Рабочая программа по химии для 9 класса
рабочая программа по химии (9 класс)

Сингур Яна Владимировна

Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в параллели 9 классов МБОУ «ЧСШ №1 им. Н.Кудри» на базовом уровне и реализует требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Она рассчитана на 70 ч в год (2 ч в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.docx97.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Рабочая программа разработана и утверждена в соответствии с нормативными правовыми документами:

1. Федеральный уровень:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

 1.2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

 1.3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

1.4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 28.12.2018 № 345)

1.5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 09.06.2016 г. №699

1.6.  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПин 2.4.2.2821-10)»  от 29.12.2010 г. № 189(с изменениями)

1.7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к учтройству, содержанию и организации и других объектов социальной инфраструктуры  для детей и молодежи  в условиях распространения  новой короновирусной инфекции COVID -19 » (вместе с «СП 3.1./2.4.3598-20.Санитарно – эпидемиологические правила…») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58824)

2.  Региональный уровень:

2.1 Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

2.2 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.04.2020 №01-14/1134 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».

2.3 Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.07.2019 №01-14/1817 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым, реализующих общеобразовательные программы, на 2019/2020 учебный год».

2.4 Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.11.2017 №2909 «Об утверждении Инструкции по ведению деловой документации и образцов примерных локальных актов, используемых в общеобразовательных организациях Республики Крым»

2.5 Письмо КИППО «О преподавании химии в 2020/2021 учебном году»

3. Школьный уровень

3.1 Основная образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрена на заседании педагогического совета, пр. № 10 от 19.06.2015 г., утверждена приказом по школе № 223 от 26.06.2015 г., внесены изменения в ООП (решение педагогического совета, пр. № 11 от 01.10.2018 г., приказ по школе № 425 от 01.10.2018 г.);

3.2. Положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Черноморская средняя школа № 1 им. Н. Кудри" муниципального образования Черноморский район Республики Крым (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 12 от 27.08.2018г., утверждено приказом по школе № 331 от 31.08.2018 г.)

3.3. Учебный план школы (рассмотрено на заседании педагогического совета, пр. № 7 от 31.08.2020., утверждено приказом по школе № 200 от 31.08.2020 г.)

Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в параллели 9 классов МБОУ «ЧСШ №1 им. Н.Кудри» на базовом уровне и реализует требования Федерального компонента государственного образовательного стандарта. Она рассчитана на 70 ч в год (2 ч в неделю)

Рабочая программа разработана на основании:

  1.  Примерной  программы  основного  общего образования  по химии (базовый уровень). Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  2. Авторской  программы Н.Н. Гары « Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы» : пособие лля учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2013.

          В связи с наличием в авторской программе  резервных часов, дополнительный час добавлен на изучение темы «Многообразие веществ»

Рабочая программа ориентирована на учебник:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 9 класс. Москва, Просвещение, 2014.

Практическая часть

Экспериментальные (умение выбрать необходимые для опыта реактивы и оборудование, прогнозировать ход реакции, определять условия прохождения процесса, использование различных методов количественных измерений, составление плана эксперимента, письменное оформление результатов, соблюдение правил техники безопасности);

Коммуникативные (умение работать в группе, обсуждать ход и результаты исследований, научно формулировать и аргументировать выводы к работе);

Интеллектуальные (определение целей и задач эксперимента, наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов, проведение синтеза, анализа, установление причинно- следственных связей)

Оценочные (осуществление самооценивания и взаимооценивания в группах по установленным критериям.)

Перед тем, как приступить к выполнению практической работы совместно с учениками разрабатываем правила техники безопасности, применимые для данного эксперимента. Затем записываем их на слайде.

При составлении практической части работы важно правильно выбрать опыты, учитывая технику безопасного эксперимента. Необходимо чтобы опыты :

-знакомили учащихся с проявлением химических процессов и показывали зависимость физических и химических свойств от состава и строения веществ.

-развивали способность моделирования процессов, идущих на реальных химических реакциях.

-способствовали развитию мышления и формировали у учащихся интерес к предмету.

Контрольные работы оформляются на листах или в отдельных тетрадях и хранятся в кабинете химии до конца учебного года. Если в соответствии с тематическим планом предусматривается более 2-х контрольных работ, то необходимо иметь отдельную тетрадь для контрольных работ.

Тетради для контрольных и практических работ хранятся в общеобразовательном учреждении на протяжении учебного года и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.

При оформлении практических работ: следует придерживаться следующего алгоритма:

- дата работы записывается в соответствии с единым орфографическим режимом;

- ниже записывается «Практическая работа №__»;

- на следующей строке указывают название работы, например: «Очистка загрязненной поваренной соли». Название работы пишется без кавычек;

- цель работы;

- техника безопасности, например: «Т.Б.: Правила работы с кислотами и щелочами. Привила обращения с горелкой» и т.д.;

- ход работы, наблюдения, уравнения реакций и выводы, а также рисунки, ели они необходимы, оформляются произвольно, в соответствии с требованием учителя. Желательно эту часть работы оформлять в виде таблицы, а выводы записывать в конце работы или в последней колонке к каждому опыту.

- рисунки выполняются только простым карандашом, подписи делаются ручкой. Допускается раскрашивание рисунка цветными карандашами.

Лабораторные работы по химии выполняются в рабочих тетрадях и оцениваются выборочно по усмотрению учителя. Оформление лабораторных работ – произвольное.

Записи в тетрадях проводят в соответствии с единым орфографическим режимом.

Цели и задачи курса:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

  1. Планируемые результаты обучения:

Раздел 1. Многообразие химических реакций.

Тема 1. Химические реакции

Тема 2. Электролитическая диссоциация

В результате изучения тем ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: сущность химических реакций и их классификацию, тепловой эффект химических реакций, экзо и эндотермические реакции, окислительно - восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления, метод электронного баланса, скорость химической реакции, зависимость скорости химических реакций от разных факторов,  химическое равновесие,  факторы  влияющие на смещение равновесия, электролит и неэлектролит,  гидратация, кристаллогидраты, электролитическая диссоциация, степень электролитической диссоциации, условия необратимости реакций   вводных растворах, сильные электролиты, слабые электролиты, определение понятий «кислота», «основание» «соль»  с точки зрения электролитической диссоциации, реакции ионного обмена

основные законы и теории: теория электролитической диссоциации, принцип Ле-Шателье, закон действующих масс

уметь различать  реакции соединения, разложения, замещения, обмена,  окислительно – восстановительные реакции, определять степень окисления элементов   по формулам веществ

составлять  термохимические уравнения реакций, уравнения окислительно – восстановительных реакций,  полные и сокращенные ионные уравнения

определять по уравнению реакции окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления

называть сильные и слабые электролиты

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей

объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции,  условия влияния различных факторов на смещение равновесия, причину электропроводности водных растворов солей, кислот, щелочей, чем обусловлены общие свойства растворов кислот и оснований

характеризовать  химические свойства кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации

определять  возможность протекания реакций ионного обмена до конца

осуществлять  химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности

проводить качественные реакции на ионы

вычислять скорость химических реакций

проводить самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников

характеризовать  химические свойства кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации

использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной   жизни.

Раздел 2. Неметаллы

Тема 3. Галогены

В результате изучения  темы  ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: положение галогенов в периодической системе и строение их атомов, строение молекул галогенов, свойства  хлора, хлорная вода, бромная вода, возгонка,   конденсация,   хлорноватистая кислота,  галогенводороды,  цепная  реакция способы  его получения, области применения, способы получения  хлороводорода,   его физические  и химические свойства,  получение соляной кислоты, её физические и химические свойства, нахождение в природе и применение соляной кислоты и ее солей,  качественную реакцию на хлорид ион

уметьхарактеризовать галогены по их положению в периодической системе

называть важнейшие соединения хлора, характеризовать физические и химические свойства хлора.

 составлять  уравнения реакций получения хлора,  хлороводорода

записывать уравнения реакций, характеризующих свойства  хлора и соляной кислоты

доказывать сильные окислительные свойства хлора

объяснять механизм цепной реакции

получать  хлороводород  и соляную кислоту на практике

осуществлять  химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности

распознавать экспериментально соляную кислоту и ее соли среди других кислот и солей

проводить самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников

использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной   жизни.

Тема 4. Кислород и сера

В результате изучения  темы  ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: аллотропия, аллотропные модификации серы (сера пластическая и ромбическая, моноклинная) и кислорода (озон), особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода, закономерности  изменения свойств элементов подгруппы кислорода, строение молекул  кислорода и озона,  аллотропных модификаций серы  их физические и химические свойства, получение и применение, флотация,  строение молекул сероводорода, оксидов серы, сернистой и серной кислот их физические и химические свойства, получение и применение,  кислотные дожди, особенности свойств концентрированной серной кислоты; олеум,  соли серосодержащих кислот:  сульфиды, сульфиты, сульфаты,  гидросульфиды, гидросульфиты, гидросульфаты, их свойства, распознавание,  нахождение в природе и применение , качественные реакции на сульфид, сульфит, сульфат ионы

уметь  характеризовать строение атомов кислорода и серы, строение молекул кислорода и озона, аллотропных модификаций серы  их физические и химические свойства, получение и применение строение молекул оксидов серы, сернистой и серной кислот их физические и химические свойства, получение и применение; особенности свойств концентрированной серной кислоты

распознавать опытным путем сульфат, сульфит  и сульфид ионы  в водных  растворах

сравнивать свойства простых веществ серы и кислорода в свете представлений об окислительно – восстановительных реакциях

составлять: уравнения реакций взаимодействия кислорода (озона) и серы с простыми и сложными

веществами, уравнения реакций характеризующих свойства сероводорода,  оксидов серы,  соответствующих им  кислот и солей в молекулярном и ионном виде

различать  концентрированную и разбавленную серную кислоту

вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество вещества продукта реакции по массе, объему, количеству исходного вещества, содержащего  определенную долю примесей

осуществлять  химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности

проводить самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников для создания презентаций

использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной   жизни.

Тема 5. Азот и фосфор

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия:

особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы V группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение азота – простого вещества; состав, строение, свойства аммиака, каталитическое окисление аммиака, аммиачная вода, способы его получения и распознавания, применение; состав,  свойства, получение и применение солей аммония, качественную реакцию на катион аммония; состав и свойства оксидов азота (II  и  IV)строение, свойства и применение азотной кислоты; свойства  и применение нитратов, биологическую роль азота; состав и свойства аллотропных видоизменений фосфора, нахождение в природе,  применение фосфора; состав, свойства, получение и применение оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и ее солей,  фосфин,  фосфиды

определение понятия «минеральные удобрения», названия и химические формулы некоторых азотных и фосфорных удобрений, важнейшие макроэлементы и микроэлементы, их значение для растений

уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы V группы;  белого и красного фосфора;

характеризовать азот как химический элемент и простое  вещество, химическую инертность азота,  биологическую роль азота, круговорот азота в природе;

характеризовать фосфор как химический элемент и простое вещество, аллотропные модификации фосфора, нахождение в природе, свойства, получение и применение простого вещества и его соединений

определять опытным путем аммиак, катион аммония, концентрированную и разбавленную азотную кислоту, нитраты,  ортофосфаты, соблюдая правила техники безопасности.

записывать уравнения реакций, характеризующих химические свойства и способы получения азота, аммиака, солей аммония, азотной кислоты, нитратов, фосфора  и его соединений и разъяснять их с точки зрения окисления восстановления и в свете представлений об электролитической диссоциации веществ

устанавливать генетическую связь между азотом, фосфором  и важнейшими их соединениями, отображать ее с помощью химических реакций

определять  принадлежность веществ к определенным классам соединений, тип химической реакции, валентность и степень окисления химических элементов в соединениях

             проводить самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников для      создания презентаций

             использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной   жизни.

Тема 6. Углерод и кремний

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: общую характеристику элементов подгруппы углерода, исходя из положения в периодической системе и строения атома; физические и химические свойства углерода, аллотропные видоизменения углерода; сущность круговорота углерода в природе; понятие сорбции, адсорбции, десорбции, применение углерода и кремния;  угарный газ, его свойства и физиологическое действие; углекислый газ, его физические и химические свойства. Круговорот углерода в природе особенности строения и свойства угольной кислоты и карбонатов; особенности строения и свойства кремния, кремниевой кислоты и силикатов; состав, строение, свойства, применение  оксида кремния; применение углерода, кремния и их соединений в народном хозяйстве, в промышленности и в быту.

уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы IV группы; сравнительную характеристику оксидов углерода;

характеризовать углерод как химический элемент и простое вещество, аллотропные модификации углерода;

распознавать оксид углерода (IV), карбонат-ионы, силикат ионы

записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства углерода, кремния,  и их соединений,  разъяснять их с точки зрения  окислительно – восстановительных процессов и в свете теории электролитической диссоциации

устанавливать генетическую связь углерода, кремния и их соединений, подтверждать  ее химическими уравнениями

составлять уравнения реакций характеризующих взаимопревращение карбонатов и гидрокарбонатов

сравнивать строение, свойства, нахождение в природе, получение и применение оксидов углерода

получать и обнаруживать углекислый газ

объяснять причину различия физических свойств высших оксидов углерода и кремния

проводить химический эксперимент, соблюдая правила ТБ;

приводить примеры изделий силикатной промышленности и области их применения

производить вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

проводить самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников для создания презентаций

использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной   жизни.

Раздел 3. Металлы

Тема 7. Общие свойства металлов

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: положение металлов в периодической системе химических элементов, особенности строения их атомов,, понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки,  легкие и тяжелые металлы, нахождение в природе  и способы получения металлов; сидерит, гематит, магнетит, основные сплавы, их состав, свойства и применение; физические  и химические свойства, электрохимический ряд напряжений металлов,  основные сплавы, их состав, свойства и применение; твердые растворы, интерметаллиды, цементит, чугун, сталь; положение щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия и железа в периодической системе и особенности строения их атомов; нахождение в природе, получение, физические, химические свойства щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия,  железа и их соединений; пероксиды,  жесткость воды, виды жесткости,  способы ее устранения, амальгама алюминия, термит, термитная сварка применение щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа и их соединений, качественные реакции на катионы Na+, K+, Al3+, Fe2+ и Fe3+.

уметь характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе

объяснять влияние металлической связи на физические свойства металлов; способы получения металлов с точки зрения представлений об окислительно - восстановительных процессах

пользоваться  электрохимическим  рядом  напряжений

составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов их соединений, и разъяснять их в свете представлений об окислительно - восстановительных  и электролитической диссоциации

объяснять  причины различия свойств  сплавов и металлов, входящих в их состав; на каких свойствах важнейших соединений кальция основано их применение

доказывать  практически амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия            

распознавать опытным путем:  катионы натрия, калия, алюминия и железа+2, +3

вычислять массовую долю вещества  в смеси (растворе)  по известной массе вещества (элемента);  процентный состав сплава по известной массе одного из компонентов  или по известному продукту взаимодействия сплава с другим реагентом

проводить самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников для создания презентаций

использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной   жизни.

Раздел 4.

Тема 8.  Первоначальные представления об органических веществах. Углеводороды

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия:  определение органической химии, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ;  основные положения теории А.М. Бутлерова (кратко);.определение углеводородов, их классификацию, а также классификацию органических веществ; первоначальные сведения о строении органических веществ; формулы и  особенности строения и свойств углеводородов: метана, этана, этилена, циклических углеводородов и бензола; некоторые свойства углеводородов; способы получение метана, этилена, ацетилена в лабораторных условиях,  природные источники углеводородов, качественный  анализ углерода, водорода, хлора в органических веществах,  качественные реакции на двойные и тройные связи

уметь различать по формуле по формуле предельные и непредельные углеводороды

изготовлять  модели первых членов гомологических рядов углеводородов

объяснять различие между изомерами и гомологами

составлять  молекулярные и  структурные формулы углеводородов и давать  им названия  

обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием

доказывать принадлежность веществ к  органическим соединениям

пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений и презентаций

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Тема 9. Спирты

        

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: понятие гидроксильной функциональной группы, понятие спиртов, классификацию спиртов на одноатомные и многоатомные, формулы представителей гомологических рядов ( метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин) их физические и химические свойства, получение и применение, физиологическое действие метанола и этанола

уметь называть  метанол, этанол, этиленгликоль и глицерин исходя из их формул

объяснять  различие между одноатомными и многоатомными спиртами, между спиртами и углеводородами

характеризовать  свойства спиртов

составлять формулы спиртов по их названиям, уравнения реакций характеризующих химические свойства спиртов

пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений и презентаций

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

производить расчеты по химическим уравнениям с использованием массовой доли растворенного вещества

Тема 9. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

        

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: понятие карбоксильной функциональной группы, понятие карбоновых кислот, формулы муравьиной кислоты,

 уксусной кислоты, пальмитиновой и

стеариновой кислот; свойства карбоновых кислот и их применение; понятие сложных эфиров,  жиров их получение и нахождение в природе

уметь приводить формулы веществ, относящихся к карбоновым кислотам и сложным эфирам

называть простейшие карбоновые кислоты и сложные эфиры

объяснять взаимосвязь свойств и строения

характеризовать свойства карбоновых кислот

определять  принадлежность соединений к классу карбоновых кислот

составлять  формулы карбоновых кислот по их названиям и уравнения реакций характеризующих химические свойства карбоновых кислот

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений и презентаций

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Тема 10. Углеводы

        

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: понятие углеводов, формулы глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы; уравнение реакции фотосинтеза, нахождение

углеводов в природе, реакцию гидролиза крахмала и брожения глюкозы, применение углеводов

уметь приводить  формулы веществ, относящихся к углеводам

называть исходя из формул  глюкозу, сахарозу, крахмал, целлюлозу

объяснять причину принадлежности глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы к углеводам

составлять  уравнения реакций фотосинтеза глюкозы и крахмала

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений и презентаций

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Тема 10. Белки. Полимеры

В результате изучения темы ученик должен

знать / понимать

важнейшие химические понятия: понятие аминокислот, функциональные группы аминокислот, незаменимые аминокислоты, понятие белков, нахождение белков в природе и их   биологическую  роль,  гормоны,  ферменты, интерферон, отличие высокомолекулярных соединений от низкомолекулярных; свойства простейших полимеров (полиэтилен, полипропилен, полихлорвинил)

уметь характеризовать  биологическую роль белков в организме человека

определять  принадлежность веществ к классу аминокислот

объяснять, как устроены молекулы полимеров

характеризовать свойства полиэтилена, полипропилена, полихлорвинила

пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений,  презентаций

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Названиеразделов и тем

Количество часов

Основные изучаемые вопросы

Экспериментальная часть.

Расчетные задачи

Форм и методы контроля

1.

Много-образие химичес-ких реакций

12

Тема 1.  Химические реакции ( 6часов).

Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель.   Процессы окисления  и восстановления. Составление окислительно- восстановительных реакций с помощью схемы электронного баланса. Реакции обмена, разложения замещения, соединения с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

 Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций.

Скорость химических реакций. Факторы,  влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы. Ингибиторы. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.  Принцип ЛеШателье.

Демонстрации.    Влияние  различных факторов на скорость химических реакций.

Расчетные задачи: Вычисления по термохимическим уравнениям.

Тема 2. Электролитическая диссоциация (6 часов).

Электролиты  и  не электролиты.  Электролитическая  диссоциация  веществ  в  водных растворах.  Ионы.  Катионы  и  анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация  кислот,  щелочей  и  солей.  Слабые  и  сильные  электролиты.  Степень  диссоциации. Реакции ионного обмена. Понятие о гидролизе солей.

Практическая  работа. Решение  экспериментальных  задач  по  теме  «Электролитическая диссоциация»

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

К.Р.№1

2

Неметал-лы

31

Тема 3. Галогены (5 часов)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Получение хлора в лаборатории и промышленности. Применение хлора.

Хлороводород.  Получение. Физические свойства. Соляная кислота и ее соли.

Сравнительная характеристика галогенов.

Практическая работа.        

Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.    

Тема 4. Кислород и сера (9 часов)

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода — озон.

Сера.  Аллотропия  серы.  Физические  и  химические  свойства.  Нахождение  в  природе. Применение  серы.  Оксид  серы(IV).  Сероводородная  и  сернистая  кислоты  и  их  соли.  Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.   Производство серной кислоты в промышленности.

Практическая работа.   Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами серы и её природных соединений. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.

Демонстрации.    Аллотропия кислорода и серы. Знакомство  с  образцами  природных сульфидов, сульфатов

Расчетные  задачи.  

Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

К.Р.№2

Тема 5. Азот и фосфор (10 часов)

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.  Азот, физические  и  химические  свойства,  получение  и  применение. Круговорот  азота  в природе.  Аммиак.  Физические  и  химические  свойства  аммиака,  получение,  применение.  Соли аммония. Оксиды  азота(II)  и  (IV). Азотная  кислота  и  ее  соли. Окислительные  свойства  азотной кислоты.

Фосфор.  Аллотропия  фосфора.  Физические  и  химические  свойства  фосфора.  Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли.

Минеральные удобрения.

Практическая работа.

Получение аммиака и изучение его свойств.

Практическая работа № 5.

Определение минеральных удобрений.

Лабораторные  опыты.  Взаимодействие  солей  аммония  со   щелочами.  

Ознакомление  с образцами азотных и фосфорных удобрений

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.

Тема 6. Углерод и кремний (7 часов)

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их  атомов.  Углерод,  аллотропные  модификации,  физические  и  химические  свойства  углерода. Угарный  газ,  свойства  и  физиологическое  действие  на  организм.  Углекислый  газ,  угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.

Практическая  работа.  Получение  оксида  углерода(IV)  и  изучение  его  свойств. Распознавание карбонатов.  

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат  и силикат ионы.

Демонстрации.  Кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.  Знакомство  с  образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видамитоплива. Ознакомление с видами стекла.

К.Р.№3

3

Металлы

13

Тема 7.  Общие свойства металлов (13 часов)

Положение  металлов  в  периодической  системе  химических  элементов  Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

Понятие  о  металлургии.  Способы  получения  металлов.  Сплавы  (сталь,  чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов.  Нахождение  в  природе.  Физические  и химические  свойства.  Применение  щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий.  Положение  алюминия  в  периодической  системе  и  строение  его  атома. Нахождение  в  природе. Физические  и  химические  свойства  алюминия. Амфотерность  оксида  и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе.  Физические  и  химические  свойства  железа.  Оксиды,  гидроксиды  и  соли  железа(II)  и железа(III).

Практические работы.

Решение  экспериментальных  задач  по  теме   «Металлы и их соединения».

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа(III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Демонстрации. Знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия,  природных соединений  кальция,  рудами  железа,  соединениями  алюминия.

Взаимодействие  щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре. Качественные реакции на катионы натрия, калия, кальция, алюминия,  железа(+2), железа(+3).

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

К.Р.№4

4.

Органи-ческие вещества

12

Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах. Углеводороды

 (5 часов).

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения  органических  соединений  А. М. Бутлерова.  Изомерия.  Упрощенная  классификация органических соединений.

Предельные  углеводороды.  Метан,  этан.  Физические  и  химические  свойства. Применение.

Непредельные  углеводороды. Этилен. Физические и  химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.

Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).

Природные источники  углеводородов. Нефть и природный  газ, их применение.  Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

 Демонстрации.  Модели  молекул  органических  соединений.

Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение, свойства.

Горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен.

Образцы нефти и продуктов их переработки.

Лабораторная работа. Составление моделей молекул углеводородов.

Расчетные  задачи.  Установление  простейшей  формулы  вещества  по  массовым  долям элементов.  

Тема 9. Спирты. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

(3 часа)

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Муравьиная и уксусная кислоты. Физические  и химические  свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты.

Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.

Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.

Демонстрации. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях

Тема 10. Углеводы. Белки. Полимеры. ( 4 часа)

Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.

Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение. Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.

Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.

Химия и здоровье. Лекарства.

Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал

Демонстрации. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида

К.Р.№5

3.Учебно-тематический план

Тема раздела

Кол-во

часов

В том числе

Уроки

Практ.

работы

Лаб.

опыты

Контр. работы

1

Многообразие химических реакций

6

6

-

-

-

2

Электролитическая диссоциация

6

6

1

1

1

3

Галогены

5

5

1

1

-

4

Кислород и сера

9

9

1

4

1

5

Азот и фосфор

10

10

2

2

-

6

Углерод и кремний

7

7

1

3

1

7

Общие свойства металлов

13

13

1

2

1

8

Первоначальные представления об органических веществах. Углеводороды

5

5

-

1

-

9

Спирты. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры

3

3

-

-

-

10

Углеводы. Белки. Полимеры

4

4

-

-

1

Резерв свободного учебного времени

2

2

Всего:

70

70

7

14

5

9 класс

Календарно-тематическое планирование

на 2020/2021 учебный год

п/п

Дата проведения

Тема урока

УУД

План

Факт

Раздел 1.Многообразие химических реакций.

(12 часов)

Тема 1.  Химические реакции. (6 часов)

знать / понимать

важнейшие химические понятия: сущность химических реакций и их классификацию, тепловой эффект химических реакций, экзо и эндотермические реакции, окислительно - восстановительные реакции, окисление, восстановление, окислитель, восстановитель, степень окисления, метод электронного баланса, скорость химической реакции, зависимость скорости химических реакций от разных факторов,  химическое равновесие,  факторы  влияющие на смещение равновесия, электролит и неэлектролит,  гидратация, кристаллогидраты, электролитическая диссоциация, степень электролитической диссоциации, условия необратимости реакций   вводных растворах, сильные электролиты, слабые электролиты, определение понятий «кислота», «основание» «соль»  с точки зрения электролитической диссоциации, реакции ионного обмена

1.

04.09

Повторение. Степень окисления. Определение степеней окисления. Окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель.   Процессы окисления  и восстановления.

2.

06.09

Составление окислительно-восстановительных реакций с помощью схемы электронного баланса.

3.

11.09

Реакции обмена, разложения замещения, соединения с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

4.

13.09

Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций.

Расчетные задачи.  Вычисления по термохимическим уравнениям.

5.

18.09

Скорость химических реакций. Факторы  влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы. Ингибиторы.

Демонстрации:  влияние  различных факторов на скорость химических реакций.

Расчетные задачи.  Вычисление средней скорости реакции.

6.

20.09

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие.  Принцип Ле-Шателье.

Тема 2. Электролитическая диссоциация (6 часов)

7.

25.09

Электролиты и  неэлектролиты, электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

Демонстрация:  Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

уметь

различать  реакции соединения, разложения, замещения, обмена,  окислительно – восстановительные реакции, определять степень окисления элементов   по формулам веществ

составлять  термохимические уравнения реакций, уравнения окислительно – восстановительных реакций,  полные и сокращенные ионные уравнения

определять по уравнению реакции окислитель, восстановитель, процесс окисления, восстановления

называть сильные и слабые электролиты

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, оснований, солей

объяснять влияние различных факторов на скорость химической реакции,  условия влияния различных факторов на смещение равновесия, причину электропроводности водных растворов солей, кислот, щелочей, чем обусловлены общие свойства растворов кислот и оснований

8.

27.09

Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.

Демонстрация:  Испытание растворов веществ на электрическую проводимость.

9.

02.10

Реакции  ионного обмена и условия их протекания.

Лабораторный опыт №1. Реакции обмена между растворами электролитов.

10.

04.10

Реакции ионного обмена и условия их протекания. Понятие о гидролизе солей.

11.

09.10

Практическая работа № 1.

Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

12.

11.10

Контрольная работа № 1.

К.Р.№1

Тема 3. Галогены ( 5 часов)

13.

16.10

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение.

Демонстрация: знакомство с физическими свойствами галогенов.

характеризовать  химические свойства кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации

определять  возможность протекания реакций ионного обмена до конца

осуществлять  химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности

проводить качественные реакции на ионы

вычислять скорость химических реакций

проводить самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников

характеризовать  химические свойства кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации

использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной   жизни.

14.

18.10

Хлороводород. Получение. Физические свойства.

15.

23.10

Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации:

-получение хлороводорода и растворение его в воде.

-знакомство с образцами природных хлоридов.

Лабораторный опыт № 2. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и йода.

Демонстрация: вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.    

16.

25.10

Обобщение и систематизация знаний по теме «Галогены»

17.

30.10

Практическая работа №2.

Получение соляной кислоты и изучение её свойств.

  Тема 4.Кислород и сера (9 часов)

18.

06.11

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода. Озон – аллотропная модификация кислорода.

знать / понимать

важнейшие химические понятия: аллотропия, аллотропные модификации серы (сера пластическая и ромбическая, моноклинная) и кислорода (озон), особенности строения атомов элементов подгруппы кислорода, закономерности  изменения свойств элементов подгруппы кислорода, строение молекул  кислорода и озона,  аллотропных модификаций серы  их физические и химические свойства, получение и применение, флотация,  строение молекул сероводорода, оксидов серы, сернистой и серной кислот их физические и химические свойства, получение и применение,  кислотные дожди, особенности свойств концентрированной серной кислоты; олеум,  соли серосодержащих кислот:  сульфиды, сульфиты, сульфаты,  гидросульфиды, гидросульфиты, гидросульфаты, их свойства, распознавание,  нахождение в природе и применение , качественные реакции на сульфид, сульфит, сульфат ионы

уметь  характеризовать строение атомов кислорода и серы, строение молекул кислорода и озона, аллотропных модификаций серы  их физические и химические свойства, получение и применение строение молекул оксидов серы, сернистой и серной кислот их физические и химические свойства, получение и применение; особенности свойств концентрированной серной кислоты

распознавать опытным путем сульфат, сульфит  и сульфид ионы  в водных  растворах

сравнивать свойства простых веществ серы и кислорода в свете представлений об окислительно – восстановительных реакциях

составлять: уравнения реакций взаимодействия кислорода (озона) и серы с простыми и сложными

веществами, уравнения реакций характеризующих свойства сероводорода,  оксидов серы,  соответствующих им  кислот и солей в молекулярном и ионном виде

различать  концентрированную и разбавленную серную кислоту

вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество вещества продукта реакции по массе, объему, количеству исходного вещества, содержащего  определенную долю примесей

осуществлять  химический эксперимент с соблюдением правил техники безопасности

проводить самостоятельный поиск информации с использованием  различных источников для создания презентаций

использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной   жизни.

19.

08.11

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы,  нахождение серы в природе. Применение серы.

Демонстрация: аллотропия кислорода и серы.

Лабораторный опыт №3.

Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.

Расчетные  задачи.  

Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

20.

13.11

Сероводород.  Сероводородная кислота. Сульфиды.

Демонстрация: знакомство  с  образцами  природных сульфидов

Лабораторный опыт №4.

Распознавание сульфид ионов в растворе.

Расчетные  задачи.  

Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

21.

15.11

Оксид серы (4). Сернистая кислота и ее соли.

Лабораторный опыт №5.

Распознавание  сульфит- ионов в растворе.

Расчетные  задачи.  

Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

22.

20.11

Оксид серы (VI). Cерная  кислота и ее соли.

Демонстрация:  Знакомство  с  образцами  природных  сульфатов.

Лабораторный опыт №6.

Распознавание  сульфат - ионов в растворе.

23.

22.11

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

24.

27.11

Производство серной кислоты в промышленности.

Расчетные  задачи.  

Вычисления  по  химическим  уравнениям  реакций  массы,  количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

25.

29.11

Практическая работа №3.

Экспериментальное решение  задач по теме «Кислород и сера».

26.

04.12

Контрольная работа №2 по темам: «Галогены. Кислород и сера».

К.Р.№2

Тема 5. Азот и фосфор (10 часов)

27.

06.12

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот. Нахождение в природе, свойства и применение.

знать / понимать

важнейшие химические понятия:

особенности строения и свойств атомов элементов главной подгруппы V группы; строение, физические и химические свойства, получение и применение азота – простого вещества; состав, строение, свойства аммиака, каталитическое окисление аммиака, аммиачная вода, способы его получения и распознавания, применение; состав,  свойства, получение и применение солей аммония, качественную реакцию на катион аммония; состав и свойства оксидов азота (II  и  IV)строение, свойства и применение азотной кислоты; свойства  и применение нитратов, биологическую роль азота; состав и свойства аллотропных видоизменений фосфора, нахождение в природе,  применение фосфора; состав, свойства, получение и применение оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и ее солей,  фосфин,  фосфиды

определение понятия «минеральные удобрения», названия и химические формулы некоторых азотных и фосфорных удобрений, важнейшие макроэлементы и микроэлементы, их значение для растений

28.

11.12

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение в лабораторных условиях и в промышленности.  Применение аммиака.

Демонстрация: получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака.

29.

13.12

Соли аммония.

Лабораторный опыт №7.

Взаимодействие  солей  аммония  со   щелочами.  

30.

18.12

Практическая работа №4.

Получение аммиака и изучение его свойств.

31.

20.12

Азотная кислота. Строение молекулы. Получение и применение.

Демонстрация: получение азотной кислоты из нитрата натрия.

32.

25.12

Окислительные свойства азотной кислоты.

Демонстрация:  взаимодействие азотной кислоты с металлами

33.

27.12

Соли азотной кислоты.

Демонстрация: ознакомление  с образцами природных нитратов.

уметь

давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы V группы;  белого и красного фосфора;

характеризовать азот как химический элемент и простое  вещество, химическую инертность азота,  биологическую роль азота, круговорот азота в природе;

характеризовать фосфор как химический элемент и простое вещество, аллотропные модификации фосфора, нахождение в природе, свойства, получение и применение простого вещества и его соединений

определять опытным путем аммиак, катион аммония, концентрированную и разбавленную азотную кислоту, нитраты,  ортофосфаты, соблюдая правила техники безопасности.

34.

Фосфор. Аллотропия фосфора.  Свойства фосфора.  Нахождение в природе и применение.

35.

Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.

Демонстрация: ознакомление  с образцами природных  фосфатов.

Лабораторный опыт №8.

Ознакомление  с образцами азотных и фосфорных удобрений.

36.

Практическая работа № 5.

Определение минеральных удобрений.

 Тема 6. Углерод и кремний (7 часов)

37.

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные модификации углерода.

Демонстрация: кристаллические  решетки  алмаза  и  графита.  

знать / понимать

важнейшие химические понятия: общую характеристику элементов подгруппы углерода, исходя из положения в периодической системе и строения атома; физические и химические свойства углерода, аллотропные видоизменения углерода; сущность круговорота углерода в природе; понятие сорбции, адсорбции, десорбции, применение углерода и кремния;  угарный газ, его свойства и физиологическое действие; углекислый газ, его физические и химические свойства. Круговорот углерода в природе особенности строения и свойства угольной кислоты и карбонатов; особенности строения и свойства кремния, кремниевой кислоты и силикатов; состав, строение, свойства, применение  оксида кремния; применение углерода, кремния и их соединений в народном хозяйстве, в промышленности и в быту.

38.

Химические свойства углерода. Адсорбция. Применение.

39.

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм. Углекислый газ.

Демонстрация: получение углекислого газа.

40.

Угольная кислота и ее соли: карбонаты и гидрокарбонаты. Строение, физические свойства и химические свойства, взаимные превращения. Качественная реакция на соли угольной кислоты.

Демонстрация:  знакомство с образцами природных карбонатов.

Лабораторный опыт №9.

Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов.

Лабораторный опыт №10.

 Качественная  реакция на карбонат  ион.

41.

Практическая работа №6.

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

уметь давать сравнительную характеристику строения и свойств элементов главной подгруппы IV группы; сравнительную характеристику оксидов углерода;

характеризовать углерод как химический элемент и простое вещество, аллотропные модификации углерода;

распознавать оксид углерода (IV), карбонат-ионы, силикат ионы

записывать уравнения реакций, отражающих химические свойства углерода, кремния,  и их соединений,  разъяснять их с точки зрения  окислительно – восстановительных процессов и в свете теории электролитической диссоциации

42.

Кремний и его соединения. Стекло. Цемент.

Демонстрации:

-знакомство с образцами природных силикатов.

-ознакомление с видами стекла.

Лабораторный опыт №11.

Качественная реакция на силикат- ионы.

43.

Контрольная работа № 3

по разделу: «Неметаллы»

К.Р.№3

Раздел 3. Металлы

(13 часов).

 Тема 7. Общие свойства металлов (13 часов).

44.

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов.

знать / понимать

важнейшие химические понятия: положение металлов в периодической системе химических элементов, особенности строения их атомов,, понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки,  легкие и тяжелые металлы, нахождение в природе  и способы получения металлов; сидерит, гематит, магнетит, основные сплавы, их состав, свойства и применение; физические  и химические свойства, электрохимический ряд напряжений металлов,  основные сплавы, их состав, свойства и применение; твердые растворы, интерметаллиды, цементит, чугун, сталь; положение щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия и железа в периодической системе и особенности строения их атомов; нахождение в природе, получение, физические, химические свойства щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия,  железа и их соединений; пероксиды,  жесткость воды, виды жесткости,  способы ее устранения, амальгама алюминия, термит, термитная сварка применение щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа и их соединений, качественные реакции на катионы Na+, K+, Al3+, Fe2+ и Fe3+.

уметь

характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе

объяснять влияние металлической связи на физические свойства металлов; способы получения металлов с точки зрения представлений об окислительно - восстановительных процессах

пользоваться  электрохимическим  рядом  напряжений

составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов их соединений, и разъяснять их в свете представлений об окислительно - восстановительных  и электролитической диссоциации

объяснять  причины различия свойств  сплавов и металлов, входящих в их состав; на каких свойствах важнейших соединений кальция основано их применение

доказывать  практически амфотерный характер оксида и гидроксида алюминия            

распознавать опытным путем:  катионы натрия, калия, алюминия и железа+2, +3

45.

Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.

46.

Щелочные металлы. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение.

Демонстрации:

-знакомство  с  образцами  важнейших  солей  натрия,  калия.

 -взаимодействие  щелочных металлов с водой.

-обнаружение ионов калия и натрия в растворах.

47.

Кальций и его соединения

Демонстрации:

-знакомство  с  образцами  важнейших   природных соединений  кальция.

-взаимодействие  щелочноземельных металлов и их оксидов  с водой.

-обнаружение ионов кальция в растворах.

48.

Жесткость воды и способы ее устранения.

49.

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия

Демонстрации:

 -знакомство  с  образцами  важнейших   соединений  алюминия.

-взаимодействиеа люминия с водой.

50.

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Лабораторный опыт № 12.

Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами.

Демонстрация: обнаружение ионов алюминия в растворах.

51.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементы IA-IIIA – групп периодической системы химических элементов.

52.

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

Демонстрации:

- знакомство с  рудами  железа.

-сжигание железа в кислороде и хлоре.

53.

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа(III).

Лабораторный опыт №13.

 Получение гидроксидов железа (II) и железа(III).

Демонстрация: обнаружение ионов Fe2+ и Fe3+ в растворах.

54.

Понятие о металлургии. Способы промышленного получения металлов.

Проблемы безотходных производств в металлургии охрана окружающей среды. Сплавы.

55.

Практическая работа №7.

Решение экспериментальных задач по теме: «Общие свойства металлов».

56.

Контрольная работа №4

 по теме: «Общие свойства металлов».

К.Р.№4

Раздел 3. Органические вещества.

(12 часов).

Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах.  Углеводороды( 5часов).

57.

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.

знать / понимать

важнейшие химические понятия:  определение органической химии, различия между органическими и неорганическими веществами, особенности строения и свойств органических веществ;  основные положения теории А.М. Бутлерова (кратко);.определение углеводородов, их классификацию, а также классификацию органических веществ; первоначальные сведения о строении органических веществ; формулы и  особенности строения и свойств углеводородов: метана, этана, этилена, циклических углеводородов и бензола; некоторые свойства углеводородов; способы получение метана, этилена, ацетилена в лабораторных условиях,  природные источники углеводородов, качественный  анализ углерода, водорода, хлора в органических веществах,  качественные реакции на двойные и тройные связи

58.

Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.

59.

Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение. Понятие о циклических углеводородах.

Лабораторный опыт №14.  Составление моделей молекул углеводородов.

Демонстрация: горение  углеводородов  и обнаружение продуктов их горения  ( на примере парафина).

60.

Непредельные углеводороды. Этилен. Ацетилен.  Физические и химические свойства. Применение. Понятие о диеновых углеводородах.

Демонстрации:

-получение и обнаружение этилена

-получение ацетилена.

61.

Природные источники углеводородов. Природный газ. Нефть. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрация: знакомство с образцами нефти и продуктами ее переработки.

Тема 9. Спирты. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.  

(3 часа)

62.

Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Свойства спиртов. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.

Демонстрации:

-растворение этилового спирта и глицерина в воде.

-качественная реакция на многоатомные спирты.

знать / понимать

важнейшие химические понятия: понятие гидроксильной функциональной группы, понятие спиртов, классификацию спиртов на одноатомные и многоатомные, формулы представителей гомологических рядов ( метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин) их физические и химические свойства, получение и применение, физиологическое действие метанола и этанола

уметь

называть  метанол, этанол, этиленгликоль и глицерин исходя из их формул

объяснять  различие между одноатомными и многоатомными спиртами, между спиртами и углеводородами

63.

Муравьиная и уксусная кислоты. Получение, свойства, применение.  Понятие о высших карбоновых кислотах.

Демонстрация: получение и свойства уксусной кислоты.

64.

Сложные эфиры. Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме.

Демонстрация: растворимость жиров в воде и органических растворителях.

 Тема 10. Углеводы. Белки. Полимеры. ( 4 часа)

65.

Глюкоза. Сахароза. Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал, целлюлоза – природные полимеры. Применение.

Демонстрации:

-качественная  реакция на глюкозу.

-качественная реакция на крахмал.

знать / понимать

важнейшие химические понятия: понятие аминокислот, функциональные группы аминокислот, незаменимые аминокислоты, понятие белков, нахождение белков в природе и их   биологическую  роль,  гормоны,  ферменты, интерферон, отличие высокомолекулярных соединений от низкомолекулярных; свойства простейших полимеров (полиэтилен, полипропилен, полихлорвинил)

уметь

характеризовать  биологическую роль белков в организме человека

66.

Белки – биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании.

Демонстрация: качественные реакции на белок.

67.

Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.

Демонстрация: ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.

68.

Тестовая контрольная работа по органической химии.

К.Р.№5

Лист корректировки рабочей программы

                                Сингур  Яны  Владимировны

                                      по химии в 9классе

Название

раздела, темы

Дата

проведения

по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Химия 8 класс

Рабочая программа «Химия» 8 класс предназначена для работы по учебнику О.С.Габриеляна. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений под редакцией– 5-е изд. – М.: Дрофа,2009., она составляется н...

Рабочая программа "Химия" 9 класс

Рабочая программа "Химия" 9 класс по УМК Габриелян О.С. , базовый уровень включает титульный лист, пояснительную записку, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...