Химические реакции в жизни человека
план-конспект урока по химии (8 класс)

Катунина Татьяна Петровна

Урок химии в 8 классе по теме

« Химические реакции в жизни человека.»

Цель урока:показать значение химических реакций в жизни человека

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл him._r-ii_v_zhizni_cheloveka.docx922.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8 классе по теме

« Химические реакции в жизни человека.»

Цель урока:показать значение химических реакций в жизни человека)

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания учащихся об отличиях химических явлений от физических;    

-  определить  признаки химических реакций;

- познакомить с химическими реакциями в природе и жизни человека

Развивающие:

- способствовать формированию умений проводить и анализировать лабораторные исследования,

- показать практическую значимость знаний о химических явлениях, используя межпредметные связи.

Воспитательные:

- развивать умения работать в группах (микрогруппах);

- способствовать  нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: обобщение  нового материала.

Форма урока:  практикум.

Формы организации обучения:

сочетание фронтальной, групповой (работа в паре при выполнении лабораторных опытов), индивидуальной работы (при работе с проверочным тестом).

Межпредметные связи: физика (физические явления), биология, география, литература.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование; лабораторное оборудование: комплект хим. посуды (пробирки, хим.стаканы, воронки)  разносы, хим. реактивы (хлорид бария,  сульфат натрия, соляная кислота, мел, молоко, пищевая сода, р-р йода),  лимон, свеча,  срез картофеля; инструктивные карты для учащихся, лист отчета для учащихся, лист ответа для учащихся.

Основные понятия: физические явления, химические реакции, признаки химических реакций.

Ожидаемые результаты: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепят представления о химических реакциях, усвоят признаки химических реакций, получат представления о химических реакциях в жизни человека.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Изучение нового материала (практические опыты)
  4. Закрепление  знаний (тест)
  5. Итог урока.

Ход урока:

1. Организационный момент:(слайд1)

-Здравствуйте ребята. Здравствуйте уважаемые гости!

-Мы находимся в научно-исследовательском институте, на кафедре неорганической химии.

-Заведующая кафедрой – учитель химии Катунина Т.П.

-Мои ассистенты, лаборанты, консультанты – учащиеся 8 класса.

-Ребята, я рада видеть вас в нашей лаборатории. Нас ждет увлекательное путешествие в химии.

2. Мотивация.

Самое интересное в окружающем нас мире – это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно меняется. Каждую секунду в нем происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Человек сделал вдох – и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох – и в воздух попал углекислый газ,  который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. Однако подавляющее большинство химических процессов остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего мира.  ( Превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями.Эти изменения называются признаки.)

Какова же тема нашего урока? (Дети формулируют тему урока).

  « Химических реакции в жизни человека».(слайд 2)

А цель урока :

познакомить учащихся  с химическими реакциями,  встречающимися в жизни человека

(слайд 3)

3. Изучение нового материала:

На столе учитель зажигает свечку:(Слад4)

В природе с момента её зарожденья:

Всегда с веществами идут превращенья

Вот свечка горит у меня на столе:

Какие явления мы видим здесь все?

(Мы наблюдаем физическое явление – плавление парафина

и химическое явление – горение фитиля)

Вопрос к классу:

- Что такое физическое явление?

  • Физическое явление-явление, которое не сопровождается образованием новых веществ, оно проявляется в изменении формы тела или агрегатного состояния.

-изменение формы тела(слайд 5)

-изменение агрегатного состояния

В жизни часто мы встречаемся с химическими явлениями:(слайд 6)

  • Химическое явление- явление, в результате которого происходит образование нового вещества.(химическая реакция).

Примеры: горение бумаги, древесины, гниение фруктов …

Как определить химическую реакцию? Каковы ее признаки? С какими реакциями мы встречаемся в жизни.(слайд7 )

Каковы признаки реакций вы знаете?

Признаки реакций:( слайд 8)

- образование осадка

- растворение осадка

- выделение газа

-  изменение окраски

- выделение теплоты и света

Мы это определим в результате проведения химического эксперемента:

Начать эксперементя хотела бы словами великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции».

       (слайд 9)

У вас на столе лежат листы  с заданиями:

 - инструктивная карточка( где описаны опыты, которые необходимо выполнить),

-  листы отчетов (которые по мере выполнения работы необходимо заполнить), вам необходимо их выполнить, соблюдая ТБ.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ (слайд 10)

  1. При выполнении опытов следует соблюдать аккуратность.
  2. При работе с кислотами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над столами.
  3. Растворы веществ наливать в пробирки

 в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см.

  1. Действовать только по указанию учителя и согласно инструкционной карте.   А чтобы у вас все получилось, вы должны пустить в ход все свои способности.

В листе отчета записываем цель практической работы:

- экспериментальным путем  определить признаки химических реакций.

Опыт1:

Взаимодействие сульфата натрия ( Na2SO4 ) с хлоридом бария ( BaCl2 ).

А)   В пробирку налейте 1 мл сульфата натрия  (Na2SO4), затем добавьте 1 мл хлорида бария (BaCl2 ). Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции. Укажите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Na2SO4  +  BaCL2 = BaSO4 + 2NaCl   р-яобмена

Признак реакции: 2  изменение цвета, образование осадка.
В жизни подобную реакцию проводят:

Б) В пробирку налейте 1 мл молока добавьте несколько капель лимонного сока. Какой признак реакции наблюдаете?

Молоко + лимонный сок   =  образование осадка

Примеры реакций с признаком образования осадка (слайд 11).

- скисание молока; образование сталактитов и сталагмитов в пещерах; образование туфовых башен на озере Моно в США, образование накипи в чайниках (водонагревательных котлах, трубах…

Опыт 2:

А) Взаимодействие мела (CaCO3) с   соляной  кислотой (HCl).

В химический стакан с мелом (CaCO3)прилейте соляную кислоту (HCl),чтобы ею покрылся мел. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции.

Укажите ее тип по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2 р-яобмена

Признак реакции:  2 - растворение осадка, выделение газа.

На практике разберем:растворение осадка(слайд 12)

- зубной налет на зубах разрушает зубную эмаль (чистка зубов)

- органические кислоты в лимонадах как консерванты (H3PO4– Е338, кока-кола) ( пить через трубочку)

Основными компонентами эмали являются гидроксиапатит Са10(Р04)в(ОН)2 и восьмикальциевый фосфат — Са8Н2(Р04)6 х 5Н20.

Источник: http://meduniver.com/Medical/stomatologia/110.html MedUniver

 Эмаль представляет собой белую жесткую ткань, покрывающую поверхность зуба. Эмаль

является самой прочной частью человеческого организма и на 95% состоит из минералов . Её состав близок к гидроксид-апатиту Ca5OH(PO4)3.

Под действием работы бактерий которые скапливаются в ротовой полости образуются органические кислоты которые разрушают эмаль зуба , вызывая образования кариеса. ускоряется! Поэтому всегда после еды необходимо чистить зубы и язык, а также полоскать рот.Безымянный


http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=39868138-36-72&n=21        В качестве консервантов в лимонадах и создания основы вкуса используются кислоты (лимонная или ортофосфорнаяE338). Эти кислоты неблагоприятно воздействуют на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, а также способны вызвать микроповреждения во рту и оказывают отрицательное действие на зубную эмаль, растворяя ее.  Чтобы предотвратить разрушения зубной эмали рекомендуют пить лимонады через трубочку.

Выделение газа:

Б) В химический стакан с пищевой содой (NaHCO3) добавить лимонного сока. Что наблюдаете? Определите признак реакции.

NaHCO3 + лимонный сок = выделение газа

Примеры (слайд).

Пример: эту реакцию проводят при выпечке хлебобулочных изделий

                                                                                                       (слайд 13)

рецепт Тесто дрожжевое - Реакцию с признаками выделения углекислого газа - СО2 мы наблюдаем при брожении опары дрожжевого теста. Изделия получаются пышными и вкусными.

- выпечка тортов

- сгорание топлива в автомобилях

- при фотосинтезе побочный продукт выделяется кислород

Опыт3:. Взаимодействие картофеля  с раствором йода.

На срез картофеля капнуть раствор йода, что наблюдаете? Запишите признак реакции.

Картофель + р-р йода = синее окрашивание.

Примеры (слайд 14).

Качественная реакция на крахмал, во многие продукты добавляют крахмал для загустения (кисель, йогурты)

 Дляорганизма человекакрахмал наряду с сахарозой служит основным поставщиком углеводов — одного из важнейших компонентов пищи. Под действием ферментов крахмал гидролизуется до глюкозы, которая окисляется в клетках до углекислого газа и воды с выделением энергии, необходимой для функционирования живого организма. Из продуктов питания наибольшее количество крахмала содержится в хлебе, макаронных и других мучных изделиях, крупах, картофеле. 


Пример: чтобы купить качественный мед,  его  проверяют таким образом на содержание крахмала;

- пожелтение листьев осенью,

- окраска волос…

- позеленение клубней картофеля на свету (лейкопласты – хлоропласты)


Каков общий вывод практической работы?

Вывод: экспериментальным путем определили признаки химических реакций (образование и растворение осадка, выделение газа, изменение окраски..)

- Какой признак мы еще не назвали?(выделение теплоты и света(выделение или поглощение теплоты).(слайд 15 признак реакции)

С этой реакцией мы уже встречались (горение свечи)

Примеры (слайд 16) Поглощение или выделение теплоты. Эта реакция применяется при варке пищи, горение дров, бумаги…горении свечи

Примеры.(слайд 17)

Эта реакция лежит природных катастроф – извержение вулканов.

(слайд)

К.П.Брюллов«Последний день Помпеи»

Историк и писатель Плиний Младший был свидетелем катастрофы и оставил нам описание этой трагедии.  Это произошло 24 октября 79 г. н.э. для многочисленного населения городов на побережье Неаполитанского залива оказался последним днем жизни. Страшная катастрофа уничтожила богатейший древнеримский город Помпеи, а кроме него и 8 других городов. Это описание глубоко взволновало К.П.Брюллова.

 На этой картине он стремился следовать Плинию не только в деталях, но и в воссоздании самого духа и атмосферы события. Громадное полотно длинной 641 см и высотой 455 см и сейчас производит сильное впечатление.

Химический опыт “Вулкан”

Описание опыта: Насыпаем немного дихромата калия в фарфоровую чашечку, затем добавляем немного порошка магния, хорошо перемешиваем смесь и формируем в чашечке горкой. Прикасаемся к вершине «вулкана» горящей лучиной. Горящая смесь выбрасывает большое количество искр, это напоминает извержение вулкана. Сам вулкан при этом непрерывно растет и меняет цвет, из оранжевого в зеленый.

(NH4)2Cr2O7 http://www.sev-chem.narod.ru/opyt.files/vulkan.files/image002.gif Cr2O3 + N2 + 4H2O

 

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “вулкан”? (“Огнедышащая” гора)

Само название этих гор происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство (образуется отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывается огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.


  1. Закрепление.

Ребятам раздаются листочки, на них нужно ответить на проверочный тест:

определите, о каких явлениях идет речь, по слайдам. В химических реакциях  укажите их признак.

Явление

Признак реакции

1

2

3

4

5

6

7

8

Взаимопроверка.

(слайд 18)


1. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
(А.С.Пушкин)

(слайд 19)
2. И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!
(И Суриков.)

(слайд 20)
3. В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…
(С.Я.Маршак)

(слайд 21)
4. А если медь в печи нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…
(Е. Ефимовский)

(слайд 22)
5. Что за звездочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Е. Благинина)


( слайд 23)
6. На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело смотреть.
(А Ахматова)

(слайд 24)
7. Световых частиц поток
Падает на зеленый листок,
Листок кислород выделяет,
Углекислый газ поглощает.
(Из ответа ученика )

(слайд 25)
8. Когда металл в крутые формы льем,
Мне верится, что оживут в металле
Горячие полдневные поля.
Кипит металл и ждут его поля.
(А. Кравцов)

(Правильные ответы:  1- Х (изменение цвета)  (слайд 26)

                                      2 - Х (выделение тепла и света)

                                      3 -  Ф

                                      4 - Х ( образование осадка)

                                      5 – Ф

                                      6 -  Х ( изменение цвета)

                                       7 - Х  (выделение газа)

                                      8 -  Ф
Взаимопроверка:( слайд 27)

Оценки: «5»- 8 пр. от. (100%)

             «4» - 7, 6 пр.от. (70%)

            «3» - 5,4 пр .от. (50%)

            «2» - 3 пр. ответа

Оценки: поднимите руки «5»,  «4», «3»,…

  1. Д. З:Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

На почту: katunina_tatyana68@mail/ru

  1. Итог урока.

Я еще хочу сказать: природа, частью которой есть вещества , окружает нас загадками, и попытка их раскрыть – большая радость в жизни человека/

Человек рождается на свете,

Чтоб творить, дерзать, а не иначе.

Чтоб оставить в жизни добрый след

И решить все трудные задачи.

Человек рождается на свете…

Для того? Ищите свой ответ!•

  1. Рефлексия.

 На все вопросы мы сегодня ответили?•

 Какие открытия для себя вы сделали?•

 Продолжите предложения:

(слайд 28)

  1. Самым интересным на уроке было..
  2. Сегодня я понял …

    3. Теперь я могу…

    4. Я приобрел….

Урок окончен. Спасибо всем за сотрудничество.  Слайд 29



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»Цели:  дать понятие о скорости химической реакции;показать влияние на скорость...

Скорость химической реакции.Условия влияющие на скорость химической реакции.

Урок химии в 9 классе.Тема : «Скорость химической реакции. Условия влияющие на скорость химической реакции»Тип урока: урок- исследование.Цели урока: - расширить знания учащихся по теме: «Законом...

Химические реакции. Признаки химических реакций.

Тема: Химические реакции. Признаки химических реакций. Разработка урока. Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийВид урока: беседа с демонстрацией опытовМетоды о...

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций

План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...

Химические вещества в жизни человека - 7 класс

Химические вещества в жизни человека - 7 класс...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...