Серия уроков к модулю «Неметаллы» при изучении раздела «Многообразие веществ» в 9 классе.
методическая разработка по химии (9 класс)

Каменецкая Светлана Сергеевна

Данная разработка содержит уроки «Кислотные дожди», «Азотная кислота». Материалы будут полезны при изучении раздела «Многообразие веществ» курса «Неорганической и общей химии». Уроки составлены с учетом требований ФГОС СОО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seriya_urokov_kislotnye_dozhdi_i_azotnaya_kislota.doc500.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация методической разработки

«Серия уроков к модулю «Неметаллы» при изучении раздела

«Многообразие веществ» в 9 классе»

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Обучающиеся на уроке не только воспроизводят полученную от учителя информацию в готовом виде, но и самостоятельно совершают ка-кие-либо действия поискового характера, проектируют и преобразуют полученную информацию.

В свете реализации ФГОС СОО одной из важнейших задач является работа по преобразованию информации.  Это и определяет актуальность представленной методической разработки.

При реализации данной методической разработки достигается решение определенных педагогических задач:

1. Решая учебные проблемы посредством использования приемов преобразования информации, создать условия для образовательного взаимодействия на уроках химии при реализации метапредметного и межпредметного подхода.

2. Совершенствовать приобретённые навыки работы с информацией: её интерпретация, работа с ЦОР, с текстом, со схемами, таблицами.

3. Развивать личностные достижения ученика в рамках деятельностного подхода при включении в активное взаимодействие и самостоятельную практическую деятельность.

4. Создать условия для совершенствования образовательной деятельности и повышения качества обучения химии.

Эти задачи выполняются посредством технологии интерактивного обучения и технология организации проектной и исследовательской деятельности, как наиболее оптимальных для получения личностных, метапредметных и предметных результатов.

В методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами и формами: интерактивный комбинированный урок с применением проблемных ситуаций,  с применением ЦОР, интерактивной доски и мультимедиа оборудованием. На уроках применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, анализ; обсуждение; проблемные ситуации с выполнением экспериментальных задач.

При реализации указанных технологий обеспечивается практико-ориентированность представленной методической разработки,  так как усвоение материала по химии происходит в процессе решения практических задач – создания учебного ми-ни-проекта (коллективного или индивидуального в рамках урока) или логического опорного конспекта по теме курса химии.

Учебно-методическое пособие содержит разработки уроков «Кислотные дожди» и  «Азотная кислота».

Результативность представленного учебно-методического пособия обеспечивается не только ростом качества обучения химии, достойными показателями итоговой государственной аттестации, но и личностными изменениями обучающихся, ростом их интереса к химии как науке, участием в проектах.

Данная методическая разработка рекомендуется к использованию учителями химии при изучении раздела «Многообразие веществ».

Учитель химии и биологии

МАОУСОШ №4 им. Я.Ф.Шапошикова, А.Г.Стрюкова

муниципального образования Успенский район                      С.С. Каменецкая

Содержание:

  1. Введение
  2. Основная часть
  • Урок «Кислотные дожди»
  • Урок «Азотная кислота»
  1. Заключение
  2. Приложение 1
  3. Приложение 2
  4. Список используемой литературы
  5. Интернет-ресурсы

Серия уроков к модулю «Неметаллы» при изучении раздела «Многообразие веществ» в 9 классе. 

Введение.

Данная разработка содержит уроки «Кислотные дожди», «Азотная кислота». Материалы будут полезны при изучении раздела «Многообразие веществ» курса «Неорганической и общей химии». Уроки составлены с учетом требований ФГОС СОО.

Основная часть.

1. Тема урока:  «Кислотные дожди».

Цели урока:

  1. Организовать процесс изучения на предметном уровне понятия «Кислотные дожди» в свете изучения свойств соединений серы, азота, основных естественных и антропогенных источников кислотообразующих выбросов, влияния кислотных осадков на окружающий мир;
  2. Способствовать развитию универсальных учебных действий:

Личностных:

  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятий;
  • формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразозующей функции познавательного мотива.

Познавательные:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных источниках информации;
  • давать определение понятиям;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Регулятивные:

  • целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную;
  • умение самостоятельно анализировать условия достижения цели;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями одноклассников в сотрудничестве при принятии общего решения в совместной деятельности;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • Форма организации:
  • Комбинированный урок.
  • Методы:
  • фронтальная и индивидуальная формы оценки знаний;
  • решение практических  задач
  • беседа в сочетании с самостоятельной работой, лабораторным экспериментом, исследовательской работой.
  • Оборудование:
  • мультимедийный проектор
  • компьютер
  • интерактивная доска Smart Board
  • презентация Smart Notebook
  • приложение 1
  • видеофрагмент «Кислотные дожди»
  •  реактивы: вода, растворы лимонной кислоты, серной кислоты, универсальная индикаторная бумажка, образец снега, штатив, пробирки.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые универсальные учебные действия

Постановка темы урока

Переход к формулировке темы урока:

«Из набора химических знаков и цифр необходимо составить уравнения реакций по цепочкам превращений»

В каких реакциях образуются кислоты?

Назовите эти кислоты?

Учитель: «Реакции образования кислот являются основными стадиями механизма образования «кислотных дождей».

разнообразиеВыаданиОсуществление цепочек превращений на интерактивной доске и обычной доске 9 2 учащихся) Остальные учащиеся осуществляют цепочки превращений в тетрадях.

S → SO2 → SO3 → H2SO4→ ВаSO4 (интерактивная доска)

N2→ NO → NO2 →HNO3→NaNO3 (доска)

Отвечают на вопросы

(Предполагаемый ответ: в реакциях №3 первой цепочки и №3 во второй цепочке)

характеристики

(Предполагаемый ответ: серная кислота и азотная кислота)

Называют митозе тему строении урока

цели Развитие учебные памяти

Мыслительные того навыки

Регулятивные: знания оформление благодаря тетради

Мыслительные того навыки

Распределение, материнской концентрация, количество устойчивость структур внимания;

работают Целеполагание. материал Планирование интеллекта деятельности

слов Даёт размножение задание систем сформулировать период цель организмов урока

гидра Формулируют составляют цель

клетки Регулятивные: образуются развитие смене навыка размножения планирования

интеллекта Изучение особей нового вопросы материала

Первичное бесполого закрепление

«Причиной возникновения кислотных дождей является массовые промышленные выбросы оксида серы (IV) и оксидов азота  (II) и (IV). Диоксид серы хорошо растворим в воде, ядовит; вдыхание воздуха, содержащего 0,2% этого газа, вызывает заболевание дыхательных путей. Оксиды азота: NO – бесцветный газ и NO2 – бурый газ со специфическим запахом, ядовит (вызывает отек легких). Они обладают общетоксическим и раздражающим действием

Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент на тему «Кислотные дожди».

После просмотра фильма учитель задает вопросы для первичного закрепления:

Откуда берутся ядовитые газы, порождающие кислотные дожди? Назовите природные источники?

Назовите антропогенные источники?

Какие газы являются «виновниками» появления «кислотных дождей»?

В каких районах наиболее вероятно выпадение «кислотных дождей»?

Что страдает от «кислотных дождей»?

Учитель «Кстати, 60% кислотности дождевой воды дает серная кислота, 30% -  азотная, 5% - соляная кислота. Кислотный дождь - это дождь,  подкисленный до рН<5,6 из-за растворения в атмосферной влаге сернистого газа   и оксидов азота.»

 мутации Работают в грибов тетради. слово Записывают генетическими число и слушать тему выбирают урока.

оценП

Просмотр видеофрагмента

Отвечают на вопросы

(Предполагаемый ответ: Вулканы, лесные пожары, грозы.)

(Предполагаемый ответ: Природное топливо, сжигаемое на электростанциях

Топливо, сжигаемое на промышленных предприятиях

Выхлопные газы автомобилей

Топливо, сжигаемое для приготовления пищи и обогрева домов.)

(Предполагаемый ответ: оксиды серы и азота.)

(Предполагаемый ответ: в районах сосредоточения промышленных производств.)

(Предполагаемый ответ: растения, животные, человек, архитектурные сооружения и т.д.)

Записывают будут определение прекращения со создать слов спирализация учителя

самооценки

человека Распределение, материнской концентрация, количество устойчивость структур внимания;

размножения Мыслительные периодически навыки;

устанавливать Регулятивные: знания оформление благодаря тетради

деятельности

Познавательные (грибов информационные):

информациСловесно-растений логическая, натуральные наглядно-растений образная признак память;

учебнике Все большой модальности;

задачей Коммуникативные: половое активное митоз слушание, самообновления монолог

многих Распределение, митоз концентрация, анатомическими устойчивость клетки внимания;

целеполагание Все правильную виды единица памяти;

одной Все дискретность модальности;

вспомнили Мыслительные того навыки

Коммуникативные: половое активное митоз слушание, самообновления монолог

многих Распределение, митоз концентрация, анатомическими устойчивость клетки внимания;

Закрепление

размножению Учащимся цели предлагается одного выполнить лабораторные опыты и выполняют задания в парах.

искусственный Выполняют опыты и цели задания в парах, дрожжи проверяют и работы оценивают

периода Регулятивные: основной навык метафазы самооценки, работа в парах

оформление Рефлексия

слово Заполните различными листы среды самооценки и делению рефлексии

зрения Заполняют молодость карту размножается знаний и составлять листы цикла самооценки

размножения Регулятивные: растений рефлексия

развиться Итоги расположение урока

интереса Просит информационной актуализировать выроста цели территории урока и результате оценить, котором насколько образование они поэтому достигнуты

результат Называют формы тему клетки урока, свойство его урока цели

митоз Делают нескольких вывод о митоза степени послушать их путём достижения

ответ Регулятивные: теме целеполагание и размножению планирование

Ход урока:

  1. Организационный момент. 

Приветствие учащихся.

  1. Проверка знаний учащихся.

Проверка домашнего задания. У доски 2 учащихся, один работает на интерактивной доске, второй - на обычной доске.

Осуществление цепочек превращений на интерактивной доске. Остальные учащиеся осуществляют цепочки превращений в тетрадях.

  1. S → SO2 → SO3 → H2SO4→ ВаSO4 (интерактивная доска)
  2. N2→ NO → NO2 →HNO3→NaNO3 (доска)

 Из набора химических знаков и цифр необходимо составить уравнения реакций по цепочкам превращений.

Первая цепочка превращений:

1) ….. + …..   = ……

2) ….. + …..   = ……

3) ….. + …..   = ……

4) ….. + …..   = …… + ……          

Ответы:

1) S +O2   = SO2   при t0

2) 2SO2 + O2   = 2SO3 катализатор

3) SO3 + H2O  ↔ H2SO4 при t0

4) H2SO4 + BaCl2   = BaSO4↓ + 2HCl    

Вторая цепочка превращений.

  1. N2 + O2 = 2NO  при t0
  2. 2NO+ O2 = 2NO2
  3. NO2 + O2 + H2O = HNO3
  4. HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O

 Учитель:

  1.  В каких реакциях образуются кислоты? (Ответ: в реакциях №3 первой цепочки и №3 во второй цепочке)
  2. Назовите эти кислоты? (Ответ: серная кислота и азотная кислота)

Учитель: Реакции образования кислот являются основными стадиями механизма образования «кислотных дождей».

Постановка темы и целей урока

Учитель: Кислотные дожди - эта тема и станет предметом нашего обсуждения сегодня. На сегодняшний день это одна из самых очевидных проблем загрязнения воздуха, стоящая перед человечеством. Ей уделяется большое внимание общественности. А что вы знаете о кислотных дождях?

Учитель ставит цель урока – углубить знания учащихся о кислотных дождях.

Задачи:

  • Выяснить источники и причины образования кислотных дождей
  • Определить химические реакции, лежащие в основе их образования
  • Установить вред, наносимый кислотными дождями окружающей среде
  • Дать представление о средствах, предотвращающих выбросы загрязнителей

III. Изучение нового материала.

Учитель: Причиной возникновения кислотных дождей является массовые промышленные выбросы оксида серы (IV) и оксидов азота  (II) и (IV). Диоксид серы хорошо растворим в воде, ядовит; вдыхание воздуха, содержащего 0,2% этого газа, вызывает заболевание дыхательных путей. Оксиды азота: NO – бесцветный газ и NO2 – бурый газ со специфическим запахом, ядовит (вызывает отек легких). Они обладают общетоксическим и раздражающим действием.

Учитель предлагает просмотреть видеофрагмент на тему «Кислотные дожди», состоящий из мультика про кислотный дождь, видеоряда и фрагмента телепередачи про кислотные дожди Первого канала.

Содержание видеофрагмента:

«Из этого видео вы узнаете, что такое кислотные дожди. Грозы, вулканы, лесные пожары, взрывы, заводы, выхлопные газы. Вы только, что просмотрели ряд факторов, влияющих на кислотность дождей. Все они выделяют окиси серы и азота. Ядовитые соединения, которые ступают в контакт с водой и возвращаются на землю в виде осадков.

Кислотные дожди приносят немало вреда нашей Земле… Окисление водоемов приводит к их заболачиванию и гибели водных обитателей. Так разрывается пищевая цепь, начинающаяся в водной экосистеме. Закисление почв приводит к растворению питательных веществ, растения гибнут или деградируют. Кислотные дожди разрушают архитектурные сооружения. Исторические памятники «тают» прямо на глазах. Возможно скоро мы лишимся культурного наследия?

И конечно же страдает здоровье человека. Кислотные дожди высвобождают из горных пород ртуть, алюминий и свинец, которые с грунтовыми водами попадают в наш организм, накапливаются и вызывают серьезные болезни: болезни печени, почек, органов дыхания, ЦНС, болезнь Альцгеймера.

Но все же у кислотных дождей есть и свой плюс! Новое исследование показывает, что эти дожди уменьшают выбросы парникового газа, производимые болотами, тем самым ослабляя парниковый эффект.

Так ли страшны кислотные дожди? На этот вопрос ответят наши коллеги с Первого канала…

Так что дождь не всегда так страшен. Для того, чтобы исправить проблему с дождями… Необходимо устанавливать на вредных производствах газоочистное оборудование. Необходимо принятие строгих законов,  контролирующих деятельность всех загрязняющих атмосферу производств. Необходимо использование альтернативных источников энергии. Необходимо перестать собственноручно жечь мусор. Его нужно нести в утиль! И вообще, необходимо снизить количество кислотообразующих выбросов в атмосферу.

И под конец, добавим, не стоит ходить под дождем с непокрытой головой. Это вредно, и теперь вы знаете почему.»

После просмотра фильма учитель задает вопросы для первичного закрепления:

  1. Откуда берутся ядовитые газы, порождающие кислотные дожди? Назовите природные источники?

Ответ: Вулканы, лесные пожары, грозы.

  1. Назовите антропогенные источники?

Ответ:

  • Природное топливо, сжигаемое на электростанциях
  • Топливо, сжигаемое на промышленных предприятиях
  • Выхлопные газы автомобилей
  • Топливо, сжигаемое для приготовления пищи и обогрева домов.
  1. Какие газы являются «виновниками» появления «кислотных дождей»?

Ответ: Оксиды серы и азота.

  1. В каких районах наиболее вероятно выпадение «кислотных дождей»?

Ответ: В районах сосредоточения промышленных производств.

  1. Что страдает от «кислотных дождей»?

Ответ: Растения, животные, человек, архитектурные сооружения и т.д.

 Учитель: Кстати, 60% кислотности дождевой воды дает серная кислота, 30% -  азотная, 5% - соляная кислота. Кислотный дождь - это дождь,  подкисленный до рН<5,6 из-за растворения в атмосферной влаге сернистого газа   и оксидов азота.

Кислоты концентрируются в снежном покрове.  По мере нарастания снежного покрова во время зимы его кислотность увеличивается; верхние слои снега тают, и кислотные загрязняющие вещества опускаются вниз. Чем больше выпадает и тает снег, тем больше кислоты в нижнем слое. В результате стоит только  снегу окончательно растаять, как почва испытывает настоящий «кислотный шок», который разрушает её структуру и убивает все живое в ней.  

А теперь перейдем к практической части нашего урока.

IV. Закрепление.

Лабораторные опыты. (Приложение 1.)

Лабораторный опыт №1.

«Определение силы различных кислот»

Цель: определить силу кислот по значению pH.

Ход работы

  1. В три пробирки наливаем воду и растворы лимонной и серной кислот. С помощью универсальной индикаторной бумажки определите рН растворов и результаты запишите в таблицу. Также в таблице сделайте вывод о силе кислот.

Жидкость

Цвет индикатора

Значение рН

Вывод

Вода

Лимонная кислота

Серная кислота

Вывод: обнаружить кислоту можно с помощью универсальной индикаторной бумажки, она в растворе кислоты _______________;

Лабораторный опыт №2

«Качественная реакция на серную кислоту».

Цель: провести качественную реакцию на сульфат-ионы.

Ход работы

  1. В  пробирку добавим 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2, выпал осадок __________ цвета, следовательно, в пробирке серная кислота.
  2. Напишите уравнение реакции:________________________________________________

Вывод: обнаружить кислоту можно с помощью не только универсальной индикаторной бумажки, но и с помощью раствора хлорида бария BaCl2 - выпадет осадок __________ цвета.

Лабораторный опыт №3

«Исследование дождевой воды на наличие кислотных осадков»

Ответьте на вопрос: возможны ли кислотные осадки на территории нашего района?

Цель:  провести химический анализ образцов дождевых вод, взятых около школы МБОУСОШ №4 с.Коноково.

Ход работы

  1. В стакан с образцом дождевой воды, взятого около школы, опустите универсальную индикаторную бумажку, она ______________(краснеет/синеет/ничего не происходит). Отлейте немного воды в пробирку и добавьте несколько капель раствора хлорида бария BaCl2, белый осадок ____________(образуется/не образуется).

Вывод: сульфат-ионы в образцах дождевой воды, взятых около школы МБОУСОШ №4 с.Коноково, (присутствуют/отсутствуют)__________________________________________.

V. Подведение итогов. Работа в паре, взаимопроверка.

Закончите предложения:

  1. Из списка SiO2, SO2, CO, NO2,  SO3 выберите оксиды,  которые приводят к образованию кислотных осадков.

2.  В результате взаимодействия оксидов серы и азота с водой образуются . . . . . .

3.  От кислотных дождей страдают . . . . . ,  . . . . . , . . . . . . и   . . . . .

4. Что каждый из нас может сделать, чтобы уменьшить влияние кислотных дождей на природу?____________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Домашнее задание. Осуществите цепочки превращений:

 1. H2S →SO2  → H2SO3                        

      2. C→ CO2  → H2CO3  → CaCO3 →Ca(HCO3)2 → CaCO3

VII. Выставление оценок.

VIII. Рефлексия. (лист самооценки)

  1. Оцените свою работу на уроке___________________________________________
  2. Что вам особенно понравилось на уроке?__________________________________
  3. В чем польза этого урока для вас?_________________________________________
  4. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?___________________________

Урок по химии. 9 класс.

Тема «Азотная кислота»

Технологическая  карта урока химии в соответствии с требованиями ФГОС

Тема

Предмет химии. Вещества и их свойства

Цель темы

изучить строение и свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами, рассмотреть способы получения и применение азотной кислоты. Создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по составлению уравнений реакций, химических свойств и способов получения азотной кислоты, развитие умений работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать развитию умственных способностей и воспитанию моральных качеств личности.

Тип урока

урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Методы обучения:

частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный; словесный (эвристическая беседа); наглядные (презентация,); работа с книгой.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

-составлять молекулярную и графическую формулы азотной кислоты.

-характеризовать свойства азотной кислоты, основываясь на общих свойствах кислот

-записывать уравнения реакции, характеризующих свойства азотной кислоты

-знать области применения азотной кислоты и ее солей

-определять продукты взаимодействия азотной кислоты  с металлами в зависимости от концентрации кислоты и активности металла

-знать способы получения азотной кислоты в лаборатории и промышленности

Познавательные УУД: умения на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем, прогнозирования .

Личностные УУД: 

  1.Приятие социальной роли обучающегося

2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

4.творческое отношение к учебному труду

Регулятивные УУД:

-умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

-продолжить формирование умения составления уравнения реакций, пользоваться химическим оборудованием и реактивами, выполнять правила техники безопасности

-умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

-умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно

Коммуникативные УУД:

-умения слушать учителя и отвечать на вопросы.

-продолжить формирование навыков самостоятельности, взаимопомощи,   эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником

Организация пространства

Межпредметные связи

Химия

История

Формы работы

фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Ресурсы:

учебник

Реактивы: раствор азотной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор карбоната натрия, индикаторы

Компьютер, мультимедийный проектор

Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап

Организационный момент

Создает комфортную ситуацию для начала урока

Создает проблемную ситуации для определения учащимися общего происхождения предметов.

Учащимся предлагается поиграть в игру «Кот в мешке».

Вам необходимо будет нащупать «кота» и попробовать определить, что это за предмет:

Ребята, по очереди достают различные предметы: пластмассовая пуговица, лекарства, минеральное удобрение и лак.

Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти предметы? На этот вопрос вы еще затрудняетесь ответить, но я думаю, что в конце урока вы поймете, зачем все эти предметы.

Извлекать  ранее полученные знания  из памяти.

Актуализируют личный опыт.

Взаимодействие с учителем Рассуждают, делают предположения

Строить понятные для собеседника высказывания

Готовятся к началу урока.

Контролируют правильность своих ответов

Дополнять, уточнять высказанные мнения

2-й этап

Постановка темы и целей  урока .

Создает проблемную ситуации для определения учащимися темы урока.

Учащимся предлагается задание, угадать о каком веществе идет речь:

Это вещество было описано арабским химиком в VIII веке Джабиром ибн Хайяном (Гебер) в его труде «Ямщик мудрости», а с ХV века это вещество добывалось для производственных целей.

- Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые получил динамит.

- Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или тола).

- Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя первого в мире советского реактивного самолёта   БИ – 1.

- Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».

К какому классу веществ относится азотная кислота?

Дайте определение классу кислот.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Заполняют инструкционную карту.

Выделять существенную информацию из текста вопросов. Извлекать  ранее полученные знания  из памяти.

Актуализируют личный опыт.

Целеполагание.

Взаимодействие с товарищами и учителем Рассуждают, делают предположения

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность своих ответов

Принимать и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения.

3-й этап

Осмысление (получение новой информации, соотнесение с имеющимися знаниями) и изучение нового материала

Предлагает опорный конспект для изучения строения, свойств и способов получения азотной кислоты.

По ходу обсуждения предлагает  выполнить определенные задания способы получения азотной кислоты.

2)предлагает вспомнить общие свойства кислот и на основе этих знаний. Предлагает выполнить лабораторные опыты по взаимодействию азотной кислоты с индикаторами, щелочью и солью.

3)Формулирует проблемную ситуацию о взаимодействии азотной кислоты с металлами. Демонстрирует видеоопыт Предлагает обсудить.

Постарайтесь составить графическую формулу молекулы азотной кислоты, опираясь на знание ее молекулярной формулы.

Объяснить особенности строения молекулы азотной кислоты.

Сравнить степень окисления и валентность азота в молекуле азотной кислоты.

Получение.

1)В лаборатории азотную кислоту получают действием концентрированной серной кислоты на нитраты (вставьте пропущенные формулы самостоятельно или с использованием учебника):

NaNO3 + _____ = NaHSO4 + ______↑

В промышленности получают окислением аммиака кислородом воздуха в присутствии катализатора.

  1. .стадия. 4 ____ +5O2 =4NO + 6_____
  2. .стадия. NO + ____ = 2NO2
  3. .стадия. 3NO2 + ____ = 2_______ + NO

Физические свойства азотной кислоты.

Заполняют инструкционную карту.

Вспомните и перечислите общие свойства кислот.

На основании этих знаний составьте список веществ, с которыми может взаимодействовать азотная кислота.

Наблюдение за лабораторными опытами, определение признаков химических реакций, формулирование выводов о свойствах азотной кислоты.

Заполняют инструкционную карту.

Предположить возможные продукты взаимодействия азотной кислоты с медью, основываясь на наблюдениях за видеоопытом.

Заполняют инструкционную карту.

Учащиеся составляют графическую формулу азотной кислоты.

Обсуждают правильность  и особенности строения молекулы.

Умение сопоставлять и сравнивать различные формулы веществ.

Сопоставляют общие свойства кислот и свойства азотной кислоты, сравнивают, составляю уравнения химических реакций, расставляют коэффициенты.

Прогнозировать продукты взаимодействия азотной кислоты с металлами, составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты в уравнениях методом электронного баланса.

Высказывают свою точку зрения, обобщают материал, изученный ранее, исправляют ошибки и неточности одноклассников.

Высказывают свою точку зрения, обобщают материал, изученный ранее, исправляют ошибки и неточности одноклассников.

Высказывают свою точку зрения, обобщают материал, изученный ранее, исправляют ошибки и неточности одноклассников

Обоснование собственной позиции.

Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Взаимодействие  в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

Управляют  своим поведением и деятельностью.

Управляют  своим поведением и деятельностью.

Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при обучении, осуществлять взаимоконтроль.

Адекватное оценивание своих возможностей самостоятельной деятельности и основы саморегуляции эмоционального состояния.

Сформировать понятие об областях применения азотной кислоты.

Возвращается к проблемной ситуации для определения учащимися общего происхождения предметов.

Учащиеся знакомятся с применением азотной кислоты, сопоставляя предметы из игры «Кот в мешке», делают выводы и делают соответствующие записи в инструкционной карте, используя материалы учебника, презентации.

Обсуждают правильность предположений, правильность заполнения инструкционной карты

Слушают одноклассников

Исправляют ошибки

 Строить понятные для собеседника высказывания.

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий.

Принимать и сохранять учебную задачу. 

4-й этап

Домашнее задание

Параграф 27, упр №6,8 сообщения о применении солей азотной кислоты.

Объясняет сущность домашнего задания.

Подведение итогов урока.

Записывают домашнее задание в дневники.

Осмысливают полученную информацию

Слушают учителя.

Слушать собеседника.

Определяют уровень домашнего задания, который будут выполнять.

5 этап

Рефлексия(подведение итогов занятия)

Предлагает учащимся оценить эмоциональное состояние и уровень предполагаемых полученных знаний за урок. Подводит итоги урока  и по количеству смайликов выставляется оценка.

Учащиеся «заполняют» цилиндр.

Анализируют уровень полученных знаний.

Слушают учителя.

Слушать собеседника. Взаимодействие с учителем.

Оценивают уровень своих достижений.

Фиксирует настроение.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Самооценка

Урок по химии. 9 класс.

Тема «Азотная кислота»

Цели: 

  • изучить строение и свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами, рассмотреть способы получения и применение азотной кислоты;
  • создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по составлению уравнений реакций, химических свойств и способов получения азотной кислоты, развитие умений работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать развитию умственных способностей и воспитанию моральных качеств личности.

Задачи:

  • сформировать  умение записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты, сформировать умение применять полученные знания на практике и оценивать результат выполненных действий;
  •  организовать деятельность учащихся для получения знаний о строении, физических и химических свойствах, о способах получения азотной кислоты и ее применения;
  • развивать навыки самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, логическое мышление;
  • воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания
  • Планируемые результаты
  • Познавательные УУД: умения на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, объяснения, решения проблем, прогнозирования .
  • Личностные УУД:  
  •   1.Приятие социальной роли обучающегося
  • 2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения
  • 3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях
  • 4.творческое отношение к учебному труду
  • Регулятивные УУД:
  • -умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач
  • -продолжить формирование умения составления уравнения реакций, пользоваться химическим оборудованием и реактивами, выполнять правила техники безопасности
  • -умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
  • -умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно
  • Коммуникативные УУД:
  • -умения слушать учителя и отвечать на вопросы.
  • -продолжить формирование навыков самостоятельности, взаимопомощи,   эмоциональной мотивации в развитии личности, работа с учебником

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный; словесный (эвристическая беседа); наглядные (презентация,); работа с книгой.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, групповая, индивидуальная.

Учебно – методический комплекс под редакцией Г. Е.Рудзитиса и Ф Г. Фельдмана, примерная программа основного общего образования по химии.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, презентация, видеоопыт «Взаимодействие меди с азотной кислотой», периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица « ряд активности металлов», таблица «Растворимость кислот, солей и оснований в воде», раздаточный материал по теме - индивидуальный план- конспект, раздаточный материал для рефлексии.

Реактивы: пробирки, раствор азотной кислоты HNO3, раствор гидроксида натрия NaOH, раствор карбоната натрия Na2CO3, метилоранж (м/о), фенолфталеин (ф/ф), универсальная индикаторная бумага.

Содержание и ход урока.

  1. Организационный момент.

(Слайд 1). Учитель: Здравствуйте ребята, сегодня мы проведем с вами интересный урок, и я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество. А начну я урок с небольшой игры «Кот в мешке». Вам необходимо будет нащупать «кота» и попробовать определить, что это за предмет. Ребята, по очереди достают различные предметы: пластмассовая пуговица, лекарства, минеральное удобрение и динамит (муляж), описывают их.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что объединяет все эти предметы? На этот вопрос вы еще затрудняетесь ответить, но я думаю, что в конце урока вы поймете, почему эти предметы оказались вместе.

II. Постановка темы и целей урока.

 (На протяжении всего урока детям раздаются мини-пробирки - смайлики за успешные ответы – элемент рефлексии)

(Слайд 2). А сейчас я вам предлагаю подумать над темой сегодняшнего урока.

Я вам буду зачитывать небольшие предложения о веществе, попытайтесь догадаться, что это за вещество.

  • - Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые получил динамит.
  • - Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или тола).
  • - Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя первого в мире советского реактивного самолёта   БИ – 1.
  • - Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».

Учитель: к какому классу веществ относится азотная кислота? Дайте определение классу кислот. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

(Слайд 3,4). Учащиеся формулируют тему урока:  «Азотная кислота», а также цели урока: изучить строение и свойства азотной кислоты и рассмотреть способы получения и применение азотной кислоты.

III. Осмысление и изучение нового материала

Учитель: постарайтесь составить графическую формулу молекулы азотной кислоты, опираясь на знание ее молекулярной формулы.

Объясните особенности строения молекулы азотной кислоты.

Сравните степень окисления и валентность азота в молекуле азотной кислоты.

Давайте проверим ваши предположения.

(Слайд 5). Строение молекулы азотной кислоты:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1250/0002bde7-0b3fcd9b/img4.jpg

Учитель: ребята, следующее мы рассмотрим получение азотной кислоты.

(Слайд 6). Получение.

1)В лаборатории азотную кислоту получают действием концентрированной серной кислоты на нитраты (вставьте пропущенные формулы самостоятельно или с использованием учебника):

NaNO3 + _____ = NaHSO4 + ______↑

2)В промышленности получают окислением аммиака кислородом воздуха в присутствии катализатора(вставьте пропущенные формулы самостоятельно или с использованием учебника).

  1. .стадия. 4 ____ +5O2 =4NO + 6_____
  2. .стадия. NO + ____ = 2NO2
  3. .стадия. 3NO2 + ____ = 2_______ + NO

Учитель проверяет выполнение заданий, вызывая к доске учащихся.

Учащиеся комментируют при необходимости ошибки.

Учитель: ребята, какие физические свойства у азотной кислоты (учитель демонстрирует склянку с азотной кислотой).

Учащиеся высказывают свои мнения.

(Слайд 7). Учитель: давайте посмотрим, верны ли ваши предположения. (При необходимости учитель дополняет ответы учащихся)

https://mypresentation.ru/documents/1496eccff65cb8c73d23d3119327154e/img3.jpg

Химические свойства.

(Слайд 8). Учитель: какими свойствами будет обладать азотная кислота?

Ответы учащихся: (выдвижение гипотезы) азотная кислота является окислителем, а также проявляет свойства, общие с другими кислотами.

Учитель: давайте проверим наши предположения, выполнив несколько лабораторных опытов.

Лабораторные опыты.

(Слайд 9). Учитель: перед выполнением лабораторных опытов, чтобы предупредить некоторые риски, давайте вспомним правила техники безопасности. Изучают правила техники безопасности по инструкционным картам.

(Слайд 10). Опыт 1.  Аккуратно нажимая на крышечку склянки, капаем несколько капель азотной кислоты в 1  и 2 лунки планшетки. В 1 лунку добавляем индикатор метилоранж, а во вторую -  кусочек универсальной индикаторной бумаги.

Что изменилось? Запишите наблюдения.

Вывод: азотная кислота является сильной кислотой, поэтому она диссоциирует полностью.

Изменяет цвет __________

(Слайд 11). Опыт 2.  В пробирку добавляем по каплям раствор гидроксида натрия, затем несколько капель индикатора фенолфталеина.

Отметьте цвет раствора.

Затем добавьте несколько капель азотной кислоты.

Отметьте цвет раствора.

Запишите уравнение реакции.

Вывод: азотная кислота реагирует с ___________.

(Слайд 12). Опыт 3.  В пробирку наливаем небольшое количество раствора карбоната натрия. В эту же пробирку по каплям начинаем добавлять раствор кислоты. Запишите наблюдения и уравнение реакции

Вывод: азотная кислота реагирует с ___________.

(Слайд 13). Проверка! Какое свойство мы не разобрали?

1. Диссоциация в водном растворе: HNO3 = H+ + NO3-

2. Взаимодействие с основными оксидами: HNO3 + СuO = Cu(NO3)2 + H2O

3. Взаимодействие с основаниями: HNO3 + Fe(OH)2 = Fe(NO3)2 + H2O

4. Взаимодействие с солями более слабых и более летучих кислот:

HNO3 + Na2CO3 = NaNO3 + H2O + CO2

Учащиеся анализируют свои результаты. Записывают свойство №2.

(Слайд 14). Специфические свойства – взаимодействие с металлами.

Учитель: а сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоопыт по специфическим свойствам азотной кислоты.

Просмотр видеоопыта.

Учитель: ребята, с каким веществом в данном опыте прореагировала азотная кислота?

Ответы учащихся: с медью.

Учитель:  какой газ выделялся в результате реакции?

Ответы учащихся: бурый газ.

(Слайд 15). Учитель: ребята, при взаимодействии азотной кислоты  любой концентрации с металлами ВОДОРОД НИКОГДА НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ. Продукты зависят от металла и концентрации кислоты. ЗАПОМНИТЕ!

(Слайд 16). Учитель: в ваших инструкционных карточках есть таблица продуктов реакции между металлами и азотной кислотой в зависимости от активности металла и концентрации азотной кислоты. Ваше задание: самостоятельно дописать уравнения реакций:

Сu + HNO3 (конц.) = ____ + _____ + _____

Zn + HNO3 (разб.) = ____ + _____ + _____

Проверка выполнения задания (работа в парах).

Учитель: ребята, давайте вспомним предметы, которые вы доставали из мешка. Как вы думаете, как они связаны с азотной кислотой?

Ответы учащихся: для их получения необходима азотная кислота.

(Слайд 17). Учитель: азотная кислота используется в промышленности для получения нитратов, органических нитросоединений, в других производствах. Селитры используются в сельском хозяйстве в качестве минеральных удобрений. Нитраты калия, аммония и натрия применяют для производства черного пороха и взрывчатых веществ, нитрат серебра – в медицинских целях., а также для производства пластмасс и лаков.

(Слайд 18). IV.Домашнее задание. П.27, с.95 №2,5

(Слайд 19). V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Учитель: в начале урока я вам раздала цилиндры объемом 100 мл. Покажите уровень жидкости в цилиндре согласно вашему настроению по итогам урока. Поднимите ваши цилиндры. Спасибо! Какие у вас остались вопросы?

Учитель: Ребята, сколько пробирок за урок вы заработали? Выставление оценок.

Вы, молодцы! Всем спасибо!

Заключение.

Данная методическая разработка  позволяет использовать различные методы работы на уроке, мотивирует учащихся к учебному процессу на уроках химии. Расширяет знания учащихся по предмету, позволяет учащимся применять сведения на уроках химии в практической части при прохождении программного материала. Расширяет кругозор учащихся, практико-ориентируя их к взрослой жизни.

Приложение 1

ФИО_____________________________

Класс_____

Лабораторные опыты.

Лабораторный опыт №1.

«Определение силы различных кислот»

Цель: определить силу кислот по значению pH.

Ход работы

  1. В три пробирки наливаем воду и растворы лимонной и серной кислот. С помощью универсальной индикаторной бумажки определите рН растворов и результаты запишите в таблицу. Также в таблице сделайте вывод о силе кислот.

Жидкость

Цвет индикатора

Значение рН

Вывод

Вода

Лимонная кислота

Серная кислота

Вывод: обнаружить кислоту можно с помощью универсальной индикаторной бумажки, она в растворе кислоты _______________;

Лабораторный опыт №2

«Качественная реакция на серную кислоту».

Цель: провести качественную реакцию на сульфат-ионы.

Ход работы

  1. В  пробирку добавим 2-3 мл раствора хлорида бария BaCl2, выпал осадок __________ цвета, следовательно, в пробирке серная кислота.
  2. Напишите уравнение реакции:________________________________________________

Вывод: обнаружить кислоту можно с помощью не только универсальной индикаторной бумажки, но и с помощью раствора хлорида бария BaCl2 - выпадет осадок __________ цвета.

Лабораторный опыт №3

«Исследование дождевой воды на наличие кислотных осадков»

Ответьте на вопрос: возможны ли кислотные осадки на территории нашего района?

Цель:  провести химический анализ образцов дождевых вод, взятых около МБОУСОШ №4 с.Коноково.

Ход работы

  1. В стакан с образцом дождевой воды, взятого около школы, опустите универсальную индикаторную бумажку, она ______________(краснеет/синеет/ничего не происходит). Отлейте немного воды в пробирку и добавьте несколько капель раствора хлорида бария BaCl2, белый осадок ____________(образуется/не образуется).

Вывод: сульфат-ионы в образцах дождевой воды, взятых около МБОУСОШ №4 с.Коноково, (присутствуют/отсутствуют)__________________________________________.

Закончите предложения:

  1. Из списка SiO2, SO2, CO, NO2,  SO3 выберите оксиды,  которые приводят к образованию кислотных осадков. Напишите уравнения реакций.

2.  В результате взаимодействия оксидов серы и азота с водой образуются . . . . . .

3.  От кислотных дождей страдают . . . . . ,  . . . . . , . . . . . . и   . . . . .

4. Что каждый из нас может сделать, чтобы уменьшить влияние кислотных дождей на природу?____________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия.

  1. Оцените свою работу на уроке___________________________________________
  2. Что вам особенно понравилось на уроке?__________________________________
  3. В чем польза этого урока для вас?_________________________________________
  4. С какими трудностями вы столкнулись на уроке?___________________________

Приложение 2.

Инструкционная карта учащегося.

Ф.И.________________________________

ТЕМА:  ______________

Цели урока: изучить строение и свойства _____________  

и рассмотреть способы ________ и применение азотной кислоты.

Строение азотной кислоты: валентность азота в молекуле_____, степень окисления азота   ________.

Получение.

1)В лаборатории азотную кислоту получают действием концентрированной серной кислоты на нитраты (вставьте пропущенные формулы самостоятельно или с использованием учебника):

NaNO3 + _____ = NaHSO4 + ______↑

В промышленности получают окислением аммиака кислородом воздуха в присутствии катализатора.

1.стадия. 4 ____ +5O2 =4NO + 6_____

2.стадия. NO + ____ = 2NO2

3.стадия. 3NO2 + ____ = 2_______ + NO

Химические свойства азотной кислоты.

Лабораторные опыты.

Правила техники безопасности при работе с кислотами:

1 ). Кислоты нельзя пробовать на вкус, т.к. они вызывают ожоги и отравления.

2). При работе с кислотами, необходимо пользоваться пипеткой.

3). Нельзя вдыхать пары кислот.

4). При попадании кислоты на кожу, промыть под струёй прохладной воды, при необходимости на обожжённое место наложить примочку из 2% раствора питьевой соды.

Опыт 1.  Аккуратно нажимая на крышечку склянки, капаем несколько капель азотной кислоты в 1  и 2 лунки планшетки. В 1 лунку добавляем индикатор метилоранж, а во вторую -  кусочек универсальной индикаторной бумаги.

Что изменилось? Запишите наблюдения_____________________________

Вывод: азотная кислота является сильной кислотой, поэтому она диссоциирует полностью.

Азотная кислота изменяет цвет ________________

Опыт 2.  В пробирку добавляем по каплям раствор гидроксида натрия, затем несколько капель индикатора фенолфталеина.

Отметьте цвет раствора___________

Затем добавьте несколько капель азотной кислоты.

Отметьте цвет раствора___________

Запишите уравнение реакции______________________________

Вывод: азотная кислота реагирует с ___________.

Опыт 3.   В пробирку наливаем небольшое количество раствора карбоната натрия. В эту же пробирку по каплям начинаем добавлять раствор кислоты.

 Запишите наблюдения _____________________

и уравнение реакции__________________________________________________

Вывод: азотная кислота реагирует с ___________.

Специфические свойства азотной кислоты:

Металл

Основной продукт восстановления

Концентрированная кислота

Щелочные, щелочно-земельные, Мg, Zn и др. активные металлы

N2O или N2

Cu, Ag, Pb и др. малоактивные металлы

NO2

Fe, Al, Cr

Не реагируют

Разбавленная кислота

Щелочные, щелочно-земельные, Мg, Zn и др. активные металлы

NH3 или NH4NO3

Cu, Ag, Pb и др. малоактивные металлы

NO

 

 Ваше задание: самостоятельно дописать уравнения реакций:

Сu + HNO3 (конц.) = ____ + _____ + _____

Zn + HNO3 (разб.) = ____ + _____ + _____

Список используемой литературы:

1.Андреева Л.Л. Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., «Дрофа», 2007.

2.Габриелян О.С. Химия: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы.– М., «Дрофа», 2006.

3. Карапетьянц М.Х.Дракин С.И. Общая и неорганическая химия. – М., « Химия», 2000.

Интернет -ресурсы:

  1. https://uchitel.pro/азотная-кислота/
  2. https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-himii-klass-oksid-azota-ii-i-oksid-azota-ivazotnaya-kislota-stroenie-molekuli-i-poluchenie-obschie-s-dru-1601721.html
  3. https://myslide.ru/presentation/skachat-azotnaya-kislota-i-nitraty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для проведения серии уроков по экономике в рамках курса "Обществознание" для 11 - х классов

В методическую разработку включена серия уроков по разделу "Экономика", включенного в курс "Обществознание" для учащихся 11 - х классов...

Модуль для самостоятельного изучения темы: "Квадратный трехчлен". 9 класс, математика

Данный модуль разработан для самостоятельного изучения темы. Его можно использовать как в печатном виде, так и в виде презентации. Второй вариант наиболее продуктивен. но требует наличия компьютеров д...

Проектная деятельность при изучении раздела "Лексика" в 6 классе. "История одного фразеологизма"

Целью проекта является изучение историй некоторых фразеологизмов,чтобы познакомить с ней одноклассников. Дети описали историю фразеологизма грамотно,аккуратно ,сумели интересно рассказать о своей рабо...

Серия уроков по произведению А.С.Грибоедова "Горе от ума" 9 класс

В подборе собрана серия уроков по произведению АюСюгрибоедова "Горе от ума". Материал содержит анализ произведения, уроки по развитию речи, темы сочинений....

Разработка серии уроков по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе"

Разработка уроков  "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в 11 классе " Автор: Кутнева Олеся Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ &q...

Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"

Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО...