Технология проектной деятельности (обобщение опыта работы).
статья по теме

Чудакова Инна Владимировна

Использование технологии проектной деятельности во внеурочное время. Этапы исследовательской деятельности на примере проекта на тему: "Дом купца Корнилова. Миф и реальность. (По "Автобиографическим отрывкам" Н.Г. Чернышевского)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_proektnoy_deyatelnosti.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проектной деятельности  (обобщение опыта работы).

                                                       Чудакова И.В., учитель русского языка и литературы                                                      

                                                       высшей категории, Почётный работник общего образования.

                                                        ЧОУ «Лицей -  интернат  естественных наук», г. Саратов.

Педагогика в современном мире переживает период переосмысления содержания образования. Поиски ответов на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?» и «как учить результативно?»  привели к необходимости создания новой школы.

В проекте «Наша новая школа» говорится о том, что «модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В формировании этих навыков значительную роль играет проектная деятельность.

В настоящее время всё активнее применяется технология проектной деятельности. С каждым годом повышается заинтересованность учащихся, увеличивается количество участников научно-практических конференций, растёт уровень работ, расширяется тематика проектов.

В нашем лицее-интернате естественных наук проектная деятельность занимает особое место. В лицее ежегодно проходят научно-практические конференции: «Твои первые исследования, лицеист», «От школьного проекта -  к профессиональной карьере». Наши педагоги имеют большой опыт использования технологии проектной деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.

        Мои ученики принимают участие в научно-практических конференциях разного уровня. Тематика наших проектов также разнообразна. Несколько лет назад мы с ребятами остановились на теме, которая нас заинтересовала настолько, что получился долгосрочный литературно-краеведческий проект. А началось всё в 2007 году с летнего практикума продуктивной деятельности учащихся, который проводится  в нашем лицее в течение многих лет и является одной из форм воспитательной работы по развитию творческой активности учащихся. В рамках практикума и началось создание долгосрочного проекта «Гордость земли Саратовской». Вот темы проектов, созданных за эти годы:

2007 – «Гордость земли Саратовской. Лев Кассиль».

2008 / 2009 – «Гордость земли Саратовской. Николай Гаврилович Чернышевский. Дом купца Корнилова. Миф и реальность (по «Автобиографическим отрывкам» Н.Г. Чернышевского)».

2010 / 2011 – «Гордость земли Саратовской. Валентин Михайлович Юстицкий».

        Рассмотрим этапы исследовательской деятельности на примере одного из проектов на тему: «Гордость земли Саратовской. Николай Гаврилович Чернышевский. Дом купца Корнилова. Миф и реальность  (по «Автобиографическим отрывкам» Н.Г. Чернышевского).

1. Актуальность проекта                           (потребность в разработке данной темы, постановка проблемы, область применения полученных результатов)

С именем Н.Г. Чернышевского в Саратове многое связано.  

В 2008 году отмечалось  180 лет со дня рождения писателя. Хотелось бы ещё раз обратиться к личности этого человека, познакомиться с литературными произведениями Николая Гавриловича, связанными с нашим родным городом.

       Проект может быть использован на уроках, посвящённых творчеству Н.Г.Чернышевского,  и во внеклассной работе по литературному краеведению.

2. Цели проекта                (что нужно сделать для решения поставленной проблемы)

1. Познакомиться с «Автобиографическими отрывками», письмами Н.Г.Чернышевского, в которых он вспоминает детские годы, проведённые в Саратове.

2. Пройти по местам, где в детстве бывал Н.Г.Чернышевский и которые впоследствии описал в своих произведениях.

3. Узнать историю дома купца Корнилова,  который упоминается в произведениях   Н.Г. Чернышевского.

4. Выяснить, почему этот дом получил такое название (на основе анализа литературных и документальных источников).

3. Задачи проекта               (что необходимо сделать для достижения поставленной цели)

1. Познакомиться с биографией писателя.

2. Пройти по местам, где бывал  Н.Г. Чернышевский.

3. Провести работу с литературными источниками и историческими документами.

4. План действий (мероприятия и исполнители)

1. Посещение музея Н.Г. Чернышевского (вся группа).

2. Пешеходная экскурсия по улице Чернышевского (вся группа).

3. Чтение «Автобиографических отрывков» Н.Г. Чернышевского (вся группа).

4. Посещение библиотеки им. А.С. Пушкина (каждый участник проекта получает индивидуальное задание).

5. Посещение научно-производственного центра по историко-культурному наследию, знакомство с документами (вся группа).

6. Подготовка презентации (каждый участник проекта получает индивидуальное задание, затем все материалы объединяются в одну презентацию).

5. Оформление проекта (выбор формы подачи материала)

Защита проекта с мультимедийной презентацией.

6. Самоанализ работы над проектом                     (что удалось сделать; что не удалось  и почему; что ещё можно сделать)

Поставленные цели и задачи были выполнены.  Результат работы – 2 место на областной НПК «Николай Гаврилович Чернышевский: взгляд сквозь время».

Учли замечания жюри и решили продолжить работу над проектом в следующих направлениях:

- познакомиться с людьми, которые жили в доме, известном в Саратове как дом купца Корнилова;

-более детально поработать с документами, подтверждающими, что в Саратове не было купца с фамилией Корнилов. Это  литературный персонаж, образ, созданный писателем, который придумал сюжет и «поселил» своего героя в доме, где бывал в детстве;

- продолжить работу над общей культурой публичного выступления, над формированием умения отвечать на вопросы оппонентов лаконично и аргументированно.

        Многолетние наблюдения показывают, что проектная  деятельность (особенно долгосрочная) даёт положительные результаты: дети становятся более дружными, толерантными, раскрывают свои способности.

        Подобная работа позволяет воспитывать образованную нравственную личность, ведь проектная деятельность «учит детей быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, осознавать свои возможности» (проект «Наша новая школа»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О Методах проектного обучения из опыта работы педагога изобразительного искусства

Проектная  деятельность – это  совместная  учебно-познавательная,  творческая   или  игровая   деятельность,  имеющая  о...

Проектная методика. Из опыта работы.

Характеристика метода проектов. Основные аспекты проектной методики, используемые при обучении английскому языку. Конкретные примеры из собственной практики применения метода проектов на уроках англий...

методическая разработка по теме "Проектная деятельность - из опыта работы" и презентация к выступлению

Выступление на психолого - педагогическом семинаре по теме "Проектная деятельность" и презентация к выступлению....

"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...

Развитие читательских интересов учащихся на основе исследовательской и проектной деятельности: из опыта работы.

Научно-исследовательская и проектная деятельность в гимназии является необходимым условием для развития исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков учеников. Данная статья рас...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность (из опыта работы)»

Принято считать, что проектная деятельность в разновозрастных группах реализуется в сельских малокомплектных школах, где численность учащихся в классах небольшая.Но, в обычных общеобразовательных школ...