Функции и свойства белков
план-конспект урока по химии (10 класс)

Рамазанова Гузалия Фаридовна

В данной разработке изучаются химические свойства белков как теоретически, так и практически. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_funktsii_i_svoystva_belkov.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Функции и свойства белков

Ход урока:

I. Организационный этап

Приветствие, проверка готовности учащихся к учебному занятию, организация внимания школьников.

II. Этап подготовки учащихся к изучению нового материала

  1. Для начала хочу предложить вам посмотреть фрагмент видеофильма.

Человек на 60% состоит из воды. Остальные 40% веса человеческого тела состоят из белков - 19%, жиров - 15%, минеральных веществ - 5% и углеводов - 1%. Из элементов, слагающих наше тело, самую важную роль играют кислород, углерод, водород и азот. В организме взрослого человека их около 70 килограммов. Немало также кальция и фосфора - почти 2 килограмма, эти элементы входят в состав костей, обеспечивая их прочность. Кроме того, в человеческом организме есть в небольших количествах калий, сера, натрий, хлор и железо.

Больше всего каких органических веществ входит в состав человеческого тела?

……………………..

Что вы знаете о белках?

……………………

 Где именно они встречаются в организме человека?

……………………………….

 Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

………………………………….

Тема сегодняшнего урока: Функции белков.

III. Этап изучения нового материала

Белки распределены по организму неодинаково. Процентное соотношение белков к массе сухой ткани. Органы,ткани % белка к массе сухой ткани Кожа 63 Кости 20 Зубы 18 Мышцы 80 Мозг 45 Легкие 82 Селезенка 84 Печень 57 Жировые ткани 14 . Соответственно, белки играют огромную роль в нашем организме

Откройте учебники, прочитайте текст и заполните таблицу в тетради. Эту работу выполняем самостоятельно.

Функции белков.

Функция

Описание

Строительная

Каталитическая

Двигательная

Транспортная

Защитная

Энергетическая

А теперь я попрошу вас понаблюдать за проводимым мною экспериментом и прокомментировать его. Но для начала, скажите мне пожалуйста, от куда я могу взять чистый белок для эксперимента? Правильно, в яичном белке.

В пробирку наливают 10-15 мл раствора белка альбумина и нагревают в пламени горелки.

Что мы наблюдаем? Прокомментируйте наблюдаемое явление.

(Появляется осадок белка еще до того, как жидкость закипит. Белок свертывается).

Этот процесс называется денатурация – нарушение природной структуры белка. Денатурация бывает обратимая (после снятия слабого воздействия белок вернется в исходную форму)  и необратимая (теряет свои биологические свойства)( t, кислоты, щелочи, тяжелые металлы, спирты).

Сейчас мы с вами выполним лабораторную работу. Давайте вспомним Правила поведения в кабинете во время лаб. работы.

………………………….

Теперь распишитесь в журнале инструктажей.

А теперь поделитесь на группы и сделаете лабораторную работу.

У каждой группы есть карточка-инструкция. Возьмите ее и ознакомьтесь.  Вам все понятно? Есть вопросы?

………………………….

Приступаем к работе.

…………………………

После выполнения практической работы заполните таблицу и сделайте вывод.

Карточка  1:

В пробирку наливают 10-15 мл  белка альбумина и добавить 5 мл спирта. Перемешайте аккуратно палочкой. Запишите ваши действия, наблюдения в виде таблицы и сделайте вывод.

Что делал?

Что наблюдал?

Вывод

Карточка 2:

В пробирку наливают 10—15 мл белка и добавляют 10 мл  серной кислоты. Перемешайте аккуратно палочкой. Запишите ваши действия, наблюдения в виде таблицы и сделайте вывод.

Что делал?

Что наблюдал?

Вывод

Карточка 3:

Добавьте в стаканчик с молоком несколько капель уксусной кислоты. Перемешайте аккуратно палочкой. Запишите ваши действия, наблюдения в виде таблицы и сделайте вывод.

Что делал?

Что наблюдал?

Вывод

Ребята! Почему при попадании кислоты на кожу происходит ожог? (происходит необратимая денатурация белков)

Почему повышение температуры тела до 42 градусов у человека приводит к смерти? (происходит необратимая денатурация белков)

Как вы думаете, почему в школах нашей области детям дают молоко?

(молоко – ценнейший продукт питания содержит сразу три вещества: жир, углевод – лактозу и, конечно же, белок – казеин, который так необходим растущему организму).

Почему вредно употребление алкогольной продукции?

Могут ли денатурированные белки выполнять свои функции? (При нарушении природной структуры белки не могут выполнять свои функции).

Почему нельзя употреблять алкоголь?

IV. Этап проверки первичного усвоения знаний

Ответить на вопросы:

1. Какие функции белков вам известны?

2. При окислении 1 г белков выделяется столько же энергии, сколько при окислении 1 г углеводов. Почему организм использует белки как источник энергии только в крайних случаях?

3. Почему белок коллаген, входящий в состав волокнистой структуры, находящийся в тканях кожи, добавляют в косметические кремы по уходу за кожей?

4. Почему пересаженные органы: почки, печень часто отторгаются у пациентов?

5. Шерсть содержит белок кератин, почему при стирке в воде с t° = 90° -100 шерсть садится?

V. Этап информации о домашнем задании (слайд 12)

Задание на дом: §1.5, вопросы 1 - 5, стр. 29.

По желанию подготовить сообщения: «Антитела – наши защитники», «Белки – ферменты», «Белки – гормоны».

VI. Этап подведения итогов занятия

VII. Этап рефлексии (слайд 13)

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: (на слайде)

Больше всего мне понравилось........

Теперь я буду знать.........

Сегодня я понял (а), что ...........


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Белки — природные высокомолекулярные вещества Химические свойства белков

Материал урока формирует  знания о составе и строении белков как высшей ступени развития вещества....

Разработка урока по теме "Свойства белков"

Урок изучения нового материала.Деятельность учащихся на уроке организована в виде  самостоятельной работы (с текстами пакетов информации), парной (выполнение лабораторных опытов), гру...

Конспект урока "Биологические свойства белков"

Особенности химического строения, структура белковой молекулы, свойства белков и их биологические функции рассматриваются на уроке изучения нового материала "Биологические свойства белков"....

Урок по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков»

Методическая разработка урока по теме: «Химические свойства белка. Биологическая роль белков» Методическая цель: реализация профильного изучения темы.Цель урока:1)    показат...

Технологическая карта урока "Химические свойства белков"

Интегрированный урок – исследование при изучении нового материала  по теме "Химические свойства белков". Химия 10 класс....

Белки. Свойства белков

интегрированный урок по химии и биологии для учащихся 10 классов...

Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков"

Разработка урока химии в 10 классе по теме"Химические свойства белков. Функции белков", определены цели и задачи урока. методы и приёмы, планируемые результаты....