технологические карты уроков
методическая разработка по химии

Тема урока: "Путешествие по морю классификации  неорганических соединений и их свойства"

·                     Мотивация к изучаемой теме: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соединений;

·                     создать на уроке атмосферу поиска;

дать каждому ученику возможность достичь успеха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_puteshestviya.docx81.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии.

Технологическая карта занятия № 15

Дисциплина: ОУД.09 Химия

Специальность/ курс:   Iкурс

 (Уровень подготовки – базовый)

Количество часов:2 часа (90 минут)

Тема урока: "Путешествие по морю классификации  неорганических соединений и их свойства"

  • Мотивация к изучаемой теме: обобщить, систематизировать знания о классификации, номенклатуре, строении веществ основных классов неорганических соединений;
  • создать на уроке атмосферу поиска;
  • дать каждому ученику возможность достичь успеха.

Тип урока обобщение материала.

Образовательные технологии:поисково- исследовательская технология, технология проблемного обучения, ИКТ- технологии.

Цели занятия:

образовательная: продолжить формирование общеучебных умений и навыков: планирование своего ответа, сравнение фактов, обобщение основных понятий, решение расчетных задач.

  • развивающая: продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях; содействовать развитию воли ученика, создавая на уроке особое эмоциональное состояние: ситуации занимательности, удивления, радости; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, способствовать развитию уверенности в своих знаниях; развивать навыки работы в группе, парами и индивидуально.
  • воспитывающая: формировать материалистическое представление об окружающем мире, воспитывать осознанное представление о химии как производительной силе общества, воспитывать чувство ответственности за сохранение окружающей среды.

Задачи:

- совершенствовать умение работать с учебным материалом, научить составлять уравнения гидролиза в молекулярном и ионном  виде.

- сравнивать состав и свойства солей, прогнозировать реакцию среды раствора соли на основе анализа её состава, уметь строить аналогию и самостоятельно делать выводы по результатам проведенных опытов.

- сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

- обеспечить формирование компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

- развивать умение самостоятельно работать с информационным материалом.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные. Обучающиеся смогут: сформулировать определение понятиям: гидролиз; раскрыть механизм гидролиза солей; научиться изображать уравнения реакций гидролиза солей; развивать умения проводить лабораторные исследования, наблюдать, описывать и формулировать выводы; работая в группах, создавать мини-проекты.

Метапредметные. Обучающиеся смогут: обобщать полученную информацию; проводить наблюдение; прогнозировать ситуацию;выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известными правилами;формулировать высказывание; согласовывать позиции и находить общее решение; выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные. Обучающиеся смогут: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, сделать свои знания социально- значимыми.

Формы деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, дифференцированно-групповая.

Девиз урока: “ Границ познанию предвидеть невозможно. Д.И.Менделеев”.

Оборудование: набор химических формул на плотной бумаге, модели кораблей с химическими флагами (формулами), глиняная бутылка со дна моря с сигналом “SOS!”, Глубоководные “мины” с формулами веществ, символы удачи и поражения для самооценки (улыбчивые и грустные рожицы человечков), игровое поле для химического лото, карточки для составления формул солей, эмблема морской фирмы “Фрегат”. Таблица-памятка “Классификация неорганических соединений”, мультимедийный проектор, компьютер, экран, калькуляторы.

Организационный этап.

На доске до урока подготовлено «минное поле» - формулы веществ. На партах у ребят лежат рабочие тетради – «судовый журнал».

Для оценки работы учеников используются два шуточных плаката (рожицы человечков).

Ход урока:

Учитель: Добрый день, ребята! Наш урок я начинаю гимном химическим элементам.

«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет-

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай».

(Степан Щипачев. «Читая Менделеева»)

Сегодня мы вспомним, какие важнейшие сведения можно почерпнуть из периодической системы. На уроке закрепим знания по классификации неорганических соединений. Занятие будет проходить в форме путешествия на кораблях по четырём странам: Оксидония, Кислотостан, Соляндия, Основайские острова, поэтому нам понадобятся сообразительность, находчивость, смекалка и немного актерского мастерства. Посмотрите на свой билет, который каждый из вас получил для путешествия, составьте формулу вещества по названию каюты и вашего места, и ознакомьтесь с этапами нашего пути в маршрутном листе.

Запишите в судовом журнале дату - и в путь

Этапы урока.

Содержание учебного материала. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

ФОУД

Формирование УУД

I. Орг. момент.

Приветствие. Мы изучили большую и значимую тему, выполнили две практические работы, контрольную работу. О чём шла речь на предыдущих уроках? Вопрос: «Как вы думаете, в чём вы сегодня должны убедить меня?» Исходя из ответов учащихся формулирует задачи урока.

Отвечают на вопрос.

Формулируют тему урока.

Отвечают на вопрос.

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, постановка вопросов).

Логические УУД (выдвижение гипотезы, обоснование, построение логических рассуждений).

Регулятивные: целеполагание.

II. Мотивация познавательной деятельности.

Эпиграф нашего урока на слайде:

«Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех».

Генри Форд.

Так пожелаем друг другу успеха!

Каждый человек мечтает о путешествии. Я предлагаю сегодня совершить путешествие на континент Веществ.

Ф

Общеобразовательные УД (извлечение необходимого материала из текста).

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в сборе информации)

Логические: построение логических рассуждений и доказательств)

III. Обобщение и систематизация знаний.

1.Проверка багажа

Прежде чем отправиться в путешествие, необходимо собрать багаж. У каждого на парте всё необходимое для путешествия.

На бланке «Проверка багажа» в каждом задании выберите один правильный ответ.

Поменяйтесь своими бланками, проверьте работу товарища.

Багаж собран. Мы отправляемся в страну Веществ на химических кораблях.

Я приветствую пассажиров нашего корабля. Три корабля (три команды). Я поручаю роль капитанов ребятам, которые по итогам семестра имеют высокий уровень учебных достижений.

(Видеопрезентация отправляющегося химического корабля).

Выполняют работу.

Взаимопроверка в парах.

И

П

Познавательные: поиск и выделение информации, решение рабочих задач.

Логические: анализ, синтез.

Регулятивные действия (контроль и коррекция, оценка), познавательные ,рефлексия способов и условий действия.

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация.

Познавательные: общеучебные, логические.

1. Остров «Оксидония».

Из элементов: Na, H, O, K, S, P составьте как можно больше формул оксидов, оснований, кислот, солей.

Распределите их по классам. (1 балл)

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

Выполняют задание

Г

Познавательные: поиск и выделение информации.

Логические: анализ, синтез.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение выражать мысли.

2. «Основайские острова»

Соедините стрелочками центральное вещество с теми веществами, которые будут с ним реагировать.

Запишите уравнения реакций. (1 балл)

https://fhd.multiurok.ru/3/0/a/30a1ba13702a749bd5fcb8f9c39813b86bdcace3/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii_2.png

https://fhd.multiurok.ru/3/0/a/30a1ba13702a749bd5fcb8f9c39813b86bdcace3/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii_3.png

Ищут соответствия. Записывают уравнения реакций.

И

Регулятивные: контроль, коррекция, познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Регулятивные действия (контроль и коррекция, оценка), познавательные, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: общеучебные, логические.

3. Остров «Кислотостан».

«Ассоциативный цветок»

Запишите слова, которые ассоциируются со словами: оксиды, кислоты, основания. (1 балл)

https://fhd.multiurok.ru/3/0/a/30a1ba13702a749bd5fcb8f9c39813b86bdcace3/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii_4.pnghttps://fhd.multiurok.ru/3/0/a/30a1ba13702a749bd5fcb8f9c39813b86bdcace3/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii_4.png

Кислоты

Кислоты

https://fhd.multiurok.ru/3/0/a/30a1ba13702a749bd5fcb8f9c39813b86bdcace3/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-osnovnyie-klassy-nieorghanichieskikh-soiedinienii_4.png

Основания

Плакаты размещены на доске.

Учитель говорит о бережном отношении к природе.

Выполняют задание группой. Представители команд по очереди записывают термины на лепестках цветка.

Г

Познавательные: общеучебные, логические.

Логические: анализ, синтез.

Коммуникативные: сотрудничество, разрешение конфликтов, умение выражать мысли.

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация.

4.Остров «Соляндия».

Учащимся предлагается решение качественной задачи.

В трёх пробирках находятся бесцветные прозрачные жидкости: раствор натрий гидроксида, раствор натрий хлорида и дист. вода.

Опытным путём определить содержимое пробирок.

Предлагают варианты решения задачи.

И

Познавательные: поиск и выделение информации, решение рабочих задач.

Логические: анализ, синтез.

IV. Подведение итогов.

Беседа

Делают выводы, высказывают мнения о выполнении цели, задач урока.

Ф

Регулятивные действия (контроль и коррекция, оценка), познавательные, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: общеучебные, логические.

V. Домашнее задание.

§ 19 (прочитать), стр. 124, № 174 (схема по выбору).

Инструктаж по выполнению задания.

Записывают задание в дневник.

VI. Рефлексия.

Предлагает заполнить карту самооценки.

Заполняют карту самооценки.

И

Регулятивные: контроль, коррекция.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...