Технологическая карта урока по химии «Кислоты»
план-конспект урока по химии (8 класс)

Мохова Татьяна

Технологическая карта урока по химии «Кислоты»

Учитель: Мохова Т.В. МБОУ МО Плавский район «ЦО№3»

УМК: О.С.Габриелян 8класс

Предметная область: химия

Тема урока - «Кислоты».

 Тема урока - «Кислоты. Их состав, классификация».

Цель: создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи:

- составить представления обучающихся о кислотах как классе неорганических веществ;

-проанализировать состав кислот;

-познакомить с классификациями кислот;

-повторить правила техники безопасности при работе с кислотами;

-выяснить экологические проблемы, связанные с кислотами;

 - совершенствовать   экспериментальные    умения учащихся   (исследования   действия   кислот   на индикаторы) и делать на основе опытов выводы.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование урока: комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, раздаточный материал.

Реактивы и оборудование: соляная кислота, серная кислота, метилоранж, фенолфталеин, лакмус, гидроксид натрия, штатив с пробирками.

Используемые на уроке технологии:

  1. Технологии системно-деятельного подхода
  2. Технология проблемного обучения
  3. Технология игрового обучения
  4. Интерактивные технологии
  5. Здоровьесберегающие технологии

 

Тип урока – изучение нового материала.

       

Оборудование урока: комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, раздаточный материал для л/р  работы в парах

 Эпиграф: «Все познается в сравнении»

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

2.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(3 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке. Составление плана работы

Опорными являются знания учащихся о кислотах, приобретенные в повседневной жизни и на уроках биологии.

Провожу подготовку мышления детей.

Обращаю внимание ребят на то, что слова кислота и кислый  имеют один корень.

Вспомним примеры продуктов питания с кислым вкусом.

  Как вы думаете какие вещества придают этим продуктам кислый вкус?

Ребята  подумайте как будет звучать тема сегодняшнего урока

«Кислоты»,

Сформулируйте цель урока

 

Ключевой вопрос нашего урока: “Как кислоты распознать среди других веществ”

 

 

 

 

 

 

 

яблоко, лимон, щавель…

 

Кислоты!

 

 

Кислоты!

 

 

Формулируют  цель:

изучить свойства кислот.

Записывают тему  урока в рабочих тетрадях  

Познавательные

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу 

 

3.

Совместное открытие новых знаний (20 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Задачи: составить представления учащихся о кислотах как классе неорганических веществ, познакомить с классификациями кислот, экологические проблемы...

Беседа:

1. С кислотами мы сталкиваемся с вами ежедневно. Какие кислоты вам известны?

 

На доске учитель выводит формулы кислот HCl

        H2CO3

А могут ли кислоты образовываться в природе? Какой процесс наблюдается в природе, особенно в экологически неблагоприятных районах?

 Что такое кислотные дожди?

2. Некоторые кислоты используются в промышленности.

Например: серную кислоту называют хлебом химической промышленности

H2 SO4,

азотная HNOи фосфорная H3 PO4 используются для производства удобрений.

3. Проанализируем состав кислот и сформулируем определение.

Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3 двухосновные H2SO4

трехосновные H3PO4

по наличию кислорода кислородсодержащие  HNO3 и бескислородные HCl

4.  Как можно отличить кислоты от других веществ?

Однако, согласно правилам поведения в химическом кабинете пробовать вещества на вкус строго запрещено!

Предлагаю провести эксперимент

Я демонстрирую изменение окраски индикаторов в кислотной среде:

оранжевого метилового – на красный; фиолетового лакмуса – на красный; бесцветный фенолфталеин – остается бесцветным. Даю пояснение, что фенолфталеин является индикатором на щелочи, т.к. только в щелочной среде изменяет окраску, а в кислой среде остается бесцветным.

 

В желудочном соке соляная кислота.

 

В лимонаде и нарзане угольная и т.д.

 

 

 

 

 

 

Ответ ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

В состав молекул кислот входят атомы водорода.

 Ребята записывают в тетрадь определение кислот.

Составляют схему:

HCl      H2 S

HNO3  H2SO4  H3PO4

 

 

На вкус.

 

 

 

 

 

 

 

 

После выполнения  л/о ребята отвечают на вопрос как с помощью индикаторов определить кислоты

 

Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предметные умения

должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда;

должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их , исследовать среды раствора с помощью индикатора, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов

Метапредметные умения

Познавательные

общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности

 

 

  Важно знать, что многие кислоты опасные (вызывающие ожоги). Откройте учебник  § 20 с.106, рис.61 , прочитайте правила работы с  серной кислотой.

Записывают в тетради правила работы с кислотами

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

(10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1. Игра « Делай как я!»

2. Лабораторный опыт «Определение кислоты среди выданных веществ»

3. Упражнение в применении знаний:

«Выписать формулы кислот из карточки» и дать им название  с использованием учебника

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:

“Как кислоты распознать среди других веществ”

Физкультминутка

 

 

 

 

Выполняют записи в тетради

 

 

 

1. по формуле

2.экспериментально: с помощью индикатора

Коммуникативные

формируем умение слушать и понимать других, работать в парах учитывая позицию собеседника

Познавательные

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

5.

Домашнее задание

Планирование работы на следующий урок.

Предлагает домашнее задание на следующий урок

§ 20, упр.1

 

 

 

Записывают задание

 

6.

Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах …

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

-Сегодня на уроке я понял(а), что..

-Особенно интересным было…

 

Оценивают свои знания.

Регулятивные

формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

Информационные ресурсы

1. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.

2. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М., 2006. – 176с.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие // под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996. – 160с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс], − режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227

9. Министерство образования и науки Российской Федерации [электронный ресурс], − режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html

10. Министерство образования Ставропольского края [электронный ресурс], − режим доступа: http://www.stavminobr.ru.

 

 

 

Инструктивная карта к уроку химии в 8 классе

1. Эксперимент

Вам даны растворы соляной и серной кислот. Разделите содержимое каждой пробирки на 3 части и исследуйте их известными вам индикаторами.

Сделайте вывод. Заполните таблицу, в пустых клеточках которой укажите цвет индикаторов.

      Взаимодействие кислот с индикаторами

Индикатор

Цвет индикатора в нейтральной среде

Цвет индикатора в кислоте

Лакмус

фиолетовый

 

Фенолфталеин

бесцветный

 

Метиловый оранжевый

оранжевый

 

2.Задание: выпишите отдельно оксиды, кислоты,  основания. Назовите вещества.

 

1 вариант

2 вариант

З  вариант

1

HNO3

KOH

Fe2O3

2

MgO

Na2SO3

N2O5

3

Cu(OH)2

H2SO4

CuSO4

4

ZnO

Ca(OH)2

K2O

5

SO2

FeO

HC1

6

CO2

HC1

Ca(OH)2

7

NaCl

K2SO4

H2S

8

H2SiO3

SO3

FeCl3

9

K2CO3

Na2O

Na3PO4

10 11

CuO

P2O5

NaOH

 

3. Экспериментальная задача

Вариант 1

Определите предложенные вещества: гидроксид натрия, вода, соляная кислота.

№1 –

№2 –

№3 –

 

Вариант 2

Определите предложенные вещества: гидроксид калия, вода, серная кислота.

№1 –

№2 –

№3 –

 

Вариант 3

Определите предложенные вещества: гидроксид натрия, вода, азотная кислота.

№1 –

№2 –

№3 –

 

4. Домашнее задание

  1. §20, упр. 1, стр. 107
  2. Задание по выбору:

- Подготовить сообщение «Кислотные дожди», «Кислоты в природе и их применение в быту».

- Составить сказку, загадки или кроссворд по теме «Кислоты».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии «Кислоты»

Учитель: Мохова Т.В. МБОУ МО Плавский район «ЦО№3»

УМК: О.С.Габриелян 8класс

Предметная область: химия

Тема урока - «Кислоты».

 Тема урока - «Кислоты. Их состав, классификация».

Цель: создать условия для формирования представлений о кислотах как классе неорганических соединений.

Задачи:

- составить представления обучающихся о кислотах как классе неорганических веществ;

-проанализировать состав кислот;

-познакомить с классификациями кислот;

-повторить правила техники безопасности при работе с кислотами;

-выяснить экологические проблемы, связанные с кислотами;

 - совершенствовать   экспериментальные    умения учащихся   (исследования   действия   кислот   на индикаторы) и делать на основе опытов выводы.

Тип урока – изучение нового материала.

Оборудование урока: комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, раздаточный материал.

Реактивы и оборудование: соляная кислота, серная кислота, метилоранж, фенолфталеин, лакмус, гидроксид натрия, штатив с пробирками.

Используемые на уроке технологии:

  1. Технологии системно-деятельного подхода
  2. Технология проблемного обучения
  3. Технология игрового обучения
  4. Интерактивные технологии
  5. Здоровьесберегающие технологии

Тип урока – изучение нового материала.

       

Оборудование урока: комплекс “Компьютер + проектор” для демонстрации компьютерной презентации к уроку, раздаточный материал для л/р  работы в парах

 Эпиграф: «Все познается в сравнении»

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные

Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

(3 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач на уроке. Составление плана работы

Опорными являются знания учащихся о кислотах, приобретенные в повседневной жизни и на уроках биологии.

Провожу подготовку мышления детей.

Обращаю внимание ребят на то, что слова кислота и кислый  имеют один корень.

Вспомним примеры продуктов питания с кислым вкусом.

  Как вы думаете какие вещества придают этим продуктам кислый вкус?

Ребята  подумайте как будет звучать тема сегодняшнего урока

«Кислоты»,

Сформулируйте цель урока

Ключевой вопрос нашего урока: “Как кислоты распознать среди других веществ”

яблоко, лимон, щавель…

Кислоты!

Кислоты!

Формулируют  цель:

изучить свойства кислот.

Записывают тему  урока в рабочих тетрадях  

Познавательные

формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом

Регулятивные

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу

Личностные

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу  

3.

Совместное открытие новых знаний (20 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы

Задачи: составить представления учащихся о кислотах как классе неорганических веществ, познакомить с классификациями кислот, экологические проблемы...

Беседа:

1. С кислотами мы сталкиваемся с вами ежедневно. Какие кислоты вам известны?

На доске учитель выводит формулы кислот HCl

        H2CO3

А могут ли кислоты образовываться в природе? Какой процесс наблюдается в природе, особенно в экологически неблагоприятных районах?

 Что такое кислотные дожди?

2. Некоторые кислоты используются в промышленности.

Например: серную кислоту называют хлебом химической промышленности

H2 SO4,

азотная HNO3  и фосфорная H3 PO4 используются для производства удобрений.

3. Проанализируем состав кислот и сформулируем определение.

Кислоты по числу атомов водорода классифицируют на одноосновные HNO3 двухосновные H2SO4

трехосновные H3PO4

по наличию кислорода кислородсодержащие  HNO3 и бескислородные HCl

4.  Как можно отличить кислоты от других веществ?

Однако, согласно правилам поведения в химическом кабинете пробовать вещества на вкус строго запрещено!

Предлагаю провести эксперимент

Я демонстрирую изменение окраски индикаторов в кислотной среде:

оранжевого метилового – на красный; фиолетового лакмуса – на красный; бесцветный фенолфталеин – остается бесцветным. Даю пояснение, что фенолфталеин является индикатором на щелочи, т.к. только в щелочной среде изменяет окраску, а в кислой среде остается бесцветным.

 

В желудочном соке соляная кислота.

В лимонаде и нарзане угольная и т.д.

Ответ ученика

В состав молекул кислот входят атомы водорода.

 Ребята записывают в тетрадь определение кислот.

Составляют схему:

HCl      H2 S

HNO3  H2SO4  H3PO4

На вкус.

После выполнения  л/о ребята отвечают на вопрос как с помощью индикаторов определить кислоты

Личностные

самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению

Предметные умения

должны знать определения понятий: кислота и кислотная среда;

должны уметь: определять формулы среди других веществ, составлять их , исследовать среды раствора с помощью индикатора, оформлять отчет с описанием эксперимента, его результатов и выводов

Метапредметные умения

Познавательные

общеучебные- организовывать свою учебную деятельность, участвовать в групповой работе, соблюдать правила поведения и работы с лабораторным оборудованием в кабинете химии, осваивать приемы исследовательской деятельности

 

  Важно знать, что многие кислоты опасные (вызывающие ожоги). Откройте учебник  § 20 с.106, рис.61 , прочитайте правила работы с  серной кислотой.

Записывают в тетради правила работы с кислотами

4.

Закрепление изученного материала

(10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1. Игра « Делай как я!»

2. Лабораторный опыт «Определение кислоты среди выданных веществ»

3. Упражнение в применении знаний:

«Выписать формулы кислот из карточки» и дать им название  с использованием учебника

Теперь вернемся к ключевому вопросу урока:

“Как кислоты распознать среди других веществ”

Физкультминутка

Выполняют записи в тетради

1. по формуле

2.экспериментально: с помощью индикатора

Коммуникативные

формируем умение слушать и понимать других, работать в парах учитывая позицию собеседника

Познавательные

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)

5.

Домашнее задание

Планирование работы на следующий урок.

Предлагает домашнее задание на следующий урок

§ 20, упр.1

Записывают задание

6.

Рефлексия

Создаёт условия для заключительной рефлексии:

-Сегодня на уроке я научилась(ся)…

-Сегодня на уроке я узнал(а)…

-Что ещё я хотел(а) бы узнать о кислотах …

-Неожиданностью для меня явилось то, что….

-Сегодня на уроке я понял(а), что..

-Особенно интересным было…

Оценивают свои знания.

Регулятивные

формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознать качество и уровень усвоения.

Информационные ресурсы

1. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.

2. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М., 2006. – 176с.

3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

5. Современные образовательные технологии: учебное пособие // под ред. Н. В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

7. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. – М., 1996. – 160с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс], − режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=227

9. Министерство образования и науки Российской Федерации [электронный ресурс], − режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html

10. Министерство образования Ставропольского края [электронный ресурс], − режим доступа: http://www.stavminobr.ru.

Инструктивная карта к уроку химии в 8 классе

1. Эксперимент

Вам даны растворы соляной и серной кислот. Разделите содержимое каждой пробирки на 3 части и исследуйте их известными вам индикаторами.

Сделайте вывод. Заполните таблицу, в пустых клеточках которой укажите цвет индикаторов.

      Взаимодействие кислот с индикаторами

Индикатор

Цвет индикатора в нейтральной среде

Цвет индикатора в кислоте

Лакмус

фиолетовый

Фенолфталеин

бесцветный

Метиловый оранжевый

оранжевый

2.Задание: выпишите отдельно оксиды, кислоты,  основания. Назовите вещества.

1 вариант

2 вариант

З  вариант

1

HNO3

KOH

Fe2O3

2

MgO

Na2SO3

N2O5

3

Cu(OH)2

H2SO4

CuSO4

4

ZnO

Ca(OH)2

K2O

5

SO2

FeO

HC1

6

CO2

HC1

Ca(OH)2

7

NaCl

K2SO4

H2S

8

H2SiO3

SO3

FeCl3

9

K2CO3

Na2O

Na3PO4

10 11

CuO

P2O5

NaOH

3. Экспериментальная задача

Вариант 1

Определите предложенные вещества: гидроксид натрия, вода, соляная кислота.

№1 –

№2 –

№3 –

Вариант 2

Определите предложенные вещества: гидроксид калия, вода, серная кислота.

№1 –

№2 –

№3 –

Вариант 3

Определите предложенные вещества: гидроксид натрия, вода, азотная кислота.

№1 –

№2 –

№3 –

4. Домашнее задание

  1. §20, упр. 1, стр. 107
  2. Задание по выбору:

- Подготовить сообщение «Кислотные дожди», «Кислоты в природе и их применение в быту».

- Составить сказку, загадки или кроссворд по теме «Кислоты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Кислоты"

Технологическая карта урока "Кислоты", 8 класс...

Технологическая карта урока "Хлороводород.Соляная кислота"

Технологическая карта урока с описанием видов деятельности учителя и ученика....

Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Кислоты"

Технологическая карта - это непременное условие ФГОС второго поколения. Составлена к уроку химии в 8 классе "Кислоты№ по УМК О.С.Габриеляна....

Технологическая карта урока по теме "Кислоты"

Методическая раработка урока химии с применением алгоритма технологической карты....

Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"

Теннологическая карта урока по химии в 8 классе  "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...

Технологическая карта урока по химии по теме "Серная кислота" (9 класс)

Представлена технологическая карта урока по химии на тему "Серная кислота" с раздаточным материалом....

Технологическая карта урока по химии в 8 классе Тема «Кислоты»

Урок "Кислоты" - это первый урок в теме, на котором учащиеся знакомятся знакомятся с классом неорганических веществ "Кислоты". Ранее изучены оксиды и основания.На уроке используетс...