Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Металлы» 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Федькова Наталья Дмитриевна

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obobshcheniya_po_teme_metally._9_klass.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Металлы»

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать материал по теме «Металлы».

Задачи урока:

образовательные: обобщить знания  об основных свойствах элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ;

развивающие: совершенствовать умения экспериментально подтверждать химические свойства металлов, на основе теоретических знаний выполнять практические задания, устанавливать взаимосвязь строения и свойств веществ, сравнивать, обобщать, логически мыслить и рассуждать, развивать творческие способности, использовать дополнительную литературу;

воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, умение высказать собственное мнение, работать в группе, умение объективно оценивать результаты своего труда.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости, распечатки тестов, презентация к уроку, штативы с пробирками, пипетки, черный и белый экран, закодированные пробирки с растворами хлорида цинка, хлорида алюминия, сульфата железа (II), хлорида железа (III), раствор гидроксида натрия.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка подготовки к уроку. Настрой учащихся на активную работу на уроке.

Какой раздел вы изучали на предыдущих уроках? Сегодня у нас с вами заключительный урок по этой теме. Итак, тема нашего урока «Обобщение по теме «Металлы».

  1. Повторение и обобщение изученного  материала.

Тему «Металлы» мы изучали в течение нескольких уроков. За это время вы накопили определенный багаж знаний. И сегодня нам предстоит выяснить, как велик этот багаж. Мы окажемся в океане «Знаний», в лодке под названием «Металлы»: я в качестве рулевого, а вы в качестве гребцов. И от нашего взаимопонимания, дружной работы зависит, насколько успешно мы доплывем до пристани «Перемена». Желаю, чтобы вы на сегодняшнем уроке были активными, как щелочные металлы, чтобы были восстановителями друг для друга и для всех нас, т.е. представили все свои знания по данной теме, и чтобы по окончании урока выше настроение поднялось до уровня экзотермической реакции.

Итак, наша лодка подплыла к бухте «Знание».

К доске для работы по карточкам вызываются трое учащихся:

Карточка 1. С какими простыми веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций на примере кальция.

Карточка 2. С какими сложными веществами реагируют металлы? Составить уравнения реакций с водой на примере натрия и цинка, с растворами кислот и солей на примере железа.

Карточка 3. Какие существуют способы получения металлов. Запишите уравнения соответствующих реакций.

Пока учащиеся готовятся у доски, с остальными проводим фронтальную беседу по вопросам («Порт вопросов и ответов»):

- Какие элементы называют металлами?

- Укажите положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева?

- Какие металлы мы изучили? Определите их местоположение в ПСХЭ?

- Каковы особенности строения атомов металлов?

- Как изменяются металлические свойства в периодах, главных подгруппах? Почему?

- Перечислите физические свойства металлов? Чем они обусловлены?

- Какие свойства - окислительные или восстановительные характерны для металлов?

- В каком виде металлы встречаются в природе?

В беседе с классом ведется проверка работ учащихся, выполнявших задание по карточкам у доски.

Не успели мы с вами отплыть, а уже препятствие.

На пути «РИФЫ ФОРМУЛ». Рифы формул необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше.

Задание: написать формулы указанных соединений.

1 вариант

- поваренная соль

- мрамор

- глинозём

- железный купорос

- жженая магнезия

- железная окалина

2 вариант

- питьевая сода

- известковая вода

- глауберова соль

- пирит

- корунд

- едкое кали

Задание 1. Записать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:

Al  → AlCl3  → Al(OH)3  → Al2O3 →Na[Al(OH)4]

Задание 2. Записать уравнение взаимодействия железа с концентрированной серной кислотой и расставить коэффициенты методом электронного баланса.

     В химической лаборатории нужна наша помощь. Нам придется свернуть в порт “Экспериментальный” и на некоторое время вы станете химиками-аналитиками! В нашей лаборатории перепутались склянки с реактивами, и ваша задача распознать вещества и объяснить, как вы это сделали.

На столах у учащихся 2 пробирки с веществами под номерами, набор склянок с реактивами и карточка с заданием. Задание выполняется в парах. Задание. Помогите лаборанту определить, в какой из пробирок находятся вещества. Составьте уравнения в молекулярном и ионном виде. Соблюдайте правила т/б.

1вариант. Распознать сульфат железа (II) и хлорид алюминия.

2 вариант. Распознать хлорид железа (III) и хлорид цинка.

III. Тестирование.

К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых один верный. За верный ответ 1 балл.

Вариант №1

1. Какому химическому элементу соответствует распределение электронов по энергетическим уровням 2, 8, 2:

а) Ca б) Мg в) Sr г)Fe

2. Наиболее ярко выраженные металлические свойства проявляет:

а) Mg б) K в) Al г) Ca

3. Между какими веществами произойдет химическая реакция?

а) Cu +AlCl3 б) Au + Cu(NO3)2 в) Fe + ZnSO4 г) Mg + ZnCl2 

4. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:

а) железо, б) алюминий, в) ртуть, г) магний.

5. Какого вида металлургического процесса не существует:

а) пирометаллургия

б) аэрометаллургия

в) гидрометаллургия

г) электрометаллургия

Вариант №2

1. Какому химическому элементу соответствует распределение электронов по энергетическим уровням 2, 8, 1:

а) Na б) Cu в) K г) Ag

2. Между какими веществами произойдет химическая реакция:

а) Pb +AlCl3 б) Fe + Mg(NO3)2 в) Al + CaSO4 г) Zn + CuCl2

3. Какой из металлов не будет взаимодействовать с соляной кислотой?

а) Cu б) Fe в) Al г) Zn

4. Какой из металлов способен вытеснить водород из воды (при комнатной температуре)?

а) Cu б) Fe в) Na г) Ag

5. Амфотерный оксид и гидроксид способен образовать металл:

а) K б) Ca в) Аl г) Li

            После выполнения теста – взаимопроверка. Выставление отметок.

Критерии отметок: «5» - пять правильных ответа

«4» - четыре правильных ответа

«3» - три правильных ответа

«2» - два и менее правильных ответа

IV. Рефлексия.

Сегодня мы с вами повторили положение металлов в ПСХЭ, их свойства; закрепили навыки работы с ПСХЭ Д.И. Менделеева и таблицей растворимости; продолжили формировать умения записывать уравнения реакций в ионном виде; рассматривать процессы с точки зрения окисления и восстановления.

Ребята, дополните фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке у меня получилось…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне не понравилось...

V. Домашнее задание.

 Повторить §7-17.

Приложение. Металлы в организме человека.

Человеческий организм — сложная химическая лаборатория. Трудно себе представить, но ежедневно наше самочувствие, настроение и даже аппетит могут зависеть от минеральных веществ. Без них бесполезными оказываются витамины, невозможны синтез и распад белков, жиров и углеводов.

В организме человека и животных с помощью современных аналитических методов исследования обнаружено около 70 химических элементов. Их можно разделить на 3 группы:

- макроэлементы, концентрация которых превышает 10-3% (калий, натрий, кальций, магний, железо)

- микроэлементы, доля которых составляет от 10-3 до 10-6 % (марганец, цинк, медь, стронций, висмут, барий, кобальт, алюминий и др.)

- ультрамикроэлементы, содержание которых не превышает 10-6% (ртуть, золото, свинец, серебро и др.)

Получается, что наш организм испытывает постоянный «металлический голод», который мы утоляем, употребляя в пищу, продукты, богатые этими элементами.

Металлы необходимы клеткам тела человека для нормальной жизнедеятельности. Как избыток, так и недостаток металлов оказывает отрицательное влияние на организм, а некоторые металлы могут оказывать даже токсичное влияние.

Органы человека по разному концентрируют в себе различные химические элементы.

Элементы могут проявлять специфическое сродство по отношению к некоторым органам и содержатся в них в высоких концентрациях. Известно, что

- цинк концентрируется в поджелудочной железе,

- алюминий, мышьяк, ванадий накапливаются в волосах и ногтях;

- олово откладывается в тканях кишечника:

- кадмий, ртуть, молибден – в почках;

- барий в пигментной сетчатке глаза;

- магний, натрий, калий – в мозге.

Но знаете ли вы, что количество различных металлов, содержащихся в организме человека, ещё влияет  и на характер человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".

Урок повторения и обобщения материала по теме "Металлы и их соединения". Разработан в форме игры "брей-ринг". Учащимся, разделенным на несколько команд, необходимо пройти 4 тура. 1 тур - вопрос-ответ ...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."

Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....