План самообразования Серпак Н.И.
учебно-методический материал по химии (8, 9 класс)

Серпак Надежда Ивановна

Программа  самообразования

учителя химии и биологии

Серпак Надежды Ивановны

Тема самообразования:

«Формирование  общеучебных  умений  и  навыков

учащихся на уроках химии»

2020 – 2025 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_serpak.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Новоандриановская средняя общеобразовательная школа

Программа  самообразования

учителя химии и биологии

Серпак Надежды Ивановны

Тема самообразования:

«Формирование  общеучебных  умений  и  навыков

учащихся на уроках химии»

2020 – 2025 гг.

С. Новоандриановка

Изучение сущности, цели и задач технологии формирования и развития общих учебных умений и навыков.

Анализ литературных источников.

Создание информационной базы по проблеме формирования ОУУН

сентябрь-январь

Изучение и апробация различных видов педагогических и психологических диагностик и выбор оптимальных для учителя химии.

ноябрь-январь

Целенаправленная работа по формированию общих учебных умений и навыков в классах 8 -9кл

в течение года

Применение элементов технологии формирования ОУУН

Апробация элементов технологии в преподавании химии

в течение года

Обобщение и распространение опыта работы на школьном уровне. 

в течение года

Анализ работы и обобщение опыта по апробации технологии ОУУН на школьном уровне

апрель-май

Применение компьютерных технологий в преподавании химии

в течение года

Применение элементов технологии формирования ОУУН на уроках химии с учётом положительных результатов и недостатков в работе

в течение года

Обобщение и распространение опыта работы на муниципальном  уровне.

Анализ работы и обобщение опыта по апробации технологии ОУУН на МО учителей химии

апрель-май

Применение компьютерных технологий в преподавании химии

План самообразовании учителя химии и биологии Серпак Н.И..

 на 2020-2021 гг

Основные задачи и этапы деятельности по изучению основ технологии формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся

Реализация

Изучить и провести анализ информационных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ технологии формирования и развития ОУУН.

 Изучить (список литературы), основными документами являются:

  1. Шипилина Л.А. Технология формирования и развития общих учебных навыков учащихся: Методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001 – 108с.
  2. Лошкарёва Н.А. Формирование ОУУН школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. – М.:1990.
  3. Татьянченко Д.В.и др. Общеучебные умения как объект управления общеобразовательным процессом// Народное образование. – 2003,

№ 2, с. 58-64.

Изучить различные виды диагностик и выбрать оптимальные для учителя химии.

Апробировать следующие методики:

  1. Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР), который предназначен для определения интеллектуального уровня развития школьников и уровня сформированности некоторых ОУУН, итоги теста позволяют выделить в классе отдельные группы учащихся: наиболее успешные, близкие к успешным, успешные, малоуспешные и др.
  2. Диагностика уровня школьной тревожности по Филипсу помогает выявить учащихся с заниженной и завышенной самооценкой, учеников, имеющих проблемы и страхи в отношениях с учителями.
  3. Диагностика внимания Мюнстберга, позволяет  сделать  вывод  о  сформированности  внимания.
  4. «Карта интересов» (характеристика потребностно-мотивационной сферы учащегося), предлагаемая И.М. Титовой позволяет учителю получить информацию об уровнях: сформированности познавательных интересов, самооценки, тревожности и уровне сформированности ОУУН [9, 67]. С точки зрения временных затрат для учителя  химии она более оптимальна.

Составить тесты для проведения контрольно-методических срезов на предметном материале.

Составить тесты для определения уровня сформированности мыслительных ОУУН на предметном материале для учащихся 8,9 классов.

Провести тестирование с целью выявить уровень развития ОУУН в 8-9 классах.

Провести тестирование

Провести анкетирование учащихся, чтобы выявить их затруднения по проблеме

Провести анкетирование в 8-9классе по анкете М.С.Блохиной «Умеешь ли ты учиться?»

Изменить подход к планированию работы, а именно:

     а) создать технологические карты;

     б) планировать каждый урок с чётким обоснованием

 не только специальных, но и общеучебных умений и навыков школьников.

Реализацию этой задачи осуществлять в моей практической деятельности при подготовке к каждому уроку. Как образец представить тему: «Электролитическая диссоциация» в 9 классе.

Изучить рекомендации по составлению и применению логических схем и памяток для учащихся и использовать их в своей работе.

Выработать свою систему действий, учитывая особенности технологии и особенности предмета химии

Разработать задания, упражнения, направленные на развитие мыслительных ОУУН на предметном материале и систематически применять их на уроках химии.

Повести контроль и мониторинг. Разработать контрольно-методические срезы (КМС) на определение уровня сформированности мыслительных ОУУН, провести контрольные срезы и анкетирование учащихся.

Провести тестирование два раза в год (в октябре и в апреле). Динамику отразить  в ведомости; для учащихся, у которых происходило понижение уровня сформированности мыслительных ОУУН,  разработать специальные упражнения и индивидуальные задания.

Осуществлять наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и фиксировать изменения.

Постоянно фиксировать изменения на практических работах и два раза в год для осуществления мониторинга

Провести обработку и анализ данных. Сделать вывод о результативности исследования.

Опыт  работы изложить и проанализировать в реферате на тему: «Формирование общих учебных умений и навыков на уроках химии».

Поделиться опытом с коллегами.

Обобщение опыта осуществлять

на школьном уровне:

  1. Выступление на заседании педагогического совета школы, заседаниях ШМО, открытый урок

Освоение и использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий

  • Пройти курсы
  • Совершенствовать  работу в в программе Роwer Point. Составлять и использовать презентаций. Разработать  уроки с применением интерактивной доски, использовать на уроках и при подготовке к ним материалы сети Интернет.

Система работы учителя по формированию у учащихся умений учиться состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: постановка целей, отбор педагогических средств, их применение (ход процесса обучения), оценка хода, результатов процесса обучения и его корректировка. Переход умений учиться на более высокий уровень развития требует изменения системы работы учителя. Следует выделить следующие этапы деятельности учителя:

1.Определить уровни сформированности у учащихся умения учиться.

2.Осуществить поэлементный анализ содержания учебного материала урока.

3.Сформулировать цели урока (обучающую, развивающую, воспитывающую), в том числе по формированию ОУУН в соответствии с программой.

4.Спроектировать различные виды деятельности, формирующие умения учиться у учащихся.

5.Реализовать разработанный план.

6.Проанализировать ход процесса обучения и достижения поставленных целей.

7.Скорректировать обучение в зависимости от промежуточных и конечных результатов.

                Практическая значимость исследования заключается в обобщении опыта работы, оптимизации учебного процесса, повышении уровня сформированности ОУУН и высокой мотивации обучения большинства учеников, что проявилось в их учебных успехах, повышении рейтинга предмета, в освоении методик диагностики результативности образовательного процесса.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе.- М..: Просвещение, 1985.
  2. Беспалько В.П.Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение,1989
  3. Блохина Е.В. Как научить учиться: Методические рекомендации по формированию ключевой компетентности в сфере познавательной деятельности. Курган, 2003. -72 с.
  4. Конева Л.С. Технология разноуровневого обучения основной школы. Итоги опытно-экспериментального исследования. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2001. – 212с.
  5. Лошкарёва Н.А. Формирование ОУУН школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. – М.:1990.
  6. Немов Р.С.Психология. Кн.з. – М.: Просвещение «Владос», 1995.
  7. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.:Дрофа, .- 2004.-252
  8. Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельности учащихся.– М.: Знание, 1983.
  9. Татьянченко Д.В.и др. Общеучебные умения как объект управления общеобразовательным процессом// Народное образование. – 2003,

№ 2, с. 58-64.

  1. Титова И.М. Обучение химии. Психолого- методический подход. –

       – СПб.: КАРО,  2002. – 204с.

  1. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. Пер. с английского. –

       -М., 1986.

  1. Шевченко С.Д. Школьный курс: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991

  1. Шипилина Л.А. Технология формирования и развития общих учебных навыков учащихся: Методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001 – 108с.

2021/22учебный год

Тема самообразования: «Формирование  общих учебных  умений  и  навыков учащихся на уроках химии».

Цель:  изучить  сущность,  задачи  и  основные  направления  технологии  формирования  общеучебных  умений  и  навыков  и  разработать  рекомендации,  которые  бы:  

во  1-х:  способствовали  эффективному  самообразованию  и  саморегуляции  школьника,  как  субъекта  учебной деятельности;

во  2-х:  помогали  учителю  сформировать  систему  целенаправленной  педагогической  деятельности;

в  3-х:  создали  бы  условия  для  формирования  компетенции  в  области  познавательной  деятельности  и  обеспечивали  повышение  эффективности  педагогического  процесса.

Задачи:

  • анализ  теоретических основ  формирования  общеучебных  умений  и  навыков,  создание  банка  информации  по  данной  проблеме;
  • выявление  сущности  комплексно-целевого  подхода  к  управлению  формированием  общеучебных  умений  и  навыков;
  • опытно-экспериментальная  работа,  разработка  заданий,  позволяющих  определить  уровень  развития  общеучебных  умений  и  навыков;
  • разработка  рекомендаций  по  управлению  формированием  общеучебных  умений  и  навыков.

2022/23 учебный год

Цель:   продолжить изучение теоретических основ технологии формирования ОУУН и работать над созданием организационно-методических и  дидактических условий эффективного формирования и развития  общеучебных умений и навыков.

2. Формирование позитивного отношения к работе над проблемой у учащихся и учителей школы.

3. Осуществление и совершенствование диагностики ОУУН. Оказание помощи учителям-предметникам в создании, проведении и обработке данных контрольно-методических срезов.

4. Изучение и внедрение  в практику методических рекомендаций психологов по формированию учебно-управленческих умений и навыков (организации учебно-познавательной деятельности учащихся в режиме дня, организации учебного места, умения планировать свою учебную деятельность, ставить учебные цели и разрабатывать план своей деятельности и др.)  с целью сохранения здоровья школьника.

5. Разработка рекомендаций по использованию элементов технологии формирования и развития  общеучебных умений и навыков

Задачи:

Организация освоения технологии формирования и развития  общеучебных умений и навыков:

  • разработка методической межпредметной карты формирования ОУУН в экспериментальных  классах основной школы;
  • разработка системы средств формирования ОУУН: создание и внедрение памяток, инструкций, алгоритмов.

2023/24

Продолжить работу по апробации технологии формирования ОУУН в экспериментальных классах. Провести анализ результатов и обобщить опыт на муниципальном уровне.

Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий

Как часть технологии формирования ОУУН

Отчет по самообразованию

За 2020-2021 уч.год

Основные задачи и этапы деятельности по изучению основ технологии формирования и развития общих учебных умений и навыков учащихся

Реализация

Изучить и провести анализ информационных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ технологии формирования и развития ОУУН.

Выполнено, см. приложение 1 (список литературы), основными документами являются:

  1. Шипилина Л.А. Технология формирования и развития общих учебных навыков учащихся: Методическое пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001 – 108с.
  2. Лошкарёва Н.А. Формирование ОУУН школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса. – М.:1990.
  3. Татьянченко Д.В.и др. Общеучебные умения как объект управления общеобразовательным процессом// Народное образование. – 2003,

№ 2, с. 58-64.

Изучить различные виды диагностик и выбрать оптимальные для учителя химии.

Выполнено.

Мною были апробированы следующие методики:

  1. Школьный Тест Умственного Развития (ШТУР), который предназначен для определения интеллектуального уровня развития школьников и уровня сформированности некоторых ОУУН, итоги теста позволяют выделить в классе отдельные группы учащихся: наиболее успешные, близкие к успешным, успешные, малоуспешные и др.
  2. Диагностика уровня школьной тревожности по Филипсу помогает выявить учащихся с заниженной и завышенной самооценкой, учеников, имеющих проблемы и страхи в отношениях с учителями.
  3. Диагностика внимания Мюнстберга, позволяет  сделать  вывод  о  сформированности  внимания.
  4. «Карта интересов» (характеристика потребностно-мотивационной сферы учащегося), предлагаемая И.М. Титовой позволяет учителю получить информацию об уровнях: сформированности познавательных интересов, самооценки, тревожности и уровне сформированности ОУУН [9, 67]. С точки зрения временных затрат для учителя  химии она более оптимальна.

Составить тесты для проведения контрольно-методических срезов на предметном материале.

Выполнено (см. приложение 3.1)

Составлены тесты для определения уровня сформированности мыслительных ОУУН на предметном материале для учащихся 8,9 классов.

Провести тестирование с целью выявить уровень развития ОУУН в 8-9 классах.

Выполнено.

Провести анкетирование учащихся, чтобы выявить их затруднения по проблеме

Выполнено. Анкетирование было проведено в 8-9классе по анкете М.С.Блохиной «Умеешь ли ты учиться?»

Изменить подход к планированию работы, а именно:

     а) создать технологические карты;

     б) планировать каждый урок с чётким обоснованием

 не только специальных, но и общеучебных умений и навыков школьников.

Выполнено (см. приложение 6.1)

Реализация этой задачи осуществлялась в моей практической деятельности при подготовке к каждому уроку. Как образец представлена тема: «Электролитическая диссоциация» в 9 классе.

Изучить рекомендации по составлению и применению логических схем и памяток для учащихся и использовать их в своей работе.

Выполнено.

Выработать свою систему действий, учитывая особенности технологии и особенности предмета химии

Выполнено.

Разработать задания, упражнения, направленные на развитие мыслительных ОУУН на предметном материале и систематически применять их на уроках химии.

Выполнено.

Повести контроль и мониторинг. Разработать контрольно-методические срезы (КМС) на определение уровня сформированности мыслительных ОУУН, провести контрольные срезы и анкетирование учащихся.

Выполнено.

Тестирование проводилось два раза в год (в октябре и в апреле). Динамика отражалась  в ведомости; для учащихся, у которых происходило понижение уровня сформированности мыслительных ОУУН,  разрабатывались специальные упражнения и индивидуальные задания.

Осуществлять наблюдение за деятельностью учащихся на уроках и фиксировать изменения.

Постоянно, фиксация изменений на практических работах и два раза в год для осуществления мониторинга

Провести обработку и анализ данных. Сделать вывод о результативности исследования.

Выполнено (см. приложение 12.1)

Опыт  работы изложен и проанализирован в реферате на тему: «Формирование общих учебных умений и навыков на уроках химии».

Поделиться опытом с коллегами.

Обобщение опыта осуществлялось

на школьном уровне:

  1. Выступление на заседании педагогического совета школы, заседаниях ШМО, открытый урок

Освоение и использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий

  • Прошла курсы «Методика преподавания химии в 8-9 классах»
  • В совершенстве работаю в в программе Роwer Point. Составление и использование презентаций. Разработаны 5 уроков с применением интерактивной доски, использую на уроках и при подготовке к ним материалы сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по физической культуре: Тема самообразования «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном процессе».

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯучителя физической культурыМальцевой Валентины Николаевны.    Тема самообразования  «Формирование всесторонне развитой личности в учебно-воспитательном про...

План работы учебного кабинета и план самообразования

В план работы учебного кабинета входит: оборудование кабинета (средства обучения, методическое обеспечение, экзаменнационный материал и проверочные работы, библиотека кабинета), план работы кабинета (...

Үзүсеш планы - план самообразования

Укытучының үзүсеш планы киләсе 5 елга (2018 - 2023 еллар) исәпләнеп төзелә. Әлеге план буенча укытучы үз белемен күтәрү өстендә оештырылган чараларны планлаштыра...

План самообразования (образец) и ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА к плану самообразования (образец)

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации...

Программа самообразования / План самообразования

Методическая тема: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя – залог успешного прехода на ФГОС» Задачи:1.Активизировать работу по выявлению и обощению, ра...

Программа самообразования / План самообразования

Повышение качества образования и воспитания на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколенияСовременные инновационные  технологии обучения в работе учите...

Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.

Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...