Технологическая карта урока по химии в 9 классе "Алюминий"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Урок с использованием активных методов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_alyuminiy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока-практикума по теме «АЛЮМИНИЙ»

9 класс                                                                                               Учитель химии

МБОУ СОШ № 207 г.Новосибирска

Дудник Светлана Евгеньевна

Тема урока-практикума «Алюминий, его свойства и применение».

Учебное пособие: Габриелян О.С. Химия: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018.

Цели урока: создать условия:

- для развития умения описывать свойства веществ, выделяя их существенные признаки, основываясь на практических знаниях;

- для развития умения характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами алюминия и его соединений;

- для развития умения составлять формулы соединений алюминия;

- для развития умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи между свойствами вещества и его строением;

- для развития умения определять цель деятельности, составлять план практических действий, выявлять уровень достижения цели и вносить коррективы в полученные результаты;

- для готовности учащихся к формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

- для организации учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.

- применять на практике современные образовательные технологии с использованием активных методов обучения;

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Учащиеся научатся:

  • описывать свойства алюминия, выделяя их существенные признаки;
  • составлять формулы соединений алюминия;
  • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами алюминия;
  • опытным путем определять свойства вещества.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

Познавательные

-  учащиеся научатся устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные

- учащиеся научатся определять цель деятельности, составлять план для достижения цели, выявлять уровень достижения цели и вносить коррективы в полученные результаты.

Личностные  

- у учащихся сформируется целостное мировоззрения, соответствующее современному уровню развития науки.

Коммуникативные

-  учащиеся научатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах.

Средства обучения: презентация к уроку, проектор и компьютер,  ПСХЭ Д.И. Менделеева, коллекция «Применение алюминия», на столах реактивы: алюминий порошкообразный, гранулированный, вода, кислота соляная, раствор гидроксида натрия.

Этап урока

Задачи урока

Методический инструментарий

Деятельность

Результат взаимодействия

методы

средства

формы

учителя

ученика

1. Организационный

Подготовить учащихся к уроку

Словесный

Практические: трудовая деятельность

фронтальная

Приветствует, проверяет отсутствующих, организует внимание

Приветствуют, проверяют свою подготовленность к уроку.

Полная готовность класса к уроку, организация внимания.

2.Проверка домашнего задания

Активизировать  знания и умения, необходимые для поверки пройденного материала

Словесно-наглядно-практический

Практические: письменные упражнения.

Индивидуальная

Организует деятельность, контролирует.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Выявлен уровень осознанного понимания пройденного материала.

3.Постановка цели и задач

Организовать и направить познавательную деятельность, сформулировать задачи урока.

Эвристическая беседа

Эмоциональные: интерес

Фронтальная

Наводит на значимость новых знаний в  жизненно-познавательном опыте, объясняет микроцели урока.

Определяют тему урока с помощью подсказок, записывают ее в тетрадь, вспоминают алгоритм работы по характеристике групп, формулируют задачи.

Сформулированы учебные задачи.

4.Актуализация знаний

Активизировать познавательную деятельность.

Словесно-наглядный

Эмоциональные: интерес

Фронтальная

Демонстрирует видео фильм

Проявляют интерес, понимают значимость приобретаемых знаний.

Активизация познавательной деятельности обучающихся.

5.Изучение новых знаний

а)Дать характеристику алюминия как химического элемента по составу, строению, свойствам.

Словесный: беседа

Предметные: ПСХЭ Д.И. Менделеева

Фронтальная

Организует деятельность, контролирует, корректирует.

Работают по алгоритму, делают краткие записи в тетради, отвечают на вопросы.

Составлена характеристика алюминия как химического элемента по составу, строению и свойствам.

б)Дать характеристику алюминию как простому веществу по составу, строению, свойствам.

Словесно-наглядно-практический.

Предметные: коллекции веществ.

Практические: письменные упражнения

Парная

Организует деятельность по самостоятельной работе, выдает раздаточный материал.

Работают с учебником. Рассматривают образцы веществ,  анализируют запись и делают вывод.

Составлена характеристика алюминия по составу, и свойствам.

в)Обсудить способы получения алюминия

Словесно-наглядно-практический

Интеллектуальные

Фронтальная

Организует деятельность по самостоятельной работе

Отвечают на вопросы, делают записи на доске, в тетради

Сделан вывод о способах получения алюминия в промышленности и лаборатории

6. Этап проверки понимания

Установить уровень осмысления учащимися нового материала опытным путем

Наглядно- практический

Практические: выполнение лабораторного эксперимента

Парная

Напоминает о ТБ во время работы. Контролирует, консультирует.

Выполняют лабораторные исследования, делают выводы.

Выявлен уровень осознанного понимания материала, умение проводить химический эксперимент.

7.Закрепление знаний

Закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Словесно-наглядно-практический

Интеллектуальные: анализ, сравнение.

Групповая

Организует деятельность, контролирует, корректирует.

Анализируют, отвечают на вопросы

Закреплены знания и умения.

8. Итог урока

Подвести итог урока, оценить деятельность учащихся.

Словесный: беседа, рассказ.

Интеллектуальные: анализ.

Фронтальная

Спрашивает у учащихся, что нового они узнали, чему научились. Выставляет отметки.

Отвечают на вопросы учителя.

Умение воспроизводить основные идеи урока.

9.Домашнее задание

Разъяснить методику выполнения домашней работы.

Словесный: рассказ

Интеллектуальные

Фронтальная

Объясняет, какую работу необходимо выполнить дома (записи в тетради, №16, письменно № 6 (всем), № 7 (по желанию)

Записывают домашнее задание в дневник

Правильное выполнение работы большинством учащихся.

Элементы урока с использованием активных методов обучения

Этап 2. Задания для проверки пройденного материала:

Химический диктант

Вариант 1.

1. К щелочноземельным металлам относятся: … (перечислите знаки химических элементов)

2. Общая формула кислородных соединений металлов II-А группы:…

3. Формула известковой воды:…

4. Составьте уравнение реакции взаимодействия магния с соляной кислотой.

Вариант 2.

1. У атомов магния и бария количество электронов на внешней оболочке …, валентность …, степень окисления… (перечислите цифрами)

2. Металлы II-А группы с галогенами образуют:… (назовите класс соединений)

3. Формула известняка:…

4. Составьте уравнение реакции взаимодействия кальция с серой.

Этап. 3 Постановка цели и задач

Определение темы урока

Учитель: Определите тему сегодняшнего урока с помощью подсказок:

Подсказка 1. Ещё в 18-19 веках ОН ценился выше золота и серебра. Французский император Наполеон III пользовался посудой из НЕГО, в то время как его придворным приходилось довольствоваться золотой и серебряной.

Подсказка 2. ОН обнаружен и за пределами Земли, в частности, на Луне и на Марсе.

Подсказка 3. В среднем в организме среднестатистического взрослого человека есть около 130-140 миллиграмм ЕГО.

Подсказка 4. Из высокопрочных ЕГО сплавов изготовлены многие элементы Международной Космической станции, а мелкодисперсный ЕГО порошок используется в качестве присадки к ракетному топливу.

Подсказка 5. ОН действительно повсюду. В коре нашей планеты это самое распространенное простое вещество, а среди вообще всех химических элементов является третьим по распространённости.

Подсказка 6. Под воздействием кислорода ОН почти моментально покрывается оксидной плёнкой, уберегающей его от коррозии.

Подсказка 7. Чистый полированный ОН отражает до 92% попадающего на него света.

Учащиеся: Это – АЛЮМИНИЙ

Формулируют и записывают тему урока: «Алюминий, его свойства и применение».

Определяют план дальнейшего изучения вещества.

Этап 4. Актуализация знаний

Учитель: На столе – предметы. Выберите те, которые, по вашему мнению, изготовлены из алюминия или его сплавов.

Учащиеся: Выбирают изделия из алюминия.

Учитель: Предлагает изучить алюминий с точки зрения химической науки более подробно.

Этап 5. Изучение новых знаний

Класс делится на три группы, через 3-4 минуты у доски представляются ответы на вопросы:

а) Дать характеристику алюминия как химического элемента по составу, строению, свойствам.

б) Дать характеристику алюминию как простому веществу по составу, строению, свойствам.

в) Обсудить способы получения алюминия

Этап 6. Этап проверки понимания

Проведение лабораторного эксперимента «Химические свойства алюминия»

Цель: опытным путем подтвердить амфотерные свойства алюминия.

Ход работы:

В три пробирки помещаем 1-2 гранулы алюминия.

Опыт 1. Взаимодействие алюминия с водой.

Опыт 2. Взаимодействие алюминия с соляной кислотой.

Опыт 3. Взаимодействие алюминия с концентрированным раствором щелочи.

Записываем наблюдения в таблицу.

Вывод: Алюминий – металл, проявляющий амфотерные свойства: не взаимодействует с водой при нормальных условиях из-за оксидной пленки, растворяется в соляной кислоте (5%) с выделением водорода, медленно взаимодействует с концентрированным раствором щелочи без нагревания (из-за прочной оксидной пленки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)

Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...

Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»

Технологическая карта урока по УМК  «ХИМИЯ 8,9 класс »  Автор:  Н.Е.Кузнецова, тема «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»    ...

Технологическая карта урока по химии "Сера"

Тема Сера, её физические и химические свойстваЦели Образовательные:актуализировать и обобщить знания обучающихся о сере в свете трех форм существования этого химического элемента: в форме ат...

Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Кислоты"

Технологическая карта - это непременное условие ФГОС второго поколения. Составлена к уроку химии в 8 классе "Кислоты№ по УМК О.С.Габриеляна....

Технологическая карта урока по химии для 9 класса "Углерод "

Материал для проведения урока по теме "Углерод "...

Технологическая карта урока по химии 9 класс "Получение металлов"

Технологическая карта урока для 9 класса по химии по УМК О.С.Габриеляна на тему "Получение металлов"...