Дидактические игры на уроках химии
учебно-методический материал по химии

Козлова Лариса Ивановна
Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых рассказывается на уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические явления в окружающей жизни. Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения. Игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - писал А.В.Луначарский. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah_himii.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в учебном процессе при изучении химии

      Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых рассказывается на уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические явления в окружающей жизни.

     Умение учителя вызвать интерес к предмету – одно из условий успешного обучения. Игра «в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - писал А.В.Луначарский. Именно в игре ребенок активно мыслит, чувствует и творит свободно.

     Дидактическая игра позволяет ярко реализовать все ведущие функции обучения: обучающую, воспитывающую и развивающую.

Данная разработка представляет собой готовый к использованию на уроках материал. Структура разработки с пояснениями позволяет определить место конкретной дидактической игры в разделе, теме и в рамках урока. Возможно использование данных материалов во внеурочной деятельности по химии.

Оформление материала способствует быстрой навигации при выборе игры.

  Методические разработки учебных игр (с указанием рекомендуемых тем уроков).

  1. Игра  « Самое длинное слово».

Игру можно использовать на этапе объявления темы урока.

Тема «Кислоты» (8 класс).

Объявляются правила игры

Появляется табличка с буквами.

Используя буквы, необходимо составить самое длинное название вещества. Каждую букву можно использовать только один раз.

Побеждает тот, кто составит самое длинное слово.

А

Д

Ь

Л

С

Ф

К

И

О

Т

Ответ: оксид, соль, кислота.

  1. Игра « Самый наблюдательный».

     Игра может быть использована при изучении и повторении темы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (8-9 кл.).

   Игра основана на принципе интеграции предметов: русский язык и химия.

Правила игры:

Время выполнения работы – 1 минута.

Используя Периодическую систему химических элементов, найти:

1. Названия элементов, в которых 3 буквы О.

олото, олово, водород).

2.  Названия элементов оканчивающихся на  второй

корень     - РОД

(водород, углерод, кислород).

3. 3.1. Названия элементов оканчивающихся на ОН

(неон, аргон, криптон, ксенон, радон).

    3.2. Названия элементов оканчивающихся на АН

(титан, лантан, уран).

    3.3. Названия элементов оканчивающихся на ЕН

(селен, молибден).

4.  Названия элементов оканчивающихся на букву -  О

         (золото, олово, серебро, железо).

  1. Игра «Химическое домино»

 (интерактивная игра с возможностью перемещения объектов)

     Предлагается сыграть в домино, но карточками будут не       обычные костяшки, а знаки химических элементов на экране, из которых учащиеся составляют формулы, например, оксидов, опираясь на степень окисления элементов (работа в группах).

    Мультимедийная презентация позволяет создать условия наглядности учебного процесса, активно включить ребят в ход урока. Применяется частично поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями: учащиеся моделируют, работая в группах или индивидуально. Таким образом, достигается интерактивность в деятельности школьников.

  1. Игра «Третий лишний»

Игра может быть использована при изучении классов органических и неорганических соединений.

При подготовке к игре можно использовать мультимедийную презентацию с использованием триггеров (или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его).

Правила игры

  Найти формулы веществ, которые не соответствуют логическим цепочкам.

   1.Кислоты

                   HCI          HNO3          H2O

                   HBr          HF              H3PO4

                   H2SO3       H2О2          H2SO4

2. Оксиды

                   CuO        FeO             CO

                   CO2         As2O5          NO

                   N2O         N2O5            NO

3. Соли        

                    KCI         HCI           NaCI  

                    NaBr       NaNO3       NH4OH

                    K2SO4      BaS           H2S

 

4. Углеводороды

                    метан     пропан      циклопропан

                    C2H6              C4H10         C6H12

                    бензол          фенол         толуол

5. Кислородосодержащие органические вещества

                  этаналь          этанол            ацетоальдегид

                  глицин           глицерин       этиленгликоль

                  фенол             толуол           бутанол

  1. Игра «Разгадай формулу»

Темы: «Простые и сложные вещества», «Металлы и неметаллы», « Периодическая система химических элементов»

 (8 класс).

Под каждой буквой записывается название металла и неметалла (если неметалл, начинающийся с этой буквы, отсутствует, то заменить его названием тела).

Игра учитывает текущее повторение ранее изученных тем.

                                   Вариант – 1

О

З

О

Н

Осмий

Обои

Золото

Замок

Олово

Орех

Натрий

Неон

                                  Вариант – 2

М

Е

Т

А

Н

Медь

Мышьяк

Европий

Ерш

Тербий

Теллур

Алюминий

Астат

Нобелий

Неон

                                 

Вариант - 3

В

О

Д

А

Вольфрам

Водород

Олово

Обруч

Диспрозий

Радон

Азот

Актиний

   Игра может быть использована при изучении любой темы, а также при обобщении и систематизации знаний по теме.

   

  1. Игра «Химическая азбука»

    Игра служит повторением и обобщением основных понятий в химии. Затрагиваются различные темы, например: металлы, неметаллы, номенклатура химических соединений, типы химических реакций,  история химической науки. Старшеклассники стоят перед выбором будущей профессии, поэтому целесообразно им напомнить о существовании различных профессий.

Правила игры

Играющим выдаются заготовки или высвечиваются на экране следующие слова:

  1. Металл ___________________________________
  2. Неметалл _________________________________
  3. Химическое соединение _____________________
  4. Химическая реакция ________________________
  5. Ученый – химик ____________________________
  6. Профессия _________________________________
  7. Вид спорта _________________________________

Затем называется буква.

Задача игры состоит в том, чтобы как можно быстрее заполнить все строки. Слова должны начинаться с той буквы, которая задана по условию игры.

Буква «А»

  1. Металл                                            Алюминий     
  2. Неметалл                                         Азот
  3. Химическое соединение                Аммиак
  4. Химическая реакция                      Алкилирования
  5. Ученый – химик                             Аррениус
  6. Профессия                                       Авиатор
  7. Вид спорта                                      Авторалли

Буква «Б»

  1. Металл                                                Барий
  2. Неметалл                                             Бор
  3. Химическое соединение                    Бутан
  4. Химическая реакция                          Брожения
  5. Ученый – химик                                 Бутлеров
  6. Профессия                                           Бухгалтер
  7. Вид спорта                                           Бобслей

Буква «В»

1. Металл                                                  Вольфрам

2. Неметалл                                         Водород

3. Химическое соединение                Вода

4. Химическая реакция                       Вюрца

5. Ученый – химик                              Велер

6. Профессия                                        Врач

  1. Вид спорта                                       Водное поло

Буква «Г»

1. Металл                                                 Галий

2. Неметалл                                             Гелий

3. Химическое соединение                    Глауберова соль

4. Химическая реакция                          Гидрирования

5. Ученый – химик                                 Гесс

6. Профессия                                           Геолог

7. Вид спорта                                          Горные лыжи

Буква «К»

1. Металл                                                   Кальций

2. Неметалл                                               Кислород

3. Химическое соединение                      Кислота

4. Химическая реакция                            Крекинг

5. Ученый – химик                                   Кекуле

6. Профессия                                             Кондитер

7.Вид спорта                                             Конькобежный спорт

Буква «С»

1. Металл                                                   Сурьма

2. Неметалл                                               Сера

3. Химическое соединение                      Соль

4. Химическая реакция                            Соединения

5. Ученый – химик                                   Семенов

6. Профессия                                             Сантехник

7. Вид спорта                                            Санный спорт

Буква «Ф»

1. Металл                                                  Фермий

2. Неметалл                                              Фосфор

3. Химическое соединение                     Фосген

4. Химическая реакция                           Фотосинтез

5. Ученый – химик                                  Фишер

6. Профессия                                            Фармаколог

7. Вид спорта                                           Фристайл

7.Игра «Найди меня»

Игра заинтересует ребят, увлекающихся кроссвордами, чайнвордами, филвордами.

Правила игры:

Предлагается найти  не менее 7 химических элементов, зашифрованных в таблице:

Вариант - 1

А

З

Е

Л

Е

Ж

Т

О

Л

О

В

О

Ф

Л

И

Т

И

Й

В

О

Л

Ь

Ф

Р

Р

Т

У

Т

Х

А

Г

О

Р

А

Н

М

Можно предложить таблицу с подсказкой:

А

З

Е

Л

Е

Ж

Т

О

Л

О

В

О

Ф

Л

И

Т

И

Й

В

О

Л

Ь

Ф

Р

Р

Т

У

Т

Х

А

Г

О

Р

А

Н

М

Ответ:

 золото, железо, азот, вольфрам, ртуть, олово, литий, уран.

Вариант - 2

 У

Р

А

Н

Г

А

Д

О

Л

И

М

С

Е

Т

И

Й

Р

Е

Н

И

О

В

О

Л

Д

И

Й

О

          Можно предложить таблицу с подсказкой:

У

Р

А

Н

Г

А

Д

О

Л

И

М

С

Е

Т

И

Й

Р

Е

Н

И

О

В

О

Л

Д

И

Й

О

Ответ:

 углерод, уран, радон, осмий, литий, рений, олово, родий.

Вариант - 3

Предлагается найти  не менее 7 слов, зашифрованных в таблице:

Зашифрованы в таблице:
профессии, технические устройства, напитки, газ для обеззараживания воды.

К

В

А

С

О

Р

О

В

О

З

А

Д

О

Н

О

Н

А

С

О

С

Ответ: водонос, водовоз, кран, насос, вода, квас, озон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках химии и биологии

Дидактические игры, применяемые на уроках, позваляют развивать творческую способность учащихся, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность....

Дидактическая игра на уроках химии, и её роль в развитии познавательной активности школьника

Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение  окружающей жизни, активное проникновение научно-технического пргресса во все ...

Дидактические игры на уроках химии

Статья  посвящена роли игры на уроках химии. Как правило, такая форма урока, как игра, чаще всего используется на уроках в младших классах. Как показывает мой опыт, на уроках в 8-11 классах тоже ...

Дидактические игры на уроках химии

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность ...

Дидактические игры на уроках биологии и химии

Материал содержит нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на развитие и формирование интереса обучающихся...

Дидактические игры на уроках химии

В настоящее время игровые методики приобретают всё большую популярность и отличаются исключительным разнообразием. Это объясняется соответствием игры возрастным особенностям учащихся, возможностью шко...