек незаметно взять немного фенолфталеина. Закрыть стакан платком. И слегка перемешать. Раствор станет малинового цвета.

Используемая литература:

  1. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина «Дидактические игры при обучении химии», М.: Дрофа, 2003.
  2. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффективные опыты по химии.- М.: Дрофа, 2002.
  3. А.Д. Шукайло «Тематические игры по химии», М.: Сфера, 2004.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ САЙТЫ:

http://internika.org/users/zvv-79/works/rebusy-po-khimii

http://igraza.ru/page-1-1-27.html

http://sch-tait.narod.ru/rebus/rebus.htm



Предварительный просмотр:

Ребусы

Ответы

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1500.png

железо

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1501.png

азот

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1506.png

натрий

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1505.png

золото

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1503.png

магний

C:\Documents and Settings\Сизов   В В\Мои документы\Сизова\аттестация сс\1502.png

свинец

алмаз

воздух

горение

элемент

кислота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассная работа по химии.

При проведении декады химии можно использовать  игровые презентации....

внеклассная работа по химии.

При проведении декады химии можно использовать  игровые презентации....

Внеклассная работа по химии "Химический КВН"

Организация внеклассной работы по химии  способствует формированию интереса к химии, развивает творческие способности учащихся и создает условия для самовыражения. Химический КВН целес...

Для внеклассной работы по химии

Данное мероприятие проводится на Неделе химии....

Внеклассная работа по химии как средство повышения интереса учащихся к предмету

Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками,- одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объем...

Внеклассная работа по химии

Основными задачами внеклассной работы по химии являются формирование и развитие интереса, склонности к изучению химии, выявление способностей и дарований к этому предмету, расширение кругозора, ...

Экологическое воспитание на уроках и во внеклассной работе по химии средствами исследовательской деятельности.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Одним из главных методов экологического  воспитания  школьников является приобщение их к исследователь...