Конспект занятия химического кружка
план-конспект занятия по химии (7 класс)

Конспект занятия химического кружка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Химическая  тайнопись»

Конспект занятия химического кружка

   

                                                         

                                               

                                                                     

Автор: учитель химии

Григорьев Роман Петрович

Пояснительная записка

Методическая разработка составлена с целью повышения интереса воспитанников  к изучению химии, развития познавательного интереса, расширения и углубления знаний по предмету. В игре используются занимательные вопросы, опыты по химии. 

Цели:

Образовательные – привить любовь воспитанников  к раскрытию тайн химии, веществ, их превращений и разных явлений, сопровождающихся их превращениями, способствовать в занимательной игровой форме развитию познавательного интереса к чудесному миру химии, проконтролировать умение работать с химическими реактивами;

Развивающие – развитие у воспитанников  положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой активности;

Воспитательные – развивать у воспитанников  мышление, умение делать логические выводы, опираясь на знания химии, истории, физики, безопасности жизнедеятельности, аккуратности, внимательности, самооценки и самоконтроля, умения работать в коллективе.

Задачи:

1. Способствовать формированию навыков групповой работы

2. Повысить интерес к изучению предмета  химии.

3. Способствовать средствами игры  вырабатывать  уверенность  в своих силах у воспитанников, воспитание культуры коммуникативных способностей и  действий.

 

Тип занятия: Формирование (усвоение и усовершенствования) умений и практических навыков по реализации полученных знаний.

Вид занятия: Практическое

Форма проведения:  квест (игра – соревнование)

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Продолжительность:  45 минут.

Ход игры

ПедагогДобрый день, ребята! Сегодняшнее занятие мы проведем в форме квеста.  Квест (английское “quest”, поиск) – это разновидность игры, в которой  команда проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение. В  нашей игре – это разгадать все «тайные письмена» написанные при помощи невидимых чернил и криптограмм.  

Все задания  сегодняшней игры связаны между собой, то есть  ответ на вопрос первого задания связан с вопросом для второго задания и т.д. Переход к следующему заданию возможен только в том случае, если правильно выполнено предыдущее задание. Для достижения всех своих целей, командам  следует должным образом использовать различные подсказки (тексты, рисунки, инструкции), расположенные на столах.   Именно эти подсказки помогут вам решить, как же  можно справиться с той или иной возникшей трудностью.

Задания для проведения игры размещаются на разных столах, там же находятся инструкции к лабораторным опытам и необходимое оборудование. Выполнив  одно задание,  команды переходят к другому столу,  для выполнения следующего задания. Не стоит проходить квест методом подбора. Все квесты легко проходятся с помощью смекалки и наблюдательности. Нельзя использовать любые другие предметы помимо квестовых во время игры.

Побеждает та команда, которая первой дойдет до конца игры и расшифрует все «тайные письмена». Итак, вперёд! Желаем вам хорошего настроения и удачной игры!

1 этап

        Капитанам команд вручается карта квеста (приложение 8), в которой необходимо вести записи переходя от этапа к этапу.

Оборудование для первого этапа: Напечатанный текст - подсказка «Парасимпатические чернила» (приложение 1), инструкция для выполнения лабораторной работы (приложение 2) , инструкция «Невидимые чернила» (приложение 3),  карточка с зашифрованным  заданием  написанном лимонным соком ( или раствором серной кислоты )на плотной бумаге (приложение 7 ), лакмус,  фенолфталеин, спиртовка, спички,  штатив для пробирок, три пронумерованные пробирки: первая  с раствором щелочи, вторая с раствором кислоты, третья с водой.

2 этап

Оборудование для второго этапа: Напечатанный текст – подсказка  «Помогла кошка» (приложение 4), инструкции для выполнения лабораторной (приложение 5), инструкция «Невидимые чернила» (приложение 3),  три пронумерованные карточки из плотной бумаги, на одной из которых находится    зашифрованное задание, написанное крахмальным клейстером (приложение 7);  пинцет, ватный диск, спиртовка, спички,  держатель для пробирок, штатив для пробирок, одна пробирка с раствором глюкозы, три чистые пробирки, спиртовой  раствор йода (разбавленный) , раствор щелочи (гидроксид натрия), раствор сульфата меди,  концентрированная азотная кислота, раствор хлорида железа, лакмус, фенолфталеин.

3 этап

Оборудование для третьего  этапа: Напечатанный текст – подсказка  «Криптограмма»  (приложение 6), инструкция «Невидимые чернила» (приложение 3),  две   карточки из плотной бумаги.  На одной написано слово «белок», на другой – «глюкоза». С обратной стороны карточек находится зашифрованный текст,  написанный  слабым раствором жёлтой кровяной соли (приложение 7),  спиртовка, спички,  пинцет, ватный диск, раствор йода (разбавленный), раствор хлорида железа, лакмус, фенолфталеин.

Заключительный этап

Педагог:. По итогам игры команды награждаются Грамотами и получают сладкие призы. Наше занятие закончилось, всем спасибо!

Используемая литература

  1. Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории / Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
  2. О’Лири. Н.К. Увлекательные опыты. Биология, физика, химия, науки о Земле / Нэнси К. О’Лири, Сьюзен Шелли; пер. с англ. А. Галыгина, В. Герцика, Н. Харламовой. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  3. Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1993.
  4. Предметная неделя химии в школе / Э.Б.Дмитренко (и др.); под общ. ред. К.Н. Задорожного. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Предметная неделя в школе. Химия. Физика / Сост. Л.М. Брейгер, П.В. Глинская. – Волгоград: Учитель, 2005.
  6. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1994.
  7. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффективные опыты по химии / Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
  8. Химия и экология. 8 – 11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию / Сост. Г.А. Фадеева. – Волгоград: Учитель, 2005.

Приложение 1

«Парасимпатические чернила»

В 1704 г. во время осады Нарвы русскими войсками фельдмаршала Шереметьева, комендант крепости шведский генерал Горн получал регулярные донесения разведчиков о перемещениях русских войск. Донесения маскировались под письма незначительного содержания. Генерал Горн прикладывал эти письма к кафелю жарко натопленной печи, и между строк проступали синие буквы. Потом секретный текст снова исчезал. После взятия Нарвы все письма попали в руки Петра I. Он уже хотел их выбросить, но одно сильно смятое, решил разгладить на кафеле горячей печи. Так была раскрыта секретная переписка. Поиски шпиона оказались безуспешными. Только у одной из палаток русских войск обнаружили пузырек с жидкостью слабо-розового цвета.

Приложение 2

Лабораторная работа  «Определение среды раствора при помощи индикатора»

Для работы вам понадобится индикатор (или лакмус, или  фенолфталеин,  или метилоранж)  или индикаторная бумага. В каждую из пронумерованных пробирок прилейте несколько капель одного из индикаторов, или опустите в пробирку  полоску индикаторной бумаги. Определите,  как изменился цвет индикатора,  и сделайте выводы о характере среды раствора. Можно воспользоваться  информацией представленной в таблице 1.

Таблица 1

Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды

Название индикатора

Окраска индикатора в нейтральной среде

Окраска индикатора в щелочной среде

Окраска индикатора в кислой среде

Лакмус

Фиолетовая

Синяя

Красная

Метиловый оранжевый

Оранжевая

Желтая

Красно-розовая

Фенолфталеин

Бесцветная

Малиновая

Бесцветная

Приложение 3

        Невидимые чернила

        1. Невидимые чернила широко применялись для тайной переписки. Для приготовления невидимых чернил (исчезающих чернил) есть несколько доступных способов. Нам понадобится раствор хлорида кобальта CoCl2. Наберём его в ручку или шприц и сделаем надпись на листе бумаги. Теперь дайте буквам высохнуть.

Хлорид кобальта - соль розового цвета, надпись на бумаге совершенно не будет видна. Эта соль отлично подходит для создания невидимых чернил. Чтобы надпись проявилась, необходимо её нагреть, например над электрической плиткой, в течении одной минуты. Видно, что наши буквы будут проявляться,- красивого голубого цвета. Дело в том, что при нагревании молекулы розового хлорида кобальта теряют часть воды, превращаясь в голубой хлорид кобальта.

Можно легко заставить надпись исчезнуть снова: для этого достаточно подышать на лист бумаги с надписью! (при увлажнении вода поглощается,  и окраска становится опять розовой и невидимой на листе бумаги).

2. Невидимые чернила.    Используем медный купорос

Невидимые чернила можно приготовить, используя разбавленный раствор медного купороса, имеющий бледно голубой цвет. Химическая формула медного купороса CuSO4 x 5H2O.  Растворите немного соли в воде, чтобы раствор получился чуть голубоватым. Напишите таким раствором на бумаге.

Чтобы надпись проявилась, надо подержать лист бумаги с этой надписью над нашатырным спиртом.  После проявления невидимые чернила будут ярко синего цвета, что обусловлено образованием красивого по цвету комплексного соединения аммиаката меди.

3. Невидимые чернила по рецепту китайского императора

Китайский император использовал для своих тайных надписей невидимые чернила из рисового отвара, который после высыхания не оставлял никаких видимых следов. Но если такое письмо слегка смочить слабым спиртовым раствором йода, то появляются синие буквы. Рис содержит крахмал, а крахмал - выдаёт себя полностью при наличии йода.

4. Невидимые чернила. Используем лимонный сок (или слабый раствор серной кислоты)

Налейте немного лимонной кислоты и смочите кисточку или палочку. Всё, - можно что-нибудь написать. После того, как надпись сделана, дайте ей высохнуть.

Чтобы проявить надпись, надо нагреть листок бумаги, например, над электрической лампочкой или прогладить утюгом. Лимонная кислота (или сок) темнеют при воздействии температуры и таким образом становятся видимыми.

5. Исчезающие чернила. Используем йод

Исчезающие чернила - такими чернилами можно написать, рисовать, но потом надпись навсегда исчезает и восстановить её невозможно!

Исчезающие чернила можно приготовить, если смешать 50 мл спиртовой настойки йода с чайной ложкой декстрина (продукт переработки крахмала), а осадок отфильтровать. Такие чернила полностью теряют цвет (исчезают) через 1-2 дня из-за улетучивания йода.

6. Исчезающие чернила "железные буквы"

Ещё один рецепт исчезающих чернил можно приготовить, имею водный раствор жёлтой кровяной соли K4[Fe(CN)6]. Написанные этим раствором буквы исчезают, когда бумага высыхает. А чтобы увидеть надпись, надо смочить бумагу раствором хлорида железа FeCl3. При этом появляются ярко-синие буквы, но они уже никуда не исчезают. Появление букв связано с образованием комплексного соединения, называемого турнбулева синь.

Приложение 4

«Помогла кошка»

 В 1811 г. император Наполеон Бонапарт готовился к нападению на Россию. Для этого ему нужен был порох. Для его производства необходимо три компонента: калийная селитра, сера и древесный уголь. Французы наладили производство калийной селитры, так как британский флот отрезал пути к ее заморским месторождениям. Французы получали селитру из пепла морских водорослей. Этим делом занимался аптекарь Куртуа. Как-то, закрывая свою аптеку, он решил выгнать во двор кошку, но она прыгнула с полки и ненароком перевернула стакан с концентрированной серной кислотой. Стакан упал и разбился, кислота пролилась на пепел из морских водорослей. Изумленный аптекарь заметил облачко фиолетового дыма. Это был неизвестный в то время свободный …. Какое вещество случайно помогла открыть кошка? 

Можно воспользоваться подсказкой:     Рассеян по земле по всюду.

                                                             Немного есть в морской воде.

                                                             Летучий, темный, кристалличный,

                                                             Он мало растворим в воде.

                                                             Раствор спиртовый, стал типичный,

                                                             В аптеках встретите везде.

Лабораторная работа «Качественное определение глюкозы»

В  чистую пробирку налейте 2 мл   раствора гидроксида натрия и прибавьте  3-4  капли  сульфата меди, содержимое пробирки перемешайте. К полученному осадку прилейте равный объем исследуемого раствора и смесь  осторожно взболтайте.  Нагрейте  содержимое пробирки до кипения, но не кипятите. При наличии глюкозы в пробирке образуется   сначала желто-зелёный, а затем красно-оранжевый осадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия математического кружка Старинные задачи на дроби

Конспект занятия математического кружка Старинные задачи на дроби...

Конспект занятия математического кружка "В мире чисел"

Занятие маиематического кружка рассчитано на учащихся 5-6 классов, интересующихся математикой. Тема занятия "В мире чисел"...

Календарно-тематическое планирование занятий химического кружка «Занимательная химия»

Программа кружка рассчитана на  учащихся 8 – 9 классов общеобразовательной школы (68 занятий по 2 часа в неделю).Основная цель кружка: развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширен...

КОНСПЕКТ занятия для кружка «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ» Тема: «ВЕСЕЛЬЕ И ТРУД РЯДОМ ЖИВУТ» (народная вышивка)

КОНСПЕКТзанятия для кружка «СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ»Тема:«ВЕСЕЛЬЕ И ТРУД РЯДОМ ЖИВУТ» ...

Конспект занятия краеведческого кружка по программе «Удивительный Санкт-Петербург»

Тема занятия. Удивительный Санкт-Петербург.(2-й год обучения. Раздел 4. Дворцовая площадь — главная площадь Санкт- Петербурга)...

Конспект занятия в кружке кукольный театр Тема « Знакомство с видами театральных кукол»

Методическая разработка занятия «Знакомство с видами театральных кукол». В методической  разработке  представлена  информационная  карта  занятия, подробный к...