Конспект по теме "Общая характеристика неметаллов"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Михайлова Маргарита Самандаровна

Конспект по теме "Общая характеристика неметаллов" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemetally.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме "Общая характеристика неметаллов" 9 класс

Цель урока - дать общую характеристику неметаллов, актуализировать знания учащихся о физических свойствах неметаллов, о типах кристаллических решеток; развивать умения применять знания, сравнивать и делать выводы; воспитывать химическую аккуратность по отношению к окружающей среде.

Тип урока - изучение нового материала. 

Планируемые результаты

Личностные

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные:

-умение характеризовать физические и химические свойства неметаллов;

- умение характеризовать аллотропные видоизменения неметаллов;

- умение распознавать вещества;

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, парная.

Методы обучения: частично - поисковый, личностно-ориентированное обучение.

Ход урока:

Вступление учителя : «Впервые облако хлора появилось над полем сражения у Ипра. Англичане были совершенно не подготовлены и  не защищены от бесшумной смерти, которая неслась на них 22 апреля 1915 года. Результат этой газовой атаки был ужасен: из строя выведено  15000 человек, из которых 5000 погибло. Фронт на протяжении 8 км был прорван. Возникла необходимость срочно найти защиту от нового вида оружия. Такой защитой явился предложенный в 1915 году Н. Д. Зелинским противогаз с активным углем, который хорошо поглощал отравляющие вещества в парообразном и газообразном состоянии.

Современная химия вовлекает в круг своих исследований вещества, ранее считавшиеся опасными и ядовитыми. Так, например, важнейшим достижением последнего времени является использование фтора для создания ракетного топлива, в котором окислителем служит фтор, а горючим – водород; их теплотворная способность превышает теплотворную способность всех других видов топлив».

Вопрос: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Ребята отвечают

Итак, тема урока «Общая характеристика неметаллов» Запись на доске.

Учитель: в процессе изучения химии вы уже познакомились со многими элементами неметаллами и их соединениями. Из известных на сегодняшний день химических элементов 22 относятся к неметаллам. Хотя число элементов неметаллов относительно невелико, они входят в состав практически всех органических и неорганических веществ. Вспомните, что самыми распространёнными элементами в земной коре являются неметаллы кислород и кремний.

Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу ПС, условно ограниченном диагональю бор-астат. Самым активным является фтор.

2. Особенности строения атомов неметаллов.

Во внешнем электронном слое атомов неметаллов находится от трёх до восьми электронов.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518936/img001.gif

Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны:

  • меньший атомный радиус;
  • четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.

Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. окислительные свойства. Качественной характеристикой атомов неметаллов, т.е. своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов поляризовать химическую связь, оттягивать к себе общие электронные пары. Электроотрицательность – мера неметалличности, т.е. чем более электроотрицателен данный химический элемент, тем ярче выражены неметаллические свойства.

3. Кристаллическое строение неметаллов-простых веществ. Аллотропия.

Если металлы – простые вещества образованы за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:

  • газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;
  • жидкость – Br2;
  • твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.

Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода. Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии.

Способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ называется аллотропией, а эти простые вещества – аллотропными видоизменениями или модификациями.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/518936/img002.gif

5. Физические свойства неметаллов.

  1. Ковкость отсутствует
  2. Блеска нет
  3. Теплопроводность (только графит)
  4. Цвет разнообразный: желтый, желтовато-зеленый, красно-бурый.
  5. Электропроводность (только графит и черный Фосфор.)
  6. Агрегатное состояние:
  • газообразное(H2, O2, Cl2 ,F2, O3)
  • твердое (Р, С)
  • жидкое (Br2)

6. Химические свойства неметаллов.

Неметаллы в химических реакциях могут быть восстановителями и окислителями (фтор, кислород.)

  1. Неметаллические свойства элементов усиливаются в периодах и ослабевают в подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.
  2. Высшие кислородные соединения неметаллов имеют кислотный характер (кислотные оксиды и гидроксиды).
  3. Атомы элементов-неметаллов способны как принимать электроны, проявляя окислительные функции, так и отдавать их, проявляя восстановительные функции.

 В качестве закрепления заполните таблицу на основании текста параграфа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ НЕМЕТАЛЛОВ

Общая характеристика

1

Общее количество элементов неметаллов

2

Положение в ПСХЭ

3

Элементы относящиеся к неметаллам

4

Группы неметаллов

5

Количество электронной на внешнем энергетическом уровне

6

Самый электроотрицательный неметалл

7

Распространенность в природе

Рефлексия: Ребята, поделись своими эмоциями по уроку, что было понятно, что было трудно или легко на уроке, интересен ли вам был урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов"

Презентация по теме "Общая характеристика неметаллов" может быть использована как сопровождение вводного  урока химии  по неметаллам в 9 классе. В презентации отражены основные физические св...

"Общая характеристика неметаллов V группы. Строение атомов азота и фосфора". Химия. 9 класс..

Урок изучения нового материала по теме "Неметаллы главных подгрупп V и IV групп ПСХЭ по Тверской программе по химии. Урок дан в рамках ИКТ как урок-презентация....

Открытый урок. Тема: "Общая характеристика неметаллов" 10 класс

Полностью подготовленный материал на тему "Общая характеристика неметаллов" по модульной технологии в 10 профильном классе по учебнику И.И.Новошинского...

Неметаллы. Общая характеристика неметаллов. Разработка урока.

Данная разработка прекрасно раскрывает тему "Неметаллы. Общая характеристика". Рассматривается характеристика неметаллов и химические свойства некоторых неметаллов....

Урок химии в 9 классе "Общая характеристика неметаллов"

Урок химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. В разработке имеет место нестандартное начало урока. Сценарий урока сопровождается презентацией. Кроме того, приведены презентации по физическим свой...

Урок химии, 9 класс,тема "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов"

В методической разработке представлен урок по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". Тип урока - урок усвоения новых знаний, а конкретнее урок  работы с понятием «неметаллы» и поиска ...

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна

Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...