Тема: «Физические и химические явления. Химические реакции». 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс)

Ершова Татьяна Анатольевна

 Тема:  «Физические и химические явления. Химические реакции».

 

Цель урока: сформировать представления о физических и химических явлениях, признаках и условиях протекания химических реакций, их практическое значение на основе проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Задачи урока: Образовательные:

1.       закрепить опорные знания понятий "вещество", "физические свойства вещества", “физическое явление”;

2.       обеспечить восприятие и осмысление понятий "химическое явление", "признаки химических явлений", "условия возникновения и протекания химических реакций";

3.       формировать умение проводить экспериментальное исследование, анализировать его ход и результат, вырабатывать практические навыки работы с реактивами, оборудованием в соответствии с правилами по технике безопасности;

4.       показать практическую значимость знаний о химических явлениях; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека.

Развивающие:

1.       развивать логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений;

2.       развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, делать выводы из фактов;

3.       развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;

4.       развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся через выполнение лабораторных работ.

Воспитательные:

1.       воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;

2.       воспитание чувства коллективизма и взаимопонимания при работе в группах;

3.       подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний.

Планируемые результаты

Личностные:

·         осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;

·         развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

·         умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

·         составлять план решения проблемы;

·         контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД

·         формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;

·         строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

·         осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·         проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

·         анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;

·         на основании результатов эксперимента формулировать выводы.

Коммуникативные УУД

·         планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

·         формулировать и аргументировать свое мнение.

·         описывать хи­мические реакции с по­мощью родного языка и язы­ка химии.

Предметные:

знать / понимать

понятия "физическое явление", "химическое явление", "признаки химической реакции", "условия возникновения и протекания химических реакций»

уметь

определять физические и химические явления,

описывать признаки химических реакций,

приводить примеры химических процессов в природе и технике,

объяснять роль физических и химических явлений в природе и технике,

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием, проводить эксперимент с учетом ТБ

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний (изучения нового материала).

УМК: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-207с.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл him_sv_kisloroda.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК №

Тема:  «Химические свойства кислорода. Оксиды. Применение. Круговорот кислорода в природе».

Девиз урока: «Кислород – это вещество, вокруг которого вращается земная химия».                                                        (Я. Берцелиус).

 

Цель: сформулировать у учащихся  представление о кислороде, изучить его свойства, дать общее понятие об оксидах, окислении, рассмотреть практическую значимость и применение.

Задачи: 

Образовательные:  изучить  химические свойства кислорода, дать понятие об оксидах и окислении, познакомить с нахождением кислорода в природе и его применением.

Развивающие: развитие навыков самостоятельной деятельности через работу с учебником, дополнительной литературой развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательныеформирование  основных  мировоззренческих  идеи материальности мира, воспитание настойчивости в овладении знаний, самостоятельности, дисциплины, аккуратности, воспитание  любви к окружающей среде, предмету.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы: фронтальная при опросе, индивидуальная и самостоятельная при изучении нового материала.

Методы и методические приемы: словесный, наглядный, демонстрационный.

Оборудование и реактивы: химический стакан, лучина, спички, прибор для собирания газа, рисунок, изображающий опыт Пристли, свеча, спиртовка, перманганат калия, ватка, штатив, пробирки, газовая трубка.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

II. Опрос:

        Общие сведения о кислороде

        Открытие кислорода

        Физические свойства кислорода

        Получение кислорода

III. Изучение нового материала (с использованием кластеров- опорных конспектов)

<Рисунок 1>

1. Химические свойства кислорода.

2. Окисление. Оксиды.

3. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Химические свойства. Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота  и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с О2 тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду. Она мутнеет, т.к. при горении угля образуется оксид углерода(IV):

                 t

С+О2    →  CO2

Сера горит в кислороде ярким, синим пламенем  с образованием газа с резким запахом - оксида серы (IV):

           

              t

 S+O→ SO2 

Фосфор  Р сгорает в кислороде ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твёрдых частиц оксида фосфора(V):

                   t

4Р+5О→ 2Р2О5 

В О2 горят и такие вещества, которые обычно считают не горючими, например, железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь её и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких искр – расплавленных капель железной окалины Fe3O4. В этом соединении 2 атома железа трёхвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением:

                     t

3Fe+2O2  → FeO  *  Fe2O3 или  (Fe3O4)

Горение – это химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

6.Окисление. Оксиды. 

Понятие <<окисление >> является более общим, чем понятие <<горение>>. Взаимодействие вещества с кислородом относится к реакциям окисления. В большинстве случаях в этих реакциях образуются оксиды. Оксиды – это сложные вещества, которые состоят из двух элементов, одним, из которых является кислород. Почти все химические элементы образуют оксиды, исключением являются лишь некоторые инертные элементы. Известны химические элементы, которые непосредственно с кислородом не соединяются. К ним относится золото Аu и некоторые другие. Оксиды этих элементов получают косвенным путём.

7.Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Используя дополнительную литературу, двое учащихся составляют сообщение о применении кислорода и круговороте его в природе. Еще двое учащихся, используя литературу [2], составляют доклады по темам:<<Ископаемый кислород>> и <<Кислород и жизнь>>.

IV. Закрепление.

Двое учащихся идут к доске и выполняют работы по карточкам  № 1 и № 2 .

Карточка № 1.

Выпишите из предложенного перечня формулы оксидов:

SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO, Na2SO4, ZnO, KOH, P2O5, Fe3O4

Дайте названия.

Карточка № 2.

Составьте химические уравнения реакций  между кислородом и следующими веществами:

Кальций Са, Литий Li, этан С2Н6.

Расставьте коэффициенты и дайте названия образовавшимся веществам.

Остальные учащиеся  выполняют следующее задание:

I.Игра в «Крестики нолики»

 Выйграшный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов.

HNO3            SO2           SO3                    KCIO3      ZnO        Na2O

CO2              CuO -         MnO                  NaOH       SO2        H2SO4

O2                 NaOH         ZnSO4                    Cu(OH)2      N2O3         CO2

II. Найдите в правом столбце названия оксидов, формулы которые приведены в левом столбце:

1. P2O5                                                               а) оксид серы (IV)

      2. CO2                                                                Б) оксид фосфора (V)

3. SO2                                                                в) оксид железа (II)

4. FeO                                                                г) оксид серы (VI)

5. K2O                                                                д) оксид меди (II)

6. CuO                                                                е) оксид углерода (II)

7. SO3                                                                ж) оксид калия

8. CO                                                                з) оксид кальция 

9. CaO                                                                и) оксид углерода (IV)

III. Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить и записать в приведенных карточках:

Число карточек равно числу оксидов

        

Ca

O

O2

C

S

Al2

Mg

O3

N

Fe2

Ответы: CaO, SO2, SO3, CO, CO2, Al2O3, MgO, NO, NO2, Fe2O3 – 10 оксидов.

Дополнительные вопросы: можно задать учащимся по ходу закрепления пройденного материала:
1) Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре? В состав, каких соединений входит этот элемент и каково его содержания в природе?

2) Как получают кислород в лаборатории?

3) Что такое катализаторы, и каково их значение в химических процессах?

4) Охарактеризуйте химические и физические свойства кислорода.

5) Какие процессы относятся к процессам окисления? Какие вещества называются оксидами?

V. Домашнее задание:

 П. 24, упр. 4, т/з с. 83

Используемая литература.

1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф. Г.  Неорганическая химия: Учеб, для 8 кл. сред. шк.  – М.: Просвещение, 2005.

2. Ходаков Ю.В.  «Рассказы о веществах – невидимках»  – М.: Просвещение, 2000.

3. Ходаков Ю.В. Неорганическая химия: Учеб, для 8 кл. сред. шк.  –М.: Просвещение, 2000.

4.«Химия и жизнь» - журнал №3, 1992 г.

5.«Химия и жизнь» - журнал №5, 1992 г.


<Приложение 1>

Карточка №1.

Составьте формулы веществ, получающихся в результате реакций (валентности элементов указанны) и расставьте коэффициенты в уравнениях реакций (полужирным шрифтом указан готовый вариант ответа):

               IV II                                                                               III   II

С+О2 → СО2                   соединения                4AI + 3O2 → 2AI2O         соединения

                IV II

S + O2 → SO2           соединения                   2H2S + 3O2 → 2SO2 + 2H2O     замещения

                       V II

4P + 5O2 → 2P2O5   соединения                 2HgО → 2Hg + O   разложения

Определить тип химической реакции.

Карточка №2

Расставьте коэффициенты в следующих уравнениях реакций (полужирным шрифтом указан готовый вариант ответа):

12H2O → 2H2 + O2            

              MnO2

2) 2H2O2     →    2H2O + O2

             t

3) 2HgO → 2Hg + O2

                 MnO2

4) 2KCLO3  →   2KCI + 3O2

5) 2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2

Карточка №3

В каких уравнениях допущены ошибки при расстановке коэффициентов. Исправьте их.

А) 2C2H2 + 3O2 → 2CO+ 2H2O

Б) 2FeCl2 + 3Cl2 → 2FeCl3

В) 4Al + 3O2 → 2Al2O3

Г) 2CrCl3 + Cr → 3CrCl2

Карточка №4

В каких уравнениях неправильно расставлены коэффициенты? Исправьте их.

А) 2ZnS + 3O2 → 2ZnO + 2SO2

Б) ZnS + 2HCl → ZnCl2 + H2S

В) 2Fe2O3 + 3H2 → 2Fe + 3H2O

Г) ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2 + H2O

Карточка №5

Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ:

А) Cu(NO3)2                Mr[Cu(NO3)2]=Ar(Cu) + 2Ar(N) + 6Ar(O)= 64+14*2+16*6=188

Б) Al2O3                Mr(Al2O3)=2Al(Al) + 3Ar(O)=2*27+3*16=102

В) Na2SO4                 Mr(Na2SO4)=2Ar(Na) + Ar(S) + 4Ar(O)= 2*23+32+4*16=142


<Приложение 2>

Лабораторные опыты:

1.Получение и свойства кислорода.

А) Соберите прибор, как показано на рисунке 24 страница 49 [1] и проверьте его на герметичность. В пробирку насыпьте примерно на ¼ ее объема перманганата калия и у отверстия пробирки положите рыхлый комочек ваты (стекловаты). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Укрепите пробирку в лапке штатива, так что бы конец газоотводной трубки почти доходил до дна стакана или цилиндра, в котором будет собираться кислород. Сначала обогрейте всю пробирку. Затем постепенно передвигайте пламя от ее дна в сторону пробирки.

Полноту заполнения стакана (цилиндра) кислородом проверяйте тлеющей лучиной. Как только сосуд наполнится кислородом, закройте его картоном или стеклянной пластинкой.

Б) Соберите прибор, как показано на рисунке 25 (с.49 [1]) и проверьте его на герметичность. В сосуд с водой опрокиньте пробирку с водой (или цилиндр закрытый стеклянной пластинкой). Затем пробирку (цилиндр) с водой наденьте на конец газоотводной трубки и нагрейте пробирку с перманганатом калия. Когда сосуд заполнится кислородом, закройте его под водой стеклянной пластиной. Собранный кислород сохранить для следующих опытов.

2. Горение в кислороде угля.  

Положите в железную ложечку кусочек древесного угля и раскалите его в пламени. Затем ложечку с тлеющим углем внесите в сосуд с кислородом и наблюдайте за происходящим. Когда горение прекратится, влейте в сосуд немного известковой воды и взболтайте, происходит помутнение.

CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3       + H2O

                                                      Белый

                                                     осадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»

Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....

урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна с использованием ЭОР по теме "Физические и химические явления. Химические реакции"

конспект урока  по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" разработан с использованием ЭОР, в структуре урока полностью описаны деятельность учителя и ученика. Исполь...

Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"

Презентация к уроку химии в 8 классе "Физические и химические Явления. Химические реакции"...

Технологическая карта по химии к уроку "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс

Технологическая карта по химии к уроку  "Физические и химические явления. Химические реакции" 8 класс Рудзитис, Фельдман...

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс

Технологическая карта урока химии "Физические и химические явления. Химические реакции", 8 класс...