Металлический КВН
план-конспект занятия по химии (9 класс)

Павленко Юлия Юрьевна

Заключительный урок по теме "Металлы" в форме КВН

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metallicheskiy_kvn.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка сценария урока по химии в 9 классе

«Металлический КВН»

Цель: повысить интерес школьников к изучению предмета, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями.

Задачи:

1. обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах - металлах, их свойствах и использовании;

2.формировать умение работать в коллективе;

3.развивать устойчивый познавательный интерес к  изучаемому предмету;

Формируемые предметные результаты:

  • давать определения изученных понятий;
  • наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
  • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных.

Формируемые метапредметные результаты:

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

Место проведения: кабинет химии.

Форма проведения: заключительный урок по теме «Металлы»

Ход урока.

Весь класс делится на 2 команды. Каждая команда придумывает себе название и выбирает капитана.

Первый этап. Разминка (один балл за правильный ответ).

Вопросы к первой команде.

1. На некоторых языках этот металл называется «Небесный камень». (Железо).

2. Какой металл может «болеть чумой»? (Олово).

3. Недостаток какого металла приводит к малокровию? (Железо).

4. Горение какого металла раньше использовали при фотографии? (Магний).

5. Металл, название которого начинается и заканчивается на букву «о». (Олово).

6. Какой металл самый легкий? (Литий).

7. Какой металл раньше называли серебро из глины? (Алюминий).

8. Каким металлом можно зажечь воду? (Калий, натрий).

9. Металл бога Марса. (Железо).

10. Какой металл занимает первое место по распространению в природе? (Алюминий).

Вопросы ко второй команде.

1. «Ассорти» из разных металлов. (Сплав).

2. Металл, который легко режется ножом. (Натрий, калий).

3. Этот металл идет на изготовление солдатиков. (Олово).

4. Металл богини Венеры. (Медь).

5. Название металлов первой группы главной подгруппы? (Щелочные).

6. От латинского названия этого металла происходит слово «пломба». (Свинец).

7. Металл, находящийся при обычных условиях в жидком агрегатном состоянии (Ртуть).

8.Д.И. Менделееву подарили весы, одна чаша которых была из золота, а вторая - …. (Алюминий).

9. Какой благородный металл одно время топили в море? (Платина).

10. Самый пластичный металл. (Золото).

Второй этап. Узнай металл по описанию (От одного до трех баллов).

Задания первой команде.

1.Этот металл серебристо-белого цвета, без него не было бы цивилизации и жизни животного мира на нашей планете. По распространению в природе он занимает четвертое место среди всех элементов и второе среди металлов. Он придает красный цвет крови. Обладает магнитными свойствами. (Железо)

2.Этот металл хорошо проводит электрический ток, его сплавы занимают 3 место по производству (после железа и алюминия). При температуре он образует оксид черного цвета, а все его соли голубого цвета. Сплав этого металла с оловом дал название целому веку. (Медь)

Задания второй команде.

1.Раньше этот металл ценился на вес золота. Предметом зависти были украшения и сервизы из этого металла. Оксид и гидроксид этого металла амфотерны. На своей поверхности он образует оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его сплавы удивительно легки и устойчивы к коррозии. (Алюминий)

2.Это щелочноземельный металл. Его соединения широко используются при строительстве. Одним из его соединений распознают углекислый газ. Он образует гашеную и негашеную известь. Его соединением пишут на доске. Содержится в костях человека и животных. (Кальций)

Третий этап. Конкурс капитанов «Верите ли вы что…?» (По одному баллу за каждый правильный ответ)

Вопросы капитану 1 команды

  1. Соли магния придают морской воде горький вкус? (Да)
  2. Кровь спрутов и каракатиц голубая из-за входящей в ее состав меди? (Да)
  3. Ванадий накапливается в клетках мухоморов? (Да)
  4. Сталактиты в пещерах образованы силикатами натрия и калия? (Нет, солями кальция)
  5. Серебро – известный с древних времен металл, который не был найден в природе в самородном виде? (Нет, найден)
  6. Железо при горении даёт два оксида? (Да).

Вопросы капитану 2 команды

  1. Золотые медали Олимпийских игр изготавливаются из серебра и покрываются золотом, которого там всего около 1%. (Да)
  2. Самым прочным в мире металлом является железо? (Нет, титан)
  3. Более половины всего золота мира было добыто на территории ЮАР. (Да)
  4. Серебро действительно убивает бактерии. (Да)
  5. В морской воде растворены все металлы таблицы Менделеева — вплоть до золота и урана. Но добывают только железо. (Нет. магний)
  6. Золото самый дорогой банковский металл. (Да)

Четвертый этап. «Химия и жизнь» (по одному баллу за правильный ответ)

Вопросы 1 команде:

  1. Этот металл назван «крылатым». Назовите его.  (Алюминий)
  2. Почему в алюминиевых кастрюлях не рекомендуется приготовление блюд, содержащих много органических кислот? (Кислоты частично разрушают защитную пленку из оксида алюминия на поверхности металла)
  3. Этот металл, по мнению К.А.Тимирязева, входит в самый важный в животном царстве пигмент – гемоглобин. Что это за металл? (железо)
  4. Москва белокаменная была построена из этого минерала, содержащего кальций. Что это за минерал? (известняк)
  5. Сурьма способна растворять металлы. Алхимики изображали сурьму в виде волка с раскрытой пастью. А как они изображали растворение в сурьме «царя металлов» - золота? (в виде рисунка, на котором волк пожирает царя)
  6. Единственный природный металл, который используют, как топливо, и при этом он используется без остатка, буквально на атомном уровне. Что это за металл? (уран)
  7.  Этот металл самый стойкий: в виде слитка он не растворяется ни в каких кислотах и их смесях! Вообще! Даже фтор берёт его только при 400-450 °C. Что это за металл? (Иридий).
  8. Единственный щелочной металл, который не хранят в керосине. (Литий)
  9.  Мария Кюри трудилась 12 лет, чтобы получить крупинку этого металла. Чтобы получить всего 1 г , нужно было несколько вагонов урановой руды, 100 вагонов угля, 100 цистерн воды и 5 вагонов разных химических веществ. Поэтому на начало XX века в мире не было более дорогого металла. За 1 г его нужно было заплатить больше 200 кг золота. Назовите этот металл. (Радий)
  10. Группа металлов, не подверженные коррозии и окислению. (Благородные или драгоценные)

Вопросы  2 команде.

  1. «Серебришко» – так презрительно называли в Испании этот благородный металл, который был похож на серебро, но не обладал присущей ему легкоплавкостью и ковкостью. Какой это металл? (Платина.)
  2. Этот металл правилами безопасности запрещено перевозить в самолётах. Что это за металл? (Ртуть разъедает оксид алюминия, то есть его защитную плёнку. Поэтому правилами безопасности запрещено перевозить ртуть в самолётах — если она прольётся, то вполне сможет разъесть алюминиевый корпус летательного аппарата)
  3. Этот металл получил своё название в честь злого духа. Шахтёры обвиняли этого духа в том, что им не удаётся извлечь медь из руды, в которой присутствует этот металл. Назовите этот металл. (Никель)
  4. Какой металл является древнейшим ископаемым?  В ходе археологических раскопок ученым удалось обнаружить предметы из этого металла, пролежавшие в земле 6 тысячелетий. (Серебро)
  5. Россия является лидером по добыче и поставке этого металла на мировой рынок. Что это за металл? (Палладий)
  6. Именем какого небесного тела алхимики называли серебро? (Луны)
  7. При Петре I вручалась медаль «За пьянство». Из какого сплава она была сделана? (из чугуна)
  8. Император Наполеон III на банкете велел подать для почётных гостей приборы из очень дорогого серебристо белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?(Из алюминия)
  9. Какой химический элемент изображали в 18 веке в виде воина? (Железо, т. к. его широко использовали при изготовлении оружия.)
  10. Почему английский король Генрих VIII получил прозвище «Медный нос»? (подделывал монеты, покрывая медь слоем серебра. Через некоторое время выступающая часть на монете  (нос) становилась медной).

Пятый этап. Заключительный. «Экпериментаторы»

Даны растворы без подписи.

Первой команде.

 Дано: FеCI2и FеCI3.

Распознать одним реактивом (NаОН).

FеCI2 + 2NaOH = Fе(OH)2 + 2NaCI (выпадает белый осадок, переходящий в зеленый)

FеCI3 + 3NaOH = Fе(OH)3 + 3NaCI (выпадает бурый осадок)

Второй команде.

Дано: BаCI2 и АICI3.

Распознать одним реактивом (NаОН).

BаCI2 + NaOH = реакция не идет

АICI3 + 3NaOH = АI(OH)3 + 3NaCI (выпадает белый студенистый осадок)

Учитель подводит итоги. По результатам игры каждый ученик получает оценку.

Составитель Павленко Ю.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Металлические деньги в истории России

Презентация  при изучении темы металлы 9,11 класс...

Урок в 9 классе по теме " Коррозия металлов и способы защиты металлических изделий"

Данный урок проводился в 9 классе по программе Габриеляна О.С. Урок рассчитан на 2 часа. Много заданий для организации групповой групповой формы работы. Первая часть  урока разработана в системе ...

Проект "Коррозия - рыжая крыса грызет металлический лом"

Материал предназначен для использования в 9, 11 классах....

Презентация "Химическая связь - металлическая,водородная, Ван-дер-Ваальсова"

Презентация для 9 и 11 классов, содержит тестовые задания и сравнительную таблицу для видов химических связей в соединениях....

"Металлические и деревянные музыкальные инструменты" - конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» для детей подготовительной к школе группы с применением ИКТ

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы. На занятии дети знакомятся с металлическими и деревянными музыкальными инструментами и учатся на них играть....