Химические явления.
учебно-методический материал по химии (8 класс)

Урок в 8-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок в 8 классе27.83 КБ

Предварительный просмотр:

Химические явления.

Цель урока:

изучить признаки и условия протекания химических реакций, классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты;

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания учащихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, предвидеть продукты химических реакций.
  1. Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения учащихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
  1. Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительской деятельности: активность, увлеченность, наблюдательность; прививать культуру умственного труда; способствовать развитию устной и письменной химической речи; формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде и собственному организму.

Оборудование и реактивы:

Гидроксид натрия, серная кислота, ф/ф, мел, соляная кислота, сульфат меди (II), перманганат калия, спиртовка, лучина, спички, штатив с пробирками, держатель для пробирок,

Мультимедийный проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент: 

  1. Мотивационный момент:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела… (Б. Пастернак «Зимняя ночь»)

  1. Актуализация опорных знаний. (беседа)

Но говорить сегодня на уроке мы будем о явлениях, происходящих вокруг нас. Я предлагаю вам предположить – какие явления мы наблюдаем при горении свечи?

Плавление парафина – это явление… плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)

Вспомните, пожалуйста, какие явления называются физическими?

Горение парафина – это явление…

Что мы наблюдаем? (свет и выделение тепла). Это один из признаков химических явлений.

Еще одним доказательством химического явления будет образование налета сажи на жестяной пластине. Какие еще продукты образуются при горении свечи мы узнаем на практической работе.

Какие явления называются химическими? 

  1. Изучение нового материала.

Химическими называют явления, при которых образуются новые вещества с новыми свойствами. Химические явления также называют химическими реакциями.

Запишите тему сегодняшнего урока.

И так: химические явления сопровождаются признаками:

У вас на столах стоят реактивы и имеются инструкции к выполнению лабораторного опыта. Выполните данную работу.

Приложение 1.

Делаем все аккуратно, помним о безопасности (работаем с кислотой и щелочью. Если, вдруг,  разлили, молча походим к раковине, смываем проточной водой, затем обрабатываем 2% раствором борной кислоты или питьевой соды, смываем проточной водой). Что вы наблюдаете? В одном из лабораторных опытов необходимо определить наличие углекислого газа.

Перечислите признаки химических реакций.

Признаки химических реакций: 

Изменение окраски;

Образование осадка;

Появление запаха;

Выделение газа;

Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом). Найдите в тексте § 26 учебника определение и запишите  в тетрадь.

При горении свечи мы наблюдали выделение тепла, такие реакции называются экзотермическими.

Предлагаю посмотреть еще одну реакцию - разложение перманганата калия.

(Демонстрация разложения перманганата калия – проводит учитель)

2КMnO4 = К2MnO4 + MnO2 + O2↑  

Вы обратили внимание – я все время нагревала пробирку с перманганатом калия. Найдите в тексте § 26 учебника определение и запишите  в тетрадь.

Реакции, которые протекают с поглощением энергии, называются эндотермическими. Рассмотрите в учебнике рис.92 стр.138.

При каких условиях происходят химические реакции?

Собирание и определение кислорода. Ребята, вы обратили внимание, что газ, образующийся при  разложении перманганата калия, поддерживает горение? Газ, который выделился при реакции мела с соляной кислотой, наоборот, погасил горящую лучину. Как вы думаете что это за газы? Ответ на эти и другие вопросы мы получим на следующих уроках химии.

Условия протекания: 

Контакт веществ (измельчение, смешивание, растворение).

Нагревание до определённой температуры:

А) необходимо для начала реакции.

Б) необходимо на протяжении всей реакции.

Действие электрическим током

Облучение светом (фотосинтез)

  1. Закрепление изученного материала.

Тест.

  1. В результате … явления образуется новое вещество.

       (Вставьте пропущенное слово.)

  1. К химическим явлениям относятся:

А) замерзание воды;                        В) горение дров;        

Б) скисание молока;                        Г) кипение воды;

Д) измельчение мела.

3. Физическим природным явление следует считать:

А) лесной пожар;                        В) ветер;

Б) высыхание дождевых луж;                Г) образование глюкозы в зеленом растении;

Д) дыхание растений;                        Е) морские приливы и отливы.

4. В ряду перечисленных явлений укажите лишнее:

А) испарение воды;                        В) замерзание воды;

Б) горение спички;                        Г) свечение сильно нагретого тела

Д) отстаивание мути в мутной воде.

5. Химическим называется явление, в результате которого …

А) образуются новые вещества;        В) выделяется газ;

Б) выпадает осадок;                        Г) выделяется теплота.

Д) изменяется агрегатное состояние вещества;

Сегодня мы с вами изучили признаки и условия протекания химических реакций, ну а записывать химические реакции мы будем уже на следующем уроке. Предлагаю посмотреть реакцию разложения оксида ртути (II), которая также является эндотермической.

Видеофрагмент: разложение оксида ртути

Данный опыт провел М.В. Ломоносов, но не опубликовал результаты своих исследований.

ПИСЬМО О ПОЛЬЗЕ СТЕКЛА...

Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,

Приманчивым лучем блистающих в глаза:

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.

Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;

И ныне от нее наверх их возвращаюсь,

Пою перед тобой в восторге похвалу

Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу.

Биографию М.В. Ломоносова предлагаю вам подготовить к следующему уроку. (Выступление учащегося). Михаил Васильевич Ломоносов – гениальный русский ученый, внесший весомый вклад в развитие не только химии, но и филологии, физики, истории, математики, геологии и минералогии, географии и метеорологии, астрономии. Этот список можно продолжить бесконечно, ведь нет такой науки, в которой М.В. Ломоносов не оставил бы свой след, недаром его называют зачинателем российской науки. 

  1. Рефлексия.
  • сегодня я узнал_______________________________________________
  • было трудно__________________________________________________
  • я понял, что___________________________________________________
  • я научился____________________________________________________
  • я смог________________________________________________________
  • было интересно узнать, что_____________________________________
  • меня удивило_________________________________________________
  • мне захотелось________________________________________________

  1. Домашнее задание: §26 в.3,4(п.), сообщение о М.В.Ломоносове.


Приложение 1

  1. В пробирку № 1 налейте 1-2 мл раствора сульфата меди (II), затем добавьте 1-2 мл гидроксида натрия. Что вы наблюдаете?
  2. В пробирку № 2  налейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия, прилейте индикатор, добавьте раствор серной кислоты до исчезновения окраски. Какой признак  реакции в данном эксперименте?
  3. К кусочку мела добавьте раствор соляной кислоты.  Что наблюдали? Затем зажгите лучину и внесите ее в пробирку. Что наблюдали?

  • сегодня я узнал_______________________________________________
  • было трудно__________________________________________________
  • я понял, что___________________________________________________
  • я научился____________________________________________________
  • я смог________________________________________________________
  • было интересно узнать, что_____________________________________
  • меня удивило_________________________________________________
  • мне захотелось________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

1. В пробирку № 1 налейте 1-2 мл раствора сульфата меди (II), затем добавьте 1-2 мл гидроксида натрия. Что вы наблюдаете?

2.В пробирку № 2  налейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия, прилейте индикатор, добавьте раствор серной кислоты до исчезновения окраски. Какой признак  реакции в данном эксперименте?

3.К кусочку мела добавьте раствор соляной кислоты.  Что наблюдали? Затем зажгите лучину и внесите ее в пробирку. Что наблюдали?

  • сегодня я узнал_______________________________________________
  • было трудно__________________________________________________
  • я понял, что___________________________________________________
  • я научился____________________________________________________
  • я смог________________________________________________________
  • было интересно узнать, что_____________________________________
  • меня удивило_________________________________________________
  • мне захотелось________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания

7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс"  Конспекты двух уроков....

Урок-сказка в 8 классе "Колобок и химия" на тему "Физические и химические явления. Признаки химических реакций".

Цель данного урока - в игровой и незамысловатой форме повторить явления в химии и выяснить признаки химических реакций. Проведение урока требует небольшой подготовки,  но результат того стоит. Ре...

Презентация Явления природы.Физические и химические явления.

Яркая презентация к уроку природоведения в 5 классе по теме " Явления природы.Физические и химические явления"  поможет учителю работать по ФГОС второго поколения: определение и постановка темы и...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" в свете требований ФГОС

Предлагаемая технологическая карта урока химии по теме "Физические и химические явления. Химические реакции" может быть использована учителем , в связи с новыми требованиями и введением ФГОС .Новые тр...

технологическая карта урока химии в 8 классе по теме:«Физические и химические явления. Химические реакции»

Изучение нового материалаУчебник: Г.Е.Рудзитисцель: Изучить физические и химические явления, химические реакции, признаки химических реакций, условия образования и протекания химических реакций....