Кислородсодержащие органические соединения
методическая разработка по химии (10 класс)

Бердышева Лала Айдыновна

Методическая разработка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: Кислородсодержащие органические соединения.

Цель: обобщение и систематизация знаний, активизация деятельности учащихся на уроке.

Задачи:

I. Образовательные − систематизировать знания по теме: Кислородсодержащие органические соединения.

II. Воспитательные − продолжить формирование познавательного интереса учащихся к предмету химия через использование игровых технологий, формирование способности к работе в команде, научиться нести ответственность за общий результат в работе.

III. Развивающие −  продолжить формирование умений учащихся работать по алгоритму для решения учебных задач, развивать логические операции мышления при обобщении знаний с помощью элементов технологии критического мышления.

Оборудование:

Презентация на тему: « Обобщение знаний по теме Кислородсодержащие органические соединения»,  Инцертная таблица, образцы « тонких» и « толстых» вопросов, задания для викторины Своя Игра, дидактический раздаточный материал,  компьютер, жетоны для аукциона знаний.

Тип урока: 

Повторительно-обобщающий. Комбинированный

Инновационные технологии, применяемые на уроке : 

Игровая технология, технология критического мышления, работа в малых группах.

Структура урока.

Основные части содержания урока

Методы

Пособия

I. Организационный момент: актуализация знаний, постановка целей урока.

Словесные − беседа, запись темы урока на доске.

Ребята! Сегодня наш урок –  пройдет в виде викторины «Своя Игра». На уроке, выполняя задания, мы повторим, систематизируем особенности строения, физические и химические свойства, получение и применение основных классов кислородсодержащих органических соединений.

Дидактический раздаточный материал, слайд из презентации –тема и цель урока.

II. Основная часть:

1) Фронтальный опрос-разминка.

- Почему такое название кислородсодержащие органические соединения ?

- Какая общая формула всех кислородсодержащих органических соединений?

- Перечислить классы веществ , относящихся к кислородсодержащим органическим соединениям

-Почему есть предельные одноатомные спирты и многоатомные, чем они отличаются и что общего?

-Почему ароматические спирты ,фенолы имеют такое название?

-На какой один элемент отличаются карбоновые кислоты от альдегидов?

-Что такое реакция этерификация?

-Какая особенность в физических свойствах сложных эфиров позволяет их использовать в пищевой и парфюмерной промышленности?

-К какому классу относят вещества глицерин и этиленгликоль?

-Какие реакции называются качественные, дать определение.

2) Викторина Своя Игра!

-Разноуровневые  вопросы для зарабатывания баллов командами, вопросы в приложении № 1

-Подвеление итогов викторины, подсчет баллов.

3) Письменные задания

–Заполнение кластера

-Составление « тонких» и «толстых» вопросов.

III. Заключительная часть:

-1) Рефлексия, ответы на вопросы :

 Что понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Хотел бы еще участвовать в играх на уроке?

2) Домашнее задание-работа с терминами в словаре.

 

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации -беседа, устный опрос.

Метод словесной передачи информации и зрительного восприятия информации-устный опрос по вопросам викторины

Игровая технология.

Метод передачи информации с помощью практической деятельности -практические упражнения,

Технология критического мышления

Письменный метод контроля

                

                

                

Набор жетонов, компьютер, презентация.

Набор жетонов, компьютер ,презентация., вопросы викторины на слайдах презентации.

Компьютер, слайды презентации, дидактический раздаточный материал

 ( приложение № 2)

Компьютер, слайды  презентации

Инцертная  таблица.

+

Что знали

Что нового узнали

±

Не знали, но предполагали

?

Не поняли

Приложение № 1

 Вопросы для викторины на 3 балла.

  1. Общая формула одноатомных спиртов?
  2. Общая формула альдегидов? 
  3. Общая формула карбоновых кислот?
  4. Функциональная группа у спиртов?
  5. Функциональная группа у альдегидов?
  6. Функциональная группа у карбоновых кислот?
  7. Особенность строения одноатомных спиртов?
  8. Особенность строения многоатомных спиртов?
  9. Особенность строения ароматических спиртов?
  10. Особенность строения альдегидов?
  11. Особенность строения у карбоновых спиртов?
  12. Суффикс в названиях у спиртов?
  13. Суффикс в названиях у альдегидов?
  14. Суффикс в названиях у карбоновых кислот?
  15. Формула метанола?
  16. Формула этанола?
  17. Формула фенола?
  18. Глицерин это двухатомный или трехатомный спирт?
  19. Другое название фенола?
  20. Почему метановая кислота называется муравьиной?
  21. Почему этановая кислота называется уксусная?
  22. Что такое формалин?
  23. Второе название метаналя?
  24. Второе название этаналя?
  25. Почему все спирты сильные яды?
  26. Как этанол влияет на организм?
  27. Как метанол влияет на организм?
  28. Где применяются альдегиды?
  29. Где применяются многоатомные спирты?
  30. Где применяются карбоновые кислоты?
  31. Где применяется фенол?
  32. Формула муравьиной кислоты?
  33. Формула уксусной кислоты?
  34. Формула метаналя?
  35. Формула этаналя?
  36. Физические свойства глицерина?
  37. Физические свойства метанола?
  38. Физические свойства фенола?
  39. Физические свойства метаналя?
  40. Физические свойства уксусной кислоты?

Приложение № 1

Вопросы для викторины на 4 балла

  1. Виды изомерии предельных одноатомных спиртов?
  2. Виды изомерии альдегидов?
  3. Виды изомерии карбоновых кислот?
  4. Перечислить химические свойства одноатомных спиртов
  5. Перечислить химические свойства фенола?
  6. Перечислить химические свойств альдегидов?
  7. Перечислить химические свойства карбоновых кислот?
  8. Почему среди спиртов нет газообразных веществ?
  9. Какой многоатомный спирт входит в состав антифризов?
  10. Что такое гигроскопичность и где используется это свойство у глицерина?
  11. Почему фенол называют карболовой кислотой?
  12. Как называется 40% раствор формальдегида?
  13. Что такое реакция серебряного зеркала?
  14. Что такое реакция медного зеркала?
  15. С помощью какой химреакции в Венеции изготавливали знаменитые венецианские зеркала?

16)Что такое лакмус и где он применяется?

17) С чем взаимодействует кислота в случае реакции этерификации и что получается в итоге?

18) Как получают карбоновые кислоы?

19) В чем суть реакции Кучерова?

20) Формула уксусной кислоты и ее применение?

Вопросы для викторины на 5 баллов.

  1. Качественные реакции для одноатомных спиртов?
  2. Как различить метанол и этанол?
  3. Васильковая реакция, что это?
  4. Что произойдет, если к фенолу добавить бромную воду?
  5. Можно ли отравиться уксусной кислотой? А этанолом?
  6. Что можно получить в результате брожения глюкозы?
  7. Этиленгликоль ядовит ? А глицерин?
  8. Качественная реакция на карбоновые кислоты?
  9. Качественные реакции на альдегиды?
  10. В чем суть реакции медного зеркала?
  11. В чем суть реакции серебряного зеркала?
  12. Что такое этерификация?
  13. Качественные реакции на фенол?
  14. Как получают альдегиды?
  15. Как получают фенол?
  16. Можно ли из бензола получить фенол, каким образом?
  17. Какой альдегид более ядовит метаналь или этаналь?
  18. Есть ли среди спиртов газы? Почему?
  19. К чему приводит наличие водородных связей в молекулах кислот?
  20. К чему приводит наличие водородных связей в молекулах спиртов?

Приложение № 2

Образцы « тонких» и « толстых» вопросов»

« Тонкие»  вопросы

« Толстые»  вопросы

Кто? Что ? Когда?

Почему?

Перечислить

Каким образом?

Какой? Какие?

Сравните

Дать определение, сформулировать

Заполнить таблицу, составить схему

Закончить предложение, вставить пропущенное

слово,зарисовать и подписать

Составить тест, выбрать правильный ответ, найти соответствие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обобщение по теме «Кислородсодержащие органические соединения" (урок-игра)

Закрепление, обобщение знаний по теме проводится в интересной игровой форме, доступной каждому ученику, т.к. к уроку подобраны разноуровневые задания.  На одном уроке проводится контроль за качес...

Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты.

В разработке представлены материалы для урока химии в 10 классе при изучении темы "Кислородсодержащие органические соединения. Предельные одноатомные спирты": ключевые моменты, используемые фо...

Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения» 10 класс

Контрольная работа по теме «Кислородсодержащие органические соединения» 10 класс содержит   3 варианта, работа   содержит   задание , которое  проверяет   умение ...

Контрольная работа по теме "Кислородсодержащие органические соединения"

Контрольная работа по органической химии по программе Габриеляна (базовый уровень) 1 час в неделю....

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие органические соединения"

Этот материал может быть применен в 10 классе в курсе "Органическая зимия" для обобщения имеющихся знаний учащихся и как подготовка к контрольной работе....

урок химии в 10 классе "кислородсодержащие органические соединения"

урок обобщение по теме кислородсодержащие органические соединения в форме путешествия...