Использование современных образовательных технологий в практической деятельности
статья по химии

Трегуб Алеся Васильевна

Краткий обзор по данному вопросу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение.

В настоящее время одной из ведущих тенденций развития естественнонаучного образования признана идея его гуманизации, которая предполагает не только учет индивидуально-личностной природы обучаемого, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. При этом изменяется и сам характер организации учебного процесса: он строится как совместная поисковая деятельность учителя и ученика, направленная на постижение последним тайн изучаемой науки в процессе решения им цепи учебных проблем. Ведущей при этом выступает не репродуктивная, а проблемно-поисковая ориентация в обучении. Лишь в этом случае возможно полноценное развитие и самореализация личности школьника на основе овладения им навыками творческой и коммуникативной деятельности, элементами творческого мышления и системой ценностных отношений.

Учителя при этом должна беспокоить не только прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее подготовить учащихся, умеющих самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь. Скорость «прихода» информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Поэтому наряду со знаниями необходимо владеть навыками. Навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива. Эти навыки очень важны в жизни. Им можно и нужно обучать еще в школе. Учитель, имеющий собственную цель — научить ученика, добивается того, чтобы аналогичная цель — научиться — возникла у ученика.

Эффективное управление учебным процессом возможно лишь при наличии оперативной и адекватной системы обратной связи, на основе которой педагог должен принимать продуманные и обоснованные решения по коррекции форм и средств организации познавательной деятельности учащихся.  Современные технологии обучения этому способствуют.

Цель данного опыта предусматривает - добиться качественного, осознанного усвоения материала по предмету через применение современных педагогических технологий в рамках здоровьесберегающих форм обучения.

В процессе работы над проблемой я решаю следующие задачи:

-формирование у обучающихся практических значимых умений и навыков по предмету;

-повышение интереса к предмету за счет использования современных педагогических технологий (в том числе и компьютерных технологий);

-максимальное использование возможностей кабинета химии в повышении качества обученности учащихся;

-разработка системы деятельности учителя химии по подготовке выпускников к ЕГЭ;

- разработка методических основ и тестирование различных компьютерных  программ;

-развитие понимания ценности знаний, практического применения в жизни и профессиональной ориентации;

-воспитание экологической культуры, ответственного поведения в окружающей среде;

-развитие коммуникативных качеств личности.

Поэтому свою главную задачу  я вижу в такой организации процесса обучения, чтобы познание происходило в ходе увлекательной самостоятельной деятельности учащихся с выходом на практический результат.

   Этапы решения данной задачи.

1 этап. Изучение современных педагогических технологий, применение их на уроках химии.

На данном этапе я изучала теоретические основы современных образовательных технологий из различных источников (учебники, статьи в журналах,  данные в сети Интернет). После того,  как первоначальные теоретические знания мной были получены, я стала изучать опыт коллег в применении тех или иных технологий на уроках химии. Проанализировав полученный материал,  я перешла ко второму этапу.

2 этап. Пробное внедрение различных элементов современных педагогических технологий с целью выявления их эффективности на различных этапах урока.  В данной части я брала наиболее понравившиеся элементы разработок коллег и использовала их на уроках. Несомненно, результатом этого этапа стало, пусть и небольшое, но повышение познавательного интереса к химии. Я заметила, что  те знания, которые учащиеся получали именно на таких уроках,  лучше откладывались в памяти учащихся, и они легко могли их воспроизводить через какой-то промежуток времени.

3 этап. Системное использование современных педагогических технологий.  На данном этапе я активно внедряю систематическое использование  различных современных технологий в свою педагогическую деятельность.

     В настоящее время информационные технологии я применяю практически на всех уроках химии.  Составлены  презентации к 95% уроков в 8 – 11 классах; применяю компьютер в диагностическом тестировании качества усвоения материала;  при  работе с отстающими учениками, у которых значительно повышается интерес к предмету через работу на компьютере. Применяю разработанные мною уроки по информационной технологии для работы на интерактивной доске. Такие уроки облегчают понимание учащимися микромира веществ.  Мною составлена картотека образовательных Интернет-ресурсов предметной области «Химия». Произведена подборка интересных видеоопытов, которые не осуществимы в условиях школьной лаборатории. В настоящее время в кабинете химии имеется различные  электронные издания с теоретическим материалом, тестами  и с обучающими фильмами по предмету.  Учащиеся нашей школы своими силами, посредством представления презентаций по определенным темам пополняют ежегодно наш фонд электронных носителей.

        Второй активно внедряемой технологией было использование обучающих игр на уроках химии. Первоначально я их использовала как приём активизации учебной деятельности, но в  дальнейшем  перешла к систематическому использованию  на различных этапах урока. Главное помнить, что игра – это не самоцель, а средство обучения,  способствующее активизации учебной деятельности школьников.

      Одновременно с внедрением обучающих игр мной стали активно применяться на уроках элементы  здоровьесберегающих технологий. И это тоже оказалось весьма полезным для повышения работоспособности и творческой продуктивности учащихся. Это выражалось не только в конструировании урока (рациональная плотность урока, количество видов учебной деятельности, формирование мотивации учащихся и т.д.), но и включении вопросов, которые способствовали формированию экологической культуры школьников,  культуры здорового и безопасного образа жизни.  В конце концов, всё это переросло в создание и реализацию программы  «Формирование  культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии».

       Следующей моей ступенькой стало систематическое внедрение  компетентностного подхода в вопросах изучения химии. К этому моменту у меня прочно сформировалось убеждение, что наши выпускники должны не просто знать химию, но и применять эти знания для решения проблем и типичных задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях. И решать такие задачи образования – это основная цель компетентностного подхода.  Мною разрабатываются   компетентностно-ориентированные задания, направленные на решение поставленных задач.

         Внедрение систематического использования современных педагогических технологий – это вопрос не одного месяца, и даже не одного года.   Постепенно происходит накопление  копилки уроков по различным технологиям.  Следующей моей целью является переход от эпизодического использования к систематическому технологии проблемного обучения.

       

1. Обучающие игры.

     Обучающие игры выполняют 3 основные функции:

  • Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;
  • Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;
  • Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

     Каждой функции соответствует определенный тип игры: инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая - в дидактических, последняя - в ролевых играх.

     Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:

  • Игра должна соответствовать целям обучения;
  • Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;
  • Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
  • Возможность использования творческих элементов в игре;
  • Преподаватель (психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.

     Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:

1) Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;

2) Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;

3) Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;

4) Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

     Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы - анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.

Примеры.

Анаграммы. Метаграммы.

8 класс. Урок 3.  Тема: Знаки химических элементов. Периодическая  система химических элементов Д.И. Менделеева.

Я – газ редчайший на Земле.

Мне близки радий и свинец,

Но если переставить буквы мне,

То я уже – истории творец.

      ( Радон – народ)

Я – энергии источник.

И сказать могу вас точно:

«Сумел Клапрот меня открыть,

Эжен Пелиго – получить».

Но если буквы переставить

И в углу меня поставить,

Буду стойко там стоять,

Молча мусор собирать.

           (Уран – урна)

Элемент четвёртой группы

Перед всеми на виду.

Если Т на Р исправить,

Будет деспот наяву.

          (Титан – тиран)

8 класс.  Урок 29. Тема: Классификация сложных химических веществ.

Я – противоречий порожденье

И возникаю всюду там,

Где материи движенье

С металлом сводит неметалл.

Но если буквы переставить,

То ищи меня в лесу.

Красуясь мощными рогами,

Я по поляне пробегу.

           (Соль – лось)

Криптограммы.

8 класс. Урок 3.  Тема: Знаки химических элементов. Периодическая  система химических элементов Д.И. Менделеева.

Перед вами не гигантская формула неизвестного вещества. Здесь зашифрованы слова М. В. Ломоносова о том, каким должен быть настоящий химик. Чтобы расшифровать запись, нужно в названиях элементов выбрать по одной букве, соответствующей индексу химического знака.

img013.jpg

Ответ:  Истинный химик должен быть теоретиком и практиком.

Игры.

8 класс. Урок 24. Тема: Оксиды, летучие водородные соединения.

«Двойняшки». 

Цель игры: Совершенствовать внимание, закрепить знания химической символики и формул высших оксидов.

Играющие должны найти прямоугольники – двойняшки, содержащие одинаковые наборы знаков химических элементов, и записать формулы соответствующих им высших оксидов. Эту игру целесообразно проводить в группах. Выигрывает та команда, которая раньше всех справится с заданием.

img014.jpg

 Ответ: 1А и 3Б,  2В и 3А

8 класс. Урок  46. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Изменения, происходящие с веществом».

«Нас четверо».

Цель игры. Закрепить первоначальные понятия о типах химических реакций, развить внимание и зрительную память.

Игру целесообразно проводить с четырьмя  группами. На доске учитель пишет названия типов химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). На столе в беспорядке находятся карточки с уравнениями химических реакций разных типов. Каждый группе назначается свой тип химической реакции. Ученики в группах последовательно выбирают среди всех карточек только те, на которых написано уравнение химической реакции данного для него типа, и прикрепляют эти карточки к доске под соответствующим названием типа реакции. Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно выберет карточки со своим типом реакции.

Существует целый ряд игр, которые можно применять на различных уроках для создания условий формирования положительных познавательных мотивов,  для разрядки обстановки и включения  ученика в активную творческую учебную деятельность.

Одной из таких игр игр является «Радуга».

Цель игры. Заинтересовать учащихся, повысить уровень их внимания к изучаемому материалу.

Атрибуты: 7 карточек из плотной бумаги или картона. С одной стороны на них написаны названия и символы 7 химических элементов, а с другой стороны они  окрашены в различные цвета радуги.

img015.jpg

Карточки раскладывают на столе надписями вниз и перемешивают. Ведущий отворачивается, а один из учеников показывает всем одну из карточек, запоминает название элемента и смешивает ее с карточками на столе. Ведущий начинает поочередно дотрагиваться «волшебной» палочкой до карточек на столе. Ученик должен в это время на каждое прикосновение ведущего произносить про себя по одной букве названия выбранного элемента. Дойдя до последней буквы, ученик произносит громко: «Стоп». Ведущий берет указанную карточку и показывает ее ученикам. На ней название выбранного элемента.

Объяснение игры. Первые три прикосновения ведущий делает произвольно. Четвертое и последующие — в порядке изменения цветов в радужном спектре, начиная с красного, используя при этом известную мнемофразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Для усложнения игры можно добавить еще две карточки — белого и черного цвета. Принцип игры основан на последовательном увеличении числа букв в названиях химических элементов и их записи на карточках в соответствии с солнечным спектром.

2. Здоровьесберегающие технологии.

      В основе здоровьесберегающего образовательного процесса лежат дидактические принципы развивающего обучения, к которым относятся: принцип деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества. Такое обучение ориентировано на создание каждому школьнику условий для максимальной самореализации как личности. Не случайно известный американский психолог А. Маслоу отмечал, что «образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности (а не только элите) в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества». Реализуясь как личность на каждом этапе обучения, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что порой важнее физического здоровья.

     Здоровьесберегающая деятельность учителя достаточно многообразна. Школьному педагогу по силам укрепить здоровье детей, повысить их работоспособность и творческую продуктивность.

Обучение по здоровьесберегающим технологиям возможно только в ходе личностного общения, при обучении каждого ученика на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а также путем реализации различных форм организации деятельности учащихся на уроке (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная). Такой подход обеспечивает психологическую комфортность обучения.

Немаловажным является принцип чередования разных видов деятельности на уроке с целью предупреждения утомления и поддержания интереса у школьников к изучаемому материалу и процессу обучения, т.е. работа должна быть не только разноуровневой, но и разнохарактерной. При этом обучение должно быть личностно-значимым и осознанным, т.е. учащиеся должны понимать, как они могут применить знание химии в своей повседневной жизни. Знания, приобретенные при освоении курса, могут быть использованы и при решении различных задач общеобразовательных и специальных дисциплин, а также и других курсов. Мышление нуждается в чувственной наглядности и абстрактности. Подача информации должна быть многоканальной.

Все перечисленные приемы составляют основу здоровьесберегающих технологий, а важнейший ее результат снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

Основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

—    рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60% и не более 75—80%;

—    в содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

—    количество видов учебной деятельности(опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т. д.) должно быть 4—7, а их смена осуществляться через 7—10 мин.;

—    в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

—    в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать, способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);

—    обучение должно производиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т. д.);

—    должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;

—    необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

—    необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

—    на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т. к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата — в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

—    нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;

—    для увеличения работоспособности и подавления утомляемости можно включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-й и 35-й минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений, с 3—4 повторениями каждого);

—    необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.

      Примеры.

      На уроках химии я применяю не только теоретическое изучение вопросов здорового образа жизни, но и наглядную  демонстрацию результатов  влияния алкоголя и веществ, содержащихся в пепле сигарет, на белковые молекулы. Так, на уроке «Спирты» демонстрирую  влияние пепла на белок яичного белка, проводятся аналогия с белковыми молекулами человеческого организма. Учащиеся  сами проводят лабораторный опыт.

Опыт1.Кусочек сырого мясо помещают в пробирку со спиртом. Через 1-2 мин.цвет мяса меняется  из-за свертывания белка.

Опыт2.Кусочек сырого мясо растирают с небольшим количеством воды до кашицеобразного  состояния и фильтруют. к 1-1,5 мл. полученного раствора  добавляют несколько  кристалликов поваренной соли и 5 мл. спирта. Выпадает осадок.

      При изучении альдегидов рассматривается вопрос образования  формальдегидных смол в пепле сигарет и воздействие на белок кожи человека, эмаль зубов курильщиков. Альдегиды раздражают слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, воздействует на нервную систему. Источником формальдегида  могут стать мебель, фанера, ДСП и др.

     Синтетические моющие средства  при правильном использовании не представляют опасности, но нарушение инструкции по применению может вызвать для  организма последствия. Не рекомендуется использовать для ручной стирки препараты, предназначенные для машинной стирки. Необходимо хранить СМС в плотно закрытой упаковке.

    Один из эффективных методов формирования грамотной заботы о своем здоровье - решение задач валеологической направленности. Они позволяют материал аргументированными и полезным в повседневной жизни. В условиях задач включаются проблемы:

  • влияние отдельных химических элементов и их соединений на организм человека;
  • физиологические воздействие отходов химической промышленности на человека и животных.

 Например, на уроках химии решаются задачи следующего содержания:

  • Какой объем воздуха необходим для полного сжигания в двигателя автомобиля 40 кг бензина,  содержащего  85% углерода и 15% водорода? В течении какого времени сможет человек дышать этим воздухом, если за 1 час он использует для дыхания 3м3воздуха?
  • Попробуйте выяснить, обеспечит ли суточную потребность организма в кальции добавление в пищу  1 г карбоната  кальция, который содержится в яичной скорлупе? Вычислите массу

кальция   в  1г  карбоната кальция?

  • Рассчитайте массу кальция в вашем теле, если известно, что массовая доля кальция 0,015. Значение этого элемента  для жизнедеятельности организма изучено достаточно. Суточная потребность нашего организма в кальция колеблется в пределах от 800 до 1200мг. А если в организме дефицит кальция? К каким изменениям это может привести?

    Такие расчеты можно провести  и с другими  макро и микроэлементами.

     Для решения проблемы переутомления учащихся на уроках  предлагаются разные по сложности задания, дифференцируется время на их выполнение. Особое значение имеют уроки-экскурсии, уроки практикумы, где важными целями являются  уменьшение психологической нагрузки на ученика, двигательная активность учащихся.

Проведение физкультминуток решает следующие  задачи:

  • Уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы;
  • Активизация внимания  и повышения способности к восприятию учебного материала;      
  • Эмоциональная встряска учащихся.

 В состав упражнений физкультминуток обязательно включаются упражнения по формированию осанки, укрепления зрения и упражнения направленные на выработку рационального дыхания. Продолжительность физкультминуток 2-3 минуты. Они обязательно на третьем и последующих уроках.

     Любые методики обучения и воспитания можно отнести к здоровьесберегающим, если их систематическое использование  не приводит к снижению здоровья и заболеваемости, способствует профилактике  заболеваний, воспитанию культуры здоровья. Но, разумеется, одним здоровьесберегающими технологиями  вопрос о сохранении и укреплении здоровья не решать. Необходима целенаправленная работа по формированию ценности здоровья в структуре личности ученика.

3. Компетентностный подход.

     Это — одно из перспективных направлений развития современного образования. Под компетентностью понимается такое качество личности, которое характеризуется способностью решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.

     Компетенции по химии и биологии, валеологии включают:

•      изучение свойств химических веществ и основ теории электролитической диссоциации;

•      развитие умения прогнозировать возможность протекания   окислительно-восстановительных   реакций;

•      владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества;

•      осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем;

•      осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности

культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям;

•       осознание идеи личной ответственности каждого человека за все, что происходит в природном и социальном мире планеты.

     Формирование компетентности выдвигает на первый план не информированность, а умение разрешать проблемы в различных сферах.

Один из важнейших путей решения задачи по овладению обучающимися ключевыми компетенциями видится в поиске и внедрении в учебный процесс методов активного обучения, под которыми понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности. Наиболее эффективными в этом плане являются:

•       метод учебного сотрудничества;

•       метод проектов;

•       игровые методы;

•       метод кейсов — ситуационный семинар, решение ситуационных задач, представляет

собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения;

•   проблемный семинар — представляет собой модель обучения на основе дискуссии: мозговой штурм, дискуссия в стиле ток-шоу, симпозиум, дебаты, сократический семинар, дерево решений.

     Возможны и другие методы, позволяющие включить обучающихся в активный познавательный процесс и обеспечить эффективное взаимодействие в условиях совместной деятельности. Важным в этих методах представляется то, что они раскрывают возможность органического сочетания усвоения знаний, умений и навыков с развитием ключевых компетенций.

     При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.

     Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

      Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно - к самому процессу познания - познавательный интерес, мотивация к знаниям.

Приёмы мотивации.

1) Загадка, тайна:

  • «Загадка царя Соломона». Разгадайте тайнопись царя Соломона (Качественные реакции на соединения железа. 9 класс. Урок 16. Соединения железа.);
  • «Тайна яхты «Зов моря»». Разгадайте тайну гибели дорогой яхты миллионера. (Коррозия металлов. 9 класс. Урок 9. 11 класс. Урок 40);
  • Разгадайте химическую ошибку А. Конан -Дойля при описании собаки Баскервилей из одноимённого произведения. ( 9 класс. Урок 38. Фосфор).

2)Проблемный вопрос, проблемная ситуация:

  • «Глюкоза» (10 класс. Урок 50). Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Почему глаженое бельё дольше не пачкается?
  • «Амфотерность аминокислот» (10 класс. Урок 56). «Из биологии вам знакомо животное хамелеон. Есть ли в химии нечто подобное?
  • «Спирты» (10 класс. Урок 36) Как получить резиновые калоши из спирта?;
  • «Альдегиды, кислоты» (10 класс. Урок 39) «Всё дело в муравьях». Что общего между альдегидами, карбокислотами и муравьями?
  • «Кислородсодержащие органические соединения». (10 класс. Урок 47). Размышление-загадка. Лаборант приготовила реактивы и вышла из кабинета. Здесь Трехатомный спирт, сойдя с полочки, подошел к столу и забрал свой реактив. Увидев это, Глюкоза возмутилась: “Что вы делаете, зачем берете чужое, это же мой распознаватель!” “Позвольте, позвольте, вмешаться в ваш спор”- промолвил Формальдегид, - “Это же мое вещество”. В чём суть спора? 10 класс.

3)Противоречие фактов:

  • «Двойственное положение водорода в ПСХЭ» - 11 класс. Почему водород занимает в таблице Д.И. Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов?

Мотивация позволяет акцентировать внимание детей к изучаемой теме, заинтересовать их.

Компетентностно-ориентированные задания:

8 класс. Урок 55.  Оксиды.

Задачная формулировка:

Задание 1 группе (получение оксидов).

А) Получите P2O5, CO2 реакцией горения

Б) Получите Al2O3, SO3, CaO  разложением сложных веществ

Сделайте вывод о способах получения оксидов

Задание 2 группе ( применение оксидов).

Докажите или опровергните утверждения

  • Песок не имеет применения в промышленности
  • Углекислый газ- продукт фотосинтеза
  • Из руд, состоящих из оксидов железа Fe2O3, Fe3O4,  получают чугун и сталь

9 класс. Урок 26.   Химические свойства хлора, его применение

В 1774г. шведский химик Карл Вильгельм Шееле получил первый из галогенов –хлор. Ни одно из существенных свойств открытого газа не ускользнуло от внимания ученого. О чем свидетельствует составленный им перечень: « 1) пробка от него желтеет , как от царской водки 2)синяя лакмусовая бумага, становится почти белой, все красные, синие цветы и даже зеленые растения желтеют 3) все металлы атакуются 4)когда в колбу вносятся несколько капель нашатырного спирта, наблюдается белый туман 5) насекомое в хлоре тотчас гибнет 6) огонь в хлоре тотчас гаснет». Объясните о каких свойствах идет речь, и предположите каким  предприятиям может понадобится  хлор, для дальнейшего его использования в промышленности.

11 класс. Урок 23. Обратимость химических реакций.

В расчетную лабораторию  химической кинетики
от руководства химического завода   по производству хлора

ЗАПРОС

Для производства хлора на заводе используется метод Дикона, заключающийся в окислении хлороводорода кислородом воздуха:

http://him.1september.ru/2004/29/28-1.jpg

В настоящее время при высокой температуре и умеренном давлении равновесие в реакционной системе устанавливается при следующих концентрациях реагирующих веществ: [HCl] = 0,2 моль/л,
[O
2] = 0,3 моль/л, [H2O] = 0,1 моль/л, [Cl2] = 0,1 моль/л.

1. Дайте полную характеристику этой реакции.
2. Оцените эффективность производства хлора при данных условиях.
3. Определите, какие внешние факторы необходимо изменить, чтобы увеличить выход хлора (ответ обоснуйте теоретически).
4. Производственные мощности позволяют:
а) увеличить общее давление в системе в 3 раза;
б) повысить температуру в системе на 20 градусов, если температурные коэффициенты прямой и обратной реакций равны 2,9 и 3,7 соответственно.

Определите, приведут ли данные изменения внешних факторов к увеличению выхода хлора. Ответ подтвердите расчетами.

Коммерческий директор
И.С.Павлов

План характеристики химической реакции

А. По количеству вступающих и характеру образующихся в результате реакции веществ (реакции разложения, замещения, соединения, обмена). Для реакции ионного обмена составить молекулярное и ионные уравнения.
Б. По изменениям степеней окисления атомов (для окислительно-восстановительной реакции указать окислитель и восстановитель, составить уравнения электронного баланса).
В. По агрегатному состоянию всех реагирующих веществ.
Г. По направлению прохождения реакции (для обратимой реакции составить формулу для расчета константы равновесия).
Д. По тепловому эффекту.
Е. Каталитическая (указать катализатор) или некаталитическая реакция.

Используемая литература:

1. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».№23 2007.

2. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2008.

3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании - Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.

4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.. Современный урок. Часть III. Проблемные уроки. Издательство «Учитель». 2006.

5. Маркина И. В. Современный урок химии. – Ярославль: Академия развития, 2008.

6. Основина В.А.. Проектирование и организация учебного процесса на деятельностной основе - Ульяновск. 2008.

7. Подласый И.П.. Педагогика начальной школы - Гуманитарный издательский центр «Владос». 2000.

8. Селевко Г.К. Педагогические технологии. - М.: Просвещение. - 2002

9. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2007.

10. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. М.:Дрофа, 2005