Соли, их классификация и номенклатура
план-конспект урока по химии (8 класс)

Филюшова Светлана Алексеевна

Материал для проведения урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл соли29.67 КБ
Файл соли1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Соли, их классификация, номенклатура.

Предмет:  химия

Класс: 8

Учитель: Стенькина Светлана Алексеевна

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре и значении солей. 

Задачи:

Образовательные:

  •  Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;
  • Привести в систему знания учащихся о классификации солей;
  • Познакомить с применением солей.

Развивающие:

  • Развить умения и навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
  • Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций;
  • Развивать умения наблюдать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Формирование всесторонне развитой личности;
  • Воспитывать любовь к родному краю;
  • Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”

Оборудование: таблица растворимости, периодическая система, таблица солей, компьютер, проектор, презентация

Планируемые образовательные результаты:

личностные: интерес к предмету

метапредметные: формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда.

предметные: знание классификации и номенклатуры солей, умение составлять формулы солей по названию, умение отличать соли от других классов веществ; расширение представлений о классах неорганических веществ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс - М,: Дрофа, 2002.

Литература для учащихся: Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Дрофа, 2010.

Ход урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

Приветствие, проверка отсутствующих

Учитель: - Добрый день, друзья! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе.

Девизом урока будут слова Гёте: « Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать».

2. Проверка домашнего задания – 5 мин.

Устный опрос: 
1. Что такое оксиды? На какие группы они делятся? 
2. Что такое основания? Их классификация 
3. Что такое кислоты? Какие они бывают? Номенклатура кислот?

3. Актуализация знаний – 5 мин.

А сейчас выполним следующее задание (1 чел. На доске) остальные самостоятельно в тетрадях

К какому классу относятся вещества, распределите  их по классу в таблицу

NO2;  СаSO4 ;  HNO3;  КOH;  Na2CO3 ; H2 О;  CO2;  Mg(OH)2;   H2CO3;   H2SO4;  K3PO4 ;  Al(OH)3

оксиды

основания

кислоты

Учитель: После распределения мы видим, что у нас остались следующие соединения: СаSO4, Na2CO3, K3PO4

Ребята, посмотрите на вещества, которые вы выделили в четвертый столбик. Что их объединяет  по составу? Попробуйте дать им определение.

Ученики: Это сложные вещества, состоящие из металлов и кислотных остатков.

Учитель: Такие соединения называют соли

Итак тема нашего урока – соли.

Ученики: записывают тему урока и цели

4. Изучение новой темы – 20 мин.

Учитель: Давайте запишем определение солей.

Cоли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка. 

Общая формула солей - MexAy,

где Ме- металл

А – кислотный остаток

x, y – число атомов

Ионы металлов – положительные ионы Ca2+, K+, Al3+

Кислотный остаток – отрицательные ионы Cl-, SO42-, PO43- 

Ученики слушают и записывают все в тетрадь

Классификация солей

Средние соли – это соли, в которых все атомы водорода соответствующей кислоты замещены на атомы металла Ca(NO3)2; K2SO4; Al(NO3)3.

Кислые соли – это соли, в которых атомы водорода замещены только частично

KHSO4; MgHPO4

Основные соли – это соли, в которых группы ОН соответствующего основания частично замещены на кислотные остатки LiOHPO4; Mg(OH)Cl

Двойные соли – это соли, в которых содержится два разных катиона и один анион K2NaPO4

Смешанные соли – это соли, в которых содержится один катион и два разных аниона  CaOCl2 

Комплексные соли – это соли, в состав которых входит комплексный ион K4[Fe(CN)6]

Учитель: А как составить формулу солей? Соль электронейтральная. Составляем по алгоритму.

Ученик зачитывает и все записывают в тетрадь алгоритм

Алгоритм действий при составлении формулы соли:

  1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.
  1. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.
  1. Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

             6

            ∕   \

а) Al3+ и S2- → Al+3S2- →   Al2S3

Номенклатура солей:

1.Название кислотного остатка (аниона)

Названия одноатомных анионов образуются из корней латинских названий соответствующих элементов с суффиксом «ид» (Cl - – хлорид, F - – фторид, S2- – сульфид)

Названия анионов кислородосодержащих кислот составляются из корня латинского названия элемента, образующего кислоту, с добавлением суффиксов: «ат» (когда кислотообразующий элемент проявляет высшую степень окисления),  «ит» (когда кислотообразующий элемент проявляет низшую степень окисления).

2.Название металла в родительном падеже.

3.Указание валентности металла, если она переменная.

5. Закрепление новой темы – 9 мин.

1. Конкурс «Кто больше»

На слайде изображены карточки с различными знаками. Задание: составить как можно больше химических формул солей и дать им названия.

Al

Cl

S

K

NO3

Na2

(CO3)3

SO4

H

Ca

H2

PO4

Fe2

Li3

6. Домашнее задание – 1 мин.

На «3» - § 21, выучить табл.5, № 1

На «4» - § 21, выучить табл.5, № 1, 2

На «5» - § 21, выучить табл.5, №1 - 3

7. Рефлексия – 3 мин.

1. И так, что изучали на уроке?

2. Что нового вы изучали?

3. Особенно, что вам понравилось?

4. Что бы вы хотели выполнить еще раз?

5. А что сделать по-другому?

6. На сколько оценим урок?

8. Итог урока – 1 мин.

Выставление оценок

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соли, их классификация, номенклатура. Выполнил: учитель химии МАОУ СОШ № 11 г.Балаково Стенькина Светлана Алексеевна

Слайд 2

Девизом урока будут слова Гёте: «Просто знать – ещё не все, знания нужно уметь использовать».

Слайд 3

К какому классу относятся вещества, распределите их по классу в таблицу NO 2 ; Са SO 4 ; HNO 3 ; К OH; Na 2 CO 3 ; H 2 О ; CO 2 ; Mg(OH) 2 ; H 2 CO 3 ; H 2 SO 4 ; K 3 PO 4 ; Al(OH) 3 Оксиды Основания Кислоты

Слайд 4

Оксиды Основания Кислоты Соли NO 2 К OH HNO 3 Са SO 4 H 2 О Mg(OH) 2 H 2 CO 3 Na 2 CO 3 CO 2 Al(OH) 3 H 2 SO 4 K 3 PO 4

Слайд 5

Цель урока: сформировать основные понятия о составе, номенклатуре и значении солей.

Слайд 6

Cоли – это сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка. Общая формула солей MexAy , где Ме - металл А – кислотный остаток x , y – число атомов

Слайд 7

Ионы металлов – положительные ионы Ca 2+ , K + , Al 3+ Кислотный остаток – отрицательные ионы Cl - , SO 4 2- , PO 4 3-

Слайд 8

Классификация солей соли средние кислые основные двойные смешанные комплексные

Слайд 9

Средние соли – это соли, в которых все атомы водорода соответствующей кислоты замещены на атомы металла Ca ( NO 3 ) 2 ; K 2 SO 4 ; Al ( NO 3 ) 3 . Кислые соли – это соли, в которых атомы водорода замещены только частично KHSO 4 ; MgHPO 4 Основные соли – это соли, в которых группы ОН соответствующего основания частично замещены на кислотные остатки LiOHPO 4 ; Mg ( OH ) Cl

Слайд 10

Двойные соли – это соли, в которых содержится два разных катиона и один анион K 2 NaPO 4 Смешанные соли – это соли, в которых содержится один катион и два разных аниона CaOCl 2 Комплексные соли – это соли, в состав которых входит комплексный ион K 4[ Fe ( CN )6]

Слайд 11

Алгоритм действий при составлении формулы соли: Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды. Найти наименьшее общее кратное значений зарядов. Разделить полученное число: -на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла; -на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка. 6 ∕ \ Al 3+ и S 2- → Al +3 S 2- → Al 2 S 3

Слайд 12

Номенклатура солей: 1. Название кислотного остатка (аниона) Названия одноатомных анионов образуются из корней латинских названий соответствующих элементов с суффиксом «ид» ( Cl - – хлорид, F - – фторид, S 2- – сульфид) Названия анионов кислородосодержащих кислот составляются из корня латинского названия элемента, образующего кислоту, с добавлением суффиксов:« ат » (когда кислотообразующий элемент проявляет высшую степень окисления), « ит » (когда кислотообразующий элемент проявляет низшую степень окисления). 2. Название металла в родительном падеже. 3.Указание валентности металла, если она переменная.

Слайд 13

Конкурс «Кто больше» На слайде изображены карточки с различными знаками. Задание: составить как можно больше химических формул солей и дать им названия . Al Cl S K NO 3 Na 2 (CO 3 ) 3 SO 4 H Ca H 2 PO 4 Fe 2 Li 3

Слайд 14

Домашнее задание На «3» - § 21, выучить табл.5, № 1 На «4» - § 21, выучить табл.5, № 1, 2 На «5» - § 21, выучить табл.5, № 1 - 3

Слайд 15

Рефлексия 1. И так, что изучали на уроке? 2. Что нового вы изучали? 3. Особенно, что вам понравилось? 4. Что бы вы хотели выполнить еще раз? 5. А что сделать по-другому? 6. На сколько оценим урок?

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Урок: Делаем контрольную закупку! (тема: Классификация и номенклатура неорганических веществ)

Урок химии проводится в 8 классе после изучения тем «Степень окисления», «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли». Раздел программы «Соединения химических элементов». (УМК О.С.Габриеляна).Позволяет за...

КЛАССИФИКАЦИЯ И НОМЕНКЛАТУРА НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ (Малый химический тренажёр)

Материалы для контроля знаний учащихся 8 класса по теме «Основные классы неорганических соединений»Учитель  химии ГОУ СОШ № 466Овчарова Ольга Эдуардовна...

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Презентация к уроку по химии 10 класса на тему "Спирты: строение, классификация, изомерия, номеклатура" изпользуется учителем при изучении соответствующей темы. Рабочая программа и учебник О.С.Габриел...

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

Открытый урок по химии в 8 классе «Соли: состав, классификация, номенклатура, способы получения солей.»

Цели урока:сформировать представление о солях;формировать умение определять  соли, их состав, названия некоторых солей;классифицировать соли по составу кислотного остатка и по растворимости в вод...