Дидактические игры на уроках химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Статья  посвящена роли игры на уроках химии. Как правило, такая форма урока, как игра, чаще всего используется на уроках в младших классах. Как показывает мой опыт, на уроках в 8-11 классах тоже возможно, а зачастую просто необходимо, использование дидактической игры.  Игра на уроке  вместо традиционной контрольной, особенно в первый год знакомства с химией, создает комфортную обстановку, снижает стрессогенные факторы, позволяет даже самому слабому ученику получить оценки за сложный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_na_urokah_himii.docx47.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические  игры  на уроке химии

        Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий.

Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности". (В.А.Сухомлинский)

        В настоящее время идёт поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребёнка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.

        Игровая ситуация способствует более быстрому и доступному усвоению знаний и умений. Это происходит  потому, что в дидактической игре сохраняются форма и признаки обычной игры, но изменяется цель. Получение удовольствия, характерное для обычной игры, отходит на второй план, а дидактическая задача игры - прочное усвоение знаний, развитие и воспитание учащихся, выступая в скрытой форме, становится главной. Под влиянием увлечённости, которую создаёт игровая ситуация, прежде неинтересный и труднопонимаемый материал усваивается легче и успешнее, так как в игре присутствует главный фактор обучения - активность учащихся. А процесс обучения тем эффективнее, чем больше самостоятельности предоставлено учащимся  в выполнении учебных задач.                В дидактической игре происходит воспитание учащихся, так как игра - это коллективная форма работы. В процессе её подготовки и проведения дети учатся культуре общения, умению работать в коллективе, преодолевать психологические барьеры, т.е. происходит работа над собой, над своими привычками и свойствами характера.

        Дидактическая игра на уроке способствует изменению эмоциональной атмосферы, которая становится более оживлённой, снимает напряжение, усталость и позволяет настроить учащихся на усвоение новой информации. В лучшую сторону меняются отношения между учителем и учениками.

        Несомненно, дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке.  Игра - это  методическое средство, которое позволяет непроизвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И, как любое  средство обучения,   должно применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приёмами преподавания.

        Для того, чтобы лучше понять влияние дидактических игр на повышение эффективности обучения, необходимо выделить три наиболее значимые функции  игр – воспитывающую, дидактическую и развивающую.        

Такое свойство игры, как занимательность позволяет добиваться того, чтобы на уроке,   в игровой ситуации исчезало безразличие к учёбе. В игровую деятельность включаются даже самые пассивные и слабые ученики. Этому способствует азарт, желание быть первым.  Но чтобы победить, необходимы знание изучаемого материала, сообразительность, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы. Отсюда – высокий уровень учебной мотивации.

Так, например, на игровом уроке «Атомоход Ломоносов», которая проводилась в классе как обобщение темы  «Первоначальные химические понятия», учащимся необходимо было продемонстрировать свои знания, полученные по теме. Конечно, в первую очередь, ученикам очень понравилось, что игра заменяет у них контрольную работу по данной теме. Они даже не заметили, что за урок мы не только успели поиграть, но и выполнить все задания работы. Причём при расстановке коэффициентов и определении типа реакции ошибок было допущено меньше, чем при написании обычной проверочной работы. Одно из заданий работы было оценено на уроке сразу в ходе взаимопроверки. Этот приём я часто использую на уроках при проведении маленьких работ-летучек. Кстати, как показывает практика, ученики – более строгие учителя, более жестко ставят оценки.

Необходимо отметить, что знания в дидактической игре ученики получают не только от учителя, они сами зачастую являются участниками их поиска, обмениваясь между собой информацией, способами её получения.

        В ходе проведения игры развиваются разносторонние мотивы детей: кого-то привлекает соревнование, они много фантазируют, другие увлекаются азартной обстановкой. А для некоторых главным мотивом игры является познавательный.

В  рамках новых ФГОС игра является средство формирования универсальных учебных действий, она создает условия формирования у  школьников  умения  учиться, способности к саморазвитию и самоанализу. В игре происходит  сознательное, активное присвоение учащимися социального опыта. Зачастую то, что в ходе традиционного урока вызывает затруднения, в игре  усваивается гораздо легче, при э том знания, умения и навыки становятся результатом различных видов активных  действий самих обучающихся. т

        Таким образом, дидактическая игра через занимательность, обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решению основных задач процесса обучения.

Схема 1. Влияние дидактической игры на эффективность обучения химии

        

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках химии и биологии

Дидактические игры, применяемые на уроках, позваляют развивать творческую способность учащихся, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность....

Дидактическая игра на уроках химии, и её роль в развитии познавательной активности школьника

Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение  окружающей жизни, активное проникновение научно-технического пргресса во все ...

Дидактические игры на уроках химии

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность ...

Дидактические игры на уроках биологии и химии

Материал содержит нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на развитие и формирование интереса обучающихся...

Дидактические игры на уроках химии

В настоящее время игровые методики приобретают всё большую популярность и отличаются исключительным разнообразием. Это объясняется соответствием игры возрастным особенностям учащихся, возможностью шко...

Дидактические игры на уроках химии

Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых рассказывается на уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические явления в окружающей жизни. Умение учителя вызвать ин...