Адаптированная рабочая программа по химии 9 класс
рабочая программа по химии (9 класс)

Слабкова Галина Петровна

Адаптированная рабочая программа по химии 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_himii_9_klass.docx445.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кириковская средняя школа»

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора  по УВР

Сластихина Н.П.

 «31» августа 2020г.

.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Кириковская средняя школа»

Ивченко О.В.

  «31» августа 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(Адаптированная)

по предмету  «Химия» для учащихся 9  класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Кириковская средняя  школа»

Составил:       учитель первой  квалификационной категории  Слабкова Галина Петровна.

Срок реализации: 1 год

2020-2021 учебный год

  1. Пояснительная записка.

    Настоящая рабочая  программа по учебному предмету «Химия» 9 класс составлена на основании основной адаптированной образовательной программы  под. редакцией В.В. Воронковой, учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кириковская средняя школа», адаптированной  образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) на 2019-2020 учебный год,    учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кириковская средняя  школа» 5-9 класс на 2019-2020 учебный год для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости,  положения о рабочей программе педагога  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кириковская средняя  школа» реализующего предметы, курсы и дисциплины общего образования от 30 мая 2019 года.

Рабочая программа составлена на основе программы по химии О.С. Габриеляна для общеобразовательных учреждений 2010 года с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17.07.2013г. «О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья». Курс химии 8-9 классов знакомит с основными понятиями химии. Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий и с учетом интересов обучающихся, их потребностей и возможностей, на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Учебный материал отобран  и систематизирован таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне,  современные представления о химической стороне явлений окружающего мира. Применять полученные знания и умения для объяснения разнообразных явлений и свойств веществ,  безопасной работы с веществами в  быту и на производстве,  предупреждать явления, наносящие вред здоровью человека и окружающей среде.

Цель курса: социализация детей с ОВЗ средствами содержания предмета химии.

Содержание программы ориентировано на реализацию следующих задач.

Расширять и систематизировать знания  учащихся о единстве живой и неживой природы.

Формировать  знания о  составе химических веществ, свойствах, их применении в быту и на производстве.

Формировать умения обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием.

Формировать  умения применять знания из области химии в практической и трудовой деятельности.

Формировать умения связно излагать свои мысли в устном и письменном виде, характеризуя, сравнивая химические вещества по составу, свойствам и применению, делать элементарные выводы и обобщения.

Воспитывать экологическую культуру и навыки здорового образа жизни.

 Программа рассчитана на учащихся с легкой степенью умственной отсталости, имеющих смешанное специфическое расстройство психического, психологического развития. Поэтому при ее составлении учитывались следующие психические особенности детей: замедленный темп, узость, недифференцированность  восприятий,  неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, не сформированность  мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  нарушения речи, слабость обобщающей функции мышления и речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе изучения предмета подчеркивается, что химия — наука экспериментальная.

Изучаемый курс химии  практико-ориентирован:  все понятия, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни, трудовой деятельности и их роли в живой и неживой природе.

С целью получения и закрепления основных навыков работы с химическими веществами, посудой и оборудованием в курсе предусмотрено выполнение учащимися   6 лабораторных опытов, 10  лабораторных работ,      9 практических работ. Предполагается выполнение учителем 10 демонстраций.

Методы обучения:  беседа, объяснения, объяснительное чтение, рассказ, эксперимент,  наблюдение,   демонстрации, опыт,  контрольное тестирование, контрольная работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная (выполнение учеником всех операций под руководством учителя и самостоятельно), групповая: работа в парах,  группах,  выполнение  лабораторных опытов и практических работ, домашнее задание, экскурсия.

2.         Планируемые результаты освоения предмета.

Учащиеся должны знать:        

- основные правила  обращения с  химическими веществами в быту и на производстве;

- физические и химические явления  природы, вещества, физические тела,  их свойства и применение;

- химические символы и  химические формулы элементов и веществ, распространенных в природе и быту;

- названия и свойства веществ, используемых  в быту и на производстве;

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами  в быту и на производстве;

- выполнять  практические  (лабораторные) работы, определенные программой,  под руководством учителя и самостоятельно;

-связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы  на основании проведённых наблюдений;

- различать физические и химические явления, вещества и тела;

- самостоятельно выполнять простейшие химические операции: растворение, нагревание, фильтрования, выпаривание веществ, применяемые в быту;

-использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде.

3. Содержание учебного предмета.

Тема 1. Введение (2ч)

Значение химии в жизни  и деятельности человека. Физические и химические явления. Простые и сложные вещества  и их свойства.  

Тема 2.  Вещества (8часов)

Вещества неорганические и органические (металлы и неметаллы, кислоты, соли, основания (щёлочи),волокна, пластмассы, белки, жиры, углеводы, витамины, биологические добавки)

 Кислоты (серная, соляная, уксусная, молочная, аскорбиновая).

Соли  (поваренная, питьевая сода, мел, медный купорос).

Основания(щёлочи) известковая вода, ржавчина.

Металлы и их свойства (алюминий, цинк, железо, золото, серебро).  Сплавы (бронза, латунь, дюралюминий, чугун, сталь). Коррозия металлов и способы защиты.

 Неметаллы (кислород, сера, кремний, углерод, азот, фосфор).

Демонстрации№1: Образцы типичных металлов. Коррозия металлов. Образцы типичных  неметаллов.

Демонстрации№2:Образцы органических веществ.

Тема 3. Лекарственные вещества и витамины (3часа)

  Лекарства. Формы лекарственных средств.  Хранение лекарственных средств.

Понятие о витаминах  и их значение для здоровья человека.

 Профилактика заболеваний и  вредных привычек.

Демонстрации: Формы лекарственных средств. Знакомство с витаминами

Лабораторные опыты: № 1 Изучение инструкции на упаковке лекарственных средств.

Тема 4. Химия и питание человека (6часов)

Понятие о жирах, белках, углеводах и их питательная ценность. Сбалансированное питание. Качество пищи. Способы и сроки хранения пищевых продуктов. Химический состав продуктов питания. Поваренная соль, её значение. Йодированная соль. Уксус. Сода. Сахар. Глюкоза. Мёд и варенье.  Пищевые добавки( красители, консерванты, усилители вкуса).

Практические работы: №1. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Лабораторная работа№1.  Изучение  по этикеткам состав продуктов питания.

Демонстрации: Денатурация белка при кипячении и действии кислот.

Лабораторные опыты: № 2. Определение жиров в семенах подсолнечника, арахиса, грецкого ореха, гороха, гречки.                                      

Тема 5.  Химия в быту (5часов)

Средства бытовой химии. Правила безопасного использования средств бытовой химии. Синтетические моющие средства и их состав. Поверхностно-активные вещества. Чистящие средства и их состав. Дезинфицирующие средства и их состав, классификация. Средства борьбы с сорными   растениями и  вредными животными.

 Лабораторная работы: №1. Изучение состава средств   бытовой химии по этикеткам.

Лабораторная работа: №2.Использование синтетических моющих средств по инструкции.

Лабораторная работа№3. Выведение пятен на одежде средствами бытовой химии.

Тема 8. Косметическая химия (4 часа)

Эфирные масла – основа  косметической химии. Калиевые и натриевые соли органических кислот – жидкие, твёрдые мыла. Однородные и неоднородные смеси – крема, виды кремов. Средства личной гигиены (зубная паста, зубной порошок, шампуни, бальзамы, дезодоранты и другие)

Демонстрации: Образцы  средств личной гигиены.      

Лабораторные опыты: №1 Знакомство с эфирными маслами природного происхождения(цитрусовые, герань, пихтовое, кедровое, розовое масла и др.)

Тема 6. Химия и земледелие (3часа)

Удобрения их классификация и применение (органические и неорганические)

Минеральные удобрения  (азотные, калийные, фосфорные).Способы внесения удобрений и безопасность при работе с ними.

Практические работы: №1 Подкормка комнатных растений удобрениями.

Демонстрации: Коллекции минеральных удобрений

Тема 7. Химия вокруг нас (3часа)

Знакомство с высокомолекулярными соединениями: пластмассы, резина, волокна.Силикатная промышленность: стекло, цемент, керамика, кирпич.

Области  применения химических веществ.

Практические работы: №1 Приготовление клея (крахмального,  обойного) по инструкции.

Лабораторные опыты: .№1 Работа с коллекцией пластмасс и волокон

Лабораторная работа №2 Работа с коллекцией стекла

Химия 9 класс (68часов).

Содержательные блоки

кол-во часов

9кл. –(34 +1)часов

Введение

7

2

Вещества

16

8

Методы исследования природы

9

Явления,  происходящие с веществами

7

Химические вещества вокруг нас

8

3

Лекарственные вещества и витамины

3

3

Химия и питание человека

6

6

Химия в быту

5

5

Косметическая химия

4

4

Химия и земледелие

3

3

Итого:

34

Практическая часть (химия).

Тема

Количество

часов

Экскур-

сия

Д

Л.О.

Л.Р.

П.Р.

К.Р.

1

 Введение

2

Вещества

8 ч

1,2

3

Лекарственные вещества и витамины

1

1

4

Химия и питание человека

1

1,2

1

5

Химия в быту

1-3

6

Косметическая химия

4

1

1

7

Химия и земледелие

1

1

8

Химические вещества вокруг нас

1-2

1

9

Итоговая контрольная

работа (промежуточная

аттестация)

1

Итого:

34+1

6

9

3

1

4. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы.

Введение (2часа)

Тема урока

Основное содержание урока

Химический эксперимент

  Требования к уровню подготовки  

Дата

1/1

 Значение химии для человека

Значение химии в жизни  и деятельности человека

Знать:

Основные правила  обращения с  химическими веществами в быту. Названия и свойства веществ, используемых  в быту и на производстве  и на производстве.

02.09

1/2

Периодическая система химических элементов

Значение  периодической системы  химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая символика. Химические формулы наиболее распространенных в природе веществ.

Знать:

химические формулы элементов и веществ, распространенных в природе и быту.

9.09

Тема 1. Вещества (8 ч.)

1/3

Органические и неорганические вещества.

Вещества неорганические:

металлы и неметаллы,  кислоты, соли, основания, оксиды.

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, биологические добавки

Демонстрация №1

Коллекция металлов.

Коллекция пластмасс, волокон.

Уметь:

 различать вещества.

16.09

2/4

Кислоты

Кислоты, их свойства и области  применения.

Наиболее распространенные в быту кислоты: серная, соляная, уксусная, молочная, аскорбиновая.

Знать:

Основные правила  безопасного обращения с   кислотами  в быту и на производстве.

23.09

3/5

Соли

Соли: поваренная, питьевая сода, мел, медный купорос

Области применения солей.

Знать:

 названия и свойства   солей,  применяемых   в быту и на производстве.

30.09

4/6

Металлы в природе.  

Физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации.

Металлы: алюминий, цинк,

железо,  золото, серебро.

Демонстрация №2. Образцы типичных металлов

Знать:

химическую символику.

Уметь: называть знаки химических элементов металлов;

Уметь:

 Связно  описывать физические свойства металлов и на основе их характеризовать области применения.

07.10

5/7

Сплавы металлов.

Сплавы металлов, их

свойства и значение.

Сплавы: бронза, латунь, дюралюминий, чугун, сталь.

14.10

6/8

Коррозия металлов

Общие понятия о коррозии.

Коррозия металлов и способы защиты.

Демонстрация №3.

Коррозия металлов.

Уметь:

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Владеть некоторыми способами защиты металлов от коррозии.

21.10

6/9

Неметаллы

Неметаллы (кислород, сера, кремний, углерод, азот, фосфор). Распространение

неметаллов в природе. Физические свойства  простых веществ неметаллов.

Знать:

химическую символику.

Уметь:

называть знаки химических элементов-неметаллов; характеризовать физические свойства неметаллов.

11.11

7/10

Повторение по теме: «Вещества»

Вещества органические и неорганические. Кислоты. Соли. Металлы и их свойства. Сплавы. Неметаллы

Уметь:

различать кислоты, соли, основания по их формулам.

18.11

Тема 2. Лекарственные вещества и витамины (3ч.)

1/11

Лекарственные вещества

Понятие о   лекарственных веществах как химических препаратах. Безопасные способы применения лекарств.

Лабораторный опыт №1. Изучение инструкции на упаковке лекарственных средств

Знать:

Основные правила  обращения с   лекарственными веществами в быту.  

Уметь:

различать вещества по назначению, используя инструкцию.

Использовать приобретенные знания для  грамотного применения.  

25.11

2/12

Формы лекарственных средств

Формы лекарственных средств.  Хранение лекарственных средств в быту.

Демонстрация №1. Образцы лекарственных средств.

Уметь:

различать лекарственные вещества по форме.

Использовать приобретенные знания для   правильного хранения лекарств.

2.12

3/13

Витамины.

Понятие о витаминах  и их значение для здоровья человека. Профилактика заболеваний и вредных привычек

Демонстрация №2. Знакомство с витаминами

Знать:

условные обозначения витаминов (А, В, С, Д);

нахождение их в продуктах питания;

профилактика заболеваний при недостатке и избытке витаминов.

09.12

Тема 3. Химия и питание человека (5 ч.)

1/14

Жиры в природе и их применение.

Жиры в природе и их применение.

Понятие о жирах и их питательной ценности. Сбалансированное питание

Лабораторный опыт № 1. Определение жиров в семенах подсолнечника, арахиса, грецкого ореха, гороха, гречки

Уметь:

выполнять  практические  (лабораторные) работы, определенные программой,  под руководством учителя и самостоятельно.

Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы  на основании проведённых наблюдений.

16.12

2/15

 Белки в природе и их применение

Понятие о белках и их питательной ценности. Сбалансированное питание.

Демонстрация №1.Денатурация белка при кипячении и действии кислот

 Уметь:

самостоятельно делать выводы  на основании проведённых наблюдений.

23.12

3/16

  Углеводы в природе и их применение.

Понятие об углеводах и их питательной ценности. Сбалансированное питание.

Практическая работа №1. Обнаружение крахмала в продуктах питания

Уметь:

выполнять  практические  (лабораторные) работы, определенные программой,  под руководством учителя и самостоятельно.

Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы  на основании проведённых наблюдений.

13.01

4/17

Пищевые продукты

Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Поваренная  и йодированная соль   их роль

в организме. Сахар. Глюкоза. Мёд и варенье. Уксус.

 Химический состав продуктов питания.  

Уметь:

Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни.

20.01

5/18

Химический состав продуктов питания.

Химический состав продуктов питания. Пищевые добавки: красители, консерванты, усилители вкуса.

Лабораторная работа №1. Работа с этикетками продуктов питания

Уметь:

Выполнять  практические  (лабораторные) работы, определенные программой,  под руководством учителя и самостоятельно.

Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы  на основании проведённых наблюдений.

27.01

Тема 4. Химия в быту (5ч.)

1/19

Средства бытовой химии.

 Средства бытовой химии. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Практическая работа№2.Изучение этикеток на средствах бытовой химии

Знать:

Основные правила  обращения с  химическими  средствами бытовой химии.

Названия  и  свойства   средств бытовой химии правильного  применения.

Уметь:

Соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами  в быту и на производстве.

03.02

2/20

Синтетические моющие средства.

Синтетические моющие средства и их состав.  

Лабораторный опыт №1. Разведение стиральных порошков и ополаскивателей для белья

Уметь:

Самостоятельно выполнять простейшие химические операции: растворение веществ, применяемые в быту

10.02

3/21

Синтетические моющие средства

Синтетические моющие средства и их состав. Поверхностно-активные вещества

Лабораторный опыт №2

Выведение пятен средствами бытовой химии.  

Уметь:

использовать приобретенные знания   в  практической деятельности и повседневной жизни.  

17.02

4/22

Чистящие средства

Чистящие средства и их состав

Уметь:

использовать приобретенные знания   в  практической деятельности и повседневной жизни.  

24.02

5/23

Дезинфицирующие средства

Дезинфицирующие средства и их состав, классификация

03.03

Тема 5. Косметическая химия (4 ч.)

1/24

Эфирные масла

Эфирные масла – основа  косметической химии.

Масла  жидкие жиры растительного происхождения: льняное, конопляное, оливковое, соевое, кукурузное, подсолнечное.

Лабораторный опыт№1. Знакомство с эфирными маслами природного происхождения

Знать:

названия и свойства веществ, используемых  в быту;

  правила  применения  

эфирных масел.

10.03

2/25

Жидкие мыла

Калиевые соли органических кислот – жидкие мыла. Наполнители: душистые вещества, красители, антисептики, растительные экстракты.

Демонстрация №1.Образцы жидкого мыла

Знать:

названия и свойства веществ, используемых  в быту;

соблюдать правила личной гигиены.  

17.03

3/26

Твердые мыла

Натриевые соли органических кислот – твёрдые мыла.

Наполнители: душистые вещества, красители, антисептики, растительные экстракты.

Демонстрация №2. Образцы твердого мыла

Знать:

названия и свойства веществ, используемых  в быту;

соблюдать правила личной гигиены.  

31.03

4/27

Крема

Однородные и неоднородные смеси: крема, виды кремов.

Демонстрация №3.  Образцы кремов

Уметь:

читать и определять состав кремов по инструкции;

применять по назначению.

7.04

Тема 6. Химия и земледелие (4 ч.)

1/28

Удобрения

Удобрения их классификация.

Органические удобрения: торф, навоз, птичий помёт, компосты, пищевые отходы.

 Неорганические удобрения: азотные, калийные, фосфорные.

Знать:

вещества, их свойства и применение.

 Уметь:

соблюдать правила техники безопасности при работе с удобрениями    

14.04

2/29

Минеральные удобрения

Минеральные удобрения  (азотные, калийные, фосфорные).

Демонстрация №1. Коллекции минеральных удобрений

Знать:

вещества, их свойства и применение.

21.04

3/30

Применение  удобрений

Способы внесения удобрений и безопасность при работе с ними

Уметь:

соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами  в быту и на производстве.

28.04

4/31

Практическая работа

 №4. Подкормка комнатных растений удобрениями

Способы внесения удобрений и безопасность при работе с ними

Практическая работа №1 Подкормка комнатных растений удобрениями

Уметь:

соблюдать правила техники безопасности при работе с удобрениями    

05.05

Тема 7. Химия вокруг нас (3 ч.)

1/32

Высокомолекулярные соединения.

Знакомство с высокомолекулярными соединениями: пластмассы, резина, волокна, каучук.

Искусственные и синтетические полимеры.

Лабораторный опыт №1.Работа с коллекцией пластмасс и волокон

   Уметь: самостоятельно делать выводы  на основании проведённых наблюдений;

различать  вещества.

12.05

2/33

   Итоговая(промежуточная аттестация)  контрольная работа

 

 

Уметь:

Выполнять  практические  (лабораторные) работы, определенные программой,  под руководством учителя и самостоятельно.

Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы  на основании проведённых наблюдений.

19.05

3/34

Силикатная промышленность.

Силикатная промышленность: стекло, цемент, керамика, кирпич.

Виды стекла.

Роль стекла в искусстве.

Лабораторный опыт №6. Работа с коллекцией стекла

Уметь:

самостоятельно делать выводы  на основании проведённых наблюдений.

  Практическая работа  №1. Приготовление клея

Знакомство с высокомолекулярными соединениями: пластмассы, резина, волокна

Практическая работа №1. Приготовление клея (крахмального,  обойного) по инструкции

Уметь:

Выполнять  практические  (лабораторные) работы, определенные программой,  под руководством учителя и самостоятельно.

Связно излагать в речи результаты наблюдений, самостоятельно делать выводы  на основании проведённых наблюдений.

Необходима коррекция расписания в мае месяце.

5. Список литературы, используемый при оформлении рабочей программы.

Литература для учащихся:

  1. Аликберова Л.Ю.  «Занимательная химия», М, «ACT - Пресс», 2009г.
  2. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С. -- М.: Дрофа, 2012.
  3. Е.А. Еремин, Н.Е. Кузьменко «Справочник школьника по химии 8-11 класс, М, «Дрофа», 2000 г.
  4. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Габриелян О.С.. - М.: Дрофа, 2014.

Литература для учителя:

1. Габриелян О.С., Методическое пособие для учителя. Химия 8-9 класс. - М.: Дрофа, 2008.

2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия. 9 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.

3. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки» по химии 9 класс, ML, «Вако». 2004 г.

4. Комисарова Л.В., ,Присягина И.Г «Контрольные и проверочные работы по химии 9 класс», М., «Экзамен», 2007г.

5. Учебно-методическая газета для учителей, изд. «Первое сентября», М., 2009 г.

6. Учебник О.С. Габриелян, «Химия» 9 класс, М. «Дрофа», 2014 года.

Электронные пособия:

CD диски «Общая и неорганическая химия», Органическая химия» «Виртуальная лаборатория»

Интернет-ресурсы:

http 4vww.chem-astii.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.ncirod.ru/inorg/element.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа 10 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 5 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 6 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 7 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 9 класс

Адаптированная рабочая программа...

Адаптированная рабочая программа 2 класс обучение на дому

В программе представлено 5 изучаемых предметов в количестве 8 часов в неделю...

адаптированная рабочая программа 9 класс

адаптированная рабочая программа 9 класс...