Технологическая карта урока "Щелочные металлы", 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Потапова Елена Константиновна

Краткая аннотация к работе

Разработано для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений. УМК О.С. Габриеляна.

Тип урока: открытие нового знания .

Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_shchelochnye_metally.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Ф. И. О. педагога: Потапова Елена Константиновна

Предмет: химия

Тема урока: Щелочные металлы.

Цель урока: развитие учебных знаний о щелочных металлах.

Дидактические материалы: Приложения 1-3.

Оборудование: для демонстрации -  кристаллизатор с водой, натрий, скальпель, фильтровальная бумага, раствор фенолфталеина,  презентация к уроку; задания для работы в парах – Приложение 2, инструктивные карты « План характеристики Щелочных металлов» - Приложение 1.

Краткая аннотация к работе

Разработано для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных заведений. УМК О.С. Габриеляна.

Тип урока: открытие нового знания .

Методы обучения: реализация системно-деятельностного подхода на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон.

На уроке происходит формирование УУД:

Личностных: самоопределение, смыслообразование.

Познавательных УУД: постановка и формулирование проблемы; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; извлечение необходимой информации из текстов; осознание и произвольное построение речевого высказывания; подведение под понятие;

Регулятивных УУД: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; целеполагание; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; разрешение конфликтов.

В процессе такого урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний,  коллективно обсуждают результаты своей работы. Эта форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией.

Основные понятия: Бинарные соединения: оксиды. Составление их формул, общий способ их называния.  Представители оксидов: вода, углекислый газ.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности, а также по установке тематических рамок и создает условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На протяжении нескольких уроков мы изучаем металлы. Слайд 1. В этом царстве веществ все коренные жители интересны и своеобразны: есть бригада «черных металлургов», общество «драгоценных персон», профсоюз «цветных» и «специалисты по тугоплавким делам» И есть в этом удивительном мире семейство, отмеченное учеными  еще в середине 19 века. Народ у нем беден, но беспечен. В наружном кармане у них 1 монета (а валюта, как вы понимаете, называется электрон), но никто не горюет по этому поводу, наоборот, желает отдать свою монету чуть не первому встречному…Посмотрите, какие веселые, как играют, например, с водой!

Демонстрационный эксперимент : взаимодействие натрия с водой. Обратить внимание детей на условия хранения натрия в лаборатории, правила безопасности при работе с натрием, выделение газа, энергии, расплавления металла – шарик, изменения окраски раствора(заранее добавить в воду фенолфталеин).

Странно ведет себя натрий? Может, это и не металл вовсе? Положение в ПСХЭ? Физические  свойства?  А как  ведет себя в воде компаньон натрия – калий? Давайте посмотрим видеоролик. Демонстрация видеофрагмента «Взаимодействие калия с водой». Слайд 2.

Как вы думаете, достойны такие металлы нашего внимания? Посвятим мы им урок? Конечно. Формулируем и записываем в тетради тему урока. Слайд 3.

Сегодня у нас урок открытия нового знания. Вы узнаете что-то новое. Как вы будете действовать на уроке? (Во-первых, определю, что я не знаю, во-вторых, сам найду способ получить знания).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Но некоторые знания для постижения нового у нас есть.  Мы с вами повторим то, что пригодится сегодня для открытия нового знания. Что уже нам известно о металлах? Их общая характеристика. Выполним тесты. Слайд 4. Работа по цепочке фронтально с комментарием.

Учитель фиксирует актуализированные способы действий в знаках.  Мотивирует пробное учебное действие.

 А теперь  я  предложу вам выполнение пробного действия. С какой целью?  (Чтобы мы поняли, что пока не знаем). Возвращаемся к демонстрационному эксперименту.

 Задание (слайд 5).   Объясните «нестандартное поведение» натрия!

  1. Почему металл хранят под слоем керосина?
  2. Какое вещество сразу образует белый налет на  свежем срезе металла?

3.  Почему металл горел в воде?

4.  Почему металл растворился в воде?

5. Какой газ выделился?

6. Почему изменилась окраска   раствора?  Какое вещество  образовалось, кроме водорода?

 7. Как записать уравнение    реакции взаимодействия  натрия с водой?

Выполнение пробного действия.

- Поднимите руки, у кого нет результата. Кто  не смог полностью справиться с заданием? В чем ваше затруднение?

«Я пока не могу составлять формулы таких веществ». «Я не могу называть такие вещества». «У меня нет алгоритмов составления уравнений реакций, в которые вступает натрий».

Поднимите руки, кто выполнил задание.  Вы можете свое решение  обосновать? В чем ваше затруднение? «Я пока не могу обосновать, правильно ли я выполнил задание».

3. Выявление места и причины затруднения (слайд14).

- При выполнении пробного задания у вас возникло затруднение. Какое?

Учащиеся проговаривают вслух: «Я не знаю особенностей этих металлов».

« Я не понимаю, какие продукты образуются».

«У меня нет алгоритмов составления уравнений».

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 Поставьте перед собой цель.

-  Нам надо уточнить особенности строение атомов и простых веществ – щелочных металлов- и на их основе спрогнозировать свойства.

Гипотеза, которую мы выдвигаем: если знать особенности строения атомов и простых веществ – щелочных металлов, можно объяснять особенности их свойств.

− По какому плану будем работать?

Учащиеся предлагают шаги плана открытия новых знаний. Полученный в ходе подводящего диалога план может быть следующим (Слайд 6):

        План характеристики щелочных металлов:

I. Атомы

  1. Положение атомов в ПСХЭ
  2. Особенности строения атомов
  3. Возможные степени окисления в соединениях

II. Простые вещества

4. Химическая связь и кристаллическая решетка

5. Физические свойства

6. Химические свойства

             7. Получение

             8. Области применения.

- Какие средства мы для этого будем использовать? (Учебник, рабочая тетрадь, инструктивные карты). 

5. Реализация построенного проекта.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом: работу в группах по 2  человека для выполнения заданий. Слайд 7.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Определи положение щелочных металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Запиши в тетрадь эту информацию.
  2. Составь схемы строения атомов  лития, натрия, калия. Устно отметь общие черты. В чем заключаются  различия? Запиши, какими свойствами – восстановительными или окислительными обладают атомы щелочных металлов? Как  изменяется эта особенность от лития к калию?
  3. Составь формулы оксидов и гидроксидов натрия и калия. В формулах оксидов проставь степени окисления элементов. Чему равна степень окисления щелочных металлов в соединениях?
  4. Используя материал учебника – п. 30, стр. 154, укажи тип химической связи  и кристаллической решетки в простых веществах щелочных металлах. Какие особенности физических свойств объясняют  электроны, свободно перемещающиеся по кристаллу металла?
  5. Общие химические свойства щелочных металлов – простых веществ можно обозначить одним термином. Назовите его. Как меняется скорость реакций в зависимости от природы щелочного металла?
  6.  Используя материал учебника – п.30, стр. 155, запишите уравнения реакций взаимодействия: а) с кислородом лития и натрия, б) натрия с пероксидом натрия, в)лития с азотом, г)  калия с водой.  Последнюю реакцию  рассмотри как ОВР: определи степени окисления, составь электронный баланс, расставь коэффициенты методом электронного баланса.
  7. Запиши в тетрадь уравнения реакций получения натрия в промышленности. Какой метод металлургии для этого используют? В случае затруднения используй материал п. 30, стр.155.

Учащиеся работают с текстом учебника, инструктивными картами, результаты работы записывают в тетрадь.

По завершении работы происходит фронтальное обсуждение ее результатов и фиксация следующего эталона (слайды 9 -19):

6. Первичное закрепление во внешней речи

Учитель организует фиксацию преодоления затруднения учениками, возвращаясь к ранее выполненному ими заданию для пробного действия. Сможем мы теперь выполнить задание, которое вызвало затруднение вначале? (Слайд 20).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой. 

И еще одно задание (фронтально по цепочке). Выполните тесты, ответы обоснуйте. Слайд 21.

8. Включение в систему знаний и повторение.

 Решим задачу: какой объем водорода выделится  при взаимодействии 2,3 г натрия

 с водой? Работа у доски с комментарием.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

Мы проделали сегодня большую работу на уроке. Попробуйте оценить свою работу с помощью хорошо известных образных выражений, в состав которых входят названия металлов.

-Итак, мы использовали железную логику химической науки: свойства зависят от строения ?

-Признайтесь, кому пришлось проявить стальной характер, чтобы напряженно работать, хоть и не очень хотелось?

- Кто может сегодня сказать про себя – золотая голова?

-  А выражение «медный лоб» по отношению к себе кто-нибудь использовал?

Ну, а если серьезно.

− Что нового вы узнали?

− Какую цель вы ставили на уроке?

− Достигли вы цели?

− Какие трудности еще остались? Над чем надо еще поработать? Как думаете, на следующем уроке что будем изучать?

И я оцениваю нашу работу сегодня как успешную и  ставлю отметки по  «металлической» пятибалльной шкале «золотые» пятерки, «серебряные» четверки…(перечислить).

Домашнее задание:

П. 30, 1. Исправить ошибки:

Na + O2  🡪 Na2O

K + H2O 🡪 KOH + O2 

Li + Cl2 🡪 LiCl2 

AlCl3(раствор) + K 🡪 KCl + Al

2.«ЗГ» золотая голова – задание дополнительное

Осуществить превращения:

Na 🡪  Na2O2 🡪 Na2O 🡪 Na2 SO4  🡪 NaOH.

В первом уравнении расставить коэффициенты методом  электронного баланса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологические карты уроков 9 класс тема "Металлы"

Технология Монахова позволяет решить противоречия между требованиями, предъявляемые стандартом, и гарантированным достижением результата. Большим плюсом технологии является четкость при формировании ц...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....