Методическая разработка игры "Хи-по-хо" по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме

Лавринова Людмила Васильевна

Игра «Хи-по-хо» - сокращённое название состязательной игры «химико – познавательный хоккей». Игра строится по принципу «хи-би-хо». Также выставляются  по две команды в количестве шести человек. Трое играющих хоккеистов - нападающие; двое защитники и один – вратарь, самый подготовленный учащийся.  Игра состоит из двух периодов - теоретического и практического. Часть вопросов для играющих формулируют члены судейской коллегии, остальные подбирают команда – соперники. Вопросы записываются на «шайбах» - кружках из плотной цветной бумаги. Игра проходит в виде командной эстафеты: нападающие – защитники - вратарь. Если вся команда играющих не сумеет отразить атаку нападающих, шайба считается пропущенной. Победителем «Хи-по-хо» считается команда, пропустившая наименьшее количество шайб. В основном эта игра проводится на уроках обобщения знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_khi-po-kho.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка игры «Хи-по-хо»

по теме «Обобщение знаний  об основных классах неорганических соединений»

Игра «Хи-по-хо» - сокращённое название состязательной игры «химико – познавательный хоккей».

Игра строится по принципу «хи-би-хо». Также выставляются  по две команды в количестве шести человек. Трое играющих хоккеистов - нападающие; двое защитники и один – вратарь, самый подготовленный учащийся.  Игра состоит из двух периодов - теоретического и практического. Часть вопросов для играющих формулируют члены судейской коллегии, остальные подбирают команда – соперники. Вопросы записываются на «шайбах» - кружках из плотной цветной бумаги. Игра проходит в виде командной эстафеты: нападающие – защитники - вратарь. Если вся команда играющих не сумеет отразить атаку нападающих, шайба считается пропущенной. Победителем «Хи-по-хо» считается команда, пропустившая наименьшее количество шайб. В основном эта игра проводится на уроках обобщения знаний.

Цель игры: выявить уровень знаний учащихся по изученной теме, развить интерес к предмету  и познавательную активность учащихся.

ХОД ИГРЫ

  1. Период- теоретический.

                                                              Вбрасывание.

        Комплект вопросов:

  1. При взаимодействии кислотного оксида с водой можно получить…
  2. Кислоты не взаимодействуют с … оксидами…
  3. При взаимодействии кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами всегда образуется…
  4. При взаимодействии с чем оксиды не образуют соль
  5. При каких условиях соли взаимодействуют с металлами?
  6. Назовите тип реакции взаимодействия водорода с кислородом
  7. Нерастворимые в воде основания можно получить при взаимодействии…
  8. Какое свойство характерно только для нерастворимых в воде основаниям?
  9. Взаимодействие между кислотными и основными оксидами относится к реакции…
  10. Реакцией нейтрализации называется реакция…

Вбрасывание

На поле перемешаны карточки - шайбы с формулами неорганических веществ различных классов. Предлагается командам выбрать формулы солей (одной команде), кислот (другой команде).

Вбрасывание

        Выдаётся командам по одному листу, расчерченному на 9 квадратов с изображением формул веществ.

        На поле раскладываются разрезанные квадратики с названием этих веществ. Обратная сторона  квадратика – это часть рисунка, который должен получиться, если команды правильно прикрепят квадратики  на расчерченные листы. ( Для наглядности используется  магнитная доска.)

         Первый раунд закончен. Судьи – комментаторы   информируют  болельщиков о ходе игры.

II Период практический

Вбрасывание

Командам  выдаются пробирки с растворами  кислот, щелочей, солей. Предлагается определить с помощью индикаторов вещества.

                                                       

   Вбрасывание

       Вратари удаляются с поля, им предлагается  решить задачу. Условие: Вычислить какой объём  оксида серы ( IV) может вступить в реакцию с гидроксидом натрия массой

8г. ( V(SO2) = 2,24л.)

       Тем временем для игроков на поле « Эстафета», причём вступают в игру нападающие, затем защитники. Обеим командам предлагается цепочка превращений. Для  наглядности каждый игрок записывает свою реакцию на доске.

                     

                       

                           Cu          ↔       CuO        →   Cu Cl2     ↔     Cu (ОН)2

                           Сa        ↔         Ca O     Ca S O4

                                                      ↓

                                                Ca (OH) 2

       

         Свисток. Игра окончена.

Во время перерыва между  первым и вторым  периодом вступают в игру болельщики. Заранее было дано задание сочинить  четверостишье о химическом элементе, веществах, их свойствах, классах неорганических веществ, типах химических реакций. Фантазия ребят не ограничивается: это могла быть  и сказка, и реклама. Хочу привести для примера сказку, которую сочинили ребята: В некотором царстве, некотором государстве жили – были гидроксид натрия   и  фенолфталеин. Крепкая была у них была дружба. Стоило им расстаться    хоть на миг, сразу тосковали друг по другу, бледнели. Но стоило вновь встретиться, как всё сразу становилось в малиновым цвете. И вот однажды приехали погостить в соседнее имение соляная кислота, ветреная была девушка. Только появилась и сразу пронзила сердце гидроксид натрия. И день за днём, каплей за каплей влюблялся наш герой в неё. И в конце концов влюбился так, что порвал полностью дружбу с фенолфталеином, потому что от него уже ничего не осталось, а только соль и вода. Этот сказкой проиллюстрирована   реакция нейтрализации.

                         

                         Na OH + HCl   =  NaCl + H2O

         Изучая периодический закон Д.И.Менделеева, кроме традиционных «Лото», «Домино», провожу игру, аналогичную детской игре « Отгадай, кого задумали». Только отгадываем на уроках не кого, а что – один  из задуманных химических элементов. Участвуют две стороны: ведущий, который задумывает элемент и отвечает только «да» и «нет»; и игрок, пытающийся отгадать элемент наводящими вопросами.

Количество задаваемых вопросов оговаривается заранее. Отгадывание элемента - полутур, после которого играющие меняются ролями. Выигрывает та сторона, которая в двух, четырех и т.д. турах игры (количество также оговаривается) находит загаданный элемент наименьшим числом заданных вопросов. Приведу пример одного полутура. Ведущий загадывает элемент, например серу. Вопрос: «Это металл? (ответ: Нет) Вопрос: «»При обычных условиях это газ?» (Ответ: нет) Вопрос: «Способен ли проводить электрический ток?» (Ответ: нет) Вопрос: « Живет в большом периоде?» (ответ: нет) Вопрос: «Его гидроксид- сильная кислота?» (Ответ: да) поиск закончен: этот элемент- сера, порядковый номер 16.

Итог: элемент найден с помощью 4 вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...