Рабочая программа по химии 9 класс Сонин
рабочая программа по химии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование «Иволгинский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Нижне-Иволгинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ (Ринчинова М.В.) Протокол № __ от «_____» августа 201__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР: _________Банзаракцаева С.М. «____» августа 201___г. | «Утверждено» Директор. _____________ Очиров Д.Б. Приказ №____ от «____» августа 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ХИМИЯ»
Класс: 9
Уровень образования – основное общее образование
Уровень изучения предмета – базовый уровень
Срок реализации программы – 2018/2019 учебный год
Количество часов по учебному предмету: 2 ч./неделю, всего – 68 ч/год
Рабочую программу составил(ли):
Ринчинова М.В., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории
Нижняя Иволга,
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса химии 9 класса, разработанная на основе авторской программы О.С. Габриелян, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. программа курса химии 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.; Дрофа, 2016);
Изучение химии на второй ступени образования направлено на достижение следующих целей:
1) Формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
2) Формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3) Приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Распределение часов в рабочей программе составлено с учётом методических рекомендаций: М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна. М.: «ВАКО»
Содержание тем учебного курса
Повторение основных вопросов курса 8 класса (4 часа)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходных элементов.
Периодический закон и система химических элементов Д.И.Менделеева..
Тема 1.Металлы (17 часов)
Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь Физические с-ва металлов. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы их свойства и значение. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения строения атомов. Щелочные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов 2-ой группы главной подгруппы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли., их свойства и применение в народном хозяйстве, их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия – оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применения алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации: образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие лития натрия и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксида железа(II,III)
Лабораторные опыты:1.Полукчение и взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.2. Рассмотрение образцов металлов.3.Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомления с образцами природных соединений натрия, кальция, алюминия и рудами железа. 5.Качественные реакции на ионы железа.
Тема 2.Неметаллы (24 часов)
Положение неметаллов в периодической системе, строение атомов, электроотрицательность( (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллические решетки неметаллов. – простых веществ. Аллотропия. физические свойства неметаллов . Относительность понятий «металл» - «неметалл». Общая характеристика галогенов простые вещества и основные соединения галогенов их свойства. Краткие свдения о хлоре, броме, фторе, иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Серная кислота и её соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония и их применение. Соединения азота. Азотная кислота. Фосфор. Строения атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора. Их применение. Соединения фосфора. Оксид фосфора. Фосфорная кислота. Фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Стоение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Соединения углерода. Оксиды их свойства и применение. Угольная кислота. Карбонаты их свойства и применение в народном хозяйстве и жизни человека. Кремний. Строения атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксиды кремния и его природные разновидности. Силикаты их значение в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности .Соединения, силикатная промышленность.
Демонстрации: образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием и алюминием.. вытеснение хлором брома и иода из растворов солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие конц. азотной кислоты с медью .Поглощение углем растворённых веществ или газов. Восстановление меди из оксида углём. Образцы природных соединений хлора, серы. Фосфора, углерода, ремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов. Карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты:1.Качественные реакции на хлорид, сульфат, карбонат - ионы.2. Распознавание солей аммония. 3.ознакомление с природными силикатами. 4.Ознакомление с продукцией силикатной промышленности 5 Получение углекислого газа и его распознавание.
Тема 3. Практикум №1. «Получение, свойства и распознавание неорганических веществ (5 часов)
1.Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств. 2.Получение аммиака и исследование его свойств. 3.Получение углекислого газа и изучение его свойств. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. 4. Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов. 5. Практическое осуществление переходов.
Тема 4. Органические вещества (15 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность этого понятия.причины многообразия углеродных соединений. Теория строения А.М.Бутлерова.
Алканы. Строение молекулы метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов: реакции горения замещения разложения и изомеризации. Применение метана. Алкены. Этилен как родоначальник гомологического ряда алкенов, двойная связь в молекуле этилена. Свойства этилена: реакции присоединения и окисления. Понятие об одноатомных предельных спиртах на примере этанола и двухатомных на примере этиленгликоля.. трехатомный спирт - глицерин. Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Алкины. Тройная связь в молекуле ацетилена. Применение ацетилена на основе свойств. (горение, присоединения, гидратации) Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах как амфотерных органических веществ. Реакции поликонденсации. Белки., строение, биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал, целлюлоза их биологическая роль.
Демонстрации: Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с р-ром перманганатом калия. Получение ацетилена карбидным способом и его горение. Образцы этанола, этиленгликоля, глицерина. Окисление уксусной кислоты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Доказательство наличие функциональных групп в растворах аминокислот. Цветные реакции на белки. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Гидролиз глюкозы и крахмала.
Лабораторные опыты:1изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Свойства глицерина. 3 взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди. 4. Взаимодействие крахмала с иодом.
Тема 5. Практикум №2 . «Получение, свойства и распознавание органических веществ» (3 часа).
1.Получение и свойства этилена. 2.решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ с использованием качественных реакций на альдегиды. Многоатомные спирты. Крахмал и непредельные соединения. 3.Распознавание волокон и пластмасс.)
Календарно-тематическое планирование по химии
Класс 9
Учитель: Ринчинова Мираида Валерьевна
Количество часов
Всего: 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных работ – 4, практических работ (П/Р) – 8.
Планирование составлено на основе курса О.С.Габриеляна с учетом содержания регионального компонента образовательной области «Вещество»
Учебник: Габриелян, О. С. Химия - 9: учебник для общеобразовательного учреждения / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2016
№ | Наименование темы | Кол- во часов | Дата | Контроль | |||||||||||
По плану | Фактич | ||||||||||||||
Введение в курс 9 кл. Повторение основных вопросов 8 кл (3 ч) | |||||||||||||||
1. | Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ им. Менделеева | 1 час | 1 неделя сентября | Фронтальный опрос | |||||||||||
2. | Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений | 1 час | 1 неделя сентября | > | Решение упражнений | ||||||||||
3. | Генетические ряды металлов и неметаллов. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева | 1 час | 2 неделя сентября | Решение упражнений | |||||||||||
Раздел Металлы (17 час) | |||||||||||||||
4. | Положение Металлов в ПСХЭ им.Д. И.Менделеева, общие физические свойства | 1 час | 2 неделя сентября | Фронтальный опрос | |||||||||||
5. | Сплавы и их классификация | 1 час | 3 неделя сентября | Фронтальный опрос | |||||||||||
6. | Химические свойства металлов | 1 час | 3 неделя сентября | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
7. | Химические свойства металлов. Ряд активности Металлов | 1 час | 4 неделя сентября | Самостоятельная работа | |||||||||||
8. | Металлы в природе, общие способы получения металлов | 1 час | 4 неделя сентября | Защита рефератов | |||||||||||
9. | Общие понятия о коррозии металлов | 1 час | 1 неделя октября | Решение задач | |||||||||||
10. | Щелочные металлы | 1 час | 1 неделя октября | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
11. | Соединения металлов | 1 час | 2 неделя октября | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
12. | Общая характеристика элементов главной подгруппы 2 группы | 1 час | 2 неделя октября | Решение упражнений | |||||||||||
13. | Важнейшие соединения щелочноземельных металлов | 1 час | 3 неделя октября | Решение упражнений | |||||||||||
14. | Алюминий | 1 час | 3 неделя октября | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
15. | Соединения алюминия | 1 час | 4 неделя октября | Решение упражнений | |||||||||||
16. | Железо, строение, физические и химические свойства. | 1 час | 4 неделя октября | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
17. | Г енетические свойства железа (//) и железа (///). Важнейшие соли железа | 1 час | 1 неделя ноября | Решение упражнений | |||||||||||
18 | Практическая работа №1. Получение соединения металлов. Решение экспериментальных задач | 1 час | 1 неделя ноября | Практическая работа | |||||||||||
19. | Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 час | 3 неделя ноября | Решение упражнений | |||||||||||
20. | Контрольная работа № 1. Металлы | 1 час | 3 неделя ноября | Письменная контрольная, | |||||||||||
Раздел Неметаллы ( 25 часов) | |||||||||||||||
21. | Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух, кислород, озон | 1 час | 4 неделя ноября | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
22. | Водород | 1 час | 4 неделя ноября | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
23. | Г алогены | 1 час | 1 неделя декабря | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
24. | Соединения галогенов | 1 час | 1 неделя декабря | Решение упражнений | |||||||||||
25. | Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений | 1 час | 2 неделя декабря | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
26. | Кислород | 1 час | 2 неделя декабря | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
27. | Сера и ее соединения | 1 час | 3 неделя декабря | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
28. | Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты | 1 час | 3 неделя декабря | Решение упражнений | |||||||||||
29. | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация знаний по теме | 1 час | 4 неделя декабря | Самостоятельная работа | |||||||||||
30. | Азот | 1 час | 4 неделя декабря | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
31. | Аммиак | 1 час | 2 неделя января | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
32. | Соли аммония | 1 час | 2 неделя января | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
33- 34 | Кислородные соединения азота. Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты | 2 часа | 3 неделя января | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
35. | Фосфор и его соединения | 1 час | 3 неделя января | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
36. | Решение задач и упражнений. Обобщение и систематизация по теме «Подгруппа азота» | 1 час | 4 неделя января | Самостоятельная работа | |||||||||||
37. | Углерод | 1 час | 4 неделя января | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
38. | Кислородные соединения углерода | 1 час | 1 неделя февраля | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
39. | Практическая работа №2 Получение , собирание и распознавание газов | 1 час | 1 неделя февраля | Практическая работа | |||||||||||
40. | Кремний и его соединения | 1 час | 2 неделя февраля | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
41. | Решение задач и упражнений. Обобщение темы « Подгруппа углерода» | 1 час | 2 неделя февраля | Самостоятельная работа | |||||||||||
42. | Практическая работа №3 Получение соединений неметаллов и изучение их свойств | 1 час | 3 неделя февраля | Практическая работа | |||||||||||
43. | Решение задач | 1 час | 3 неделя февраля | Решение упражнений | |||||||||||
44. | Обобщение и систематизация знаний по теме « Неметаллы» | 1 час | 4 неделя февраля | Решение задач | |||||||||||
45. | Контрольная работа №2 Неметаллы | 1 час | 4 неделя февраля | Письменная контрольная | |||||||||||
Раздел Первоначальные представления об органических веществах (13ч) | |||||||||||||||
46. | Предмет органической химии. Особенности организации веществ | 1 час | 1 неделя марта | > | Фронтальный опрос | ||||||||||
47. | Предельные углеводороды | 1 час | 1 неделя марта | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
48. | Непредельные углеводороды | 1 час | 2 неделя марта | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
49. | Практическая работа №4 Изготовление моделей углеводородов | 1 час | 2 неделя марта | Практическая работа | |||||||||||
50. | Решение задач и упражнений | 1 час | 1 неделя марта | Решение упражнений | |||||||||||
51. | Спирты | 1 час | 4 неделя марта | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
52. | Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры | 1 час | 4 неделя марта | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
53. | Жиры | 1 час | 1 неделя апреля | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
54. | Аминокислоты. Белки | 1 час | 1 неделя апреля | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
55. | Углеводы | 1 час | 2 неделя апреля | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
56. | Полимеры | 1 час | 2 неделя апреля | Защита рефератов | |||||||||||
57. | Решение задач и упражнений • | 1 час | 3 неделя апреля | Решение задач и упражнений | |||||||||||
58. | Обобщение и систематизация знаний по теме « Органические соединения» | 1 час | 3 неделя апреля | Письменная Контрольная работа | |||||||||||
Раздел химия и жизнь(6 ч) | |||||||||||||||
59. | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций | 1 час | 4 неделя апреля | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
60. | Химия и здоровье. Химические элементы в клетках живых организмов | 1 час | 4 неделя апреля | Защита рефератов | |||||||||||
61. | Бытовая грамотность. Практическая работа №5. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены | 1 час | 1 неделя мая | Практическая. работа | |||||||||||
62. | Химия и пища | 1 час | 1 неделя мая | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
63. | Природные источники углеводородов | 1 час | 2 неделя мая | Фронтальный опрос. Тест | |||||||||||
64. | Химические загрязнения окружающей среды и его последствия | 1 час | 2 неделя мая | Защита рефератов | |||||||||||
Раздел .Повторение (4 ч) | |||||||||||||||
65. | Классификация и свойства неорганических и органических веществ | 1 час | 3 неделя мая | Решение задач и упражнений | |||||||||||
66. | Подготовка к итоговой контрольной работе | 1 час | 3 неделя мая | > | Решение задач и упражнений | ||||||||||
67. | Итоговая контрольная работа за 9 класс | 1 час | 4 неделя мая | Письменная контрольная работа | |||||||||||
68. | Итоговый тест и его анализ | 1 час | 4 неделя мая | Итоговый тест | |||||||||||
69-70 | Повторение | 2 часа | 4 неделя мая |
Национально - региональный компонент в курсе химии 9 класса представлен
Тема | Класс | Вопросы школьной программы | Региональный компонент |
Металлы | 9 | Химические свойства металлов | Металлы Бурятии, их значение в развитии республики |
Металлы | 9 | Соединения щелочноземельных металлов | Строительные материалы Бурятии. Соединения кальция. |
Металлы | 9 | Железо | Железорудные месторождения Бурятии |
Неметаллы | 9 | Кислород | Озон. Защита озонового слоя |
Неметаллы | 9 | Сера | Месторождения серы вБурятии |
Неметаллы | 9 | Соединения фосфора | Соединения фосфора вБурятии.- апатиты и фосфориты. Почва местности, её состояние, вопросы её охраны |
Неметаллы | 9 | Углерод | . Уголь. Цеолиты. |
Неметаллы | 9 | Карбонаты | Строительные материалы Бурятии: глина, песок, гипс, цемент, известняк. |
Органические вещества | 9 | Алканы | Виды топлива Бурятии |
Количество контрольных и практических работ
Тема | К-во часов | К/Р | П/Р |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 –го класса. | 4 | ||
Тема 1. Металлы. | 17 | 1 | |
Тема 2. Неметаллы. | 24 | 1 | |
Тема 3. Практикум №1 « Получение, свойства, распознавание неорганических веществ» | 5 | ||
Тема 4. Органические вещества. | 15 | 1 | |
Тема 5. Практикум №2. «Получение, свойства и распознавание органических веществ» | 3 | ||
Тема 6. Повторение материала за курс основной школы. | 2 | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Повторение основных вопросов курса 8 класса
и введение в курс 9 класса (4 часа)
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Использовать при характеристике превращений веществ понятия: «химические реакции», «реакции соединения, разложения, замещения, обмена», «реакции нейтрализации», «реакции -экзо и эндотермические», «реакции необратимые», « окислительно-восстановительные реакции », «реакции гомо-и гетерогенные», « каталитические и некаталитические реакции », « тепловой эффект химических реакций», « скорость химических реакций реакции », «катализатор»
Характеризовать химические элементы 1-3 го периода по положению в ПСХЭ: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома. Характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов. Приводить примеры реакций , подтверждающих химические свойства амфотерных ;оксидов и гидроксидов. Давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакций; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора. Объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов на скорость химических реакций. Наблюдать и описывать уравнения химических реакций между веществами с помощью русского языка и языка химии. Проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления , работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки см помощью учителя и самостоятельно.
Составлять аннотацию текста
Составлять модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символичесой форме.
Определять виды классификации.
Осуществлять прямое дедуктивное доказательство.
Тема 1. Металлы (17 часов)
Задачи: Создание условий образовательной среды для ознакомления уч-ся со строением и общими свойствами металлов, исходя из положения их в ПС и строения атома; понятием о металлической связи и металлической кристаллической решетке. Формирование умений устанавливать связи в процессах электролиза и коррозии. Формирование умений оценивать влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы (получение металлов) Формирование мировоззренческих взглядов: умения уч-ся устанавливать причинно- следственные связи между строением и свойствами, доказывать переход количественных отношений в качественные, выявлять общее и единичное при рассмотрении с- в Ме, умение прогнозировать с-ва , исходя из состава и строения. Закрепить навыки уч-ся в решении расчетных и практических задач, показать связь химии с жизнью.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Использовать при характеристике металлов и их соединений понятия «металлы», «ряд активности металлов», « щелочные металлы» , «щелочноземельные металлы»,, использовать их при характеристике металлов.
Давать характеристику химических элементов металлов (щелочных металлов, магния кальция, алюминия, железа) по их положению в ПСХЭ.
Называть соединения металлов и составлять их формулы по названию.
Характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ – металлов.
Объяснять зависимость свойств химических элементов металлов и образуемых ими соединений по положению в ПСХЭ.
Описывать общие свойства химических соединений металлов с помощью русского языка и языка химии.
Составлять молекулярные уравнения реакций , характеризующих химические свойства метало и их соединений, а также уравнения электролитической диссоциации, молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения с участием электролитов.
Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами.
Описывать химические свойства щелочные металлов и щелочноземельные металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью русского языка и языка химии.
Выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксидов.
Экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы».
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства( справочную литературу, ложные приборы, средства ИКТ).
С помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта в том числе с применением ИКТ.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением ИКТ.
Составлять рецензию на текст.
Осуществлять доказательство от противного.
Тема 2.Неметаллы (24часов)
Задачи: Создание условий образовательной среды для продолжения формирования понятий «хим. элемент», «простое в-во», «хим.р-ция», закрепления и углубления знаний о ПС, строении в-ва. Формирование умений и навыков в выполнении хим. опытов. Способствовать дальнейшему развитию мировоззренческих знаний о причинно-следственной связи между составом и строением, свойствами и применением в-в, Формирование умений устанавливать общие и особенные с-ва серной к-ты, делать выводы о единстве окислительно-восстановительных процессов в природе на примере азота и фосфора, Продолжить формирование умений проводить расчеты по химическим уравнениям.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Использовать при характеристике неметаллов и их соединений понятия: «неметаллы»,»галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость и постоянная, общая».
Давать характеристику химических элементов- неметаллов(водорода, галогенов,, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в ПСХЭ; простое вещество, формула; название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения.
Называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию.
Характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов.
Объяснять зависимость свойств химических элементов- неметаллов и образуемых ими соединений от положения в ПСХЭ.
Описывать общие химические свойства неметаллов и с помощью русского языка и языка химии.
Составлять молекулярные уравнения реакций , характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также уравнения электролитической диссоциации, молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения с участием электролитов, а также уравнения процессов окисления-восстановления.
Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами.
Описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью русского языка и языка химии.
Описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им эксперимент.
Выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, иодид- - ионов.
Экспериментально исследовать свойства неметаллов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы».
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Организовать учебное взаимодействие в группе(распределение роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предвидеть(прогнозировать) последствие коллективных решений.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользовать ими в ходе оце7ки и самоощенки.
Отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Подтверждать аргументы фактами.
Критично относится к своему мнению.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Составлять реферат в определенной форе.
Осуществлять косвенное разделительное доказательство.
Тема 3. Практикум №1
« Получение, свойства и распознавание неорганических веществ» ( 5 часов)
Задачи: развитие умений работать с реактивами и оборудованием, определять цель, прогнозировать результат; объяснять результаты применять правила безопасности при работе с оборудованием.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.
Наблюдать за свойствами металлов и неметаллов и их соединений и явлениями происходящими с ними.
Описывать химический эксперимент с помощью русского языка и языка химии.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использованиянаблюдения или эксперимента.
Тема 4. Органические вещества (15часов)
Задачи: Создание условий образовательной среды для формирования у уч-ся представления об органических в-вах, особенностях их состава, строения и свойств в сравнении с неорганическими в-вами. Формирование умений устанавливать причины многообразия органических в-в, делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных. Продолжить формировать понятия о причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением классов орг. в-в. Формирование умений решать задачи на определение молекулярной ф-лы газообразных в-в. раскрывать генетические связи между различными гомологическими рядами. Формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Тема 5. Практикум 2.
«Получение, свойства и распознавание органических веществ»
( 3часа)
Задачи: развитие умений работать с реактивами и оборудованием, определять цель, прогнозировать результат; объяснять результаты применять правила безопасности при работе с оборудованием.
Предметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности.
Наблюдать за свойствами органических веществ ии их соединений и явлениями происходящими с ними.
Описывать химический эксперимент с помощью русского языка и языка химии.
Метапредметные результаты обучения.
Учащийся должен уметь:
Определять, исходя из учебной задачи, необходимость использованиянаблюдения или эксперимента.
Тема 6. Повторение материала за курс основной школы.(2 часа)
Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.
Программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
1) в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
2) в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.
Метапредметных результатов:
1) Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) Использование различных источников для получения химической информации.
Предметных результатов
В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация, скорость химической реакции);
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических , органических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
· структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
3. В трудовой сфере:
- проводить химический эксперимент.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
-оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием
Проверка и оценка знаний и умений учащихся:
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника). При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона). Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»: задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
Отметка «1»: задача не решена.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Учебно-методический комплект и дополнительная литература:
1. Стандарт основного общего образования по химии.
2. Примерная программа основного общего образования по химии.
3.Габриелян О.С. Программа курса для 8-11 классов образовательных учреждениц-М.:Дрофа,2005
4.Габриелян, О. С. Химия - 9: учебник для общеобразовательного учреждения / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2004
5.Габриелян, О. С. Химия-9: рабочая тетрадь / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа. 2011-2012.
6.Габриелян, О. С. Химия-9: настольная книга учителя [Текст] / О. С. Габриелян. - М.: Дрофа. 2003.
7.Химия: поурочные планы по учебнику О. С. Габриеляна / авт.-сост. М.Ю. Горковенко. –Москва: «ВАКО», 2005.
8.Габриелян, О. С, А.В. Яшукова. Тематическое планирование 8-9 кл. М.: Дрофа, 2008
9.Денисова, В. Г Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы [Текст] / В. Г. Денисова. - Волгоград: Учитель, 2004.
10.Ширшина, Н. В. Химия. 9 класс. Тестовые задания для подготовки к итоговой аттестации [Текст] / Н. В. Ширшина. - Волгоград: Учитель, 2004.
11..Н.Е. Кузьменко, В.В.Ерёмин. сборник задач по химии 8-11 классы. М, ; Издательство «Экзамен» ,2006
13.Интернет-ресурсы:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
14. Электронный ресурс. КМ школа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, "Биология",5 класс, Сонин Н.И.
Содержит пояснительную записку, требования к образователбным результатам учащихся....
Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных ...
Рабочая программа биология 10 класс Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии для 10 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государстве...
Рабочая программа биология 11 класс Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии для 11 класса (профильный уровень) составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государстве...
Рабочая программа по химии 11 класс Сонин
Рабочая программа по химии 11 класс Сонин...
Рабочая программа по химии 10 класс Сонин
Рабочая программа по химии 10 класс Сонин...
Рабочая программа по химии 8 класс Сонин
Рабочая программа по химии 8 класс Сонин...