конспект урока ОБОБЩЕНИЕ УГЛЕВОДОРОДОВ
план-конспект урока по химии (10 класс)

Журов Денис Васильевич

конспект урока ОБОБЩЕНИЕ УГЛЕВОДОРОДОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obobshchenie_uglevodorodov.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комбинированного урока с элементами игровой технологии

Обобщение знаний по теме «Углеводороды»

Выполнил учитель химии АНОО Ковчег

Журов Д.В.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Задачи:

  • Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородах.
  • Развивающие: развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, развитие умений пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний, ответственности за результаты учебного труда.

Методы: беседа, групповая работа,

Дидактический материал: карточки с заданиями, презентация.

К уроку дано задание одному из учащихся подготовить презентацию по применению углеводородах (саморазвитие учащегося); всей группе – повторить соответствующий раздел.

Группа распределяется на 4 группы, выбирается капитан группы.

Ход урока

1. Постановка цели и мотивация учебной деятельности

Преподаватель:здравствуйте, учащиеся. Сегодня на уроке нам предстоит повторить, систематизировать знания об углеводородах различных типов, составить о них целостное представление, рассмотреть их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть влияние строения веществ на их свойства. (Слайд 1 – тема урока)

Углеводороды имеют большое практическое значение для современных отраслей промышленности и повседневной жизни людей. На эту тему нам приготовил презентацию учащийся (презентация «Применение углеводородов»).

2. Повторение знаний.

1) Фронтальный опрос:

1. Какие вещества называются углеводородами?

2. Какие классы углеводородов мы изучали?

3. К каким углеводородам относятся алканы? Почему они называются предельными?

4. К каким углеводородам относятся алкены, алкадиены иалкины? Почему они называются непредельными?

5. В чем причина многообразия углеводородов?

6. Какие вещества называются изомерами?

7. Какие вещества называются гомологами?

2) Групповая работа:

Задание 1: на столах дана карточка №1 с структурными формулами углеводородов. Выбрать из предложенного списка изомеры. Назвать вещества.

А) СН3-СН2-СН2-СН3              В)          СН3                     Г) СН3-СН-СН2-СН3

Б) СН3-СН-СН3                              СН3-С-СН3                              СН3

             СН3СН3

К какому классу относятся данные углеводороды?

Задание 2:на столах дана карточка №2 с заданием, по которому надо определить класс вещества и дать ему характеристику по таблице (таблица имеется на столах и заранее подготовлена на доске). После выполнения задания один из группы заполняет свою графу таблицы на доске.

Карточка №2 (1 группа). В строении молекул этих углеводородов присутствуют только одинарные связи. Широко распространены в природе, содержатся в природном газе, нефти, угле. (Алканы)

Карточка №2 (2 группа). Простейшим представителем этого класса углеводородов является этилен. Промышленным способом получения этих углеводородов является дегидрирование алканов. (Алкены)

Карточка №2 (3 группа). В строении молекул этого класса углеводородов присутствует тройная связь. Простейший представитель этого класса используется в сварке и резке металлов.

Карточка №2 (4 группа). Молекулы веществ этого класса углеводородов имеют кольцо из шести π-электронных облаков. Среди этих углеводородов много приятно пахнущих веществ.(Арены)

Таблица «Сравнительная характеристика углеводородов».

Критерии

Предельные углеводороды

Непредельные углеводороды

Арены

Алканы

Алкены

Алкины

Общая формула

Отличительный признак

Тип ковалентной связи

Типы изомерии

Типичные химические свойства

Задание 3: (выполняется совместно)

Преподаватель: как видим из приведенной таблицы, состав углеводорода влияет на строение молекулы, а строение молекулы влияет на химические свойства веществ.

-Чем отличаются по составу углеводороды разных типов? (числом атомов водорода)

-Какие реакции следует провести, чтобы из одного типа углеводородов получить другой? (реакции гидрирования или дегидрирования).

Слайд 2: СnH2n+2↔CnH2n↔ CnH2n-2 ↔ CnH2n-6

Алканы ↔ Алкены ↔ Алкины ↔ Арены

Данная цепочка отражает генетическую связь между углеводородами разных типов.

Слайд 3: написать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

 СН3-СН3→ СН2=СН2→ СН≡СН → С6Н6

                                 Назвать вещества.

Задание 4: Тест. (выполняется индивидуально)

3. Подведение итогов урока.

Подведем еще раз выводы урока:

- От чего зависят свойства веществ? (от строения вещества)

- Какая связь существует между углеводородами разных классов? (генетическая)

Рефлексия: понравилось ли вам работать в группе?

Выставление оценок за работу.

Домашнее задание: заполнить полностью таблицу «Сравнительная характеристика углеводородов», выполнить задания на генетическую связь (даны под таблицей, каждый учащийся выбирает для себя уровень задания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока - обобщения английского языка в 5классе по теме «Мой дом» с использованием ИКТ

Данный урок является уроком-обобщением  и контроля по теме «Мой дом»  с использованием информационных технологий. Урок ориентирован на закрепление изученного материала по теме, а также навык...

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме: «Количество теплоты. Фазовые переходы»

Материалы к уроку  физики по теме «Тепловые процессы. Фазовые переходы» будут использоваться на уроке при  повторении и систематизации материала, совершенствовании практических умений и...

Конспект урока-обобщения по теме: "Союз"

Цель: обобщение,систематизация и закрепление знаний по данной теме.Задачи:Проверить знание учащимися теоретического материала.2. Практически закрепить полученные знания(работа по карточкам,разбо...

конспект урока Обобщение по теме «Электрический ток и его характеристики»""

Цель урока: повторить и систематизировать: 1)  основные понятия: электрический ток, напряжение, сопротивление, способы соединения проводников, работа и мощность электрического тока; 2) зако...

Лабиринт к уроку "Обобщение углеводородов."

Лабиринт можно использовать на уроке обобщения по углеводородам ....

Конспект урока «Ароматические углеводороды. Бензол»

Конспект урока по теме: ароматические углеводороды. Бензол. Материал предназначен для 10-го класса базовый уровень....