Игровые технологии.
материал по химии (11 класс)

Игровые технологии. Применение игровых технологий в рамках проведения недели науки в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые технологии.46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии.

Цель использования образовательной  технологии:

  • Активизация и интенсификация учебного процесса.

1.Подготовителтный этап:

- формулирование педагогической цели,

- разработка сценария игры,

- подготовка материального обеспечения.

2.Введение участников в игру:

- постановка цели,

- ознакомление с правилами игры,

- определение состава участников игры, распределение ролей.

3.Этап проведения игры:

- разыгрывание учебной ситуации с распределенными ролями.

4.Этап анализа и обобщение:

- анализ, рефлексия,

- формулировка выводов,

- выработка рекомендаций.

Игра по химии «Химический бой»

Н.С. Девлет

Учитель химии МБОУ Одинцовская СОШ № 8

Каждый день работая с детьми, мы знаем с каким азартом дети участвуют в соревновательных играх. Кто быстрее, кто сообразительней, детям очень нравиться конкурировать, особенно в игровой форме. Материал усваиваться, намного быстрей и легче. Игровые обобщающие уроки позволяют охватить большой объем информации и вызвать познавательный интерес у подростков. Для привлечения ребят к естественнонаучному направлению в обучении, можно во время учебного процесса или во время внеурочной деятельности с ребятами играть в интеллектуальную игру «Химический бой». При должном подходе к обучающимся при обучении игры «Химический бой» удается увлечь их азартной игрой по типу игры «Морской бой», только за основу принимают не расчерченные клетки на листе бумаги, а отпечатанные таблицы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Условия игры. Играть могут два человека, или несколько, можно разбить класс на команды, а можно провести брей-ринг между несколькими классами. Команды, участники сами должны выбрать название команды, которое используется в химическом мире, дети проявляют фантазию. Дальше одна из команд загадывает химический элемент, записывает на карточке и кладет на нейтральную территорию, вне доступности команды соперника. Команда, загадавшая химический элемент отвечает на вопросы команды соперника только «да» или «нет». Соответственно, команда соперник может задавать вопросы только так, чтобы на них можно было однозначно ответить. Ошибочно заданный вопрос: «В каком периоде, группе живет элемент?»- штрафуется одним очком, ровно, как и ответ «не знаю». Так же поспешное неправильное угадывание элемента штрафуется уже 2 очками, а уличенная в неправильных ответах команда загадавшая элемент будет признана проигравшей. Выигрывает та команда, которая в нескольких турах (количество туров по желанию команд, заранее обговаривается) находит загаданные элементы с наименьшим числом вопросов. За один тур считается, когда обе команды загадывали элементы и отвечали на вопросы. Так же устанавливается время тура, если команда не угадала элемент до окончания времени, то команда считается проигравшей. Одно очко, минус один вопрос.

Каким образом можно реализовать игру на практике. Команды для игры делит учитель, чтоб в разных командах были по способностям разные дети. Играть могут в одной команде дети разных возрастов и классов. Определяется капитан команды, который несет ответственность за дисциплину в команде, далее команда придумывает себе название, здесь могут быть подсказки учителя или накануне заданное домашнее задание. Игре предшествует жеребьевка, определяют, какая команда первая будет загадывать элемент. Ребята получают на руки карточки с вопросами. Вопросы задают по очереди, чтобы все дети были увлечены. Отвечают, естественно, те ребята, которые могут быстро сообразить, или капитан команды, или по очереди. У каждой стороны на столах есть таблицы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, пустые карточки для записи элементов.

Пример игры:

В рамках недели науки в учебном заведении, день отведенный естественнонаучному направлению провести брей-ринг «Химический бой» среди 9 классов.

Из каждого класса выбирается по 5 участников (ученики выбирают учеников). Назначается капитан команды из учеников участников. Команды придумывают названия. Как пример:1-ая команда- Ксеноны, 2-ая команда-Титаны. Ребята должны обосновать название команды. Чем быстрее команда справляется, тем лучше, может получить дополнительный балл.

У каждой команды на столах: карточки с приблизительными вопросами, которые команда может менять в зависимости от ответов, чтобы исключить те или иные элементы или группы элементов (Смотри Приложение 1).

Логические рассуждения при ответах на вопросы.

У каждой играющей стороны есть на столах периодические системы химических элементов Д.И Менделеева (Приложение 2). Пустые карточки, карандаши, ручка, бумага А4. Происходит жеребьёвка. Предположим, что жеребьевку выиграла команда Ксенонов, значит они загадывают первые. Команда Ксенонов загадывает, допустим литий, записывает на карточку, отдает судьям (судьями могут быть ученики из других классов, учителя химии, физики). По результату жеребьёвки первыми задают вопрос Титаны: «Ты неметалл?» (Ответ: «нет». Не следует задавать вопросы впустую «Ты металл?» такие вопросы могут штрафоваться); «Твой оксид растворяется в воде?» (Ответ: «да»). Вывод команды Титанов: это либо щелочной металл, либо щелочноземельный, кроме Магния. Круг поиска сужается. Далее возможны варианты третьего вопроса: а) «На внешнем энергетическом уровне находиться два (один) электрона?», б) «Ты расположен в большом (малом) периоде?» Третий вопрос значительно сужает круг поиска, он дает право Титанам сделать вывод: а) в какой группе находиться элемент; б) что предпочтительнее: натрий или литий. Четвертый вопрос может быть, а) «В атоме имеются три электронные оболочки?», б) «твои соли окрашивают пламя в желтый цвет?» или в) «В атоме две электронные оболочки?» Любое «да» или «нет» на четвёртый вопрос дает право Титанам объявить: «Элемент проживает в квартире три?»

Но вернемся к третьему вопросу, если везенье изменило Титанам, и они сначала задали вопрос «Ты расположен в большом (малом) периоде?», тогда он формулирует новые вопросы: «Живешь в малом (большом) периоде», «Имеешь больше трех электронных оболочек?» И т.д. Итог: элемент найдет посредством 4-5 вопросов.

Судьи начисляют баллы, за число вопросов. Учитывается время. Потом у кого будет меньше потрачено времени, тому начисляются баллы.

Играющие меняются ролями. Теперь Титаны загадывают элемент, допустим серу, пишут элемент на карточке, отдают судьям. Ксеноны задают вопросы. И первый вопрос: «Ты металл?» (Ответ: «нет».) Место поиска (правый верхний угол) определено. «При обычных условиях ты газ? (Ответ: «Нет»). Отпадают все газы неметаллы, это азот, кислород, азот, фтор. Хлор, инертные газы. Остаются бор, углерод, сера, кремний, фосфор, мышьяк, селен, теллур, бром, йод. И снова варианты поиска. Только бром среди оставшихся веществ-жидкость, остальные-твердые вещества. Как сузить круг поиска? Можно вопросом: «Ты при обычных условиях твердое вещество?»-можно исключить только бром, поэтому вопрос не совсем удачный. А вот если задать вопрос: «Способен ли ты проводить электрический ток?»- делит круг искомых элементов поровну, при ответе «нет», сразу отпадают углерод (графит), кремней, мышьяк, селен, теллур. Остаются бор, фосфор, сера, бром, йод, которые могут быть разделены вопросом: «Ты живешь в большом периоде?» Следующий вопрос: Твой гидроксид-сильная кислота?» При ответе «да» заканчивается поиск объявлением: «Ты живешь в квартире номер 16?». Итог: элемент найден с помощью 4 вопросов. Общий итог: в случае, когда команда Ксенонов обнаружила литий, задавая четыре вопроса, ничья, а если 5 вопросов, то победа присуждается Титанам.

Обучение игре должно носить динамический характер. Если рассматривать школы, где ведётся общий курс химии, то сразу обговаривают, что загадывать элементы можно главных подгрупп без инертных газов, Франция, астата. Если проводиться турнир между параллелью классов, то по мере продвижения к финалу, включать элементы побочных групп. В этом случае можно использовать такие вопросы: «Ты живёшь в побочной подгруппе?» Элементы побочных подгрупп также можно легко сгруппировать п принадлежность к d-элементам, f- элементам, их атомы имеют разное число энергетических уровней, различную степень окисления и т.д. Вовлечения в игру желающих целиком находиться в руках учителя. Можно провести уроки, в которых для более понятного и детально изучения или подготовки учитель будет играть с детьми, поочередна давая каждому задать вопрос. Или ребята могут играть друг с другом в парах, тоже увлекательно и вызывает азарт у учеников, находит интересные элементы, задавать четкие вопросы. В ходе игры развивается интерес учеников к изучению свойств химических элементов и их соединений, умение обобщать, находить в целом частное, логически мыслить.

Приложение 1.

Карточка 1

Ты неметалл? Твой оксид растворяется в воде? На внешнем энергетическом уровне находиться один (два) электрона? Ты расположен в большом (малом) периоде? В атоме имеются две (три) электронных оболочки? Твои соли окрашивают пламя в желтый (красный) цвет.

Карточка 2

Ты металл? При обычных условиях ты газ (жидкость)? Ты способен проводить электрический ток? Тебя используют при производстве микросхем? Ты живешь в большом (малом) периоде? Твой гидроксид сильная кислота?

Приложение 2.  Смотри на след. стр.

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА

ПЕРИОДЫ

Г  Р  У  П  П  Ы          Э  Л  Е  М  Е  Н  Т  О  В

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

I

1

H

водород

1,0079

2

He

гелий

4,0026

II

3

Li  

литий

6,941

4

Be

бериллий

9,01218

5

B

бор

10,811

6

C

углерод

12,011

7

N

азот

14,0067

8

O

кислород

15,9994

9

F

фтор

18,9984

10

Ne

неон

20,179

III

11

Na

натрий

22,98977

12

Mg

магний

24,305

13

Al

алюминий

26,98154

14

Si

кремний

28,0855

15

P

фосфор

30,97376

16

S

сера

32,066

17

Cl

хлор

35,453

18

Ar

аргон

39,948

IV

19

K

калий

39,0983

20

Ca

кальций

40,078

21

Sc

скандий

44,95591

22

Ti

титан

47,88

23

V

ванадий

50,9415

24

Cr

хром

51,9961

25

Mn

марганец

54,9380

26

Fe

железо

55,847

27

Co

кобальт

58,9332

28

Ni

никель

58,69

29

Cu

медь

63,546

30

Zn

цинк

65,39

31

Ga

галлий

69,723

32

Ge

германий

72,59

33

As

мышьяк

74,9216

34

Se

селен

78,96

35

Br

бром

79,904

36

Kr

криптон

83,80

V

37

Rb

рубидий

85,4678

38

Sr

стронций

87,62

39

Y

иттрий

88,9059

40

Zr

цирконий

91,224

41

Nb

ниобий

92,9064

42

Mo

молибден

95,94

43

Tc

технеций

98,9062

44

Ru

рутений

101,07

45

Rh

родий

102,9055

46

Pd

палладий

106,42

47

Ag

серебро

107,8682

48

Cd

кадмий

112,41

49

In

индий

114,82

50

Sn

олово

118,710

51

Sb

сурьма

121,75

52

Te

теллур

127,60

53

I

иод

126,9045

54

Xe

ксенон

131,29

VI

55

Cs

цезий

132,9054

56

Ba

барий

137,33

57*

La

лантан

138,9055

72

Hf

гафний

178,49

73

Ta

тантал

180,9479

74

W

вольфрам

183,85

75

Re

рений

186,207

76

Os

осмий

190,2

77

Ir

иридий

192,22

78

Pt

платина

195,08

79

Au

золото

196,9665

80

Hg

ртуть

200,59

81

Tl

таллий

204,383

82

Pb

свинец

207,2

83

Bi

висмут

208,9804

84

Po

полоний

208,9824

85

At

астат

210,9871

86

Rn

радон

222,0176

VII

87

Fr

франций

223,0197

88

Ra

радий

226,0254

89**

Ac

актиний

227,0278

104

Rf

резерфордий

[261]

105

Db

дубний

[262]

106

Sg

сиборгий

[263]

107

Bh

борий

[264]

108

Hs

хассий

[265]

109

Mt

мейтнерий

[268]

110

Ds

дармштадтий

[271]

*

58

Ce

церий

140,12

59

Pr

празеодим

140,9077

60

Nd

неодим

144,24

61

Pm

прометий

144,9128

62

Sm

самарий

150,36

63

Eu

европий

151,96

64

Gd

гадолиний

157,25

65

Tb

тербий

158,9254

66

Dy

диспрозий

162,50

67

Ho

гольмий

164,9304

68

Er

эрбий

167,26

69

Tm

тулий

168,9342

70

Yb

иттербий

173,04

71

Lu

лютеций

174,967

**

90

Th

торий

232,0381

91

Pa

протактиний

231,0359

92

U

уран

238,0289

93

Np

нептуний

237,0482

94

Pu

плутоний

244,0642

95

Am

америций

243,0614

96

Cm

кюрий

247,0703

97

Bk

берклий

247,0703

98

Cf

калифорний

251,0796

99

Es

эйнштейний

252,0828

100

Fm

фермий

257,0951

101

Md

менделевий

258,0986

102

No

нобелий

259,1009

103

Lr

лоуренсий

260,1054


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...