10 Класс
рабочая программа по химии (10 класс)

Колесникова Ольга Владимировна

Элективный курс по химии для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_10_klass.docx31.92 КБ

Предварительный просмотр:

         Рабочая программа элективного курса «Химическая лаборатория» для 10 класса разработана на основе примерной программы среднего общего образования и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.

       Курс дополняет содержание учебного предмета «Химия» и позволяет реализовать наиболее сложные требования предметным результатам освоения базового курса химии:

 1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

 2) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

 3) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

 4) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;

5) сформированность умений исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;

6) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;

7) владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;

 8) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.  

9) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности.

        Ведущая идея курса: развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человеку и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством; следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно и безопасно их применять.

       Программа элективного курса способствует углублению и систематизации знаний обучающихся по органической химии.

Цели элективного курса:

1. Развитие личности обучающегося средствами данного курса;

 2. Формирование представления о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

3. Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры обучающихся; раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества.

Задачи элективного курса:

• создать условия для развития интеллектуальной и практической сфер деятельности, познавательной активности, самостоятельности, аккуратности, собранности, настойчивости в достижении цели развивать специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования, соблюдая правила по технике безопасности, решать расчетные задачи с химическим и экологическим содержанием;

 • развивать у обучающихся умения наблюдать, анализировать, ставить цели и задачи своей деятельности, планировать эксперимент, делать выводы;

• развивать самостоятельность и творчество при решении практических и расчетных задач;

 • развить учебную мотивацию на выбор профессии, связанной с химическими знаниями

Раздел «ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА «ХИМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

Предметные результаты:

 знать и понимать основные законы и теории химии, применять их при решении практических и расчетных задач;

 - знать алгоритмы решения задач разных типов, разными способами; расчетные формулы.

- уметь составлять уравнения химических реакций и выполнять расчеты по ним, выполнять расчёты для нахождения простейшей, молекулярной и структурной формул органических соединений;

 - проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи и представления химической информации в различных формах;

 - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсическими веществами, лабораторным оборудованием; приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве.

 Метапредметные результаты:

 - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

- самостоятельное осуществление, контроль и корректировка деятельности;

 - использование всевозможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

 - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

 - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

 - готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации;

 - критическая оценка и интерпретация информации, получаемую из различных источников;

-  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты:

 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

 - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;

 - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

 - эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества; - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды.

 Выпускник научится:

  • разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
  • составлять уравнения химических реакций, подтверждающие свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
  • выполнять эксперименты на распознавания важнейших органических веществ;
  • решать расчетные задачи на вывод молекулярных формул органических веществ различных гомологических рядов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
  • использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
  • объяснять природу и способы образования химической связи с целью определения химической активности веществ;
  • устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
  • устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.

Раздел «Содержание курса «Химическая лаборатория»

Тема

Количество часов

Количество практических занятий

Введение

2

1

Тема 1. Углеводороды

11

6

Тема 2. Кислородсодержащие органические соединения

12

9

Тема 3. Углеводы.

Азотсодержащие органические соединения

6

3

Тема 4. Мини – проект

5

1

ИТОГО

36

20

Календарно-тематическое планирование (1 час в неделю, всего 36 часов).

п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы урока

Кол-во  часов

Дата

Домашнее задание

план

факт

Тема 1. Введение в химию (2 часа)

1

1

Правила техники безопасности. Основное лабораторное оборудование.

1

05.09

§1, упр. 4

2

2

Практическая работа №1. Особенности органических веществ (безопасные методы работы с горючими веществами)

1

12.09

§2,  , упр.2

Тема 1. Углеводороды (11ч)

3

1

Качественный элементный анализ органических соединений (качественное определение углерода, водорода, хлора, серы).

1

19.09

§3, выучить гомологический ряд алканов

4

2

Классификация, строение и номенклатура углеводородов.

1

26.09

§4,упр. 1,4

опорный конпект

5

3

Лабораторные способы получения углеводородов.

1

03.10

Стр. 26, 36

Цепочка превращений

6

4

Химические свойства и идентификация углеводородов.

1

10.10

Стр. 107

7

5

Природные источники углеводородов. Октановое число различных алканов (экологические проблемы, связанные с топливом, разливами нефти).

1

17.10

§9

8

6

Практическая работа №2. Качественное определение углерода, водорода, хлора и серы в органических соединениях.

1

24.10

Задача в тетради

9

7

Практическая работа №3. Моделирование структуры алканов и их номенклатура (связь строения и свойств веществ)

1

07.11

Оформить ПР

Пов. номенклатуруУВ

10

8

Практическая работа №4. Получение и химические свойства алканов (метан как экологически безопасное топливо).

1

14.11

Оформить ПР

§11

11

9

Практическая работа №5. Синтез бромэтана.

1

21.11

Оформить ПР

§11, стр.75-78

12

10

Практическая работа №6. Получение этилена и его свойства.

1

28.11

Оформить ПР

§12

13

11

Практическая работа №7. Получение ацетилена и его свойства.

1

Оформить ПР

§13

Тема 2. Кислородсодержащие органические соединения (12ч)

14

1

Классификация, номенклатура и строение кислородсодержащих органических соединений.

1

05.12

§17, составить схему.

15

2

Основные лабораторные способы получения кислородсодержащих органических соединений (спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров).

1

12.12

§18

Стр.286

16

3

Химические свойства кислородсодержащих органических соединений (спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров).

1

19.12

§19, упр. 9, 10

§20, упр.16

17

4

Практическая работа №8. Свойства одноатомных спиртов (воздействие на живые организмы низших спиртов).

1

26.12

Оформить ПР

Стр. 151

18

5

Практическая работа №9. Качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы (экологически безопасные материалы на основе фенола, воздействие на организмы этиленгликоля).

1

09.01

Оформить ПР

Стр.286

19

6

Практическая работа №10. Альдегиды (физиологическое воздействие альдегидов).

1

16.01

Оформить ПР

Стр.287

20

7

Практическая работа №11. Изучение свойств карбоновых кислот (безопасное обращение с уксусной кислотой)

23.01

Оформить ПР

Стр.288

21

8

Практическая работа №12. Получение сложных эфиров. Специфические свойства муравьиной кислоты (применение сложных эфиров в пищевой промышленности).

30.01

Оформить ПР

Стр.289

22

9

Практическая работа №13. Свойства высших карбоновых кислот.

06.02

Оформить ПР

Стр.187

23

10

Практическая работа №14. Свойства мыла (нарушения экосистем при воздействии мыльных растворов).

13.02

Оформить ПР

24

11

Практическая работа №15. Гидролиз жиров (превращение жиров в живых организмах).

20.02

Оформить ПР

Стр.194

25

12

Практическая работа №16. Систематический качественный анализ искусственных полимеров.

27.02

Оформить ПР

Тема 3. Углеводы. Азотсодержащие органические соединения (6ч)

26

1

Классификация, строение и свойства углеводов.

05.03

§22

27

2

Классификация, строение и свойства азотсодержащих органических соединений.

12.03

§§25-28

28

3

Природные полимеры.

19.03

§§25-28

29

4

Практическая работа №17. Свойства глюкозы и сахарозы (биологическая значимость глюкозы и сахарозы).

02.04

Оформить ПР

Стр.290

30

5

Практическая работа №18. Свойства крахмала.

09.04

Оформить ПР

Стр.291

31

6

Практическая работа №19. Цветные реакции белков.

16.04

Оформить ПР

Стр.292

Тема 4. Мини – проект (5ч)

32-33

1

Этапы работы над проектом.

2

23.0430.04

Подготовить обзор источников информации

34-35

2

Защита проекта.

2

07.05

14.05

Подготовить презентации

36

3

Практическое занятие №20. Работа над мини – проектом

1

21.05

28.05

Составить план


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....