Дидактические игры на уроках химии
учебно-методический материал

Лебедева Ирина Владимировна

В настоящее время игровые методики приобретают всё большую популярность и отличаются исключительным разнообразием. Это объясняется соответствием игры возрастным особенностям учащихся, возможностью школьников с разным уровнем подготовки проявить себя, возрастающей активностью играющих и эмоциональностью учебного процесса.Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx23.36 КБ
Office presentation icon lebedeva_iv.ppt1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ученика, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности.

В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.

Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.

Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, сопровождается эмоциями радости, удивления, иногда непосредственного, веселого и доброжелательного смеха. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Использование дидактической игры как средства обучения способствует созданию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации; участвуя в ролевых играх, приходят к общему решению вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций. На уроках создаются ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняется содержание общения жизненными проблемами учащихся, и такими вопросами, которые они хотели бы разрешить. Устанавливаются эмоциональные контакты между учащимися, они приучаются работать в команде, снимается нервное напряжение, возникает чувство защищенности, взаимопонимания и собственной значимости.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по

 желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный

характер этой деятельности («поле творчества»);

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество,

состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии, указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.

В настоящее время игровые методики приобретают всё большую популярность и отличаются исключительным разнообразием. Это объясняется соответствием игры возрастным особенностям учащихся, возможностью школьников с разным уровнем подготовки проявить себя, возрастающей активностью играющих и эмоциональностью учебного процесса.

На основе игры у ребенка формируется ряд психологических новообразований (воображение, сознание и т. д.). Применение игр позволяет решить задачу, связанную с необходимостью информационной перегрузки, с организацией психологического и физиологического отдыха. Дети успешно обучаются в игровой деятельности, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения -активность учащихся, а также сопутствующий - общение.

В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет исключительное значение. В то же время, возрастающий объем информации, непрерывное обновление учебных дисциплин привели к тому, что интерес к химии снизился у учащихся еще в школе. Как часто мы слышим от ребенка нелестный отзыв – «скучная и очень сложная» наука!  Конечно, химия сложна – формулы, законы, реакции, цифры, превращения, задачи…  Лёгких путей в химии нет. Овладеть этой наукой без кропотливого труда, терпения, усидчивости и некоторых природных способностей невозможно. В связи с этим становится актуальным совершенствование форм и методов обучения химии, которые стимулируют мыслительную деятельность школьников, развивают их познавательную активность, учат практически использовать химические знания. В решении данных проблем могут найти свое место игровые формы организации занятий, которые способны выступать в качестве действенного средства обучения. Урок – игра – это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, воссоздаются исторические картины событий с их персонажами участниками. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к действительности. Очень важно учесть: место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке химии; целесообразность использования их на разных этапах урока. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.  

В последнее время большая роль отводится электронно-тестовым и компьютерным играм в обучении. Тестирование становится повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму. С 7 по 11 класс сложность игр нарастает.

Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе и удовольствии. Игра должна вызывать веселое удовлетворение от удачного ответа, быть эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление - красочным и разнообразным. В дидактических играх по химии с большим интересом участвуют слабоуспевающие ученики, которых увлекает сам процесс игры, дух соревнования, стремление к тому, чтобы их команда одержала победу, что способствует лучшему усвоению и углублению знаний по пройденной теме.

Хочу привести примеры некоторых химических игр, используемых мною.

Ребусы чаще в 7 классе - знаки химических элементов

(хорошая подборка ребусов https://vserebusy.ru/rebusy-na-temu-himija-elementy-vewestva-s-otvetami/  и/или https://infourok.ru/rebusi-v-kartinkah-po-himii-na-temu-himicheskie-elementi-660205.html)

Игра «Руки вверх» (7-8 класс) Игра помогает закрепить понятия «вещество» и «физическое тело». Для её проведения заготовить список с перечнем различных веществ и физических тел. Пример перечня названий. Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка. Задание. Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, учащиеся внимательно слушают. Если названо вещество, то они поднимают руки вверх. Учащийся, допустивший ошибку, даёт определение вещества или физического тела и приводит дополнительно 2-3примера. Аналогичные игры можно провести по темам «Чистые вещества и смеси», «Физические и химические явления.

Игра «Соответствие движению» Эта игра используется, чтобы внести в процесс обучения оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов, также можно использовать в качестве физкультминутки. Преподаватель с учениками устанавливают определенные правила. Например, называя кислоту, ученики должны поднять правую руку, а основание — левую, соль — хлопнуть в ладоши, кислотный оксид — повернуть голову вправо, а основный оксид— влево и т.д. 

  • При игре в «Крестики - нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся одинаковым для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак этот указывается в условиях игры.
  • Химические пазлы
  • КВН
  • Химические викторины

Дидактические игры, проводимые на уроках химии, нравится школьникам, они охотно включаются в работу. Обучающиеся, самостоятельно работая в группах, добывают знания. Это приводит к лучшим результатам в усвоении программного материала. И как следствие повышение интереса к предмету химия. Игра позволяет развивать творческие способности учащихся, так как моделирует окружающую обстановку, даёт дополнительную информацию, побуждает интеллект к поисковой активности, разрушает психологическую инертность, активизирует работу правого полушария. Отсюда следует, что использование дидактических игр на уроках химии– необходимое условие повышения познавательной активности учащихся.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на уроках химии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактическая игра на уроках химии Лебедева Ирина Владимировна учитель химии высшей категории гимназия № 8 им.Л.М. Марасиновой

Слайд 2

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Функции дидактических игр: Обучающая (развитие учебных умений и навыков) Воспитательная (учащиеся учатся работать коллективно, радоваться успехам товарищей, сопереживать их неудачам) Коммуникативная (установление эмоциональных контактов и умение отстаивать свою точку зрения) Развивающая (развитие памяти, мышления, речи) Релаксационная (снятие эмоционального напряжения) Развлекательная

Слайд 4

Главные черты игр Свободная развивающая деятельность Творческий характер этой деятельности (поле творчества). Эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Слайд 5

Классификация уроков-игр:

Слайд 6

Классификация дидактических игр: По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам. По характеру педагогического процесса выделяются игры обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные и др. По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По форме деятельности игры можно разделить на индивидуальные, парные, групповые, общеклассные. По образовательным задачам на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, много игр обобщающего характера, повторения и контроля знаний По форме проведения: игры – аукционы, защиты, путешествие по станциям, пресс – конференции, игры – исследования

Слайд 7

Ребусы :

Слайд 8

Игра «Соответствие движению» Эта игра используется, чтобы внести в процесс обучения оживление и разрядку, которая способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов, также можно использовать в качестве физкультминутки. Преподаватель с учениками устанавливают определенные правила. Например, называя кислоту, ученики должны поднять правую руку, а основание — левую, соль — хлопнуть в ладоши, кислотный оксид — повернуть голову вправо, а основный оксид — влево и т. д. Игра «Руки вверх»

Слайд 9

Игра «Крестики - нолики» Выигрышный путь составляют элементы одного и того же периода: Be N Si Al Na C Cl Mg Ge Выигрышный путь – названия металлов: Железо Кремний Кальций Калий Магний Углерод Фосфор Хлор Алюминий

Слайд 10

Примеры: КВН Химические пазлы (номенклатура классов соединений, гомологи - изомеры) Игры с использованием компьютерных технологий: Политова Светлана Викторовна https://spolitova.ucoz.ru/index/igry_po_khimii/0-19 Викторина по химии 7 класс videouroki.net Викторина ХимАзбука videouroki.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках химии и биологии

Дидактические игры, применяемые на уроках, позваляют развивать творческую способность учащихся, так как побуждают поисковую активность, разрушают психологическую инертность....

Дидактическая игра на уроках химии, и её роль в развитии познавательной активности школьника

Повышение познавательного интереса является одной из составляющих успешности в освоении химии. Интенсивное изменение  окружающей жизни, активное проникновение научно-технического пргресса во все ...

Дидактические игры на уроках химии

Статья  посвящена роли игры на уроках химии. Как правило, такая форма урока, как игра, чаще всего используется на уроках в младших классах. Как показывает мой опыт, на уроках в 8-11 классах тоже ...

Дидактические игры на уроках химии

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность ...

Дидактические игры на уроках биологии и химии

Материал содержит нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на развитие и формирование интереса обучающихся...

Дидактические игры на уроках химии

Знание химии – это не только знание фактов и теорий, о которых рассказывается на уроках и в учебнике, но и умение объяснять химические явления в окружающей жизни. Умение учителя вызвать ин...