Технологическая карта урока "Алюминий", 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс)

Потапова Елена Константиновна

Урок открытия новых знаний . Системно - деятельностная технология. УМК О.С.Габриеляна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_alyuminiy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: химия

Класс 9

Автор УМК О.С. Габриелян

Тема урока: Алюминий

Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний)

Цель урока: создать условия для исследования учащимися свойств алюминия.

Задачи: 1) продолжить формирование умения характеризовать атом по положению в ПСХЭ на примере алюминия, 2) показать зависимость физических свойств алюминия от наличия в нем металлической  химической связи и кристаллической решетки, 3)охарактеризовать  химические свойства алюминия, сформировать знание о том, что алюминию присущи особые физические и химические свойства, 3) указать области применения алюминия и его сплавов, 4) спрогнозировать свойства соединений алюминия на основе строения его атома.

Оборудование: инструктивные карты демонстрационного и лабораторного экспериментов, реактивы и оборудование для проведения эксперимента (см. Инструктивные карты), документ – камера, компьютер, экран, тексты  бортового журнала и тестов для первичного контроля на каждого ученика.

Содержание урока:

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся. ФОУД

Формирование УУД

                                                               1. Вызов. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей.

Создает позитивный настрой. Прием «Черный ящик»:

Спрятан в ящике предмет –

Без него не съесть обед.

Вещь незаменимая, вещь необходимая.

Из чего же сей предмет?

Серебристо- белый цвет

Вам позволит дать ответ.

Какой предмет в черном ящике?

Подводит учащихся к формулированию темы урока.

Настраиваются на урок, решают загадку, в черном ящике – ложка из алюминия.

Формулируют тему урока.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками.

     2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. 3. Выявление места и  причины затруднения

Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных  для построения нового знания, фиксирует актуализированные способы действий в речи. Фронтальная беседа:

Что нам уже известно об алюминии? То, что он металл, значит, обладает всеми свойствами металлов. Какими?

Фиксирует актуализированные способы действий в знаках:

Просит заполнить левый столбик «Что уже известно об алюминии» в таблице бортового журнала (Приложение 1).

Мотивирует пробное учебное действие: предлагает сделать заключение о химической активности алюминия, с одной стороны, алюминий в ряду активности сразу после активных металлов, и за ним стоят тоже довольно активные металлы, а с другой стороны, в таблице Менделеева  алюминий располагается между активными металлами и неметаллами. Какова же активность алюминия?

Организует фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия: каких конкретных знаний и умений нам не хватает?   Что еще нам надо узнать об алюминии? – Надо знать его особенности, его уникальные свойства.

Учащиеся выдвигают гипотезу: если алюминий – металл, то он обладает всеми характерными чертами металлов и в строении атома, и в свойствах, и в способах применения. Перечисляют общие черты металлов по плану: положение в ПСХЭ, особенности строения атомов, тип химической связи и кристаллической решетки, физические и химические, области применения.

Познавательные: умение структурировать знания, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

                                                                   4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует построение проекта выхода из затруднения. Помогает уточнить цель, тему урока, определить шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели и средства. Обсудить план работы, используя бортовой журнал..

Уточняют цель, тему урока, шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Регулятивные:  целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

                                                                           5. Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует работу в группах по 2-3 человека для выполнения самостоятельной работы.

Для  уточнения положения в ПСХЭ и особенностей строения атома используют ПСХЭ Д.И.Менделеева, для определения  физических и химических свойств алюминия работают с текстом учебника,  наблюдают демонстрационный эксперимент (Приложение 2) и проводят лабораторную работу по Инструктивной карте (Приложение 2), для изучения способов промышленного получения алюминия слушают  рассказ одноклассника (опережающее индивидуальное домашнее задание), для характеристики областей применения алюминия и его сплавов используют текст учебника – параграф

Работают в соответствии с планом, результаты работы записывают во вторую колонку бортового журнала.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

                                       6. Первичное закрепление во внешней речи. 7. Самопроверка по эталону

Организует усвоение учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи, вербальное пошаговое сопоставление работы с эталоном.  Проверка заполнения  второй колонки всех пунктов  в бортовом журнале с помощью документ – камеры с комментарием и необходимыми поправками.

Подведение итогов самостоятельной работы: выполнили мы поставленные задачи? Проявляет алюминий типичные свойства металлов? Обладает ли он особыми свойствами?

Сличают свою работу с эталоном для самопроверки.

Коммуникативные: умение управлять поведением партнера, умение выражать  свои мысли.

 Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция.

                                           8. Включение в систему знаний и повторение. Первичный контроль знаний

Организует повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Тестовые контроль знаний по теме «Алюминий» (Приложение 4).

Выполняют тесты

Познавательные: умение структурировать знания.

Регулятивные: прогнозирование.

                                                                                    9. Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексивный анализ учебной деятельности, оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Вернемся к задачам нашего урока. Удалось нам их решить?

Отметьте, какие пункты плана в бортовом журнале дались вам легко, а какие вызвали затруднения.

Помогает определить направление в дальнейшем изучении материала. Какие вопросы, как вы думаете, станут предметом нашего разговора на следующем уроке?

Проводят самоанализ деятельности на уроке, пользуясь планом бортового журнала.

Предполагают, что за изучением свойств простого вещества  логично исследовать свойства соединений алюминия.

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Приложение 1

Бортовой журнал

Характеристики металла

Что мне уже известно об алюминии

Что об алюминии я узнал на уроке

1. Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева

2. Строение атома

3. Тип химической связи

4. Тип кристаллической решетки

5. Физические свойства

6. Химические свойства

7. Получение

8. Области применения алюминия и его сплавов

Приложение 2

 Демонстрационный эксперимент «Физические свойства алюминия»

  1. Для доказательства тепловодности алюминия в лапке демонстрационного штатива закрепляют горизонтально алюминиевую проволоку, к ней прикрепляют пластилином три спички. Конец проволоки нагревают в пламени спиртовки. Через некоторое время спички по очереди падают. Можно провести этот опыт, используя одновременно и проволоку из другого металла , с меньшей теплопроводностью, чем у алюминия.
  2. Электропроводность алюминия. Собирается цепь  из 3 предметов: источника тока, потребителя электроэнергии и ключа. Пластинку в ключе, замыкающую цепь, заменить алюминиевой проволокой. При замыкании цепи лампочка загорается.
  3. Демонстрация прочности пленки оксида алюминия. Нагреть конец алюминиевой пленки, закрепленной в штативе. Через некоторое время она внезапно провисает. Проволока покрыта тонкой полупрозрачной пленкой, жидкий алюминий стекает вниз, раздувая нижний конец оболочки. Если снять оксидную пленку, алюминий начнет активно реагировать с другими веществами даже при обычных условиях. Сделайте вывод теперь об активности алюминия.

Приложение 3

Инструктивная карта для выполнения лабораторной работы «Свойства алюминия»

  1. Физические свойства алюминия. Возьмите алюминиевую проволоку, рассмотрите ее, попробуйте изменить ее форму. На основании наблюдений и вашего жизненного опыта охарактеризуйте физические свойства алюминия и запишите их.
  2. Химические свойства алюминия.

Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия с хлором и кислородом. При каких условиях идут эти реакции?

     Исследуйте взаимодействие алюминия со сложными веществами.

  1. В пробирку поместите 2 кусочка алюминия. Добавьте 1 мл раствора соляной кислоты. Если реакция не происходит,

     содержимое пробирки нагрейте. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение реакции.

  1. В пробирку поместите 2 кусочка алюминия. Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия. Если реакция не происходит,

     содержимое пробирки нагрейте. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение реакции. В случае затруднения обратитесь к

     тексту учебника.

  1. В пробирку поместите 2 кусочка алюминия. Добавьте 1 мл раствора соли меди. Если реакция не происходит,

     содержимое пробирки нагрейте. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение реакции.

Приложение 4

Тест по теме «Алюминий»

Вариант 1

  1. Распределение электронов по уровням соответствует схеме:
  1. 2,8,3
  2. 2,8,8,3
  3. 8,2,3
  4. 2,2,1
  1. Типичная степень окисления алюминия:
  1. + 3
  2. – 3
  3. + 5
  4. +1
  1. Способ получения алюминия:
  1. магниетермия
  2. алюминотермия
  3. пиролиз
  4. электролиз
  1. При взаимодействии алюминия с раствором серной кислоты образуются:
  1. сульфит алюминия и водород
  2. сульфат алюминия и водород
  3. сульфат алюминия и вода
  4. сульфит алюминия и вода
  1. Сумма коэффициентов в уравнении взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия:
  1. 12
  2. 13
  3. 14
  4. 15
  1. Тип связи,  существующий в кристаллах металлов:
  1. ковалентная неполярная
  2. ковалентная полярная
  3. ионная
  4. металлическая
  1. В узлах кристаллической решетки металлов располагаются:
  1. атомы и положительные ионы металлов
  2. атомы и отрицательные ионы металлов
  3. молекулы
  4. электроны
  1. Сплав, применяемый в самолето- и ракетостроении:
  1. латунь
  2. бронза
  3. мельхиор
  4. дюралюминий
  1. Устойчивость алюминия к коррозии объясняется наличием:
  1. трех электронов на внешнем электронном слое
  2. тонкой оксидной пленки
  3. трех электронных слоев
  4. амфотерных свойств оксида и гидроксида алюминия
  1. В химических реакциях алюминий выполняет функции:
  1. только окислителя
  2. только восстановителя
  3. и окислителя, и восстановителя
  4. ни окислителя, ни восстановителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока составленного по технологической карте. 5 класс.

Конспект урока составленного по технологической карте.Соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...

Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Технологическая карта урока  биологии  в 7 классе  по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...