Внеклассные мероприятия
классный час по химии

Уважаемые коллеги!
На данной странице вы найдете разработанные мной материалы для внеклассной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Химический институт им. А.М. Бутлерова

Кафедра химического образования

План – конспект классного часа

«Экологическое ассорти»

Работу выполнил

студент 2 курса

очной формы обучения,

группы 07-811                        
Рахманова А.Р.

Казань,2019

АННОТАЦИЯ

Название классного часа: «Экологическое ассорти»

Тип классного часа: игра с элементами рассказа

Цель классного часа: воспитание экологически грамотного, социально активного обучающегося, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи классного часа:

1)Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей;

2)Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к компонентам неживой природы;

3)Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье;

Целевая аудитория: 7 класс

Продолжительность: 35 минут

Используемые материалы: презентация, листы с заданиями, жетоны разных цветов

План – конспект мероприятия

 1.Введение (продолжительность -3 минуты)

Ребята, посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

Как яблоко на блюдце,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё исчерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников.

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня.

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

И каждого из нас.

   От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

  Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные экологические знания. Ну что же, начнем игру? Правила к каждому этапу будут озвучиваться заранее. Итак, начинаем!

2.Основная часть

Конкурс «Лесная викторина» (продолжительность-5 минут)

Добрый день, ребята! Наша игра начинается с конкурса под названием «Лесная викторина». Правила здесь просты – мы будем зачитывать вам вопросы, вам нужно будет правильно на них ответить. Отвечает тот обучающийся, который первый поднял руку. Если он отвечает неправильно, право ответа переходит к другому ученику, среагировавшей второй. Ответы принимаются только с поднятой рукой, с места не выкрикивать. Начнем!

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья?  (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (земляника, малина, душица  и др.)

4. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)

5. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)

6. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (ель, сосна)

7. Дерево - чемпион Сибири по скорости роста? (Тополь)

8. Как называются листья можжевельника? (Хвоя)

9. Какие леса называют тайгой? (Хвойные с примесью березы и осины)

10. Какие растения могут жить без воды? (Таких растений нет)

Конкурс «Найди рыбку» (продолжительность-7 минуты)

Ребята, в этом конкурсе вам необходимо будет из букв, которые вы видите на слайде  составить название рыб.

1) арьсак (карась);

2) щаук (щука);

3) куала (акула);

4) ркусапни (парусник);

5) блаамка (камбала);

6) ьдеьсл (сельд);

7) нькоу (окунь);

8) ямукбиср (скумбрия);

9) ууфг (фугу);

10) назас (сазан);

Конкурс «Двойная жизнь животных» (продолжительность-4 минуты)

Задание заключается в том, чтобы вы отгадали  слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ. Вопросы будут написаны на слайде, если будет не понятно, я зачитаю. Время на выполнение – 4 минуты. Время пошло!

1.Любитель зимнего плавания. (Морж)

2.Пешеходный переход. (Зебра)

3.Автобусный безбилетник. (Заяц)

4.Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница)

5.Любитель очень рано вставать. (Жаворонок)

6.Любитель очень поздно ложиться. (Сова)

7.Детская игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси. (Волчок)

8.Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо. (Змей)

Конкурс «Порешаем – подумаем» (продолжительность-3 минуты)

Ребята, данный конкурс состоит из двух задач, которые вам необходимо будет решить. Итак, все внимание на экран.

1.Тополь называют рекордсменом по росту среди деревьев. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает саженец тополя за лето?

100 – 30 = 70 см

2.Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30 дней)?

30 * 3 = 90кг

Конкурс «Экологический светофор» (продолжительность-5 минут)

Мы будем вам зачитывать ситуации, которые вы должны будете решить. Конкурс заключается в том, что вам необходимо будет показать кружки желтого, оранжевого и синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

Оранжевый – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Желтый – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

  1. Дети оставили костёр в лесу. (о)
  2. Ребята срезают грибы ножиком. (ж)
  3. Ученики очищают парк от мусора. (с)
  4. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (о)
  5. Дети вешают кормушку. (с)
  6. Дети ловят в пруду головастиков. (о)
  7. Мальчики рассматривают жука. (ж)
  8. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
  9. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (о)
  10. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих    растений, занесённых в Красную книгу своего края. (о)

Конкурс «Экологический аукцион» (продолжительность-3 минут)

Ребята, вам необходимо будет найти слова на определенную букву, связанную с экологией.

Например: Э - экосистема, энергия, эрозия, экотуризм, экосфера и т. д.;

К - климат, кислород, канализация, катастрофа, Красная книга и т. д.;

О - озон, озеро, охрана, океан, окисление и т. д.;

Л - лес, лосось, легкие, лед, лишайники и т. д.;

Г - гербициды, гибель, грязь, голомянка, грибы и т. д.;

И - истребление и т. д.;

Я - ядохимикаты и т. д.

Конкурс «Экоблиц» (продолжительность-2 минуты)

Знаете ли вы народные приметы? Вам нужно будет продолжить примету, представленную на слайде.

  1. Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (Будет дождь)
  2. Комары и мошки вьются столбом (Будет хорошая погода)
  3. Синичка с утра начинает пищать (Жди мороза)
  4. Собака свертывается и лежит калачиком (Наступят холода)
  5. Воробьи купаются в пыли или в луже (Будет дождь)

Заключение (продолжительность-3 минуты)

Итак, наш этап и вся игра в общем завершены. Вы все большие молодцы! Победила дружба! Ребята, я желаю вам хороших знаний по экологии, доброго отношения с природой,  и чтобы в вашей жизни не было ни экологических угроз,   ни экологических катастроф.  

«Берегите Землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю, берегите!

 

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования РФ

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Химический институт им. А.М. Бутлерова

Кафедра химического образования

План – конспект мероприятия

 «Химия и экология вокруг нас»

                                                   

 

                                                             Работу выполнил

                                                                                                   студент 2-го курса

                                                                                                   группы 07-811

Рахманова А.Р.                                                  

                                                                                                   

Казань,2019

АННОТАЦИЯ

Название мероприятия: «Химия и экология вокруг нас»

Тип мероприятия: игра с элементами рассказа

Цель мероприятия: проверка и закрепление знаний учащихся по химии, биологии

Задачи мероприятия:

  1. Мотивация учащихся к изучению предмета химия
  2. Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.
  3. Выработать умение работы с информацией.

Целевая аудитория: 8 класс

Продолжительность: 40 минут.

Используемые материалы: презентация, листы с заданиями, таблица Д.И. Менделеева.

План – конспект мероприятия

 1.Введение (продолжительность -3 минуты)

Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на игре «Химия и экология вокруг нас», посвященной взаимосвязи химии и экологии. Как вы уже знаете, экологические проблемы являются одними из самых серьезных проблем всего мирового общества. Ведь от состояния экологии напрямую зависит состояние нашего здоровья, а значит, зависит и наша жизнь.

Давайте вспомним и назовем, какие же экологические проблемы, связанные с химией, существуют. Я начну – загрязнение воздуха ядохимикатами при опрыскивании растений от насекомых-вредителей. Теперь вы (учащиеся называют примеры проблем).

Какие вы молодцы! Все назвали! Как много проблем, однако, обрушилось на нашу природу. Из-за чрезмерно большого количества экологических проблем и катастроф люди встали на защиту природы.

Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие откроет вам кое-что новое об экологии, проблемах окружающего мира и способах их предотвращения, а также узнаете много нового о химии.

Ну что же, начнем игру? Вам предстоит пройти 5 этапов. Правила к каждому этапу будут озвучивать ведущие.

Итак, начинаем!

2.Основная часть

I этап «Викторина» (продолжительность-7минут)

Максимально 10 баллов.

Добрый день, ребята! Наша игра начинает с тура под названием «Викторина». Правила здесь просты – мы будем зачитывать вам вопросы и варианты ответов, вам нужно будет выбрать один правильный ответ. Отвечает тот обучающийся, который первый поднял руку. Если он отвечает неправильно, право ответа переходит к другому ученику, среагировавшей второй. За каждый правильный ответ будет начисляться один балл. Ответы принимаются только с поднятой рукой, с места не выкрикивать. Начнем!

1. Из перечисленного списка проблем выберите экологические, связанные с химией:

а) неравномерное распределение ресурсов среди населения Земли (проблема бедных и богатых);

б) притеснение человека из-за национальности;

в) выбрасывание отходов предприятия в водоемы;

г) вырубка леса с целью постройки торгового центра.

Правильный ответ - в.

2. Какую опасность представляет автотранспорт окружающей среде:

 а) выброс продуктов сгорания бензина (выхлопных газов) в атмосферу;

б) пробки;

в) аварии;

г) разрушение покрытия дорог.

Правильный ответ – а.

3. Вы оказались в радиоактивной зоне. Ваши действия:

а) быстро уйти из этой зоны, используя при этом подручные средства защиты кожи, органов дыхания и зрения от радиации;

б) закрыться дома и спокойно отдыхать;

в) сходить в бомбоубежище и переждать время;

г) сделать вид, что ничего не случилось.

Правильный ответ – а.

4. Какая болезнь появляется после пребывания в радиоактивной местности:

 а) грипп;

б) ОРВИ;

в) «лучевая» болезнь;

г) депрессия.

 Правильный ответ – в.

5. Какой из перечисленных газов является ядовитым:

 а) озон;

б) угарный газ;

в) кислород;

г) углекислый газ.

 Правильный ответ – б.

6. Выкидывать батарейки нельзя, потому что, попав в окружающую среду, они:

а) воспламеняются и вызывают масштабные пожары;

б) использованные батарейки не несут вред окружающей середе;

в) взрываются, выбрасывая в атмосферу пары ядовитых газов;

г) использованные батарейки могут загрязнить почву и воду тяжелыми металлами – ртутью, кадмием, никелем, цинком, марганцем.

Правильный ответ – г.

7. 20 апреля 2010 года у берегов США произошла экологическая катастрофа, в результате которой на поверхность воды Мексиканского залива было вылито несколько тысяч тонн химического вещества, вязкого, черного, не растворяющегося в воду, используемое в промышленности как топливо. Это вещество:

 а) бензин;

б) нефть;

в) керосин;

г) масло.

 Правильный ответ – б.

8. Какой из перечисленных процессов не влияет негативно на состояние окружающей среды:

а) фотосинтез;

б) выпадение кислотных дождей;

в) взрыв на промышленных объектах;

г) накапливание в почве тяжелых металлов – ртути, кадмия, цинка и т.д.

Правильный ответ – а.

9. Почему нельзя купаться в водоемах близ химических предприятий:

а) в таких водоемах всегда холодная вода;

б) в них водятся опасные животные (крокодилы, акулы и т.д.);

в) в эти водоемы осуществляется выброс опасных химических соединений с предприятий;

г) почему нельзя? Можно!

Правильный ответ – в.

10. Как можно бороться с проблемой загрязнения окружающей среды химическими соединениями:

а) с этим невозможно бороться;

б) закрыть все химические предприятия;

в) с этим не нужно бороться, нашему поколению не грозит опасность;

г) использовать технологию безотходного производства.

Правильный ответ – г.

Наш первый тур подошел к концу. Вы все большие молодцы! Послушайте небольшой рассказ об экологических проблемах, связанных с химией.

Сноска (Гарипова Г.Р)

Предприятия химической промышленности несут большой вред экологии. В процессе работы многих из них в окружающую среду попадают опасные вещества, например, соединения тяжелых металлов, токсичные газы. Опасность касается не только количества выбрасываемых веществ при работе производств, но и их токсичности и ядовитости при авариях. Поэтому большое внимание и руководителей предприятий и госорганов уделяется соблюдению технических норм, а также правил транспортировки опасных грузов.

II этап «Химическая радуга» (продолжительность-12 минут)

(ученики под руководством учителя химии и студентов 2 курса принимают участие при выполнении данных опытов)

Обучаясь в школе или в других учебных заведениях, необходимо соблюдать правила безопасности. Особое внимание нужно уделять безопасности на уроках химии, так как изучение этого предмета требует использования химических реактивов.

Правила техники безопасности:

1. К проведению эксперимента приступать только с разрешения учителя.

2. Опыты проводить в халате.

3. Внимательно читать этикетку на емкости с веществом.

4. Брать только то количество, которое требуется.

5. Не выливать (не высыпать) остаток или избыток в раковину.

6. На столе ёмкости с реактивами должны быть закрыты.

7. Нюхать химические вещества, не наклоняясь над пробиркой, а направляя к себе воздух рукой.

8.Химические реактивы нельзя пробовать на вкус

Вокруг нас окружают соединения и вещества различных цветов, в том числе самым интересным явлением в природе является возникающая на небе радуга. Почему вещества имеют разные цвета, а некоторые соединения изменяют свою окраску подобно хамелеонам? Возможно ли получить материал-хамелеон, способный изменять окраску?

Возможно, с использованием реактивов, содержащих соединения хрома, ванадия, марганца и меди в результате химических реакций осуществить последовательность превращений, в ходе которых будет изменяться окраска раствора в пробирке в порядке цветов радуги.

Цветная радуга в пробирках.

Для получения цветов радуги в разных пробирках в 7 пробирок сливаем попарно следующие растворы:

В 1-ю пробирку хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет): FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl

Во 2-ю пробирку: раствор хромата калия подкисляем H2SO4 (оранжевый цвет): 2К2CrO4 + Н2SO4 = К2Cr2O7 + К2SO4 + Н2О

 В 3-ю пробирку: нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет) Pb(NO3)2 + 2KI = PbI2 + 2KNO3 

В 4-ую пробирку: сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет); NiSO4 + 2NaOH = Ni(OH)2 + Na2SO4

 В 5-ую пробирку: сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет); CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2Na2SO4

В 6-ую пробирку: сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет); CuSO4 + 4NH3 = [Cu(NH3)4]SO4

В 6-ую пробирку: хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет) CoCl2 + 2KCNS = Co(CNS)2 + 2KCl

III этап «Ребусы» (продолжительность-5 минут)

Максимально 6 баллов.

Итак, ребята, вы будете разгадывать ребусы про химию и экологию. Как и в первом этапе, отвечаем с поднятой рукой, ответы с места не принимаются.

(Чистота)

  (Натрий)

(Отходы)

(Кислота)

(Экосистема)

(Воздух)

(Очистка)

IV этап «Зубная паста для слона» (выполняет опыт Хайруллина И.И.,продолжительность-3 минут)

Пошаговая инструкция

Возьмем поднос и стакан. Нальем в стакан 50 мл 30%-ной перекиси водорода, добавим несколько капель средства для мытья посуды и 2 г пищевого красителя. Перемешаем полученный раствор. Прильем 50 мл концентрированного раствора йодида калия и наблюдаем «пенный вулкан».

Перекись водорода разлагается на воду и кислород. Иодид калия выступает в качестве катализатора и ускоряет эту реакцию.

2H₂O₂ –> 2H₂O + O₂

Выделяющийся кислород вспенивает средство для мытья посуды, образуя густую пену.

V этап «Кроссворд» (продолжительность-7 минут)

Максимально 13 баллов.

Итак, ребята, мы дошли до третьего тура под названием «Кроссворд». Как вы уже поняли, в этом туре вы будете разгадывать кроссворд. Вопросы будут написаны на слайде, кому если будет не понятно, я зачитаю. Время на выполнение – 7 минут. Время пошло!

По горизонтали:

1.Создатель периодической системы химических элементов (Фамилия)

5.Наука о веществах и их превращениях в другие вещества

6.Химическая реакция, в результате которой из одного вещества получается несколько других веществ

7.Вещества, изменяющие цвет под действием кислот и щелочей

9.Вид загрязнений окружающий среды

13.Элемент, входящий в состав воды

По вертикали:

2.Как называется цифра 5 стоящая в записи 5H2O на первом месте

3.Вещество,состоящая из атомов водорода и кислорода

4.Оно ухудшает качество человеческой жизни и создает дисбаланс в экологии

8.Вещества,в составе которых входит кислотный остаток

10.Класс неорганических веществ

11.Газ, входящий в состав воздуха в самом большом количестве

12.Загрязнение окружающей среды, которое электростанции и заводы используют для охлаждения оборудования

3.Заключение (продолжительность-3 минуты)

Итак, наш этап и вся игра в общем завершены. Вы все большие молодцы! Победила дружба!

(Рахманова А.Р.) Ребята! Мы надеемся, что вы узнали для себя что-то новое в ходе нашего мероприятия и будете еще более трепетно и бережно относится к окружающей природе. Но, пожалуйста, не думайте, что химия – это очень вредная и опасная наука. Да, конечно, есть в ней некоторые негативные аспекты, но химия – важнейшая наука, которая создала почти все, что нас окружает. А влияние ее на экологию объясняется халатным отношением человека к природе. Но сегодня уже созданы и используются различные технологии, предотвращающие и сокращающие пагубное воздействие химических соединений на природу. Да и вы сами этому способствуете, собирая батарейки и пластик. Берегите природу! От нее зависит наша жизнь. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...