Разработка серии уроков по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Буянтуева Олеся Николаевна

Разработка уроков  "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в 11 классе " 

Автор: Кутнева Олеся Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Бурятская гимназия №29" г. Улан-Удэ, Республики Бурятия

Актуальность  данных уроков возрастает  в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ является создание сочинения-рассуждения, проверяющего умение создавать собственное развёрнутое высказывание на основе прочитанного текста и являющегося показателем не только уровня владения русским языком, но и показателем их общей культуры, уровня нравственного и социального развития.   

              Специфика  заключается в том, что уроки содержат методику подготовки к выполнению 2 части ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения и подобранные к ним задания.

 Новизна программы

v  в  логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа;

v  в определённом планировании занятий;

v  в представлении  большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно;

v  в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста.

Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особенное внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы,  ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и все курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

Ведущая идея: формирование коммуникативной компетенции как залог успешного выполнения части 2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 1. Проблема текста. Тренировка в определении проблемы.

              Типичные ошибки и комментарии к ним.

Цель: углубить знания об элементах композиции сочинения, в частности, о проблеме текста, обучать умению формулировать проблему, выделять из нескольких главну , обогатить словарный запас, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: распечатки текстов для определения проблемы, таблицы с типичными ошибками)

Внимание!

Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше «В анализируемом тексте  Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»

Тренировочные упражнения.

Работа с текстами: определение и формулировка проблем по текстам.

Текст 1. Текст Самвеляна

1.Чтение  текста, определение  проблемы, письменная  её  формулировка (на черновиках).

История человечества – это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью – объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них – благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом – отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин своим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

                                                                               (По Н. Самвеляну)

2. Учащиеся читают записанные проблемы, оцениваю: правильно или нет, но пока не уточняю правильную формулировку.

3. Анализ чужих ошибок в формулировках проблемы (по таблице)

Тип ошибки

Пример из сочинения

Комментарий эксперта

1.Непонимание проблемы

В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов

Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки – невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.

2.Неумение сформулировать проблему

В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека.

Ученик в целом понимает проблему текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна); речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается,  затрагивается проблема); грамматическая ошибка – «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры…).

3.Неоправданное расширение или сужение проблемы.

Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна.

Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова текста (культура, покушения на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.

4.Подмена проблемы авторской позицией.

Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его.

Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Как должен человек относиться к культуре? Почему мы должны беречь и сохранять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора.

5.Подмена формулировки проблемы пересказом

Проблема текста в том, что история человечества – это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескультурным человеком.

Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

4.Запись. Правильная формулировка проблемы:

В анализируемом тексте Н. Самвеляна анализируется проблема отношения человека к культуре. Или: Н. Самвелян поднимает проблему отношения человека к культуре.

Текст 2. Текст Гранина

Прочитайте текст, определите проблему, письменно её сформулируйте.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое,  создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

                                                                                      (Д. Гранин)

Ответ: Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

Текст 3. Текст Полякова

Работа над несколькими проблемами одного текста.

Мы знаем, что в одном тексте может быть несколько проблем. Вы выбираете одну проблему и всё сочинение посвящаете именно ей.

  1. Прочитайте текст. Определите несколько проблем.
  2. А затем укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами – но только не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, уважением, с горечью, с досадой, - но только любить… Поэтому у нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени.

                                                                (По Ю. Полякову)

  1. Проблема отношения человека к своей Родине.
  2. Проблема исторической памяти.
  3. Проблема взаимоотношений между государствами.
  4. Проблема патриотизма

Текст 4. Текст Лотмана

 Работа над недочётами в формулировке проблем

Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротоворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

                                                                                (По Ю. Лотману)

  1. В  тексте Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.
  2. В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.
  3. Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.
  4. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем – проблему межнациональных конфликтов.
  5. Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

-Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Исходный вариант

Отредактированный вариант

Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах

Автор текста размышляет над проблемой  национальных конфликтов

Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.

В тексте поднимается проблема национализма народов.

В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.

Ю . Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.

Ю . Лотман предлагает читателям задуматься над  проблемой межнациональных  конфликтов.

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных  конфликтов?

Дискриминация – это ограничение в правах по расовой, национальной  принадлежности

 Текст 5. Текст Распутина

Упражнение

Иногда текст начинается с вопроса, поставленного автором. И именно этот вопрос часто является проблемой текста. Но не всегда. Рассмотрим текст В. Распутина.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний  и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них  свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Выявляем главную мысль. Текст начинается с риторического вопроса о красоте Байкала. Но именно такая формулировка не может звучать как проблема. Автор говорит о красоте не только Байкала, но и о красоте природы других  уголков страны (тундры, Каспия, Сахары…). Следовательно, нужно найти в тексте более важные фрагменты: что хочет сказать автор, восхищаясь красотой Байкала? Выделим наиболее важные фрагменты.

Выделяем основную мысль: Красота родной природы влияет на характер человека и в немалой степени на жизнь.

Ставим вопрос к этому предложению:

Какова роль природы в формировании человека?  (Какова роль  родной  природы в формировании   характера  человека)?

Если в тесте несколько проблем, надо выбирать ту, которая, во-первых,  находится в центре внимания автора, во-вторых, к какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы.



Предварительный просмотр:

Урок 2.

2.  КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ

Комментировать– это объяснять, разъяснять, дать толкование проблеме.

- охарактеризовать проблему по типу (нравственная, социальная, этическая, философская, эстетическая, политическая и др.);

- привести два примера из текста, иллюстрирующие проблему, стараясь не пересказывать текст.

Комментарий  —  это  описание  того, как проблема существует в тексте, как автор

преподносит читателю проблему или важный вопрос.

В этом абзаце также необходимо указать фамилию автора, рассказать о том, что он сделал для того, чтобы донести  смысл  проблемы  до  читателя,  какие  литературные приёмы при этом использовал. Возможно, сказать  несколько  слов  об  актуальности  рассматриваемого вопроса.

Для этого можно воспользоваться такими фразами, как:

Автор  стремится  обратить  наше  внимание  на проблему понимания молодёжью своего долга…

Автор  хочет  привлечь  читателя  к  размышлениям о понятии чести (совести, мужества, верности и т. д.)… .

Автор призывает читателя задуматься над тем, что для каждого представляет понятие Родина… .

Целью автора является желание помочь молодому читателю  в  выборе  своего  жизненного  пути  (профессии, активной жизненной позиции).

Цель  автора  —  привлечь  внимание  читателя  к проблеме  морали  и  поведения  человека  в  современном мире… .

Комментарий  художественных особенностей текста

В этом абзаце необходимо определить стиль текста (публицистический или художественны). Кроме  того, следует  обратить  особое  внимание  на  средства  выразительности  речи,  придающие  ей  эмоциональность, яркость,  образность;  указать  эти  средства  (эпитеты, метафоры, сравнения, ряды однородных членов, синонимы, антонимы, фразеологизмы, многосоюзие, цитаты, градацию и т.д.) Следует  при  этом  не просто их назвать, а привести  примеры  использования  средств  речевой выразительности в тексте.

Фразы:

Волнение  автора  подчеркивают  использованные им эпитеты и метафоры в предложении (№), сравнение в предложении (№)… и парцелляция (№).

Переживания  автора  отразились  в  использовании градации (№) и большого числа эпитетов (№, №).

Сложность  и  актуальность  проблемы  подчёркнута  автором  в  тексте  через  синтаксические  параллельные конструкции (№), антонимы (№), метонимию (№).



Предварительный просмотр:

Урок 3

3. ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Позиция автора – это его отношение к проблеме, путь ее разрешения, как  сам  автор отвечает  на  поставленный  вопрос  (проблему).  Важно назвать  фамилию  автора  и  чётко  сформулировать  его позицию. Достаточно одного-двух предложений.

Чтобы  представить  в  сочинении  авторскую  позицию,  нужно  понять,  на  что  автор  обращает  особое внимание,  какие  фактические  данные  приводит,  чем апеллирует  в  выражении  своего  отношения  к  проблеме,  а  также  что  вызывает  у  него  особую  тревогу,  опасение, что заставляет его сомневаться в варианте решения проблемы или согласиться с этим решением.

Формулировки позиции:

Очевидная (прямым текстом написано отношение автора к проблеме);

Неочевидная (можно догадаться по смыслу).

Мне кажется, что…

Возможно, автор хотел сказать…

Я думаю, что…

В  тексте  сочинения  особенно  следует  выделить, как, по мнению автора, можно разрешить данную проблему, в этом случае следует привести цитаты из текста. Эти выводы автора можно выразить клише:

Автор убеждён, что…

Автор уверен, что…

Автор считает, …

Автор предупреждает…



Предварительный просмотр:

Урок 4

4. СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ

В собственном мнении указывается согласие/ несогласие с авторской позицией. Высказывание строится по схеме сочинения-рассуждения:

  1. Тезис (основная мысль)
  2. Аргументы 1,2
  3. Вывод

Достаточно  одного-двух  предложений,  однако  необходимо обязательно выразить в них своё отношение к проблеме:

Я согласен с автором в том, что…, потому что…

Нельзя  не  разделять  авторскую  точку  зрения  на  проблему …, потому что…

Каждый разумный человек не может не согласиться с мнением автора о том, что…, потому что….

Обратите внимание!

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.



Предварительный просмотр:

Уроки 5- 6

5. АРГУМЕНТЫ

        В сочинении вы должны выразить своё мнение  по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. А для доказательства своей позиции  вы должны привести два аргумента, опираясь на знания или жизненный опыт и на читательский опыт, то есть ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами.

В этой части работы вы тоже должны следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чём-либо. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Аргумент 1

Требования  относительно  аргументов  с  течением  времени меняются. На данный момент необходимо приводить в качестве доказательств два аргумента из художественной литературы (из читательского опыта), лучше всего у русской классической или современной литературы. Следует указать название произведения, жанр, фамилию автора и инициалы и указать, в чем схожесть проблемы и как она раскрывается в данном произведении.

                

Аргумент 2

        Один  аргумент  обязательно  должен  быть  литературным.  Второй  аргумент,  который  поможет  убедить в правильности вашей точки зрения, может быть указанием  на  исторический  факт  или  пример  из  вашей собственной жизни.

Для введения доказательства или аргумента в текст сочинения можно воспользоваться фразами:

Проблеме…  уделяли  внимание  многие  писатели.

Например, (автор) в произведении (романе, повести,

рассказе)  показал  нам  человека  (героя),  способного

(готового, проявившего, сумевшего)… .

Такое  качество  характера  проявляют  и  герои  …

(автор) в романе…, которые смогли… .

Пример 1 из читательского опыта (художественной литературы).

Тезис

Речь человека – это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

Аргумент 1

Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и многое другое.

Иллюстрации к аргументу 1

Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы пересыпана грубыми словами. Я убеждён, что каждое такое слово несёт в себе «отрицательный заряд». Да и кому хотелось услышать от близкого человека что-либо оскорбляющее слух?

Аргумент 2

Мою позицию подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ его характеристики.

Иллюстрации к аргументу 2

Вспомним хотя бы Порфирия Головлёва – героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы». Иудушка (таково его прозвище!) вовсе не сквернословит, напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами («капустка», «лампадка», «маслице», «маменька»). Однако во всей его речи проявляется лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и собственности.

Вывод

Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

Пример 2

Тезис

«На войне осознаётся ценность человеческой жизни»

Контртезис

«Я не могу согласиться с автором: очень часто люди, оказавшиеся в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность»

Аргумент 1

В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» - так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, которую они защищали, и вернулись домой морально и физически искалеченными. Также их называют «неучтёнными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить нормально. После пережитых ужасов войны всё остальное казалось им мелочным и недостойным внимания.

Аргумент 2

Подтверждение моей мысли можно найти в художественной литературе. В  1930-31 гг. немецкий писатель Эрих-Мария Ремарк создаёт роман «Возвращение». В этом произведении автор рассказывает о возвращении на родину после Первой мировой войны молодых солдат, которые уже не могут жить нормально. Ремарк описывает положение этих людей. Возвратившись, многие нашли воронки вместо своих прежних домов, большинство потеряли своих родных и друзей. Война сделала их жёсткими и циничными, уничтожила всё, во что они прежде верили.

Вывод

Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности, чем позволяет осознать их значимость, История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

Обратите внимание на то, что аргументы, оцениваемые тремя баллами, всегда предполагают ссылку на автора и название произведения. Кроме того, говоря о художественном тексте, недостаточно просто упомянуть автора и название произведения (О проблеме патриотизма размышляет Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»), необходимо также указать конкретных героев, их поступки, слова, мысли, которые демонстрируют связь упоминаемого вами художественного произведения с рассматриваемой в исходном тексте проблемой.

Например: О проблеме гуманизма очень эмоционально и выразительно написал М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Данко,  герой одной из легенд, пожертвовал жизнью ради спасения своего народа. Он появился именно тогда, когда людям понадобилась помощь, и повёл их, отчаявшихся и озлобленных, через лес к свободе. Подвиг Данко, вырвавшего из груди сердце, чтобы осветить путь к свободе, - потрясающий пример истинного гуманизма, безграничной любви к людям.

Приводя пример из публицистической литературы, также не забудьте, кроме фамилии автора, указать название заметки, статьи, очерка и, если возможно, название издания, в котором опубликован этот материал.

Например:  Над проблемой влияния телевидения на современное российское общество размышляет тележурналист Олег Пташкин в статье «Треш-ТВ», опубликованной на сайте www.qaseta.ru. По словам автора, современное телевидение в России переживает острейший кризис идей и смысла. Те, кто создаёт телепередачи, совершенно не думают об общественной пользе. Журналист озабочен тем, что современные СМИ пропагандируют бездуховность и аморальность, приучают к мысли, что нормальная жизнь ради семьи, детей, успехов в работе – удел неудачников. Автор убеждён в том, что главная задача современного телевидения – просвещение: оно должно научить чтить семью, родителей, культурные традиции. Только тогда телевидение будет способствовать возрождению духовности.

В качестве аргумента, оцениваемого двумя баллами, могут рассматриваться пословицы, поговорки, афоризмы, но только в том случае (заметьте!), если они сопровождаются пояснениями, вашими размышлениями над их содержанием.

Например: Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друга ищи, а найдёшь – береги»… Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире».

Всё должно быть обрамлено вашими рассуждениями! Некоторые для убедительности придумывают «известных публицистов», названия статей. Нельзя этого делать. Все подобные «опусы» будут квалифицированы как фактические ошибки. Вы не только заработаете, но и потеряете балл.

Уроки-практикумы. Тренируемся писать аргументы!

Попробуем поразмышлять над тем, какие произведения можно использовать к той или иной проблеме.

1.Проблема смысла жизни

 Размышляя над проблемой смысла жизни, Лихачёв приходит к следующему выводу: истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше.

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что ценность человека определяется его добрыми делами. Подумайте сами: что каждый из нас оставит после себя в мире? Дома, дачи, машины, добытые нечестным путём, или добрую память тех, кому мы протянули руку помощи, кого не оставили в трудную минуту?

Подтверждение мысли автора можно найти в художественной литературе. Например, Пьер Безухов, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир», постоянно ищет достойную цель своей жизни: пытается облегчить жизнь крестьян, на свои средства снаряжает полк во время Отечественной войны 1812 года, пытается сделать всё от него зависящее, чтобы жизнь людей в России стала лучше. Это ли не истинная цель, достойная настоящего человека?!

2. Проблема сохранения нравственного достоинства человека, его чести.

а) Чувство  чести – это чувство собственного достоинства, нравственный стержень человека. Я думаю так: в каком бы объёме не понималась честь, она должна быть у каждого человека. Пусть для одних делом чести будет трудолюбие, ответственность в каком-либо одном деле, для других понятие чести более ёмкое, переплетающееся с честью Родины, как, например, в замечательной повести Б. Васильева «В списках не значился».  Старшина Свешников перед смертью передаёт знамя лейтенанту Плужникову:

             - С первого дня на себе ношу, - голос старшины дрогнул. – Его именем жил, его именем приказывал. Умри, но немцам не отдавай. Не твоя это честь и не моя. Родины нашей это честь. Не запятнай, лейтенант.

            - Не запятнаю.

И Плужников не запятнал. Ещё не значась даже в списках, он до последней минуты, до последней возможности защищал Брестскую крепость так, что немецкий офицер, увидев героя ослепшего, исхудавшего, седого в 25 лет,  отдал ему честь.

        б) Героем с высоким моральным качеством является Петруша Гринёв, персонаж романа Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Пётр не запятнал даже в тех случаях, когда ему угрожала смерть. На предложение Пугачёва служить ему Гринёв твёрдо ответил: «Я присягал императрице, тебе служить не могу». Это был поступок, достойный уважения.  Кроме того, Гринёв  не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, потому вызвал его на дуэль. Швабрин – полная противоположность Гринёву, для него понятия чести и благородства не существуют.



Предварительный просмотр:

Урок 6

 ВЫВОД

В  заключении  сочинения  необходимо  сделать  выводы  из  всех  предыдущих  рассуждений  и  завершить мысль. Подводим итог всему сказанному ёмким и точным предложением. Можно привести цитату, крылатую фразу, если ты точно знаешь ее значение.

Для этого тоже можно использовать готовые фразы, клише:

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том,  что  абсолютные  нравственные  ценности  и  общечеловеческие моральные устои... .

Таким образом, ориентиром для автора в разрешении данной проблемы текста являются… .

В  заключение  хотелось  бы  отметить,  что  культурные и исторические традиции России... .

Итогом  наших  рассуждений  о  философском  восприятии мира и места в нём каждого человека ... .

Вслед за автором мы видим, что осмысление и анализ  собственной  жизни  с  точки  зрения  моральных принципов (ситуации и т. д.)… .

Результатом  наших  рассуждений  логично  стало традиционное понимание роли русского языка в разви-тии страны и общества… .

ЛЕКСИКА

  1. Пишем сочинение в едином стиле.
  2. Не используем сомнительную лексику даже в кавычках.
  3. Стараемся меньше использовать цитирование.
  4. Тип речи – рассуждение, поэтому не пересказываем и не вдаемся глубоко в описание.
  5. Используем вводные слова и конструкции, чтобы упростить логику и последовательность перехода от одного пункта сочинения к другому:

Во-первых, во-вторых…

Следовательно..

Следует отметить…

Таким образом…

В заключение…

Можно сделать вывод…

По-моему…

СОВЕТЫ

  1. Пиши сочинение строго в соответствии с требованиями к заданию.
  2. Вступление – это необязательная часть сочинения, можно начать сразу с проблемы. Заключение (вывод) должен быть обязательно.
  3. Работай по принципу:  проще, но надежнее. Не используй незнакомые слова и сложные многокомпонентные предложения.
  4. Внимательно читай текст, чтобы не ошибиться в  выборе проблемы.
  5. Не пиши слишком большое сочинение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков по написанию сочинений-рассуждений в старших классах социально-гуманитарного профиля .

В рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ целесообразно проводить работу по активизации  в сознании подростков таких  нравственных проблем,как взаимоотношение человек...

Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе

Предложенный  урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)  позволяет  в по...

Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.

Обучение  написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ....

Урок развития речи. Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 «А» класс.

Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души. Задачи: развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отнош...

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...