Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса "Химия. Вопросы и ответы"
рабочая программа по химии (6, 7, 8 класс)

Программа внеурочной деятельности по химии для 7 класса содержит следующие разделы:

 - Введение,

 - Химическая лаборатория,

 - Вещества на кухне,

 - Атомы. Молекулы. Вещества,

 - Проектная деятельность,

 - Химия в быту.

Программа помогает учащимся освоить начальные понятия химии, работу с лабораторным оборудованием, даёт представление о классах соединений, формулах, признаках реакций, знакомит с веществами, применяемыми в быту, даёт основы составления проектной работы и проектной деятельности (расписаны основные составляющие любого проекта).

 

Программа также может быть использована для учащихся и более младших классов, а также и для 8 класса - заодно учащиеся научатся вести проектную деятельность, так необходимую им в 9 классе.
Приложено тематическое планирование из Excel для выгрузки в Параграф или иную программы электронной отчётности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа49.42 КБ
Office spreadsheet icon Тематическое планирование25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 315

Пушкинского района Санкт–Петербурга

Принято

Педагогическим советомГБОУ школы № 315 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Протокол от «___» ________ 2020 г. № ___

Утверждаю

Приказ от «___» ________ 2020 г. № ___

Директор _____________  А.А. Миренкова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Химия. Вопросы и ответы»

общеинтеллектуальное направление

для 7 классов

срок реализации: 1 год

Составитель:

Фоменко Василиса Максимовна,

учитель химии и биологии

Санкт-Петербург, Павловск

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Актуальность

      Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельного поиска в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для решения различных проблем. Важным становится воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

    Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить перспективы, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

     Программа «Химия. Вопросы и ответы» предназначена для внеурочной деятельности обучающихся средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование организаторско-деятельностных качеств обучающихся: способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умения ставить цель и организовать ее достижение, творческих качеств.

      Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 года №1643 и от 29.12.2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».

  1. САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения образов в образовательных организациях» от 29.12.2010г.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие навыков и умений, связанных с решением химических задач, применение знаний, полученных на уроках, для решения познавательных задач.

Задачи:

1.        научить пользоваться основными методам решения задач;

2.        помочь обучающимся овладеть способами деятельности: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

3.        сформировать основные компетенции: ценностно-смысловую, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную;

4.        создать оптимальные условия для развития и реализации способностей обучающихся;

5.        сформировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширить общий кругозор;

6.        развивать опыт творческой деятельности;

7.        развивать опыт взаимодействия, сотрудничества.

Принципы построения программы

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесозидающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

Участники программы: обучающиеся в возрасте 13-14 лет (7 класс).

Сроки реализации программы: 2019-2020 учебный год, 34 часа.

Методическое обеспечение программы

Методы и средства педагогической диагностики

  • Наблюдение
  • Тестирование
  • Анкетирование

Реализация программы предусматривает

  • Обобщение результатов
  • Формирование банка данных

    Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях,  интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

В основу исследовательской деятельности учащихся могут быть положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • личностно-ориентированная технология;
  • компетентностного и деятельностного подхода.

Формы организации обучения

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Коллективно – творческое дело

           Для проведения занятий требуется учебный кабинет с лабораторным оборудованием (химии, биологии, экологии) и наличием справочных информационных ресурсов по предметной области «Естествознание»

Техническими средствами обучения выступают: компьютер с выходом в Интернет, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, мультимедийный проектор, проекционный экран.                 

        

Межпредметная и внутрипредметная интеграция

Курс «Химия. Вопросы и ответы» тесно связан с будущим курсом химии 8 класса и курсами математики и физики прочих классов.

Ожидаемые результаты

Занятия дают возможность достичь личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных      

Метапредметнымирезультатами освоения программы являются:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
  3. умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  4. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  5. формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
  6. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  9. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
  10. умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  11. умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия.
  12. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров ,продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения являются:

  1. формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  2. осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
  3. овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
  4. формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  5. приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  6. умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
  7. овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)
  8. создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
  9. формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.

Учебно-тематический план

 п/п

Тема

Количествочасов

Всего

Теория

Практика

Введение

2

1

1

Химическая лаборатория

9

2,5

6,5

Вещества на кухне

6

2

4

Атомы. Молекулы. Вещества

7

2,5

4,5

Проектная деятельность

7

2,5

4,5

Химия в быту

3

1

2

ИТОГО

34

11,5

22,5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ХИМИЯ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ» (34ч.)

Введение (2 ч).

Значение химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира. Роль химии в жизни человека. Основные направления развития современной химии. Современные химические открытия. Экскурсия в химическую лабораторию.

Формы организации и виды деятельности. Беседа о  значении химии в народном хозяйстве, в развитии науки и в познании окружающего мира; о положительном и отрицательном воздействии человека на природу. Экскурсия в химическую лабораторию.

Химическая лаборатория  (9ч)

Правила безопасной работы в химической лаборатории: с химическими веществами, со стеклом, металлом, пробками и т.д. Приборы в кабинете химии.

Наблюдение и эксперимент как методы изучения  химии. Рассматривают распространение запаха одеколона, духов, диффузию солей и угля в воде. Лабораторные опыты, демонстрирующие   важнейшие хим. понятия:  физические и химические явления, химическая реакция.  Демонстрация зависимости скорости химической реакции от различных факторов. Выполнение заданий на  умение отличать химические реакции от физических явлений. Просмотр презентации «Физические и химические явления»

Формы организации и виды деятельности. Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Научиться их применять.Рассмотреть лабораторное оборудование. Узнать его устройство, назначение, приемы обращения. Рассказ о наблюдении как основном методе познания окружающего мира, об условиях проведения наблюдения. Демонстрация учебного оборудования, используемогона занятиях: лабораторного штатива, спиртовки, химической посуды. Составление таблицы по теме: «Индикаторы». Исследование влияния кислой и щелочной среды на окраску индикаторов; исследование по определению среды растворов некоторых средств, применяемых в быту, проведение эксперимента согласно инструкции (получение природных индикаторов); составление (индивидуально или в группе) плана решения проблемы.

Вещества на кухне(9ч)

Вещества, с которыми мы встречаемся на кухне. Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Питьевая сода, уксусная кислота, их свойства и применение. Практическая работа. Выращивание кристаллов из соли.

Металлы на кухне. Посуда из металлов. Металлы в пище. Удивительный алюминий. Почему темнеет нож? Лабораторная работа. Ржавчина и её удаление.

 Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация. Защита своих исследовательских работ.

Выполнение эксперимента по изучению свойств поваренной соли, выращивание кристаллов из соли. Выступление с мини-проектами по результатам опытов, с сообщениями по теме «Кристаллы».

Формы организации и виды деятельности. Работа в программе MicrosoftPowerPoint, создание презентации. Выступление с защитами презентаций, мини-проектов. Вступление в дискуссии, обсуждение различных позиций, анализ информации,  формулировка выводов.

Атомы. Молекулы. Вещества (7 ч)

Атом: история и строение. Простые вещества: металлы и неметаллы. Лабораторная работа: игра на сайте xumuk.ru. Моделирование молекул. Лабораторная работа. Составление моделей молекул. Валентность. Составление формул молекул. Степень окисления. Сложные вещества: классы. Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж. Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

Лабораторная работа. Изменение индикатора в различных средах.

Формы организации и виды деятельности. Беседа об основных положениях атомно-молекулярного учения. Демонстрация индикаторов.

Вещества и их свойства  (5ч)

Тела и вещества. Кристаллические и аморфные вещества.Диффузия.Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы.

Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её обеззараживание. Растворы. Приготовление растворов   заданной концентрации, получение насыщенных и пересыщенных растворов. Физические и химические явления.

Формы организации и виды деятельности. Демонстрация коллекций разных веществ.  Беседа об основных положениях атомно-молекулярного учения. Демонстрация кристаллического состояния вещества, кристаллических решеток твердых веществ.

Проектная деятельность (7 ч)

Как работать с проектом. Выбор темы. Описание целей и задач работы. Написание теоретической части. Написание практической части. Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация. Как составить хорошую презентацию? Представление результатов.

Формы организации и виды деятельности. Работа с программой MicrosoftPowerPoint.

Химия в быту  (3ч)

Мыло. Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла. Практикум-исследование «Моющие средства для посуды». Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли опасаться жидких моющих средств.

Формы организации и виды деятельности.  Выполнение опытов  по изучению свойств мыла и моющих средств. Познакомить с различными видами мыла и стиральных порошков.

Тематическое планирование

Раздел, тема

Количество

часов

Теория

Практика

Введение

2 ч

1

История открытия науки химии. Роль химии в жизни человека

1

0,5

0,5

2

Основные направления развития современной химии Современные химические открытия

1

0,5

0,5

Химическая лаборатория  

9 ч

3

Кабинет химии. Правила техники безопасности.

1

0,5

0,5

4

Приборы в кабинете химии.

1

0,5

0,5

5

Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии

1

0,5

0,5

6

Тела и вещества. ЛО №1. Диффузия угля и перманганата калия в воде  

1

0

1

7

Вода, её свойства. Способы очистки воды в быту и её обеззараживание.

1

0,5

0,5

8

Растворы. Приготовление растворов

1

0

1

9

Растворение перманганата калия и поваренной соли, мела в воде горячей и холодной

1

0

1

10

Физические и химические явления. ЛО №2 Признаки реакций

1

0

1

11

Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

1

0,5

0,5

Вещества на кухне

6 ч

12

Поваренная соль

1

0,5

0,5

13

Практическая работа. Выращивание кристаллов из соли.

1

0

1

14

Вещества на кухне: сахар, лимонная кислота, сода

1

0,5

0,5

15

Вещества на кухне: масло, уксусная кислота, молоко

1

0,5

0,5

16

Металлы на кухне. Посуда из металлов.

1

0,5

0,5

17

Лабораторная работа. Ржавчина и её удаление.

1

0

1

Атомы. Молекулы. Вещества

7 ч

18

Атом: история и строение

1

0,5

0,5

19

Простые вещества: металлы и неметаллы

1

0

1

20

Моделирование молекул. Валентность

1

0,5

0,5

21

Составление формул молекул. Степень окисления

1

0,5

0,5

22

Сложные вещества: классы

1

0,5

0,5

23

Индикаторы. Фенолфталеин. Лакмус. Метилоранж.

1

0,5

0,5

24

Изменение цвета в различных средах. Растительные индикаторы.

1

0

1

Проектная деятельность

7 ч

25

Как работать с проектом. Выбор темы

1

0,5

0,5

26

Описание целей и задач работы

1

0,5

0,5

27

Написание теоретической части

1

0

1

28

Написание практической части

1

0,5

0,5

29

 Работа в программе MicrosoftPowerPoint. Презентация

1

0

1

30

Как составить хорошую презентацию?

1

0,5

0,5

31

Представление результатов

1

0,5

0,5

 Химия в быту

32

Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер хозяйственного мыла

1

0,5

0,5

33

Что такое «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства.

1

0,5

0,5

34

Практикум-исследование «Моющие средства для посуды»

1

0

1

ИТОГО

34

11,5

22,5

Список литературы

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Попель П.П., Крикля Л.С. Химия. 7 класс, - Киев: «Академия», 2007
  2. Тригубчак И.В, Шипарева Г.А.«Введение в химию. Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Издательство «Владос», М. - 2003 г
  3. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., А.К.Ахлебинин А.К. Химия. Вводный курс.7 класс: учебное пособие М.: Дрофа, 2007.
  4. Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф.Г.. Химия: 8-й класс: Учебник для общеобразовательных заведений, – М.: Просвещение, 2016
  5. Алексинский В.Н. “Занимательные опыты по химии”: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995.
  6. Высоцкая Е.В. Программа пропедевтического курса как «погружение» в предмет МАРО г. Москва.
  7. Гроссе Э., Вайсмантель Х. «Химия для любознательных».-3-е изд.- Ленинград: «Химия», 1987.
  8. Дерябина Н.Е. Введение в химию (учебник-тетрадь): М , 2004.
  9. Зуева М.В., Гара Н.Н. “Школьный практикум. Химия. 8–9-е классы”, – М: Дрофа, 1999.
  10. Юдин А.М., Сучков В.М. «Химия в быту». – М.: «Химия», 1995.

Литература для детей

  1. Аликберова Л.Ю. “Занимательная химия”: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Дмитриева А.И., Ильина Л.В. «Наш дом – наш быт» - М.: «Знание»

Лист корректировки

 занятия по плану

занятия по факту

Тема по плану

Тема по факту

Причина корректировки

Способ корректировки

«____» _____________________ 20__

Учитель  ___________________________ / _____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии " Химия вокруг нас"

Курс нацелен на приобретение знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни при обращении с веществами. В ходе выполнения лабораторных и практических работ у учащихся формируется  умение прав...

Программа внеурочной деятельности по химии " Решение задач по неорганической химии" 8 класс

Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, учит наблюдать, применять полученные знания на практике, развивает внимание, мышление учащихся, формирует...

Программа внеурочной деятельности по химии "Химия в задачах и упражнениях"

Программа внеурочной деятельности позволяет расширить знания основных понятий и законов химии, воспитывает общечеловеческую культуру, учит наблюдать, применять полученные знания на практике....

Программа внеурочной деятельности по химии "Химия для любознетельных"

Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....

Программа внеурочной деятельности по химии для учащихся 8 классов "Химия для любознетельных"

Программа расчита для учащихся 8 классов. Программа включает в себя проведение эксперимента, чтение научно-популярной литературы, экскурсии....

Программа курса внеурочной деятельности «Решу ОГЭ: история в вопросах и ответах» основного общего образования для учащихся 9-х классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Решу ОГЭ: история в вопросах и ответах» разработана на период до 2023года.Настоящая рабочая программа сформирована на основании следующих д...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...