Методические рекомендации "Решение задач в пропедевтическом курсе химии"
методическая разработка по химии (7, 8 класс)

 

     Методические рекомендации

«Решение задач в пропедевтическом курсе химии»

Необходимость как можно раньше пробудить интерес к химии, заложить прочный фундамент знаний для изучения предмета понятна многим учителям. В основной школе химия начинает преподаваться с 8 класса, но у семиклассников и даже шестиклассников, возраст которых 10-13 лет, любознательность, интерес в познании нового выражены гораздо сильнее.

 Кроме ярких, красочных экспериментов, увлекательных практических работ, необходимо уделять большое внимание химическому языку. Наблюдаемые процессы описываются формулами, реакциями, которые обучающиеся должны понимать. Научить составлять химическую формулу по качественному и количественному составу, сделать простейшие расчеты относительной молекулярной массы, массовой доли элемента в соединении под силу семикласснику. А если в условии задачи будет представлен занимательный материал, отражено практическое применение веществ, то решение становится интересным.

Данная презентация может быть использована как на уроках изучения нового материала, так и на этапе закрепления. Во внеурочной деятельности при проведении викторин, конкурсов. Главное, чтобы материал не воспринимался пассивно, а превращал обучающихся в активных участников учебного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rek_po_propedevtiki_k_resheniyu_zadach.docx20.29 КБ
Файл mr_massovaya_dolya_el_7kl.pptx243.72 КБ

Предварительный просмотр:

Юдаева Е.А

МАОУ «Лицей № 35 г.Челябинска»

Методические рекомендации

«Решение задач в пропедевтическом курсе химии»

Необходимость как можно раньше пробудить интерес к химии, заложить прочный фундамент знаний для изучения предмета понятна многим учителям. В основной школе химия начинает преподаваться с 8 класса, но у семиклассников и даже шестиклассников, возраст которых 10-13 лет, любознательность, интерес в познании нового выражены гораздо сильнее. Поэтому во многих школах знакомство с химией начинается раньше.

Для реализации пропедевтического курса химии учителям помогут программы следующих авторов:

1) Чернобельская Г.М  «Мир глазами химии»

2) Габриелян О.С. «Химия. Вводный курс. 7 класс»

3) Новошинский И.И, Новошинская Н.С. «Химия. Пропедевтический курс»

4) Ткаченко Л.Т. «Мир химии» и др.

 Главная цель любого пропедевтического курса, прежде всего, заинтересовать, вовлечь ученика в занимательный процесс познания окружающего мира. Авторы по- разному выстраивают содержание материала, подбор практических задач, экспериментальных опытов. Но знакомство с  первоначальными сведениями об атомах, молекулах, химических элементах, простых и сложных веществах, химическим языком отражено в каждой программе. Межпредметные, метапредметные  связи, создание и организация условий, позволяют реализовать системно-деятельный подход в обучении химии на этапе знакомство с новым предметом.

Кроме ярких, красочных экспериментов, увлекательных практических работ, необходимо уделять большое внимание химическому языку. Наблюдаемые процессы описываются формулами, реакциями, которые обучающиеся должны понимать. Научить составлять химическую формулу по качественному и количественному составу, сделать простейшие расчеты относительной молекулярной массы, массовой доли элемента в соединении под силу семикласснику. А если в условии задачи будет представлен занимательный материал, отражено практическое применение веществ, то решение становится интересным.

Задачи:

№ 1. В любой аптечке обязательно должна быть питьевая сода. Ещё в 1845 г. немецкий врач Бульрих обнаружил, что питьевая сода устраняет изжогу – чувство жжения в нижней части пищевода при повышенной кислотности желудочного сока. При наружном применении питьевая сода нейтрализует действие кислот, попавших на кожу (при укусах муравьев или ожогах крапивой).

  1. Составьте формулу питьевой соды, если известно, что в ее состав входит 1 атом натрия, 1 атом водорода, 1 атом углерода и 3 атома кислорода.
  2. Определите относительную молекулярную массу этого соединения

№ 2. За полторы тысячи лет до нашей эры египетские жрецы уже умели извлекать из верблюжьего навоза бесцветные кристаллы, названные ими «нушадир». Позже это слово превратилось в «нашатырь» – так алхимики назвали хлорид аммония. Это соединение применяют в медицине в виде водного раствора как мочегонное средство.

  1. Составьте формулу нашатыря, если известно, что в его состав входит 1 атом азота, 4 атома водорода, 1 атом хлора.
  2. Определите относительную молекулярную массу этого соединения

№ 3. «Препарат номер один» в домашней аптечке – перманганат калия («марганцовка»). В медицине применяют водные растворы перманганата калия для обработки ожогов, полоскания горла при ангине и промывания желудка при отравлении. Этим соединением лечат даже змеиные укусы! Твердый перманганат калия и его концентрированные растворы могут быть опасны: это вещество вызывает ожоги полости рта, пищевода и желудка.

  1. Определите формулу, зная, что в состав входят 1 атом калия, 1 атом марганца и 4 атома кислорода
  2. Вычислите относительную молекулярную массу
  3. Определите массовые доли элементов в этом соединении

 № 4. 

На Земле живут два брата

Из семейства карбонатов.

Старший брат – красавец Мрамор,

Славен именем Каррары,

Превосходный зодчий он,

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И способен, и умел

Младший мягкий братец Мел.

Как рисует, посмотри,

Этот …

О каком соединении написаны данные строки?

  1. Определите формулу, зная, что в состав входят 1 атом кальция, 1 атом углерода и 3 атома кислорода
  2. Вычислите относительную молекулярную массу
  3. Определите массовые доли элементов в этом соединении

Обучающимся предлагаются фотографии драгоценных и полудрагоценных камней и следующие задания:

№ 1. Какое соединение образует эти драгоценные камни?

  1. Определите формулу, зная, что в состав входят 2 атома алюминия и 3 атома кислорода
  2. Вычислите относительную молекулярную массу
  3. Определите массовые доли элементов в этом соединении

№ 2. Какое соединение образует эти полудрагоценные камни?

  1. Определите формулу, зная, что в состав входят 1 атом кремния и 2 атома кислорода
  2. Вычислите относительную молекулярную массу
  3. Определите массовые доли элементов в этом соединении

Предложенная презентация может быть использована на уроках при закреплении материала о вычислении относительной атомной массы и формировании умений составлять химические формулы по качественному и количественному составу, вычислять относительную молекулярную массу, массовую долю элемента в соединении.  Во внеурочной деятельности при проведении викторин, конкурсов. Главное, чтобы материал не воспринимался пассивно, а превращал обучающихся в активных участников учебного процесса.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ АТОМНАЯ И МОЛЕКУЛЯРНАЯ МАССЫ. МАССОВАЯ ДОЛЯ ЭЛЕМЕНТА В СОЕДИНЕНИИ Задачи и упражнения 7 класс Юдаева Е.А. учитель химии МАОУ «Лицей№35 г.Челябинска»

Слайд 2

Вариант № 1 1) Выберите химические знаки металлов 2) Определите относительные атомные массы элементов Вариант № 2 1) Выберите химические знаки неметаллов 2) Определите относительные атомные массы элементов Na Br S Ag Ca Si Li F P Al K O ЗАДАНИЕ № 1

Слайд 3

ЗАДАНИЕ № 2 Определите относительные молекулярные массы следующих соединений: 1) MgBr 2 2) P 2 O 5 3) Na 2 SO 4 4) Fe(OH) 3 5) Ba (NO 3 ) 2

Слайд 4

ЗАДАНИЕ № 3 В любой аптечке обязательно должна быть питьевая сода. Ещё в 1845 г. немецкий врач Бульрих обнаружил, что питьевая сода устраняет изжогу – чувство жжения в нижней части пищевода при повышенной кислотности желудочного сока. При наружном применении питьевая сода нейтрализует действие кислот, попавших на кожу (при укусах муравьев или ожогах крапивой). Составьте формулу питьевой соды, если известно, что в ее состав входит 1 атом натрия, 1 атом водорода, 1 атом углерода и 3 атома кислорода. Определите относительную молекулярную массу этого соединения

Слайд 5

NaHCO 3 ОТВЕТ к заданию № 3

Слайд 6

ЗАДАНИЕ № 4 За полторы тысячи лет до нашей эры египетские жрецы уже умели извлекать из верблюжьего навоза бесцветные кристаллы, названные ими « нушадир ». Позже это слово превратилось в «нашатырь» – так алхимики назвали хлорид аммония. Это соединение применяют в медицине в виде водного раствора как мочегонное средство. Составьте формулу нашатыря, если известно, что в его состав входит 1 атом азота, 4 атома водорода, 1 атом хлора. Определите относительную молекулярную массу этого соединения

Слайд 7

ОТВЕТ к заданию № 4 NH 4 Cl

Слайд 8

ЗАДАНИЕ № 5 Сапфир Рубин Какое соединение образует эти драгоценные камни? Определите формулу, зная, что в состав входят 2 атома алюминия и 3 атома кислорода Вычислите относительную молекулярную массу Определите массовые доли элементов в этом соединении Al 2 O 3 ?

Слайд 9

ЗАДАНИЕ № 6 Какое соединение образует эти полудрагоценные камни? Определите формулу, зная, что в состав входят 1 атом кремния и 2 атома кислорода Вычислите относительную молекулярную массу Определите массовые доли элементов в этом соединении ? Горный хрусталь аметист агат халцедон SiO 2

Слайд 10

ЗАДАНИЕ № 7 На Земле живут два брата Из семейства карбонатов. Старший брат – красавец Мрамор, Славен именем Каррары , Превосходный зодчий он, Строил Рим и Парфенон. Всем известен Известняк, Потому и назван так. Знаменит своим трудом, Возводя за домом дом. И способен, и умел Младший мягкий братец Мел. Как рисует, посмотри, Этот … О каком соединении написаны данные строки? Определите формулу, зная, что в состав входят 1 атом кальция, 1 атом углерода и 3 атома кислорода Вычислите относительную молекулярную массу Определите массовые доли элементов в этом соединении

Слайд 11

ОТВЕТ к заданию № 7 CaCO 3

Слайд 12

ЗАДАНИЕ № 8 «Препарат номер один» в домашней аптечке – перманганат калия («марганцовка»). В медицине применяют водные растворы перманганата калия для обработки ожогов, полоскания горла при ангине и промывания желудка при отравлении. Этим соединением лечат даже змеиные укусы! Твердый перманганат калия и его концентрированные растворы могут быть опасны: это вещество вызывает ожоги полости рта, пищевода и желудка. Определите формулу, зная, что в состав входят 1 атом калия, 1 атом марганца и 4 атома кислорода Вычислите относительную молекулярную массу Определите массовые доли элементов в этом соединении

Слайд 13

ОТВЕТ к заданию № 8 KMnO 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник

В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс  «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.

Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан  . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....

Методические рекомендации "Решение задач по генетике"

Настоящая разработка посвящена решению генетических задач, предусмотренных программой дисциплины "Биология". Включает в себя алгоритм оформления задач, примеры решения по темам "Моногибридное ск...

Методические рекомендации решения задач по теории вероятностности

В методических рекомендациях рассмотрен способ решения задач по теории вероятности с игральными кубиками. Подобраны задачи на закрепление....