Повторение и обобщение по теме: "Основные классы неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (8 класс)
Повторение и обобщение по теме: "Основные классы неорганических соединений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_klassy_neorganicheskih_soedineniy.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - обобщение по химии в 8 классе по теме
«Основные классы неорганических соединений»
Алгоритм работы для обучающихся.
- Прочитайте внимательно предложенные вам задания.
- Обсудите ход выполнение заданий, составьте план работы вашей группы.
- Выполните задания, оформите результат работы.
- Представьте свою работу (подумайте, кто из вас будет отвечать по каждому заданию).
- Дайте оценку своей работе в группе и работе группы в целом.
Осуществление деятельности.
Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, предложенные учителем, используя по своему усмотрению различные источники информации, а также, опираясь на ранее полученные знания. Оформляют результаты деятельности.
Задания для группы №1. Оксиды.
- Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Оксиды – это _____ вещества, состоящие из _____ химических элементов, один из которых _____ , в степени окисления _____ .
Формулы: Na2O, CaO, SO2, P2O5, Al2O3.
- Заполните схему, используя следующие понятия: «оксиды», «несолеобразующие оксиды», «кислотные оксиды», «основные оксиды», «солеобразующие оксиды». Приведите по три примера. Обоснуйте свой ответ.
- Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.
Формулы оксидов | Названия оксидов |
1. P2O5 2. MgO 3. Al2O3 4. SO3 5. Na2O | А. Оксид серы (VI) Б. Оксид натрия В. Оксид фосфора (V) Г. Оксид магния Д. Оксид алюминия |
Как даются названия веществам данного класса?
- Составьте формулы:
1) оксидов железа, в которых металл проявляет степени окисления +2 и +3;
2) оксидов серы, в которых неметалл проявляет степени окисления +4 и +6.
- В двух пронумерованных пробирках находятся оксид меди (II) и сажа. Как определить, в какой из пробирок находится оксид?
Задания для группы №2. Основания.
- Даны формулы веществ, относящихся к классу оснований. Проанализируйте их, и допишите определения, вставив пропущенные слова:
Основания – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ , связанных с одной или несколькими _____ .
Формулы: NaOH, Fe(OH)2, Ca(OH)2, KOH, Al(OH)3, Fe(OH)3
- Записаны три ряда формул:
А. NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2, KOH (таблица растворимости)
Б. Fe(OH)2, Pb(OH)2, LiOH, Ba(OH)2
В. LiOH, KOH, Al(OH)3, NaOH
В каждом ряду находиться одно лишнее основание. Определите его формулу, ответ обоснуйте.
- Распределите формулы оснований, предложенных в первом задании, по соответствующим их названиям:
А. гидроксид кальция - …
Б. гидроксид железа (III) - …
В. гидроксид натрия - …
Г. гидроксид алюминия - …
Д. гидроксид железа (II) - …
Е. гидроксид калия - …
- Пользуясь таблицей растворимости, составьте формулы трёх нерастворимых оснований и назовите их.
- В трёх пробирках без этикеток находятся бесцветные растворы: №1- соляная кислота, №2 – гидроксид натрия, №3 – вода. Как определить, в какой из них находится раствор щелочи?
Задания для группы №3. Кислоты.
- Формулы: HCl, H2SO4, HNO3, H2CO3, H3PO4. Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Кислоты – это _____ вещества, молекулы которых состоят из атомов _____ и _____
- Даны формулы кислот: H2S, HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4, H2CO3, H2SO3, HClO4. Распределите их по двум признакам на 2 и 3 группы соответственно. Ответ обоснуйте.
- Верны ли утверждения?
А. Азотная кислота имеет формулу HNO3.
Б. Формула соляной кислоты H2S.
В. H3PO4 – это фосфорная кислота.
Г. Вещество H2SO3 называется серная кислота.
Д. H2CO3 – это угольная кислота.
Е. Кремниевая кислота имеет формулу H2SiO3.
Ж. Хлороводородная кислота имеет формулу HCl.
З. Соединение H2SO4 называется сероводородная кислота.
- Установите соответствие между формулами кислот и их названиями:
Формулы кислот | Названия кислот |
1. HNO3 2. H2SO4 3. HCl 4. H3PO4 5. H2SiO3 6. H2CO3 | А. Фосфорная кислота Б. Кремниевая кислота В. Серная кислота Г. Азотная кислота Д. Угольная кислота Е. Соляная кислота |
5. В трех пробирках без этикеток находятся бесцветные растворы: №1 – серная кислота, №2 – гидроксид калия, №3 – вода. Как определить, в какой из них находится кислота?
Задания для группы №4. Соли.
- Даны формулы веществ: NaCl, K2CO3, BaSO4, Li3PO4. Проанализируйте их и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Соли – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ и _____ .
- А. Даны формулы солей: K2SO4, KHSO4, CuCl2, NaHCO3, CuOHCl, FeS, Al(NO3)3, Fe(OH)2CL, BaSO4. Распределите их на три классификационные группы.
Б. Приведите по два примера растворимых и нерастворимых солей.
- Составьте формулы солей, которые можно получить при взаимодействии кислот и металлов, обозначенных в таблице (в скобках указаны степени окисления металлов).
Кислоты | Металлы | Названия солей, содержащих атомы алюминия | ||
К (+1) | Mg(+2) | Al (+3) | ||
HNO3 | ||||
H2SO4 | ||||
H3PO4 |
- В трех пробирках без этикеток находятся бесцветные растворы: №1 – соляная кислота, №2 – гидроксид натрия, №3 – сульфат натрия. Как определить, в какой из них находится соль?
Защита результатов деятельности.
По истечении времени, отведенного на данную работу, каждая группа представляет свои результаты. Учащиеся других групп слушают ответы, задают уточняющие вопросы.
Учитель строит беседу, опираясь на проблемные вопросы, которые ученики поставили перед собой вначале урока. Каждая группа по очереди отвечает на каждый вопрос.
Модельные ответы.
- Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?
Задание 1. I группа.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, в степени окисления -2 .
Задание 1. II группа.
Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, связанных с одной или несколькими гидроксильными группами OH.
Задание 1. III группа.
Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Задание 1. IV группа.
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка.
- Какие они бывают? (классификация)
Задание 2. I группа.
Задание 2. II группа.
А. Cu(OH)2 – нерастворимое основание, остальные все растворимые (щелочи)
Б. LiOH – однокислотное основание, остальные – двухкислотные основания
В. Al(OH)3 – трехкислотное нерастворимое основание, остальные - однокислотные растворимые основания
Задание 2. III группа.
- Бескислородные - H2S, HCl; кислородсодержащие - HNO3, H2SO4, H3PO4, H2CO3, H2SO3, HClO4.
- Одноосновные - HCl, HNO3, HClO4; двухосновные - H2S, H2SO4, H2CO3, H2SO3; трехосновная - H3PO4 (по количеству атомов водорода).
Задание 2. IV группа.
А. Средние - K2SO4, CuCl2, FeS, Al(NO3)3, BaSO4; кислые - KHSO4, NaHCO3; основные – CuOHCl, Fe(OH)2CL.
Б. Растворимые соли - K2SO4, Al(NO3)3; нерастворимые соли - BaSO4, AgCl.
- Как правильно давать названия веществам разных классов?
- Как составлять химические формулы веществ?
Задание 3. I группа.
1. В
2. Г
3. Д
4. А
5. Б
Задание 3. II группа.
А. Ca(OH)2
Б. Fe(OH)3
В. NaOH
Г. Al(OH)3
Д. Fe(OH)2
Е. KOH
Задание 3. III группа.
А. Да
Б. Нет
В. Да
Г. Нет
Д. Да
Е. Да
Ж. Да
З. Нет
Задание 3. IV группа.
Кислоты | Металлы | Названия солей, содержащих атомы алюминия | ||
К (+1) | Mg(+2) | Al (+3) | ||
HNO3 | KNO3 | Mg(NO3)2 | Al(NO3)3 | Нитрат алюминия |
H2SO4 | K2SO4 | MgSO4 | Al2(SO4)3 | Сульфат алюминия |
H3PO4 | K3PO4 | Mg3(PO4)2 | AlPO4 | Фосфат алюминия |
Задание 4. I группа.
- FeO, Fe2O3
- SO2, SO3
Задание 4. II группа. (возможны другие варианты ответов)
Al(OH)3 – гидроксид алюминия
Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)
Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)
Задание 4. III группа.
1. Г
2. В
3. Е
4. А
5. Б
6. Д
- Как можно распознать вещества разных классов?
Задание 5. I группа.
В обе пробирки прилить раствор серной кислоты. С сажей кислота не взаимодействует, а в пробирке с оксидом меди (II) образуется голубой раствор.
CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
Задание 5. II группа. (возможны другие варианты ответов)
Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в воде останется без изменений.
Задание 5. III группа. (возможны другие варианты ответов)
Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в воде останется без изменений.
Задание 4. IV группа.
Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в данной соли останется без изменений. Также можно использовать раствор хлорида бария: в пробирке, где находится соль выпадет белый порошкообразный осадок, в двух других ничего не произойдет.
Учитель: Теперь, ребята, давайте посмотрим, внимательно ли вы слушали друг друга. Задание для всех четырех групп: из перечисленных формул: H2S, K2SO4, NaOH, CO2, Fe(OH)3, Al2O3, Mg3(PO4)2, HNO3, CuCl2, Ba(OH)2, Na2O, H2CO3 выпишите последовательно формулы:
оксиды | основания | кислоты | соли |
Ответ:
оксиды | основания | кислоты | соли |
CO2 Al2O3 Na2O | NaOH Fe(OH)3 Ba(OH)2 | H2S HNO3 H2CO3 | K2SO4 Mg3(PO4)2 CuCl2 |
Домашнее задание: повторить §30-33 повторить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений...
Урок химии в 8 классе: "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений".
Урок-турнир в 8 классе .Систематизация знаний по теме: " Важнейшие классы неорганических соединений"....
Методическая разработка игры "Хи-по-хо" по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
Игра «Хи-по-хо» - сокращённое название состязательной игры «химико – познавательный хоккей». Игра строится по принципу «хи-би-хо». Также выставляются по две команды в количестве шести человек. Т...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» (8 класс)
Инструкция к проведению практической работы по теме:"Обобщение и систематизация знаний основных классов неорганических соединений"...
Контрольная работа по теме: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»
Контрольная работа по теме: "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений", 8 класс...
Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...