Урок по теме "Генетическая связь между классами органических веществ"
план-конспект урока по химии (10 класс)

Материал показывает взаимосвязь между различными классами органических веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geneticheskaya_svyaz_urok_na_sayt.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 10 классе по теме «Генетическая связь между органическими веществами».

Цели урока:

образовательные: закрепить следующие понятия: органическое вещество, генетическая связь, циклические и ациклические соединения, углубить  знания о строении,  химических свойствах углеводородов и кислородсодержащих веществ;  научиться решать цепочки превращений , используя химические свойства веществ и способы их  получения, анализировать и обобщать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.

развивающие: формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предполагаемой информации, создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания; способствовать формированию ключевых компетенций.

 воспитательные: способствовать формированию целостной картины мира, воспитывать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру; готовность к выполнению общепринятых норм и правил, высокой работоспособности и организованности, участвовать в формировании позитивного  общения « учитель – ученик», «ученик – ученик».

Тип урока: закрепление и обобщение  пройденного материала.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки – задания, рабочая карточка.

Методы обучения:

*по характеру познавательной деятельности школьников –  объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый;

*по источникам знаний – словесный, наглядный.

                               

                                         

 ХОД  УРОКА

1.Оганизационный момент.

2.Работа с классом по теме урока.

      Учитель: Химия – наука о веществах. Об этой науке можно найти много высказываний великих ученых. Вот одно из них . Ф.Велер писал: «Эта химия может свести с ума, она представляется мне девственным тропическим лесом, полным неожиданностей, непроходимой чащей без конца и края, куда страшно войти».

 Учитель: О какой  химии идет речь?

Ученик: Об органической химии.

 Учитель: Что же изучает органическая химия?

Ученик: Органическая химия – это естественная наука, которая изучает состав, строение, свойства, получение, применение  и взаимосвязь органических веществ.

Учитель: Органических веществ очень много и для них можно провести классификацию, то есть разделить все вещества на группы по определенным признакам.

Учитель: На какие группы были разделены все органические вещества? Ученик: На ациклические и циклические.

Учитель: Какие вещества называются ациклическими?

Ученик: Ациклические – это те, которые не содержат замкнутых цепей атомов углерода в молекулах.

Учитель: Какие вещества называются циклическими?

Ученик: Циклические вещества содержат циклы в молекулах.

Учитель: Приведите примеры ациклических веществ.

Учитель: Приведите примеры циклических соединений.

( учащиеся приводят примеры, работают с тестами «Классификация и номенклатура органических соединений» Габриелян О.С., Остроумов И.Г.,  Остроумова Е.Е. )

Учитель: Мы рассмотрели классификацию веществ в зависимости от строения углеводородного скелета, но можно еще провести классификацию в зависимости от качественного состава.

( фронтальная работа с классом по карточкам ( они составлялись по мере изучения классов веществ ) ( на карточке отмечены: название класса, общая формула, характерный суффикс, характер связи, пример вещества)

Повторяются следующие  классы  углеводородов: алканы, алкены, алкины,  алкадиены, циклопарафины, арены.

Обращаем внимание на особенности строения молекулы :  указываем тип  связи (сигма - и пи-связи, ординарные, двойные, тройные), доказываем наличие предельности веществ ,приводим общую формулу класса. )

( в результате фронтальной работы получается схема классификации органических веществ, её демонстрируем через проектор, учащиеся записывают эту схему в тетрадь )

Учитель: Какие группы веществ, согласно данной классификации ,мы изучили?

Ученик: Углеводороды и кислородсодержащие вещества.

Учитель: Почему углеводороды имеют такое название?

Ученик: Углеводороды состоят только из атомов углерода и водорода.

(Беседа учителя с учениками  сопровождается показом слайдов №1-6)

                                         У Г Л Е В О Д О Р О Д Ы

Алканы        Алкены      Алкины     Алкадиены     Циклопарафины    Арены

Учитель: Какие классы органических веществ относятся к углеводородам?

Ученик: Алканы, алкены, алкины, алкадиены, циклопарафины, арены.

Учитель: Что характерно для алканов?

Ученик: Для алканов характерны одинарные связи между атомами, все атомы углерода находятся в состоянии sp3-гибридизации, углы между орбиталями равны 1090 28, тетраэдрическая форма.

Учитель: Какую особенность в строении можно назвать для алкенов?

Ученик: В их молекуле, помимо одинарных связей, содержится одна двойная связь между атомами углерода.

Учитель: Что вы можете сказать об алкинах?

Ученик: В молекуле алкинов, наряду с одинарными связями, есть одна тройная связь между атомами углерода, данные атомы находятся в состоянии sp-гибридизации, молекула имеет линейное строение и валентный угол 1800.

Учитель: Для каких углеводородов подходит формула  СnН2n-6?

Ученик: Для ароматических углеводородов или аренов.

Учитель: Чем характеризуются циклоалканы?

Ученик: Они содержат замкнутую цепь атомов углерода – цикл.

Учитель: Следующая группа – кислородсодержащие  соединения.

( У кислородсодержащих веществ: спиртов,  фенолов, альдегидов, кетонов, отмечаем с учащимися наличие  функциональной группы, повторяем основы номенклатуры .)

( составляется схема классификации и записывается учащимися в тетрадь )

Учитель: Почему они получили такое название?

Ученик: Данные соединения состоят из атомов углерода, водорода и кислорода.

Учитель: Какие классы к ним  относятся?

Ученик: Спирты, фенолы, альдегиды, кетоны.

                            К И С Л О Р О Д С О Д Е Р Ж А Щ И Е

             

           Спирты              Фенолы          Альдегиды          Кетоны

Учитель: Что называется спиртами?

Ученик: Спирты – это органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько гидроксильных групп ( групп – ОН ),соединенных с углеводородным радикалом.

Учитель: Какую функциональную группу можно выделить у кетонов?

Ученик: Карбонильную группу.

Учитель: Для каких веществ характерна группа  -- СНО ?

Ученик: Для альдегидов.

Учитель: Чем фенолы отличаются от спиртов?

Ученик: У фенолов одна или несколько гидроксогрупп связаны с радикалом фенилом.

Учитель: Каждое органическое вещество относится к определенному классу веществ  и имеет  свое название.

Задание№1.Определить класс вещества и назвать вещество по систематической номенклатуре.

                          СН3                                                                             ОН

А) СН 3—СН2 –  С – СН 2    С НО                         В)  СН 3– СН 2–СН – СН3    

                         СН3                                                                                                                  ОН

Б) СН 3–СН –СН 2–СН –СН3                                Г)

              СН3         С2 Н5

               

Учитель: Каждому веществу соответствует свой класс, определенное  строение и название .Но что же еще характерно для всех веществ? На этот вопрос вы ответите, выполнив задание карточки.

Задание№2.Найти зашифрованное слово. Для записанного вещества определить класс и выделить соответствующую букву.

( каждому ученику раздается индивидуальное задание, задания даны в приложении )

Учитель: Какие слова получились?

(эти слова записать на  доске)

Учитель: Давайте разберем то, что у нас получилось.

(получились слова- генетическая связь между органическими веществами )

Учитель: Это и есть тема нашего урока, над которой мы начали работу и ее продолжим.

( тема урока показывается через  проектор,  ученики записывают тему в тетрадь)

( разбираем значение всех слов в записанной теме урока )

Учитель: Что называется веществом?

Ученик: Вещество – это то, из чего состоит тело.

Учитель: Какие вещества называются органическими?

( учащиеся называют особенности органических веществ)

Учитель: Слова «генетическая связь» происходит от греческого слова «генезис»- происхождение. Следовательно, имея вещество, принадлежащее к одному классу, мы получаем вещество, принадлежащее к другому классу. Это нам надо подтвердить на конкретных примерах.

Задание№3.Осуществить превращение, указать условия протекания реакций.

С 2Н6       С 2Н 5Сl        С 2Н 5ОН        СН 3СНО       СН 3СООН

С 2Н4                                                                        

( учащиеся записывают уравнения реакций, дают названия веществам по систематической номенклатуре, указывают тип химической реакции и поясняют его, отмечают условия протекания реакций).

Учитель: Выполняем следующее задание.

Задание№4. В цепочке представлена информация , позволяющая определить класс веществ, участвующих в реакции.

 СН4   t=1500C         Б  реакция Кучерова    В

Д  реакция Вюрца      С2 Н6

( при записи уравнений реакций обращаем внимание на специфические реакции, указываем условия протекания  этих реакций)

Учитель: Следующая цепочка позволяет проанализировать вещества определенных классов, которые будут участвовать в химических реакциях.

Задание №5. В цепочке представлена информация, позволяющая ограничить круг классов веществ, участвующих в реакции.

A        B         C         D

   C        B

  D        A

Учитель: Выполняя следующее задание, вы должны сами предложить ход действия.

Задание № 6.Как получить этан из карбоната кальция, воды и угля?

Задание на дом: подготовиться к контрольной работе, придумать свою цепочку превращений и решить её.

приложение

Задание №2. Таблицы ко второму заданию.

 Формула вещества

алканы

спирты

альдегиды

алкины

СН3—СН2—СН2—СН2—СН3

г

е

и

о

СН3—СН2ОН

о

е

м

с

СН  С –СН2—СН3

х

в

б

н

СН3—СН—СН2—СНО

             │

           СН3

а

т

е

п

СН3 – СН2 –СН2ОН

м

т

п

р

СН3—С ≡С--СН –СН3

                                │

                      СН3

в

о

е

и

          СН3

             │

СН3—С—СН3

             │

            СН3

ч

к

м

ф

    СН4

е

в

ф

а

СН3 –СНО

ф

м

с

Т

С5Н12

к

о

в

б

НСНО

и

е

а

я

СН3 –С ≡ С – СН3                               

о

а

ю

я

Формула вещества

алканы

спирты

циклопарафины

СН3 –СН2—СН2—СН2—СН3

м

с

а

СН3—СН—СН2—СН3

            │

           ОН

т

е

ф

а

т

ж

СН3—СН—СН3

             │

           СН3

д

б

в

          СН3

а

ф

у

Формула вещества

спирты

фенолы

альдегиды

алканы

СН3—СН2—СН2--ОН

о

к

л

м

СН3—СН2--СНО

т

н

р

ф

         

                    ОН

н

г

б

в

                    ОН        

                       

                  ОН            

е

а

в

ю

СН3—СН2—СН2—СН2—СН3

к

с

т

н

С2Н6

е

а

о

и

СН3ОН

ч

т

п

с

СН3—СН—СН3

                   │

            ОН

е

и

а

о

СН3—СН—СН2—СН—СН3

                   │                             │

           СН3             СН3

м

к

е

с

     

             

 ОН            ОН            

п

к

ф

х

С2Н5ОН

и

ю

я

е

СН3—СН2—СН2—СН2--СНО

о

м

м

В

СН3—СН—СНО

            │

            СН3

х

ф

и

о

Формула вещества

алкадиены

алкены

спирты

альдегиды

СН2=СН—СН2—СН2—СН3

о

в

у

е

СН3—СН2—СН—СН3

                       │

                       ОН

с

н

е

а

СН3--СНО

т

с

ф

щ

СН3—СН2--ОН

н

к

е

и

СН3—С=СН—СН3

            │

            СН3

х

с

у

б

СН2=С=СН—СН3

т

м

в

г

СН2=С—СН=СН—СН3

          │

         СН3

в

г

б

о

СН3—СН=СН—СН2—СН3

о

а

к

е

СН3ОН

а

б

м

з

СН3—СН2─СНО

т

с

о

и

Формула вещества

алканы

алкены

алкины

СН3—СН2—СН2—СН2—СН3

с

т

м

СН2=С—СН2—СН3

                │

          СН3

м

в

ф

СН3—СН2—С≡С—СН3

е

к

я

СН3—СН—СН2—СН3

                    │      

            СН3

з

к

н

СН2=СН—СН3

е

ь

м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение генетических связей между классами органических веществ

Изучению генетических связей в курсе органической химии уделяется большое значение. Подобранный материал помогает добиться хороших результатов при выполнении заданий  по данной теме и непосредств...

Урок химии "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений".

Технологическая карта для урока химии в 11 классе по теме "Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений". Цель данного урока: составить генетические цепочи отражающи...

план урока и презентация к уроку по химии в 10 классе "Генетическая связь между классами органических соединений"

в работе представлен сценарий урока и презентация к нему по химии в 10 классе по теме "Генетическая связь между классами органических соединений"  Урок построен по деятельностной технологии, вклю...

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...

Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ (11 класс. ХИМИЯ, базовый уровень)

Задания разного уровня сложности: 6 тестовых заданий, установить соостветствие, осуществить цепочку превращений, составить генетический ряд....