«Учебно-исследовательская и проектная деятельность (из опыта работы)»
статья по химии

Михайлова Елена Васильевна

Принято считать, что проектная деятельность в разновозрастных группах реализуется в сельских малокомплектных школах, где численность учащихся в классах небольшая.

Но, в обычных общеобразовательных школах проектной деятельностью занимаются не все ученики.

В основном   только те, кому  интересно и нравится учиться.

Возникают группы учеников, разные по возрасту и развитию, но объединенные общими целями.

И учителю необходимо это  учитывать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Учебно-исследовательская и проектная деятельность (из опыта работы)»

Учитель химии ГБОУ СОШ № 382 Михайлова Е.В.

“Все, что я познаю,

я знаю, для чего это мне надо,

где и как я могу эти знания применить,”

- вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями». (Полат Е.С. д.п.н, пр., «Метод проектов»)

Родившись от идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования.                                                    

 Но суть этого метода остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний.

   Обилие разнообразной научной информации, а также изменение и уточнение уже имеющейся, делают невозможным изучение всех предметов в рамках школьной программы.  Следовательно, задача школы состоит в том, чтобы научить ориентироваться в мире информации, добывать самостоятельно, знания, рационально, подходить, к процессу познания, то есть научить учиться. Реально соединять академические знания с практическим опытом их применения позволяет метод проектов.

 «Проект» – это пять «П», по мнению уч. математики И.П. Тарасовой:

проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.

Шестое «П» –это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.

Формы реализации метода проектов в моей практике в основном касаются внеурочной деятельности, и они различны:

1.  экологические уроки в начальной школе,  результатом которых являются мини-проекты:  конкурс «Экоплакат», конкурс «Экологические знаки».

 2. элективные курсы  «Химия в быту»  (Проекты «Мед», «Природные индикаторы», «Витамин С»,    «Природная вода»,  «Красители природные и искусственные»).

3.  исследовательская деятельность на базе учреждений дополнительного образования - «Центр Природы и Окружающей среды»  г. Пушкин (Проекты «Макроиндексация», «От пергамента до буквы», «Пищевые добавки», «Свечная мастерская», «Напитки. Углеводы», «Энергетическая ценность бутерброда»).

4. кружок «Экология и мы» ( Проекты «Исследования прибрежных вод Безымянного озера в Красном Селе», «Нитраты в овощах и фруктах», «Жесткость воды», «Еда = энергия» и т.д.)

5. научно-практические конференции «Малые Ломоносовские чтения».

Первые «Малые Ломоносовские чтения» я провела в 1999 году. Это были ежегодные конференции учебно-исследовательских и проектных работ, которые представляли учащиеся 4-11 классов лицея при Пикалевском педагогическом колледже.

Основной целью, которую я ставила перед собой – это научить ребенка представлять результаты своего учебного труда в краткой и интересной для окружающих форме. Поэтому конференции проходили в виде игры - это заседания «Научного общества», где оценивалась каждая работа голосованием «Совета ученых» из числа отличников лицея «черными» и «белыми» шарами. У каждого участника был содокладчик, который помогал отвечать на вопросы «Журналистов» и участников конференции. Активна была роль  и учителей-предметников, т.к. если никто из учащихся не мог ответить на поставленный в ходе конференции вопрос, то любой из коллег мог раскрыть суть проблемы.

      Проекты были разные – это «Химические элементы в организме человека», «Жиры, белки и углеводы», «Плесень (зигомицетовые грибы)», «Типы характеров», «Правило рычага», «Из жизни муравьев», «Жизнь пауков», «Курение», «Сокотерапия», «Осмос», «Троянская война» и т.д. Учащиеся представляли свой проект не только в форме рассказа, который сопровождался плакатом, картой или таблицей, но и показывали опыт, который лег в основу исследования,  или демонстрировали результаты своего эксперимента.

Это и вызывало особый интерес у слушателей, т.к. они могли соприкоснуться с разными учебными науками и поучаствовать в учебно-научном эксперименте.

В течении 5 лет у нас сложился определенный коллектив учащихся и учителей, которые ежегодно принимали участие в «Малых Ломоносовских чтениях».

Что было актуально тогда, это востребовано и сейчас.

В нашей школе № 382 также назрела необходимость внутришкольной организации проектной деятельности. И опыт прошлых лет пригодился. Но изменились требования к проектной работе, т.к. изменились условия в которых мы живем. В школах появились интернет, учебные цифровые лаборатории по химии, физике и биологии, да и требования к представлению проекта стали другими. Теперь результаты своей работы учащийся может предъявить не только в устной форме, но и в виде компьютерной презентации. Многочисленными стали средства осуществления проекта и его защиты.  Но по прежнему живой интерес у учащихся вызывают те выступления, где непосредственно они принимают участие в эксперименте.

Поэтому и нынешние «Малые Ломоносовские чтения» я провожу, вовлекая всех участников конференции в практическую деятельность. Это может быть химический опыт, анкетирование, тренинг или участие в театрализованном представлении.

На этот раз моей целью было вовлечь в эту деятельность  других учителей-предметников и как можно большее количество учащихся.  

Статистика за 3,5 учебных года (с 2012 по 2015 г.) такова:

- 7 конференций

- 67 проектных работ                            

- 135 учащихся    

- 9 преподавателей

 - 9 учебных предметов (химия, география, литература, экология, русский язык, английский язык, математике, технология)

Около 45% школьных проектов имеют дипломы районных и городских конкурсов – это «Экофест» Красносельского района, конкурсе исследовательских, проектных и творческих работ старшеклассников «Новые имена»,  конкурс проектов технического моделирования и конструирования "От идеи до воплощения» , конкурс исследовательских работ, организованный «Русским географическим обществом».

Успех в данном виде деятельности для учащегося важен. Он приобретает навыки сбора и анализа информации, постановки целей и задач проектирования, определения этапов и методов исследования, обучается анализу фактов и наблюдаемых явлений, учится представлять свой проект. Пройдя этот трудный и в тоже время увлекательный путь познания, учащийся  получает признание своего труда, понимает, что работа проделана не зря. И тогда исследовательская деятельность продолжается, присоединяются к ней и другие учащиеся школы и преподаватели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  о...

Технология проектной деятельности (обобщение опыта работы).

Использование технологии проектной деятельности во внеурочное время. Этапы исследовательской деятельности на примере проекта на тему: "Дом купца Корнилова. Миф и реальность. (По "Автобиографическим от...

методическая разработка по теме "Проектная деятельность - из опыта работы" и презентация к выступлению

Выступление на психолого - педагогическом семинаре по теме "Проектная деятельность" и презентация к выступлению....

Формирование бытовой химической грамотности учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности (из опыта работы)

В фундаментальном ядре содержания общего образования одной из основных целей изучения химии в школе является «применение полученных знаний для безопасного использования веществ и материалов в бы...

Обобщение опыта по теме: "Использование проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций студентов"

В работе представлен опыт работы по теме : "Использование проектной деятельности во внеклассной работе как условие формирования и развития компетенций студентов"....

Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.

Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...

Развитие функциональной грамотности через технологию проектной деятельности. ( из опыта работы)

В статье рассказывается о  развитии функциональной грамотности через технологию проектной деятельности из опыта работы учителя английского языка....