Практическая работа "Признаки химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс)

Ольга Михайловна Савчук

Практическая работа "Признаки химических реакций" 8 класс. Данная работа направлена обобщению и углублению знаний по разделу "Изменения, происходящие с веществами". В процессе выполнения работы учащиеся продолжают развивать умения при проведении химического эксперемента. Закрепляют умения определять признаки и типы химических реакций, написание химических уравнений. В процессе практической работы учащиеся учатся применять теоретические знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_himii_8_kl_prakticheskaya_rabota_no4.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Аромашевская СОШ имни В.Д.Кармацкого»  Кротовская СОШ

Технологическая карта урока по  теме

Практическая работа №4 «Признаки химической реакции»

Учитель химии

Савчук О. М.

соответствие зан.должности

Кротово

2021 год

Технологическая карта урока

Тема урока: Практическая работа №4 «Признаки химической реакции»

Учитель: Савчук О.М.

Учебник: химия 8кл под редакцией О.С.Габриеляна

Тема предыдущего урока: « Реакции обмена».

Тема следующего урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды. Понятие о гидролизе».

Тип урока: урок-практикум

Цель урока:

Воспитательные: умение работать в микро группе, самостоятельность в принятии решений, умение применять теоретические знания на практике.

Развивающие: выработать практические умения по работе с химическим оборудованием и проведению химических реакций; контролировать свои действия при проведении химического эксперимента; развитие наблюдательности, умения делать выводы, фиксировать результаты эксперимента

Образовательные: содействовать в ходе урока обобщению и углублению знаний; закрепить умения писать уравнения различных типов химических реакций и изучить на конкретных примерах признаки химических реакций

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, ложечка для взятия веществ, пинцет, пробиркодержатель.

Реактивы: медь (проволока), цинк, оксид меди (II), карбонат кальция; растворы соляной кислоты, хлорида железа (III), роданида калия, сульфата натрия, хлорида бария.

Этап урока

Учебные задачи

Результаты деятельности ребенка

Организационный момент.

Задача: Повторить и вспомнить технику безопасности при выполнении практической работы. 

На экране первый слайд, который сообщает тему практической работы. (слайд №1)

- Сегодня у нас урок – практическая работа, “Признаки химических реакций”.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

Корректировка цели работы. (слайд №2)

- Но прежде, чем мы начнём работать, давайте вспомним, правила техники безопасности при работе со спиртовкой, при нагревании и при работе с растворами кислот. (слайд №3)

Вопрос в класс:

- что не допускается при работе со спиртовкой?

На экран выводятся правила техники безопасности при работе со спиртовкой и учащиеся проверяют, всё ли было названо.

Вопрос в класс:

- Как правильно проводят нагревание пробирки?

На экран выводятся правила техники безопасности во время нагревания и учащиеся проверяют себя.

Вопрос в класс:

- При выполнении данной работы надо быть особенно осторожными при работе с растворами кислот.

Что нужно делать, если всё же кислота попала на кожу?

Вопрос в класс:

- Как правильно держать склянки с жидкостями?

На экран выводятся правила техники безопасности при работе с кислотами.

Определение целей урока

Правила техники безопасности при работе со спиртовкой, при нагревании и при работе с растворами кислот

Ответ учащихся: нельзя зажигать одну спиртовку от другой, только от спички; гасят спиртовку сразу по окончании нагревания и только колпачком; нельзя переносить зажжённую спиртовку со стола на стол.

Ответ учащихся: сначала необходимо прогреть всю пробирку, несколько раз (3-4); при нагревании стекло расширяется, поэтому нельзя сильно зажимать пробирку в пробиркодержателе; отверстие пробирки направляют в сторону, где никого нет.

Ответ учащихся: необходимо смыть холодной водой под краном.

Ответ учащихся: склянки необходимо держать этикеткой в руку.

 Проведение практической работы

Задача: закрепить умения различать типы химических реакций; продолжить формировать правильную методику выполнения лабораторных опытов и правильной интерпретации их результатов. 

- Теперь вы можете приступать к выполнению практической работы. с.207-208 Она включает четыре опыта.

Запишите в тетради практическая работа №4 и название темы работы. Для работы вам понадобиться таблица, начертите ее в тетрадь. (слайд №4).

Учитель объясняет, как заполнять таблицу.

- В колонку “исходные вещества” вы записываете формулы веществ с указанием агрегатного состояния и цвета в краткой и понятной форме.

- В колонку “условия реакции” вы записываете свои действия, т.е. что необходимо сделать, чтобы пошла химическая реакция.

- В колонке “признаки реакции” вы отмечаете свои наблюдения, в колонку “уравнения химических реакций” записываете уравнения, с указанием над стрелочкой условий протекания.

- В колонке “вывод” вы записываете, тип реакции, и какой признак химической реакции вы наблюдали.

Записываем в таблицу первый опыт. Что вы должны сделать?

Опыт №1. Прокаливание медной проволоки и взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой. (слайд №5) с.207-208

Слайд №5 на экране, информация.

- Что вы наблюдаете? Образовалось ли новое вещество при накаливании меди?

У учащихся пока недостаточно хорошо отработан навык написания уравнений реакций, но они уже хорошо составляют формулы веществ. Поэтому на экране появляется подсказка:

По гиперссылке переходим на слайд №9.

По гиперссылке возвращаемся к слайду №5.

- Что мы делаем дальше?

- Образовалось ли новое вещество? По каким признакам вы это определили?

По гиперссылке переходим на слайд №10 (схема уравнения)

Опыт №2. Взаимодействие известняка  с кислотой.

- Что мы будем делать в следующем опыте?

слайд №6.

- Каковы признаки этой реакции? 

По гиперссылке переходим к слайду №11.

По гиперссылке переходим к слайду №6.

Опыт №3. Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия. KSCN

- Что мы будем делать в следующем опыте?

Это очень красивая реакция, появление кроваво-красного окрашивания в пробирке.

По гиперссылкам переходим соответственно к слайдам №13.

По гиперссылке переходим на слайд №8.

Опыт №4. Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария.

- Приступаем к выполнению последнего эксперимента. Что необходимо сделать?

- Что вы наблюдаете?

- Заполните таблицу до конца.

По гиперссылкам последовательно переходим на слайд №14.

Тему урока записывают в тетрадь для практических работ

Оформляют таблицу

№ опыта

Исходные вещества

Условия реакции (что делал)

Признаки реакции (что наблюдали)

Уравнения химических реакций

Вывод (тип и признаки реакции)

Записывают в таблицу первый опыт. Читают инструкцию в учебнике с.207-208.

Зажигают спиртовку, удерживая пинцетом кусочек медной проволоки, вносят её в пламя спиртовки.

Определяют признаки реакции

Записывают уравнение реакции, определяют её тип.

 - Ложечкой для взятия веществ помещаем немного оксида меди (II) в пробирку, приливаем 1 мл. серной кислоты. Нагреваем вещество в пробирке, соблюдая технику безопасности.

Записывают  уравнение реакции, определяют тип реакции и его признаки.

Читают инструкцию к следующему опыту с.208.

- К одному кусочку известняка приливаем 1 мл. соляной кислоты.

Записывают уравнение реакции (пользуясь подсказкой на слайде 11), указывают тип реакции и его признаки.

Читают инструкцию к следующему опыту с.208.

- В пустую пробирку налейте 1 мл. хлорида железа (III) и добавьте 2-3 капли роданида калия.

Записывают  уравнение реакции (подсказка слайд 13) и указывают её тип.

Читают инструкцию к следующему опыту с.208.

- В пустую пробирку прилить по 1 мл. сульфата натрия и хлорида бария в любой последовательности.

Записывают  уравнение реакции (подсказка слайд 14) и указывают её тип.

Обобщение и систематизация

Задача.                                                                                     Закрепить и проверить полученные знания                          

- Наведите порядок на столах, проследите, чтоб спиртовка была плотно закрыта, все склянки с веществами закручены, чтоб всё аккуратно стояло в латке.

Таким образом, при проведении химических реакций мы пронаблюдали и сделали выводы о признаках химических реакций.

Вопрос в класс:

- какие признаки реакций вы наблюдали при проведении опытов? 

Другие признаки вы уже знаете, это выделение тепла, выделение света, однако в использованных опытах мы их не наблюдали. слайд №15

- с какими   типами химических реакций вы сегодня встретились при проведении опытов?

Наводят порядок на своем рабочем месте.

Отвечают на вопросы

- Это выделение газа, выпадение осадка, изменение цвета.

- реакция соединения, замещения и обмена.

В) Рефлексия  

Я усвоил …                                                                                                                                                 Мне понравилось…                                                                                                                                       Было сложно…                                                                           Остались вопросы…

Постановка домашнего задания

Задача: Обеспечить понимание учащимися  содержания, способов выполнения домашнего задания  На экране слайд №16

- Откройте дневники и запишите задание на дом и фото на телефон.

                           

Записывают домашнее задание.

  1.          Дома вам будет необходимо составить уравнения химических реакций по данным схемам и дать названия всем соединениям:

KOH + H3PO4 → K3PO4 + H2O

NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O

NaBr + Cl2 = NaCl + Br2

K + H2O = KOH + H2

NO+ O2 + H2O = HNO3

2. Подготовить сообщение или презентацию по теме «Вода и ее значение для человека»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практическая работа "Скорость химической реакции"

Практическая (лабораторная работа) проводится в разделе "Общая и неорганическая химия" студентами I курса колледжей или учащимися 11 класса. В данной работе исследуется протекание химического про...

Практическая работа "Признаки химических реакций"

Презентация к уроку на тему "Признаки химических реакций"Целевая аудитория: 8 класс....

Сценарий практической части к уроку «Химические реакции»

В результате изучения данной темы учащиеся научатся·         узнавать важнейшие химические понятия, законы, план решения расчетной химической задачи;·...

Практическая работа по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"

Методические указания для подготовки и выполнения практической работы по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"( по учебнику О.С. Га...

Практическая работа по теме: "Скорость химической реакции. Химическое равновесие" 11 класс, профильный уровень

практическая работа напралена на отработку знаний по теме "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие." Помимо практических эксперим...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...