Конспект урока химии. Тема урока Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.
план-конспект урока по химии (8 класс)

Баранова Анна Николаевна

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Класс: 8

Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.

Метод: проблемное обучение, интерактивное обучение, применение ИКТ.

Формы работы: работы в микрогруппах, творческая индивидуальная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока химии.

Тема урока: Важнейшие классы бинарных соединений. Оксиды.

Класс: 8

Тип урока: комбинированный, изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний умений и навыков,.

Метод: проблемное обучение, интерактивное обучение, применение ИКТ.

Формы работы: работы в микрогруппах, творческая индивидуальная работа.

Продолжительность урока: 45 минут

Цель урока: получение общей информации об оксидах в процессе самостоятельной работы с опорой на применение ранее полученных знаний в комплексе новых ситуаций.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторить:
  • классификацию и основные правила составления названий бинарных соединений;
  1. Узнать:
  • основные области применения оксидов;
  • формы нахождения оксидов в природе;
  • агрегатное состояние веществ.
  1. Самостоятельно применить усвоенные и закрепленные ранее знания для получения и систематизации информации о классификации, номенклатуре, строении и общих свойствах оксидов.

Развивающие:

1.Развивать:

  • умения для поиска взаимосвязи между изученным ранее и новым материалом;
  • умения устанавливать причинно-следственные связи;
  • умения поиска решения поставленных проблем;
  • логическое мышление (умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы);
  • коммуникативные навыки при работе в группах;

2.Формировать навыки обработки изученной информации и представления ее в виде таблиц.

3.Продолжать формировать навыки работы со справочной литературой.

4.Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность других участников процесса.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе.

Средства обучения и оборудование:

  • инструктивные карточки с таблицей и рефлексией;
  • карточки с химическими элементами и индексами;
  • компьютер, мультимедийный проектор или телевизор;
  • образцы  минералов и горных пород, оксидов, лимонная кислота, сода пищевая, известковая вода;
  • пробирки, трубочки;
  • колба с водой;

Планируемые результаты:

Личностные:

Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.

Метапредметные:

Научиться  обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом, оценивать свои  учебные достижения.

Предметные:

Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, описывать свойства оксидов.

План урока:

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач (актуализация)

III. Основная часть:

организация работы в микрогруппах;

выполнение заданий в микрогруппах по инструктивным картам;

оформление таблиц по новому материалу.

IV. Рефлексия, подведение итогов

V. Домашнее задание – параграф 19, закончить оформление таблицы.

Ход урока

Время

Действия учителя

Действия учащихся

Примечание

1 мин

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие

 

 

15 мин

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ

На предыдущих уроках мы с вами дали определение понятий «степень окисления» и «бинарное соединение» Давайте вспомним эти понятия.

Дают определения понятий

 

Корректирует ответы учащихся

Анализируют ответы

Перед вами стоит задача: используя выданные вам карточки, составить формулы следующих бинарных соединений: оксид, сульфид, гидрид, бромид, нитрид, хлорид. На выполнение заданий 5 минут.

Работают над выполнением заданий в микрогруппах.

Учащиеся получают инструктивную карточку №1*

Контролирует ход выполнения заданий.

А сейчас вы сами проверите, как вы выполнили предложенное вам задание.

Микрогруппы взаимопроверяют ответы друг друга, оценивают их по пятибалльной шкале

Результаты вписываются в инструктивную карточку №1

Контролирует ход взаимопроверки.

2 мин

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 этап: организация деятельности, проведение физкультминутки.

А сейчас мы проведем с вами необычную физкультминутку. Перед вами карточки, на которых записана одна составляющая бинарного соединения. Ваша задача – найти вторую составляющую, образовав полную формулу вещества. У вас есть 1 минута. 

Перемещаются на новые места в течение минуты – получают физическую нагрузку.

Получают задания, образуют новые микрогруппы.

Учащиеся получают инструктивную карточку №2*

5 мин

2 этап: выполнение заданий

Посмотрите внимательно на формулы, которые у вас получились и скажите, какой класс соединений они представляют?

Отвечают, что это оксиды.

 

Молодцы! Оксиды  - тема нашего урока. Давайте запишем ее в тетрадь. Мы уже кое-что знаем об оксидах, так чем нам нужно заняться на сегодняшнем уроке? правильно! Основная наша цель: получение общей информации об оксидах. Дайте формулировку, что такое оксиды.

Определяют основную цель урока - получение общей информации об оксидах

Дают определение понятия ОКСИД

8 мин

3 этап: работа с материалами

На ваших столах представлены образцы оксидов, минералы, горные породы, в составе которых есть оксиды. Познакомимся с ними ближе. Новую для вас информацию запишите в таблицы, которые представляются вашему вниманию. Для начала посмотрим небольшой сюжет.

Знакомятся с таблицами, используя материалы на столах, параграф учебника и материалы ЭОР заполняют свободные графы в таблице.

Учащиеся получают инструктивную карточку №3*

9 мин

 

4 этап: демонстрационные опыты

Из рассмотренных вами оксидов, один является газообразным веществом. Чтобы его увидеть, нам нужно провести следующий опыты: Возьмите колбу с известковой водой, опустите в нее трубочку и подуйте в трубочку. Что мы при этом выдыхаем? Что происходит с известковой водой и почему?  

Реакция, которую Вы наблюдали относится к «Качественным реакциям» Запишите понятие в словарь.

Выполняют опыт, Устанавливают наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Наблюдают помутнение раствора известковой воды.

Формулируют понятие «Качественная реакция» и записывают его в словарь.

Знакомятся с понятием «Качественная реакция»

Многие из вас видели, как получают углекислый газ в домашних условиях. Ваши мамы пекут пироги? Тогда наверняка они используют для этого гашеную соду в качестве разрыхлителя. Кто-то видел, как это делают? Попробуйте дома повторить этот небольшой опыт.

Используя свой жизненный опыт, отвечают на вопросы учителя, получают инструктивную карточку с описанием проведения опыта в домашних условиях.

Учащиеся получают инструктивную карточку №4*

4 мин

IV. РЕФЛЕКСИЯ

 

Обобщаю и резюмирую полученные результаты.

Предлагаю оценить работу учащимся с помощью карточек рефлексии.

Даю оценку деятельности групп и индивидуальные оценки учащимся

Отвечаю на вопросы учащихся

Анализируют свою работу с помощью карточек рефлексии.

 Учащиеся получают инструктивную карточку №5*

1 мин

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – параграф 19, закончить оформление таблицы.

*см. Приложение

Приложение:

Инструктивная карточка №1

_________________________________ _______________________________

Составьте и запишите формулы бинарных соединений:

Оксид

Сульфид

Гидрид

Бромид

Нитрид

Хлорид

Инструктивная карточка №2

Найди себе пару! (У тебя 1 минута!))))

O2-2

C+4

Al2+3

Si+4

Fe+2

O-2

O2-2

O3-2

Инструктивная карточка №3

_________________________________ _______________________________

Заполните таблицу, используя все возможные источники информации. Дополните таблицу своими примерами оксидов.

Характеристика оксидов

Формула основного вещества

Соединение в природе

Агрегатное состояние (некоторые физические свойства)

Применение

SiO2

H2O

CO2

CaO

Инструктивная карточка №4

_________________________________ _______________________________

Выполните в домашних условиях опыт по получении углекислого газа.

Для первого опыта нужны два вещества, которые, наверное, найдутся дома: пищевая сода (химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия) и уксус. Налей в стакан воды на треть, добавь несколько капель уксуса, а потом набери примерно четверть чайной ложки соды и высыпь ее в стакан. Смесь сразу же запузырится, как будто вскипит. Так и должно быть: из раствора выделяется углекислый газ, тот самый, что в лимонаде и в газированной воде.

Теперь чуть изменим опыт: соду в раствор уксуса не высыпай, а опускай прямо в ложке и сразу размешивай. Вот теперь кипение так кипение - жидкость в стакане бурлит и клокочет.

Давай испробуем и третий вариант. Приготовь чистую стеклянную пластинку или кафельную плитку, положи ее на стол и капни в середину немного воды, чтобы получилась небольшая лужица. В двух пузырьках приготовь по отдельности два раствора: все той же пищевой соды (немного порошка разболтай в воде) и уксуса (капни в пузырек с водой несколько капель). Из растворов соды и уксуса устрой еще две лужицы, по бокам от первой - той, что из чистой воды. А теперь возьми палочку или пластмассовую соломинку и аккуратно, чтобы случайно не перемешать жидкости, соедини крайние лужицы со средней каналами.

Что будет дальше, ты, конечно, уже догадался: будет выделяться углекислый газ. Но где же он?

Имей терпение. Один раствор слева, другой - справа, и нужно время, чтобы они встретились. А как только они встретятся, то примерно посередине, на границе между областью соды и областью уксуса, появятся пузырьки.

Инструктивная карточка №5

Рефлексия

Закончите выражение, вписав в предложенный интервал Ваши впечатления от урока.

  1. На сегодняшнем уроке я узнал, что …
  2. На сегодняшнем уроке мне понравилось …
  3. На сегодняшнем уроке меня удивило …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия"

Подробный план-конспект урока по химии в 9 классе по теме "Соединения алюминия". В разработке  указаны основные этапы урока, учебное содержание, задания и упражнения, демонстрационные и лаборатор...

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»

Разработка урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна.        Цель данного урока :бобщение  и закрепление  знаний учащихся о галогенах, изучение...

важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

презентация по данной теме может быть использована для проведения урока химии в 8 классе по программе Габриеляна О.С. Содержит 12 слайдов, позволяющие актуализировать знания обучающихся по ранее изуче...

Модульный урок "Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды"

Данный урок проводится в теме "Важнейшие классы неорганических соединений" в 8 классе. Урок построен таким образом, что каждый учащийся является активным участником учебного процесса, позволяющего ему...

Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды и летучие водородные соединения

. Цели урока:1.Образовательные: • познакомить учащихся с оксидами, их составом и классификацией, рассмотреть названия оксидов, способы их получения, распространение в природе и применение; - • формиро...

Урок закрепления полученных знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания , соли» .

Тип урока: урок закрепления полученных знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений: оксиды, кислоты, основания , соли» с использованием схематических таблиц, дидактических карточек...

Важнейшие классы бинарных соединений

Данная презентация может использоваться на уроках химии 8 класса...