Конспект занятия в кружке кукольный театр Тема « Знакомство с видами театральных кукол»
план-конспект

Тимиркаева Вероника Ивановна

Методическая разработка занятия «Знакомство с видами театральных кукол». В методической  разработке  представлена  информационная  карта  занятия, подробный конспект с описанием этапов, раскрыта методика проведения занятия. Цель: познакомить с видами театральных кукол. Занятие предназначено для проведения в группе 1 года обучения. Раскрыты  методы организации учебно-познавательной деятельности, методы эмоциональной мотивации и стимулирования, методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_konspekta_zanyatiya_vidy_teatralnyh_kukol.docx27.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в кружке кукольный театр

Тема: « Знакомство с видами театральных кукол»

Подготовила: Тимиркаева В.И., руководитель кружка «Марионетки» МАОУ СОШ №1 г.Когалыма

Возраст обучающихся: 11-12 лет (1 год обучения)


Цель:

Познакомить с видами театральных кукол. 
Задачи: 
Обучающие: 
1. Изучить технологию работы с перчаточной куклой 
Развивающие: 
1.Развивать творческий потенциал детей. 
2.Развить образное мышление и фантазию детей. 
Воспитывающие: 
1.Создать ситуацию успеха для каждого ребенка. 
2.Формировать у детей положительную самооценку и уверенность в себе, умение работать в коллективе. 
3.Воспитывать бережное отношение к театральным куклам

Методы организации учебно-познавательной деятельности: 

- Рассказ;

- беседа.

Методы эмоциональной мотивации и стимулирования:

создание ситуации успеха;

- поощрение;

- использование игровых форм организации учебной деятельности;

- постановка системы перспектив.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности:

- наблюдение за учебной работой учащихся;

- устный опрос
Материалы и оборудование: 
Мультимедийная установка, магнитофон, театральный чемоданчик с разными видами кукол, ширма, куклы для работы за ширмой
                                       
Ход занятия
(Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз .М.Минкова) 
I.
Организационный момент. 
Здравствуйте дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. И как всегда, мне везет, потому что ко мне приходят самые лучшие, самые симпатичные, самые добрые дети. А помогать на занятии сегодня будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо - тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце… Попросите свое сердце дать вам силу для работы на занятии. Молча про себя…Получилось? Почувствовали силу? Можно начинать заниматься.
Присаживайтесь. Я прошу хлопнуть в ладоши тех, кто любит играть, а теперь тех, кто любит мечтать (фантазировать) и хлопнуть в ладоши тех, кто любит сказки. Ребята, я рада, что вы сегодня пришли ко мне на занятие, потому что все вы любите сказки, любите играть и фантазировать, ведь именно этим мы и будем заниматься сегодня. 

Сегодня мы будем знакомиться с видами театральных кукол. Научимся работать с перчаточной куклой.
Я хочу разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех.
II. Основной этап.

Итак, я приглашаю окунуться в увлекательный мир – мир кукольного театра, где вы познакомитесь с различными видами театральных кукол, а также каждый попробует себя в роли актера. 
Кукольный театр – что это такое? 
(Дети отвечают). А кто из вас видел кукольный спектакль? Какой? (Дети отвечают). Какие впечатления (понравился и почему)? Актер…кто это? (Дети отвечают). 
Какие виды кукол вы знаете? 
(Дети отвечают). 
Давайте посмотрим, какие виды театральных кукол существуют. 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. (Просмотр слайдов с обсуждением и комментарием) 
Пальчиковые. Почему они так называются? (Дети отвечают). Эти куклы делаются очень просто. Такие куколки вполне подойдут для домашнего представления. Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку
Перчаточные. Почему они так называются? (Дети отвечают). (ответ - одеваются на руку актера как перчатка). Перчаточных кукол независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа стал знаменитый Петрушка.
Тростевые - Почему они так называются? (Дети отвечают). Туловище актер держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикрепленными к кистям рук куклы. Тростевая кукла крупнее перчаточной. Работать с ней, гораздо, сложнее.
Марионетки – куклы на ниточках . Кукла –марионетка должна быть очень подвижной в суставах, тогда ее можно заставит делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.
Куклы - тени . Как вы думаете, почему они так называются? (Дети отвечают). (создается впечатление, что двигаются только тени). Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока – Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Силуэты кукол делаются из картона. А еще нужен плоский экран и освещение. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

(звучит волшебная музыка) 
К ребятам в гости приходит волшебница кукольного театра : (заранее подготовленный артист-ребёнок).

Волшебница: Здравствуйте, дорогие друзья! Ребята я прихватила с собой чудесный-при чудесный, волшебный сундучок. Заглянем в него? 
Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки». 
Волшебница: (показывает ребятам движения они повторяют.) 
Раз –два –три-четыре-пять, 
Начинаем колдовать 
Надо за руки всем взяться, 
На носочки вверх подняться, 
Покружиться, улыбнутся 
В мир волшебный окунуться 
Педагог:
Ребята мы открыли сундучок, и внутри лежит для вас послание от сказочных театральных кукол. Они вас просят, прежде чем познакомиться с ними необходимо разучить веселую пальчиковую игру « Свиристели», так мы с вами разогреем наш голосовой аппарат, разомнем пальчики и настроимся на дальнейшее путешествие в мир театра. 
( проводится пальчиковая игра « Свиристели» под муз.Д.Тухманова «Птичка») 
Прилетели свиристели (взмахи крыльев скрещенными кистями рук). 
И на веточке присели (полуприседания с сомкнутыми коленями)
Стали зернышки клевать (« Клюют» по ладони левой руки 2-м 
пальцем правой руки. Затем по ладони 
правой руки 2-м пальцем левой руки). 
Раз, два, три, четыре, пять ( Поочередно смыкают с первым пальцем 
второй, третий, четвертый, пятый палец на
каждой руке). 
Хохолки расправили (К сомкнутым первому и второму пальцам 
обеих рук то присоединять, то поднимать остальные 
пальцы, разводя их в стороны (имитируют хохолки))
Песни петь заставили. (Производят щелчки пальцами). 
Ти-ри-ра! Ти-ри-ра! (Выполняют 2 коротких хлопка ладонями, 
1 шлепок по коленям – последовательность 
выполняется 2 раза). 
Птицам прочь лететь пора! ( Делают четыре ритмичных взмаха крыльями). 
Педагог: Молодцы !А сейчас, дорогие ребята, вы сделаете маленький шаг в непростом, но весьма интересном деле: вы оживите перчаточные куклы. В этом нам поможет так же волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там внутри. (Открывается сундучок и звучит музыка «В гостях у сказки». 
В сундучке находятся герои различных сказок и ждут своей очереди пообщаться с вами. Для этого нужно отгадать загадки. 
(Дети отгадывают загадки. Тот, кто отгадал – получает куклу) 
Летом гуляет, а зимой отдыхает? (Медведь). 
Живёт на болоте, любит комаров? (Лягушка). 
Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц). 
Под полом, шевелит хвостом, 
В щели глядится, вылезти боится? (Мышка)
Рыжая плутовка, рыжая головка? (Лиса). 
Кто испек колобок? (Бабка). 
Как звали девочку в сказке «Три Медведя»? (Машенька) 
Кто поймал золотую рыбку? (Старик) 
Кто унёс Иванушку к Бабе-Яге? (Гуси).
Прыгает быстро, любит морковку? (зайка)
Кто в лесу перехитрил всех зверей? (лис).
Волшебница: Молодцы ребятишки, девчонки и мальчишки, справились с заданием отгадали загадки, теперь мне пора с вами прощаться! ( уходит) 
Педагог: 
А теперь эти куклы нужно оживить. Стоит одеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, массажам с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях.
(воспитатель проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за ним, выполняя упражнения для подвижности запястья.)
Педагаг: Ребята, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.
Задание:
Покрасим листок: 
Верх - голубым цветом, а низ - зеленым. 
В правом углу - солнышко, а в левой стороне - тучки. 
В центре нашего листка - теремок. 
Слева рисуем куст. 
Справа - дерево. 
Птички летают с куста на дерево.
Педагаг: На нашем воображаемом листе мы нарисовали теремок.
(Проводится упражнение для отработки четкости речи.)
Озвучим наш рисунок. 

Стоит терем - теремок. 
Он ни низок - ни высок.
Кто в тереме живет? (показывает таблички с надписями .)
Пи - пи - пи (мышка)
Пых - пых - пых (ёжик)
Ква - ква - ква (лягушка)
Гав - гав - гав (собачка)
Ко - ко - ко (петушок)
Мяу-мяу-мяу(кошка)

Педагог: Мы размяли наши пальцы и запястья, разогрели голосовой аппарат, теперь будем обучаться приемам вождения кукол. Но сначала надо научиться правильно одевать куклу на руку.
Существует три основных типа движений в театре перчаточной куклы: движения, создаваемые пальцами, движения, создаваемые запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию в талии, движения всей руки – движению ног. Пластика перчаточной куклы состоит из этих основных движений.

Встаньте за стул и разверните его сиденьем к себе, сядьте. Спинка стула будет ширмой. Смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.
(Проводятся упражнения с куклой, при этом характер музыки меняется) 
Кукла идет - радостно, грустно.
Наклоны головы и туловища.
Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.
Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.

Педагог: ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Мы «оживили» наших кукол. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться. На наших занятиях вы узнаете много секретов кукольного театра.
Для упражнений с верховыми куклами нужна ширма. Верхняя часть ширмы называется «грядка». На грядке укрепляется ткань, закрывающая актёров -«фартук». 
(Показ) 
Пусть каждый пройдет за ширму и попробует себя в роли актера. 
(Отработка движений). (Сначала педагог показывает движения, а затем дети).
1. Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы на 2/3 их роста ( как бы до колена). Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать. 
2. Чем дальше кукла от грядки, тем меньше она видна зрителям, поэтому для выхода на ширму её поднимают не у грядки, а в глубине, на заднем плане, и затем подводят вперёд к грядке. Точно так же, чтобы увести куклу со сцены, её надо отвести на задний план и там опустить. 
3. Если на сцене одновременно две или несколько кукол, то движется только та из них, которая разговаривает в данный момент, остальные стоят неподвижно и смотрят на говорящую. Давайте попробуем озвучить свои куклы.
Молодцы! Я думаю, что у вас у всех получилось побывать в роли актёра.
Ребята вы сейчас работали за ширмой, ваши ручки и ваш голос немного устали нам с вами просто необходимо провести разминку. 
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю – 
Сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю –
Сок до капли выжимаю.
Всё в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.

Педагог: Помните, на прошлых занятиях мы с вами читали и разбирали сказку «Колобок». А сегодня мы попробуем её разыграть за ширмой с помощью перчаточных кукол. Давайте создадим театральную группу. Для этого Маша выбирает первого участника театральной группы …(метод: «Кто пойдёт со мной в театр»).
Остальные дети будут зрителями. А на следующем занятии поменяемся ролями.

III. Практическая деятельность детей: 
Смотрите, смотрите и не говорите, что вы не видели. 
Слушайте, слушайте и не говорите, что вы не слышали. 
Только сегодня и только сейчас. 
Только здесь и только для вас премьера сказки ….. «Колобок»!
(Дети ставят сказку «Колобок»)

 IV. Заключительный этап: 
Поведение итогов и рефлексия. 
Молодцы, вы справились с поставленной задачей. Пусть хлопнет в ладоши тот: 
•кому понравилось быть в роли актера; 
•кому понравилось быть зрителем?;
• с каким видом кукол вы сегодня работали на занятии? 
(Дети отвечают). (Ответ: перчаточной куклой). 
• Какие виды кукол вы еще знаете? 
(Дети отвечают). 
(Ответ: тростевые, пальчиковые, куклы-тени, марионетки). 
Нашим героям сказок пора возвращаться в волшебный сундучок. Пусть каждый, положив куклу, скажет несколько слов о сегодняшнем занятии. Что больше всего понравилось? 
(звучит музыка, дети высказывают свое мнение)
Педагог: Вот и прощаться пришла пора. До свидания взрослые, до свиданья детвора! 
(закрывается сундучок, музыка заканчивается). 
Какая самая лучшая награда для артиста? 
Дети: Аплодисменты зрителей. 
Педагог: Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия в кружке "Кукольный театр" для детей 7-9 лет

Предлагаю планы трёх занятий, взаимосвязанных темой "Животные" Занятия состоят из двух частей : актёрское мастерство и декоративно-прикладное творчество. Время занятия-45 минут. Первую часть (20 минут...

Тематические планы занятий в кружке"кукольный театр"

Два занятия в кружке "кукольный театр" для детей 8-10 лет, 1-го года обучения:"Сказочный день" и "Слово и образ". Цель занятий:играть предложенные роли. Задачи:1)развивать творческое воображение, 2)об...

Календарно-тематическое планирование занятий в кружке "Кукольный театр" на 2012-2013учебный год.(для 1-го класса по ФГОС)

Развёрнутое планирование учебного материала по датам 2012-2013 учебного года. Предназначено для групп кружка "Кукольный театр" для детей 1-ых классов. Первоклассники занимаются внеурочной деятельность...

Конспект занятия в 1 классе по теме" Знакомство с профессиями."( курса «Край, в котором я живу», блок «Моя семья» )

 Цели:-дать представление и дополнить знания детей о различных профессиях;-показать важность и необходимость любого труда;-расширить общий кругозор учеников;-воспитывать уважение к людям р...

Конспект занятия на кружке кукольного театра "Марионетки" "Игровой речевой тренинг"

Методическая разработка посвящена вопросам развития артикуляционного аппарата детей, развития речевого дыхания, тренировку выдоха, творческих способностей обучающихся средствами игрового тренинга. В р...

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему : «Знакомство с лесом и его обитателями».

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему :«Знакомство с лесом и его обитателями»....

«Лучшая практика патриотического воспитания в детском саду» Конспекты занятия по художественно-эстетическому развитию Тема: Знакомство с декоративно-прикладным творчеством с помощью технологии «Река времени»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 5 г. Бирюсинска       «Лучшая практика патриотического воспитания в детском саду&raqu...