Современные образовательные технологии на уроках химии
учебно-методический материал по химии

Седен-оол Сайзаана Валерьевна

Современные образовательные

технологии на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна"

Современные образовательные

технологии на уроках химии

Седен-оол Сайзаана Валерьевна – учитель биологии и химии

с. Дус-Даг

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология».

«Педагогическая технология- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и копмоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.»(Б.Т. Лихачев)

Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой предмет как химия общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед учителем стоит задача- пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно  на первоначальном этапе изучения химии. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает .Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора  познавательной деятельности  учащегося. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды современных образовательных технологий:  технология  проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, компьютерные технологии, использование тестов, метод проектов, здоровьесберегающие технологии.

В течение ряда лет я на своих уроках использую элементы проблемного обучения. Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что я конструирую исследовательскую задачу, а ученик ищет способ её решения. В трудных случаях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления.

Традиционное обучение обеспечивает учащихся системой знаний и развивает память, но не развивает навыки самостоятельной деятельности. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках химии.

При использовании данной технологии учитель реализовывает  принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает учащимся возможность продвигаться на более высокий уровень.

Проблемные ситуации можно создавать при изучении практически любого раздела  темы предмета. Например, при изучении темы «Гидролиз солей» перед учениками ставится вопрос : «Каков характер среды в растворах солей?» Многие высказывают гипотезу, что если в растворах кислот и щелочей, соответственно кислотный и щелочной характер среды, то в солях- нейтральная.

Высказанную гипотезу предлагается проверить в ходе самостоятельного лабораторного эксперимента с растворами трех предложенных солей. Учащиеся делают вывод, что в растворах солей может быть и кислотный, и щелочной и нейтральный характер среды.

В конце XX  века человечество вступило в стадию развития, которая получила название информационного.

На современном этапе в химическое образование должны быть включены информационные компоненты.

Компьютерные технологии на уроках химии предполагают:

  • использование мультимедиа-технологий при изучении учебного материала;
  •  проведение виртуальных практикумов и лабораторных работ;
  • реализация межпредметных связей с другими предметами;
  • подготовку учителей к работе с новым содержанием, новыми методами и организационными формами обучения.

Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок.

С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению: демонстрация опытов, микропроцессов, которые нельзя проделать в школе, возможна без показа реальных экспериментов.

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Их использование целесообразно на любом этапе урока, что позволяет учителю оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени  на уроке, насыщению его информацией.

Здоровьесберегающие технологии

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность  с физминутками; определять  время подачи сложного материала ; выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ, что дает положительные результаты в обучении.

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, формирование у учащихся исследовательской компетенции. Учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области химии.

Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов. Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений применять полученные знания. Исследование включает проведение теоретического анализа, составление экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода.

Использование тестов на уроках химии также занимает видное место в процессе внедрения новых технологий, что дает возможность массовой проверки знаний учащихся. Тестовая методика- универсальное средство проверки знаний, умений. Систематическая проверка знаний  в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний.

Технология разноуровневого обучения

Цели обучения :

  • активизация мышления обучающихся   с разным уровнем подготовки;
  • снятие неуверенности у слабых обучающихся перед сильными;
  • воспитание Я-компетенции

Качество усвоения предмета можно обеспечить технологией уровневой дифференциации.

Уровень низкой подготовки обучающихся необходимо приблизить к уровню общеобразовательной подготовки.

Технология игрового обучения способствует повышению интереса у учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности.

Цели обучения:

  • инсценировка игры учит обучающихся анализировать и оценивать сложные проблемы человеческих взаимоотношений на производстве, в профессии, в повседневной жизни;
  • выработать правила сотрудничества;
  • пробуждает интерес к предмету.

Метод проектов

Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения- создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются следующие умения и навыки:

  • информационные
  • исследовательские
  • коммуникативные
  • оценочные
  • презентационные
  • рефлексивные

Участвуя в проектной деятельности ребенок лучше усваивает учебный материал, у него повышается интерес к предмету, отрабатываются навыки работы с различными источниками информации.

«Золотые правила» использования приемов  технологий:

  • подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • веди ученика от собственного опыта к общественному;
  • будь не «над»,а «рядом»;
  • радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • учи анализировать каждый этап работы;
  • критикуя, стимулируй ученика

Литература

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии; учебное пособие, -М; Народное образование, 1998
  2. Брушинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.- М.; Знание, 1983
  3. Никандров Н.Д. Проблемное обучение. Воспитание школьников.- 1983.-№12
  4. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.,1994

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Какими бы хорошими знаниями предмета не обладал учитель, традиционный урок хоть и остается главной составной частью учебного процесса, однако мало способствует развитию и реализации способности учащих...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Работа с одаренными детьми: Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

 ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения  продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характери...

Использование современных технологий на уроках химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Из опыта работы Ицкович Татьяны Яковлевны, учителя химии I квалификационной категории МБОУ ООШ № 81 г. Краснодара "Использование современных технологий на уроках химии как средство активизац...

Современные технологии на уроках химии. Кейс - технологии.

Методическая разработка о возможности применения кейс- технологий на уроках химии....