Химия в профильной школе
методическая разработка по химии

Таскаева Любовь Григорьевна

Сборник  включает авторский вариант тематического  планирования курса химии   по  программе О.С. Габриеляна для профильного обучения; авторскую программу курса естествознания для учащихся 10-11 классов гуманитарных профилей, разработанную на основе Государственного образовательного стандарта по естествознанию;  тематическое планирование по данной программе;  программу элективного курса по естествознанию для учащихся 10 - 11 классов естественнонаучного профиля. 

Предназначены для  учителей химии  общеобразовательных учреждений, руководителей методических объединений учителей химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Химия в профильной школе633 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования мэрии города Архангельска

Химия в профильной школе

Департамент образования мэрии города Архангельска

МОУ  «Информационно-методический центр»

Химия в профильной школе

Методические материалы

в помощь учителю химии.

Архангельск 2005

Авторы-составители:

Таскаева Л.Г., кандидат педагогических наук, доцент      кафедры химии  ПГУ имени М.В.Ломоносова;

Кириллова А.П., директор МОУ «Информационно-методический центр»

Ответственные редакторы:

Александрова Е.Н., доцент кафедры географии и геоэкологии ПГУ имени М.В.Ломоносова,

Боровская Н.Н. к.п.н., доцент кафедры зоологии и методики обучения биологии ПГУ имени М.В.Ломоносова

Рецензенты:

Огибина Т.С. начальник управления образования департамента образования, культуры и спорта мэрии г. Архангельска

Химия в профильной школе. Методические материалы в помощь учителю химии. / Под ред.  Е.Н. Александровой, Н.Н. Боровской.- Архангельск.- 2005.-    с.

Сборник  включает авторский вариант тематического  планирования курса химии   по  программе О.С. Габриеляна для профильного обучения; авторскую программу курса естествознания для учащихся 10-11 классов гуманитарных профилей, разработанную на основе Государственного образовательного стандарта по естествознанию;  тематическое планирование по данной программе;  программу элективного курса по естествознанию для учащихся 10 - 11 классов естественнонаучного профиля.  

Предназначены для  учителей химии  общеобразовательных учреждений, руководителей методических объединений учителей химии.

Коллектив авторов, 2005

Л.Г.Таскаева,  А.П.Кириллова

Составление. 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Химия как профильная дисциплина …………………………….

  1. Место химии в базисном учебном плане профильной школы…………
  2. Тематическое планирование профильного курса химии 10 класс…….
  3. Тематическое планирование профильного курса химии 11 класс…….

Раздел 2. Химия в составе естествознания в гуманитарных

профилях……………………………………………………………………….

  1. Стандарт среднего полного общего образования по естествознанию. Базовый уровень………………………………………………………….
  2. Программа по естествознанию для 10-11 классов……………………..
  3. Тематическое планирование курса естествознания……………………

Раздел 1. Химия как профильная дисциплина

  1. Место химии в базисном учебном плане профильной школы

     Приказом  Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 204 г. № 1312 был  утвержден Федеральный  базисный  учебный  план  для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Образовательная область «Естественные науки»  в БУП-2003  представлена следующими учебными предметами: природоведение, география, физика, химия, биология.  Химия вводится  в учебный план в 8-9 классах основной школы:

БУП образовательных учреждений РФ. Основное общее образование.

Учебные предметы

5 класс

6класс

7класс

8класс

9класс

Природоведение

70

География

35

70

70

70

Физика

70

70

70

Химия

70

70

Биология

35

70

70

70

     В  базисном учебном плане образовательных учреждений РФ полного  общего образования  (профильная школа) положение химии как учебной дисциплины зависит от профиля обучения:

  • Химия   включена  в перечень учебных предметов по выбору на базовом или профильном уровне. Это зависит от профиля обучения. Химия  как профильная  или базовая  дисциплина  не присутствуют ни в одном из профилей, кроме естественнонаучного.

  • Систематический  курс  химии как  профильной  учебной  дисциплины присутствует в учебном плане только естественнонаучного профиля

  • Химия  входит как содержательный  компонент в курс естествознания, являющийся   обязательной базовой дисциплиной  федерального компонента для всех профилей,  кроме естественнонаучного.

Базисный учебный план для полного общего образования  (профильная школа)

Федеральный компонент

Обязательные учебные предметы на базовом уровне

Учебные предметы

Количество часов за 2 года обучения

естествознание

210(3/3)

Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровне

Учебные предметы

Базовый уровень

Профильный уровень

география

70(1/1)

210 (3/3)

Физика

140 (2/2)

350 (5/5)

Химия

70(1/1)

210 (3/3)

биология

70(1/1)

210 (3/3)

Химия  как учебная дисциплина в учебном  плане естественнонаучного  профиля.

Профиль

Базовые общеобразовательные предметы

Число недель-

ных часов за 2 года

обуче-

ния

Профильные общеобразовательные предметы

Число недель-ных часов за 2 года обуче-

ния

Естественно-математический

Русский язык и литература

Иностранный язык

История

Обществоведение

Физическая культура

6

6

4

4

4 или 6

Математика

Физика

Химия

География

Биология

12

8

6

4

6

Предметы образовательной области «Естествознание» в различных  специализациях естественнонаучного профиля.

профиль

Естествознание

физика

химия

биология

география

Физико-математический

6 час

 базовый

10 час

профильный

Физико-химический

10 час профильный

6 час

профильный

2 час

 базовый

2 час

базовый

Химико-биологический

4 час

базовый

6 час

профильный

6 час

профильный

2 час

 базовый

Биолого-географический

4 час

базовый

2 час

базовый

6 час

профильный

6 час

профильный

Непрофильное обучение

4

2

2

2

1.2. Тематическое планирование курса профильного  изучения химии по программе О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова

10 класс  (Таскаева Л.Г.)

Программа  для профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведений, разработанная О.С.Габриеляном и И.Г.Остроумовым, опубликована в журнале «Химия в школе» , 2002, № 8.

Данное тематическое планирование разработано по этой программе  для классов и школ естественнонаучного профиля  (ПК – профильные классы)  из расчета 4 часа в неделю, всего 134 часа в год. В 3 графе тематического плана указано число часов для углубленного изучения химии (УК - углубленный класс) из расчета 6 часов в неделю,

всего 204 час.

Тема 1. Предмет органической химии. Строение органических соединений

 (ПК  – 20 час.   УК  – 26  час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

   1

История  развития органической химии

2

Предпосылки создания теории А.М.Бутлерова. Основные положения структурной теории А.М.Бутлерова

3

Развитие теории А.М.Бутлерова. электронная теория. Строение атома углерода. Гибридизация АО атома углерода.

 Модели отталкивания гибридных орбиталей с помощью воздушных шаров

4

Механизм образования ковалентных связей в органических веществах.  σ – связи,  π – связи. 

Модели  молекул органических веществ с разными видами ковалентных связей

5

Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации.

2 час.

ЛБ №1 Изготовление  моделей молекул метана, этилена, ацетилена, бензола.

6

Способы разрыва химических связей: гомолитический, гетеролитический.

7

Обобщение  по теме

Классификация ковалентных связей по электроотрицательности атомов, по способу перекрывания, кратности, механизму образования. Связь между видом химической связи и типом кристаллической решетки. Прогнозирование свойств веществ  на основе строения

ЛБ №1 Изготовление  моделей кристаллических решеток

8

Классификация органических соединений по строению углеродной цепи, по типу функциональной группы.

 Коллекции органических веществ (лекарств, каучуков, пластмасс, волокон  и изделий из них)

9

Номенклатура органических соединений: тривиальная, рациональная. ИЮПАК

 2 час.

10

Теория изомерии. Структурная изомерия, ее виды

ЛБ №1.

Изготовление моделей изомеров

 Реакция натрия с этиловым спиртом, диметиловым эфиром.

11

Пространственная изомерия

ЛБ №1.

Изготовление моделей изомеров

12

Оптическая изомерия

ЛБ №1.

Изготовление моделей изомеров

13

Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты: мезомерный, индуктивный

2 час.

14

Классификация химических реакций по изменению в структуре субстрата, по  типу реагента

15

Радикальные реакции

2 час

16

Электрофильные реакции

2 час

17

Нуклеофильные реакции

2 час

18

Обобщение  по теме

Особенности органических реакций

2 час.

19

 Обнаружение углерода. водорода, хлора в органических веществах

Практическая работа №1

20

Обобщение по теме Органические вещества

Тема 2. Предельные углеводороды.( ПК – 12 час. УК – 18 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Гомологический ряд алканов. изменение физических свойств веществ в гомологическом ряду. Алканы в природе. Номенклатура алканов.

ЛБ № 2

 Изготовление моделей гомологов алканов

ЛБ № 3

Изготовление парафинированной бумаги, испытание ее свойств

ЛБ № 4

Ознакомление с физическими свойствами твердых парафинов

 Модели алканов, физических свойств твердых алканов.

2

Электронное и пространственное строение алканов

 Модели  алканов

3

Изомерия алканов: структурная, конформационная. Номенклатура изомеров алканов

2 час

ЛБ № 2

 Изготовление моделей изомеров алканов

4

Химические свойства алканов. Реакции SR-типа: галогенирование, нитрование, их применение.

 2 час

Взрыв смеси метана с воздухом. хлором

5

Химические свойства алканов: дегидрирование, горение, каталитическое окисление, их применение

2 час

ЛБ № 5

Обнаружение воды, углекислого газа в продуктах горения свечи

Горение метана, пропана,  бутана

Реакция оксида меди (2) с парафином

6

Крекинг алканов. его применение

2 час

Коллекция нефтепродуктов

7

Получение алканов

8

Практическая работа Получение и свойства метана

Практическая работа № 2

9

Циклоалканы: гомологический ряд, изомерия. номеклатура

ЛБ № 2

 Изготовление моделей гомологов

 циклоалканов

10

Циклопропаны, циклобутаны. Напряжение цикла. Специфика свойств циклоалканов с малым циклом.

2 час

11

Циклопентаны, циклогегсаны.

ЛБ № 2

 Изготовление моделей изомеров циклоалканов

Реакция циклогексана с бромной водой, раствором перманганата калия

12

Обобщение  по теме

2 час

Тема 3. Этиленовые и диеновые углеводороды. (ПК -12 час.  УК – 20 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Гомологический ряд алкенов. изменение физических свойств веществ в гомологическом ряду. Алкены в природе. Номенклатура алкенов.

ЛБ  №2

 Изготовление моделей гомологов алкенов

 Модели алкенов.

2

Изомерия алкенов: структурная, пространственная. Номенклатура изомеров алкенов

2 час

ЛБ № 2

 Изготовление моделей изомеров алкенов

Модели изомеров алкенов

3

Химические свойства алкенов. Реакции АЕ-типа: галогенирование,  гидрирование, полимеризации их применение. Окисление алкенов.

 2 час

ЛБ № 6

Обнаружение непредельных соединений в керосине, скипидаре

4

Правило Марковникова гидрогалогенирование,  гидратации, их применение.

 2 час

5

Лабораторные способы получения алкенов. Разновидности реакций

 Е-типа. Правило Зайцева

 2 час

6

Практическая работа

Получение этилена. исследование его свойств

Практическая работа № 3

7

Промышленные способы получения  этилена, его гомологов

8

Алкадиены. Классификация, особенности электронного и пространственного строения. Сопряженные диены

 2 час

9

Химические свойства сопряженных диенов. Полимеризация диенов. Способы получения диенов

 2 час

Деполимеризация каучука

Сгущение млечного сока каучуконосов

10

Основные понятия химии полимеров. Термопластичные и термореактивные полимеры

 2 час

ЛБ № 7

Ознакомление с образцами полиэтилена, полипропилена

11

Каучуки                                        резина

 2 час

ЛБ № 7 Ознакомление с образцами каучуков, резины

12

Контрольная работа 3 1 по теме 1.2.3

Контрольная работа № 1

Тема 4. Ацетиленовые углеводороды (ПК - 6 час. УК -  10 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Гомологический ряд алкинов. Электронное и пространственное строение алкинов.

ЛБ 8

 Изготовление моделей гомологов  алкинов

Модели алкинов

2

Изомерия, номенклатура алкинов. Структурная и межклассовая изомерия.

2 час

ЛБ 8

 Изготовление моделей изомеров алкинов

3

Химические свойства алкинов. Реакции присоединения, их применение.

Получение ацетилена

Реакция ацетилена с бромной водой

4

Химические свойства алкинов. Реакции полимеризации и деполимеризации. Реакция Зелинского. Применение химических свойств алкинов.

 2 час

5

Химические свойства алкинов. Реакции окисления, горения. Применение химических свойств алкинов.

2 час

Горение ацетилена

Реакция с перманганатом калия, солями меди и серебра

6

Получение алкинов.

2 час

Тема 5. Ароматические углеводороды. (ПК - 8 час.  УК- 12 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Бензол. Современные представления о строении бензола. Физические свойства бензола.

Модели бензола

Разделение смеси бензола с водой. Бензол как растворитель

2

Химические свойства бензола. Реакции электрофильного  замещения

Реакция бензола с азотной кислотой

3

Химические свойства бензола. Реакции присоединения и окисления.

Горение бензола. Взаимодействие с бромной водой, перманганатом калия

4

Гомологический ряд бензола. Изомерия, номенклатура  моно-, дизамещенных.

2 час.

Физические свойства аренов на хроматограме

5 -6

Химические свойства гомологов бензола. Взаимное влияние атомов  в молекулах толуола, ксилола. Ориентанты 1 и 2 рода. Основы теории резонанса, граничных структур

4 час.

7

Природные источники аренов. Применение и получение аренов.

2 час.

Получение бензола декарбоксилированием бензойной кислоты.

8

Контрольная работа №2  по разделу  Углеводороы «Углеводороды.»

Контрольная работа № 2

Тема 6. Природные источники углеводородов. (ПК- 6 час. УК – 10 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Нефть в природе. Топливно-энергетическое значение нефти.

ЛБ № 9

Растворимость нефтепродуктов друг в друге

Коллекция «Природные источники углеводородов»

2 -3

Переработка нефти

4 час

ЛБ № 10

Определение непредельных углеводородов в керосине, бензине

Каталитический крекинг керосина, парафина

4

Природный и попутный нефтяной газы

 2 час

Сравнение процессов горения нефти, природного газа

5

Каменный уголь. Переработка каменного угля.

2 час

Коллекция «Продукты коксохимии»

6

Экологические аспекты добычи, переработки горючих полезных ископаемых.

Образование нефтяной пленки на поверхности воды

Тема 7. Гидроксильные соединения ( ПК – 12 час.  УК – 20 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Строение и классификация спиртов. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов.

 2 час

Модели молекул спиртов и фенолов

Растворимость спиртов в воде

2

Химические свойства спиртов. Свойства, обусловленные  гидроксильным водородом.

Сравнение скорости реакции разных спиртов с натрием

3

Химические свойства спиртов. Свойства, обусловленные  гидроксильной  группой.

 2 час

Получение бромэтана из этанола

4

Способы получения спиртов

2 час

5

Метанол, этанол

2 час

ЛБ № 10

Ректификация смеси этанола с водой

ЛБ № 11

Обнаружение воды в азеотропной смеси воды и спирта

6

Практическая  работа Физические и химические  свойства этанола

Практическая работа № 4

7

Многоатомные спирты

2 час

Растворимость глицерина в воде, реакция с натрием. Качественная реакция на глицерин

8

Практическая работа Свойства глицерина

Практическая работа № 5

9

Фенол. Электронное и пространственное строение. Гомологический ряд фенола

Растворимость фенола в воде, зависимость растворимости от температуры

10

Химические свойства фенола

2 час

Гидролиз фенолята натрия, реакция фенола со щелочью, формальдегидом, качественная реакция на фенол

11

Применение и получение фенола

 2 час

12

Обобщение по теме Гидроксильные соединения

2 час

Тема 8 Альдегиды и кетоны   (ПК - 8 час. УК – 14 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Гомологический ряд альдегидов и кетонов.  Непредельные и ароматические альдегиды и кетоны. Физические свойства карбонильных соединений.

2 час

Модели молекул гомологов

2

Электронное строение. Изомерия, номенклатура альдегидов и кетонов.

2 час

Модели молекул изомеров

3

Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакции нуклеофильного присоединения

2 час

Получение уксусного альдегида,

4

Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакции окисления и восстановления.

2 час

ЛБ № 12

Окисление этанола в этаналь медной проволокой

ЛБ № 13

Распознавание ацетона и формальдегида

Качественные реакции на альдегидную группу

5

Получение и применение альдегидов и кетонов

2 час

ЛБ № 14

Получение фенолформальдегидной смолы

6

Практическая работа окислительно-восстановительные свойства альдегидов

Практическая работа

 № 6

7

Практическая работа Получение ацетона. Изучение его свойств

Практическая работа

 № 7

8

Контрольная работа № 3 по теме 7. 8

 2 час

Контрольная работа № 3

Тема 9 Карбоновые кислоты и их производные

(ПК – 14 час. УК – 20 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, физические свойства гомологов

2

Изомерия, номенклатура предельных одноосновных карбоновых кислот

3

Химические свойства кислот: свойства гидроксильного водорода и гидроксильной группы

ЛБ № 15

Свойства карбоновых кислот, общие с неорганическими кислотами

Получение сложного эфира

4

Химические свойства кислот: свойства  карбонильной группы, реакции в радикале

Физические свойства. Растворимость, сравнение рН растворов соляной и уксусной кислот

5

Муравьиная, уксусная кислоты

6

Высшие предельные и непредельные карбоновые кислоты

 2 час

Физические свойства. Возгонка бензойной кислоты

7

Получение и применение карбоновых кислот

 2 час

8

Практическая работа Физические и химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот

Практическая работа № 8

9

Сложные эфиры

ЛБ № 16

Отношение сложного эфира к воде, органическим веществам

Получение сложного эфира

10

Жиры

 2 час

ЛБ № 16

Отношение сложного эфира к воде, органическим веществам. Отношение различных масел к воде, органическим веществам.

ЛБ № 17

Растворимость жиров в воде

11

Мыла. СМС

 2 час

ЛБ № 18

Выведение жирного пятна

ЛБ № 18

Сравнение моющих свойств мыла и СМС

12

Практическая работа Жиры. омыление жиров. Получение мыла.

Практическая работа № 9

13

Сложные полиэфиры. Синтетические волокна

 2 час

14

Контрольная работа № 4 по теме 7.8.9

 2 час

Контрольная работа № 4

Тема 10. Углеводы (ПК-8 час. УК- 12 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Углеводы как гетерофункциональные соединения.

ЛБ № 20

Физические свойства углеводов

Образцы углеводов и изделий из них

2

Моносахариды. Классификация, строение, оптическая изомерия

3

Гексозы. Глюкоза. Фруктоза

2 час

ЛБ № 20

Физические свойства углеводов

Реакция глюкозы с фуксинсернистой кислотой

4

Дисахариды: сахароза, лактоза

2 час

ЛБ № 20

Физические свойства углеводов

ЛБ №  21

Кислотный гидролиз сахарозы

Получение сахарата кальция и выделение сахарозы

5

Крахмал. Гликоген

ЛБ №  20

Физические свойства углеводов

ЛБ №  22

Обнаружение крахмала в продуктах

Физические свойства крахмала, гидролиз крахмала

6

Целлюлоза. Искусственные волокна

2 час

ЛБ №  20

Физические свойства углеводов

Физические свойства целлюлозы, гидролиз

Получение нитроцеллюлозы

7

Практическая работа Углеводы

Практическая работа

№ 10

8

Обобщение по теме углеводы

2 час

Тема 11. Амины. Аминокислоты. Белки (ПК -8 час. УК – 12 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Классификация, изомерия аминов

ЛБ № 23

Изготовление моделей изомеров аминов

2

Амины предельного ряда

2 час

Физические свойства метиламина. Горение, гидролиз

3

Анилин. Анилиновые красители. Синтетические волокна

2 час

Гидролиз анилина. Окрашивание тканей анилиновыми красителями

4

Практическая работа Образование солей анилина. Бромирование анилина

Практическая

работа № 11

5

Аминокислоты

2 час

Обнаружение функциональных групп в аминокислотах, амфотерность аминокислот

6

Белки

ЛБ № 24

Растворение белков в воде, их коагуляция

ЛБ № 25

Обнаружение белка в яйце, молоке

Растворение и осаждение белка

7

Практическая работа Получение медной соли глицина. Денатурация белка. Цветные реакции белков.

Практическая

работа № 12

8

Контрольная работа

 № 5 по теме  10, 11

2 час

Контрольная работа № 5

Тема 12 Азотсодержащие гетероциклы. Нуклеиновые кислоты

(ПК -8 час. УК – 12 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Гетероциклические соединения. Классификация. Гетероциклы в природе.

2 час

Коллекция гетероциклов

Модели молекул гетероциклов

2

Шестичленные азотсодержащие гетероциклы. Пиридин. Никотиновая кислота. Ее амид

2 час

ЛБ № 26

Изготовление моделей молекул

3

Пиримидин. Пиримидиновые основания.

ЛБ № 26

Изготовление моделей молекул

4

Пятичленные азотсодержащие гетероциклы. Пиррол, пиразол, имидозол

 2 час

ЛБ № 26

Изготовление моделей молекул

5

Пурин, пуриновые основания

ЛБ № 26

Изготовление моделей молекул

6

Нуклеиновые кислоты. ДНК

2 час

Модель молекулы ДНК

Принцип комплиментарности азотистых оснований

7

Нуклеиновые кислоты РНК.

 2 час

Модель молекулы РНК

8

Обобщение по теме Генная инженерия и биотехнология.

 2 час

Образцы продуктов питания из трансгенных форм, лекарств,

изготовленных методами генной инженерии и биотехнологии

Тема 13. Биологически активные вещества

(ПК -8 час. УК – 12 час.)

№ урока

Тема урока

    Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Ферменты: классификация, строение, свойства

2 час

Разложение пероксида водорода под действием диоксида марганца. фермента

2

Практическая работа Ферменты

( действие амилазы слюны на крахмал, дегидрогеназы на метиленовую синь, каталазы на пероксид водорода)

Практическая работа № 13

3

Витамины. Классификация, нормы потребления, авитаминозы, гипо-, гипервитаминозы. Витамины А,С,В.Д,Е,Р

2 час

Образцы витаминов, витаминных препаратов

4

Практическая работа Обнаружение витамина А в растительном масле, витамина С в яблочном соке, витамина Д в рыбьем жире, яйце

Практическая работа № 14

5

Гормоны. Классификация, биологические функции, характеристика отдельных представителей

2 час

ЛБ № 27

Растворение адреналина в воде, в соляной кислоте

Белковая природа инсулина

Взаимодействие адреналина с раствором хлорида железа (3)

6

Лекарства. История лекарств, группы лекарств. Механизмы действия лекарств

2 час

ЛБ № 28

Растворение аспирина в воде. Обнаружение аспирина в готовой лекарственной форме

7

Практическая работа Анализ лекарственных препаратов

Практическая работа № 15

8

(Контрольная работа № 6 по теме 12, 13

Контрольная работа № 6

1.3. Тематическое планирование курса профильного  изучения химии по программе О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова

11 класс  (Таскаева Л.Г.)

Программа  для профильного и углубленного изучения химии в старших классах общеобразовательных учебных заведений, разработанная О.С.Габриеляном и И.Г.Остроумовым, опубликована в журнале «Химия в школе» , 2002, № 9.

Данное тематическое планирование разработано по этой программе  для классов и школ естественнонаучного профиля  (ПК – профильные классы)  из расчета 4 часа в неделю, всего 134 часа в год. В 3 графе тематического плана указано число часов для углубленного изучения химии (УК - углубленный класс) из расчета 6 часов в неделю,

всего 204 час.

Введение. Химия – наука о веществах. ( ПК -10 час. УК- 14 час)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Понятие о веществе. Закон сохранения массы и энергии. Химический элемент и формы его существования

Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ

2

Состав вещества. Вещества простые и сложные. Дальтониды и бертоллиды. Закон постоянства состава веществ.

ЛБ № 1 изготовление моделей молекул органических и неорганических веществ

Демонстрация моделей молекул органических и неорганических веществ

3

Строение веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы изображения строения молекул.

ЛБ № 1 изготовление моделей молекул органических и неорганических веществ

Демонстрация  моделей молекул органических и неорганических веществ

4

Количественная характеристика вещества. Масса атомов и молекул. Единицы массы, эволюция понятия. Количество вещества, число Авогадро, моль

 2 час

Расчетные задачи

Демонстрация веществ количеством вещества 1 моль

5

ПР Определение молекулярной массы углекислого газа.

ПР № 1

6

Эквивалент и эквивалентная масса. Закон эквивалентов

 2 час

Расчетные задачи

7

ПР Определение эквивалента металла

( магния или цинка)

ПР № 2

8

Агрегатные состояния веществ. Газовые законы.  Закон Авогадро и следствия из него. Уравнение Менделеева - Клайперона

 2 час

Расчетные задачи

Модель молярного объема газов

9

Смеси веществ. Массовая и объемная доля компонентов смеси

 2 час

Расчетные задачи

10

ПР Очистка веществ фильтрованием, дистилляцией, перекристаллизацией.

ПР № 3,  4

Тема 1. Строение атома  (ПК – 6 час УК- 10 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Модель атома Н.Бора. Современные представления о строении атома

ЛБ № 2 Наблюдение спектров испускания и поглощения соединений химических элементов с помощью  спектроскопа

Фотоэффект

2

Ядро атома. Нуклоны. Изотопы. Нуклиды. Радиоактивный распад и ядерные реакции

 2 час

3

Электронная оболочка атома. Корпускулярно-волновые свойства электрона. Квантовые числа.

 2 час

Модели орбиталей различной формы

4

Распределение электронов по уровням и подуровням элементов главных и побочных подгрупп

5

Валентные возможности атомов элементов главных и побочных подгрупп

 2 час

6

Контрольная работа по теме 1 и введению

 2 час

КР или обобщение

Тема 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. (ПК – 4 час. УК- 6 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

История открытия Периодического закона

2

Открытие Периодического закона Менделеевым Д.И. Первая -  Менделеевская формулировка закона.

ЛБ № 3 Сравнение свойств простых веществ,  оксидов и гидроксидов элементов 3 периода

Различные варианты периодической системы

Демонстрация образцов оксидов и гидроксидов элементов 3 периода

3

Периодический закон и строение атома. Изотопы. Причины периодичности изменения свойств элементов. Вторая формулировка Периодического закона

 2 час

Различные варианты периодической системы

4

Периодическая система и строение атома. Третья формулировка Периодического закона

Обобщение 1 час

Различные варианты периодической системы

Тема 3. Строение вещества.  ( ПК - 14 час. УК- 20 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Понятие о химической связи. Классификация химических связей.

2

Ковалентная связь. Обменный механизм образования. Виды ковалентной связи

 2 час

3

Ковалентная связь.  Виды ковалентной связи. Типы кристаллических решеток веществ с ковалентными связями

Модели кристаллических решеток различных типов

4

Ковалентная связь. Донорно-акцепторный механизм образования

5

Ионная связь. Ионная кристаллическая решетка

Модели кристаллических решеток различных типов

6

Металлическая связь. Металлическая  кристаллическая решетка

Модели кристаллических решеток различных типов

7

Водородная связь. Биологическое значение водородной связи

Модели молекул ДНК и белка

8

Обобщение. Единая природа химической связи. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки и вида химической связи.

 2 час

Модели кристаллических решеток различных типов

9

Геометрия молекул как результат отталкивания электронов атома и гибридизации электронных орбиталей.

 2 час

Модели молекул различной архитектуры.

Модели из воздушных шаров, отображающие пространственное расположение гибридных орбиталей

10

Геометрия молекул как результат отталкивания электронов атома и гибридизации электронных орбиталей.

 2 час

Модели молекул различной архитектуры.

Модели из воздушных шаров, отображающие пространственное расположение гибридных орбиталей

11

Комплексные соединения

ЛБ № 4 Взаимодействие многоатомных спиртов с фелинговой жидкостью

12

Комплексные соединения

 2 час

ЛБ № 5 Качественные реакции на ионы железа

13

ПР Получение и исследование комплексного соединения сульфата тетраамино меди (2)

ПР № 5

14

Контрольная работа № 2 по теме 2 и 3

 2 час

КР № 2  или обобщение

Тема 4. Полимеры. ( ПК – 7 час. УК -10 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Неорганические полимеры: простые вещества с атомной кристаллической решеткой

ЛБ № 6 Ознакомление с образцами полимеров

Коллекции

2

Неорганические полимеры: сложные вещества с атомной кристаллической решеткой. Минералы и горные породы.

ЛБ № 6 Ознакомление с образцами минералов и горных пород

Коллекции

Минеральное волокно асбест и изделия из него

3

Органические полимеры: классификация, способы получения. Каучуки

 2 час

ЛБ № 6 Ознакомление с образцами полимеров, каучуков

Коллекции

4

Пластмассы.

 ПР Распознавание пластмасс

ЛБ № 6 Ознакомление с образцами пластмасс,  

ЛБ № 7 Проверка пластмасс на электропроводимость, горючесть, отношение к кислотам. щелочам, окислителям.

ЛБ № 8 Сравнение свойств термореактивных и термопластичных пластмасс

ЛБ № 9 Обнаружение хлора в поливинилхлориде

ПР № 6

Коллекции

5

Волокна

 2 час

ЛБ № 6 Ознакомление с образцами волокон

ЛБ № 10 Получение нитей из капроновой или лавсановой смолы

6

ПР Распознаваниие волокон. Получение медноаммиачного волокна

ПР № 7

7

Биологические полимеры: полисахариды, белки, нуклеиновые кислоты

 2 час

Модели молекул

Тема 5. Теория строения А.М.Бутлерова и современная теория строения органических и неорганических веществ. ( ПК –  4 час. УК – 6 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Предпосылки создания теории А.М.Бутлерова. Основные положения теории Бутлерова

 2 час

Взаимное влияние атомов в молекулах толуола. фенола

2

Значение и развитие теории Бутлерова. Теория изомерии, стереохимия, электронная теория.

ЛБ № 11 Изготовление моделей структурных и пространственных изомеров

Модели структурных и пространственных изомеров

3

Обобщение Диалектические основы общности теории периодичности Менделеева и теории строения Бутлерова

 2 час

Обобщение

4

ПР Гидратная изомерия аквакомплексов хрома (3) – неорганическая изомерия. Окисление первичных и вторичных спиртов бихроматом калия, устойчивость третичных спиртов к окислению

ПР № 8

Тема 6. Дисперсные системы ( ПК – 4 час. УК – 6 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Понятие о дисперсных системах,  их классификация, значение

Виды дисперсных систем и их характерные признаки

2

Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии

 2 час

ЛБ № 12 Получение суспензии серы и канифоли

ЛБ № 13  Получение эмульсии растительного масла и бензола

3

Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные растворы

 2 час

Прохождение луча света через коллоидные и истинные растворы  ( эффект Тиндаля)

4

ПР Получение золя крахмала, получение золя серы из тиосульфата натрия

ПР № 9

Тема 7. Химические реакции (ПК – 18 час. УК – 26 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Классификация химических реакций в органической и неорганической химии

Превращения: фосфор—оксид фосфора—фосфорная кислота

Свойства уксусной кислоты

2

Реакции аллотропизации и изомеризации

Превращение красного фосфора в белый , кислорода в озон.

Модели молекул изомеров

3

Реакции разложения, соединения, замещения и обмена

ЛБ № 14  Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода

Разложение воды

Дегидратация этанола

4

Окислительно-восстановительные реакции

Реакции горения

5

Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия. Энтальпия

2 час

6

Тепловой эффект химической реакции. Реакции эндо и экзотермические. Закон Гесса

 2 час

Реакции эндотермические ( разложение этанола, калийной селитры, дихромата аммония)

Экзотермические (гашение извести, обесцвечивание бромной воды и раствора перменганата калия этиленом), реакции горения

7

Энтропия. Энергия Гиббса.

2 час

8

ПР Определение энтальпии реакции присоединения кристаллизационной воды к безводной соли ( энтальпии гидратации)

ПР № 10

9

ПР Определение энтальпии реакции нейтрализации

ПР № 11

10

Скорость химических реакций. Скорость гомо- и гетерогенных реакций.

11

Факторы, влияющие на скорость реакции: природа веществ. температура .Закон Вант-Гоффа

2 час

Взаимодействие разных металлов с соляной кислотой, при разных темапературах

Сравнение свойств 0,1н растворов соляной и серной кислот, муравьиной и уксусной кислот, гидроксидов калия и натрия

12

Факторы, влияющие на скорость реакции: поверхность соприкосновения, концентрация веществ. закон действия масс

2 час

Взаимодействие цинка с соляной кислотой разной концентрации

Модель кипящего слоя

Реакция цинка в порошке, гранулах с соляной кислотой

Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления

13

Каталитические и некаталитические реакции. Катализ. Механизм гомогенного и гетерогенного катализа

2 час

Получение кислорода из пероксида водорода с участием катализатора диоксида марганца, каталазы сырого мяса, сырого картофеля.

14

Реакции обратимые и необратимые. Химическое равновесие

ЛБ № 15 Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды для неорганических и органических кислот

Обратимые реакции: омыление жиров и этерефикации,

15

Принцип Ле-Шателье. Влияние концентрации и температуры на сещение равновесия

2 час

Смещение равновесия в системе Fe3++3CNS-= Fe(CNS)3

16

Равновесие в газовых реакциях. Влияние давления на смещение равновесия

17

Фотохимические, радиационные. Электрохимические реакции

18

Контрольная работа № 3 по теме 4.5.6.7

 2 час

КР № 3

Тема 8. Растворы (ПК- 10 час. УК – 15 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Понятие растворов. Физико-химическая природа растворения. Растворимость веществ.

2

Способы выражения состава растворов: массовая доля, морярная, моляльная, нормальная концентрации, титр, титрование

 2 час

Расчетные задачи

3

ПР Приготовление растворов различных видов концентрации

ПР № 12

Расчетные задачи

4

ПР Определение концентрации кислоты титрованием

ПР № 13

Расчетные задачи

5

Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации ионных и ковалентных соединений. Основные положения ТЭД

ЛБ № 16 Характер диссоциации различных гидроксидов

Испытание растворов веществ на электропроводность

6

Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Сравнение электропроводности различных электролитов

Сравнение равновесия диссоциации слабых кислот

7

Константа диссоциации. Водородный показатель. Среда в водных растворах электролитов.

 2 час

Индикаторы и изменение их окраски в разных средах

8

Реакции ионного обмена

2 час

9

Необратимый гидролиз неорганических органических соединений

Сернокислотный и ферментативный гидролиз углеводов

10

Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз.

Обобщение- 2 час

Гидролиз солей

Тема 9. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы. (ПК – 10 час.УК – 14 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Окислительно-восстановительные реакции. Окислители и восстановители. Окисление и восстановление.

ЛБ № 17 Взаимодействие серной и азотной кислот с медью

2

Классификация окислительно-восстановительных реакций. Методы составления уравнений ОВР: электронный баланс, метод полуреакций.

 2 час

3

Восстановительные свойства простых веществ и соединений

ЛБ № 18 Взаимодействие металлов с неметаллами, с растворами солей и кислот

Восстановление оксида меди углем и водородом Восстановление дихромата калия цинком

4

Окислительные свойства простых веществ и соединений

ЛБ № 19 Окислительные свойства перманганата калия в различных средах

Восстановление дихромата калия этиловым спиртом

Окислительные свойства азотной кислоты, дихромата калия, альдегида  

( реакция серебряного зеркала)

5

Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов

 2 час

6

Гальванические элементы, принципы их работы

 2 час

Гальванические элементы и батарейки

7

Электролиз расплавов и  водных растворов электролитов с инертными электродами

Электролиз раствора хлорида меди

8

Электролиз расплавов и  водных растворов электролитов с растворимыми электродами

9

ПР Составление гальванических элементов. Электролиз водного раствора сульфата меди

ПР № 14

10

Контрольная работа  № 4 по теме 8 и 9

 2 час (Об)

КР № 4

Тема 10. Классификация веществ. Простые вещества (ПК – 8 час. УК -12 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Классификация неорганических веществ

ЛБ № 20 Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ

Коллекция  неорганических веществ

2

Классификация органических веществ

ЛБ № 21 Ознакомление с образцами представителей классов органических веществ

Коллекция  органических веществ

3

Металлы

 2 час

ЛБ № 22 Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей

Модели кристаллических решеток металлов

Коллекция металлов с различными физическими свойствами

Химические свойства металлов: взаимодействие щелочных металлов с кислородом, водой, спиртами, фенолом,  цинка с растворами соляной и серной кислот, натрия с серой, алюминия с иодом, железа с раствором медного купороса, алюминия с раствором едкого натра.

4

Коррозия металлов

2 час

Коррозия металлов в зависимости от условий , защита металлов от коррозии, образцы нержавеек, защитных покрытий

5

ПР Взаимодействие цинка или алюминия с растворами кислот и щелочей. Окрашивание пламени катионами щелочных и щелочноземельных металлов

ПР № 15

6

Неметаллы - простые вещества. Окислительные и восстановительные свойства

2 час

ЛБ № 16 Получение и свойства кислорода, водорода, серы

Модели кристаллических решеток иода, алмаза, графита.  Аллотропия фосфора, серы, кислорода. Взаимодействие  водорода с кислородом, сурьмы с хлором,  натрия с иодом, хлора с раствором бромида калия, обесцвечивание бромной воды этиленом или ацетиленом

7

ПР свойства угля восстановительные и адсорбционные

ПР № 16

8

Обобщение по теме

 2 час

Обобщение

Тема 11. Основные классы неорганических и органических соединений (ПК-18 час УК -26 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Водородные соединения неметаллов

2 час

ЛБ № 17 Ознакомление с образцами представителей классов

2

Углеводороды

ЛБ № 17 Ознакомление с образцами представителей классов

3

Углеводороды

ЛБ № 17 Ознакомление с образцами представителей классов

4

Оксиды и ангидриды карбоновых кислот

2 час

ЛБ № 17 Ознакомление с образцами представителей классов

ЛБ № 18 Получение и свойства углекислого газа

Коллекция оксидов. Демонстрация их свойств

5

Кислоты органические и неорганические

ЛБ № 17 Ознакомление с образцами представителей классов

Взаимодействие концентрированных и разбавленных кислот с медью

7

Кислоты органические и неорганические

2 час

ЛБ № 19 Свойства соляной. Серной и уксусной кислот

Реакция серебряного зеркала муравьиной кислоты

8

ПР  Получение хлороводорода и соляной кислоты. Изучение их свойств

ПР № 17

9

Основания органические и неорганические

2 час

ЛБ № 20 Взаимодействие гидроксида натрия с солями

ЛБ № 21 Разложение гидроксида меди (2)

ЛБ № 22 Получение гидроксида алюминия и его амфотерные свойства

Взаимодействие раствора гидроксида натрия с кислотными оксидами, амфотерными гидроксидами

Взаимодействие аммиака и метиламина с хлороводородом и водой

10

ПР Получение аммиака, его свойства

ПР № 18

11

Амфотерные органические и неорганические соединения

2 час

ЛБ № 17 Ознакомление с образцами представителей классов

Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами

12

Соли

 2 час

ЛБ № 17 Ознакомление с образцами представителей классов

13

Генетическая связь между классами неорганических и органических  веществ

2 час

Осуществление переходов металл (неметалл)—оксид—гидроксид—соль

14

ПР Практическое осуществление переходов

ПР № 19

15

ПР Получение жесткой воды и изучение ее свойств. Устранение временной и постоянной жесткости

ПР № 20

16

Обзор элементов по электронным семействам

 2 час

17

Обобщение Единство мира веществ

Обобщение

18

Контрольная работа № 5 по теме 10 и 11

КР № 5

Тема 12. Химия элементов (ПК-11 час. УК -21 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Водород

ЛБ № 23  Изучение свойств простых веществ и соединений s-элементов

Химические свойства водорода

2

Вода

 2 час

ЛБ № 23  Изучение свойств простых веществ и соединений s-элементов

Химические свойства воды

3

Элементы 1А группы

 2 час

ЛБ № 23  Изучение свойств простых веществ и соединений s-элементов

Коллекции простых веществ, минералов и горных пород

Химические свойства щелочных металлов

4

Элементы 2 А группы

2 час

ЛБ№ 23 Изучение свойств простых веществ и соединений s-элементов

Коллекции простых веществ, минералов и горных пород

Химические свойства  кальция. магния

5

Алюминий

2 час

ЛБ № 24 Изучение свойств простых веществ и соединений р-элементов ПР № 21  Получение гидроксида алюминия (цинка), исследование его свойств

Коллекции простых веществ, минералов и горных пород

Химические свойства алюминия

6

Галогены

2 час

ЛБ № 24  Изучение свойств простых веществ и соединений p-элементов

Коллекции простых веществ, минералов и горных пород

Химические свойства галогенов

7

Халькогены

2 час

ЛБ № 24 Изучение свойств простых веществ и соединений p-элементов ПР№ 22  Получение и исследование свойств оксидов серы

Коллекции простых веществ, минералов и горных пород

Получение аллотропных модификаций кислорода, серы

Химические свойства кислорода, серы

8

Элементы 5 А группы

 2 час

ЛБ№ 24 Изучение свойств простых веществ и соединений p-элементов

ПР № 23  Получение и исследование свойств оксидов фосфора

Коллекции простых веществ, минералов и горных пород

Получение аллотропных модификаций фосфора

Химические свойства фосфора

9

Элементы 4 А группы

2 час

ЛБ № 24  Изучение свойств простых веществ и соединений p-элементов

ПР № 24  Получение и исследование свойств оксидов углерода

Коллекции простых веществ, минералов и горных пород

Химические свойства углерода

10

d- элементы, f- элементы

2 час

ПР № 25  Получение комплексных соединений меди с органическими и неорганическими лигандами. Исследование их свойств

Коллекции простых веществ, минералов и горных пород

11

Обобщение по теме

 2 час

Обобщение

Тема 13 Химия в жизни общества (ПК – 6 час. УК- 8 час.)

№ урока

Тема урока

Для УК

ЛБ, ПР

Демонстрационные опыты

1

Химия и производство

Модели производства серной кислоты и аммиака

2

Химия в сельском хозяйстве

 2 час

ЛБ № 25 Ознакомление с коллекцией удобрений и пестицидов

Коллекция удобрений и пестицидов

3

Химия и экология

2 час

4

Химия в повседневной жизни человека

ЛБ № 25  Ознакомление с образцами бытовой химии  

Образцы бытовой химии  

5

Химия в повседневной жизни человека

ЛБ  № 25 Ознакомление с образцами  лекарственных препаратов

Образцы лекарственных препаратов

6

Контрольная работа № 6 по темам 12 и 13

КР № 6

Раздел 2. Химия в составе естествознания в гуманитарных

профилях.

  1. Программа по естествознанию для 10-11 классов……………………..
  2. Тематическое планирование курса естествознания……………………

2.1. Стандарт среднего полного общего образования по естествознанию.

Базовый уровень

Разделы Стандарта:

  1. Цели изучения естествознания на базовом уровне.
  2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
  3. Требования к уровню подготовки выпускников.

Раздел 2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Блоки

Общенаучные знания

Физический компонент

Химический компонент

Биологический компонент

Современные естественнонаучные знания о мире

Система наук о природе. Эволюция естественнонаучной картины мира

Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной. Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики. Системный подход в естествознании

Наиболее важные естественнонаучные открытия, определяющие современные знания о мире.

Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе. Случайные процессы и вероятностные закономерности, Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах. Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Процессы самоорганизации .Биосфера, роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития.

Дискретное строение вещества

(молекулы, атомы, элементарные частицы

Физические поля и электромагнитные волны, волновые и корпускулярные свойства света. Кванты, поглощение и испускание света атомом. Связь массы и энергии. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (2 начало термодинамики, энтропия, информация.) Эволюция Вселенной( Большой взрыв, разбегание Галактик, эволюция звезд и планет, Солнечная система)

Периодический закон и Периодическая система химических элементов. связь между структурой молекул и свойствами веществ, неорганические и органические вещества. Природа химической связи и механизмы химических реакций (скорость реакций, катализ, химическое равновесие)

Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотворение клетки). ДНК – носитель наследственной информации (структура молекулы ДНК, ген, генетический код, мутация, матричное воспроизведение белков). Биологическая эволюция ( наследственность и изменчивость организмов, естественный отбор, гипотезы происхождения жизни, происхождение человека). Биоразнообразие. Биосистемная организация жизни( клетка, организация, популяция, экосистема).

Исследование или наблюдение электромагнитных явлений, волновых свойств света, фотоэффекта. Оптических спектров, процессов перехода от порядка к беспорядку, эффекта Доплера

Исследование или наблюдение

Изменения свойств веществ при изменении структуры молекул, зависимости скорости химических реакций от различных факторов (температуры, катализатора)

Исследование или наблюдение

Клетки под микроскопом, денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (моделирование)

Естественные науки и развитие техники и технологии.

Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий.

Различные способы получения электроэнергии проблемы энергосбережения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества. Принцип действия и использование лазера. Современные способы передачи и хранения информации.

Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи.

Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы  и синтетические полимерные материалы. Жидкие кристаллы.

Биотехнология. Микробиологический синтез. Клеточная  и генная  инженерия. Клонирование

Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий.

Исследование или наблюдения 

за работой электрогенератора, излучения лазера

Исследование или наблюдения 

Определение состава вещества с помощью спектрального анализа, свойств полимерных материалов, каталитической активности ферментов.

Естественные науки и человек

Личная ответственность человека за охрану окружающей среды.

Физические процессы в организме человека

Химические процессы в организме человека.

Роль макромолекул в человеческом организме, ферменты и ферментативные реакции.

Принцип действия некоторых лекарственных веществ. Проблемы рационального питания. Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости. Безопасное использование веществ бытовой химии.

Электромагнитные явления в живом организме (организме человека): электрические ритмы сердца и мозга, электрохимическая природа нервных импульсов. Феномен  зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека. Роль макромолекул в человеческом организме.

Наследственные закономерности. Геном человека. Генетически обусловленные заболевания и возможности их лечения. Природа вирусных заболеваний.

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека.

Личные действия по охране окружающей среды.

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека.

Защита от опасного воздействия электромагнитных полей, радиоактивных излучений

Экономия энергии

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека.

Выбор диеты и режима питания.

Эффективное и безопасное использование веществ бытовой химии

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека.

Профилактика и лечение инфекционных заболеваний

2.2. Программа по естествознанию (модель учебной программы под Стандарт)

Базовый уровень  (Таскаева Л.Г.)

10 класс

Раздел 1. Современные естественнонаучные знания о мире

Введение. 26 часов

Естествознание как система наук о природе. Естественнонаучная картина природы. Эволюция естественнонаучной картины природы.

Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель, теория

Фундаментальные законы природы. Единство законов природы и состава вещества во Вселенной.

Многообразие природы.  Микромир, макромир, мегамир, их пространственно-временные характеристики.

Основные принципы естествознания. Системный подход в естествознании

История естествознания. Стадии познания природы. Этапы развития естествознания. Наиболее важные естественнонаучные открытия, определяющие современные знания о мире.

Тема 1. Фундаментальные принципы и законы 10 часов

Пространств, время, материя, относительность, соотношение непрерывного и дискретного. Вещество, поле, вакуум.

Симметрия физических законов и законы сохранения. Закон сохранения и превращения энергии. Преобразование и сохранение энергии в живой и неживой природе.

Закон возрастания энтропии.

Случайные процессы и вероятностные закономерности.

 Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах.

Тема 2. Вещество. 16 часов

 Дискретное строение вещества

( молекулы, атомы, элементарные частицы

Периодический закон и Периодическая система химических элементов. Связь между структурой молекул и свойствами веществ, неорганические и органические вещества. Природа химической связи и механизмы химических реакций (скорость реакций, катализ, химическое равновесие)

Исследование или наблюдение

Изменения свойств веществ при изменении структуры молекул, зависимости скорости химических реакций от различных факторов (температуры, катализатора)

Тема 3. Поле. 12 часов

Физические поля и электромагнитные волны, волновые и корпускулярные свойства света. Кванты, поглощение и испускание света атомом. Связь массы и энергии. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов (2 начало термодинамики, энтропия, информация)

Исследование или наблюдение электромагнитных явлений, волновых свойств света, фотоэффекта, оптических спектров, процессов перехода от порядка к беспорядку, эффекта Доплера

Тема 4. Жизнь. 16 часов

Биосистемная организация жизни ( клетка, организация, популяция, экосистема).

Клеточное строение живых организмов (дифференциация клеток в организме, обмен веществ и превращение энергии в клетке, деление клетки, оплодотворение клетки). ДНК – носитель наследственной информации (структура молекулы ДНК, ген, генетический код, мутация, матричное воспроизведение белков).

Биоразнообразие

Исследование или наблюдение

Клетки под микроскопом, денатурации белка, репликации ДНК, взаимосвязей в экосистемах (моделирование)

Тема 5. Эволюция природы. 12 часов

 Эволюция Вселенной (Большой взрыв, разбегание Галактик, эволюция звезд и планет, Солнечная система)

 Эволюция: физический, химический и биологический уровни. Биологическая эволюция (наследственность и изменчивость организмов, естественный отбор, гипотезы происхождения жизни, происхождение человека). Процессы самоорганизации

Тема 6.  Биосфера. 10 часов

 Биосфера. Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития.

11 класс

Раздел 2. Естественные науки и развитие техники и технологии 48 часов

Введение. 4 часа

Наиболее важные естественнонаучные открытия, определяющие современные знания о мире. Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий

Тема 1 Энергопотребление. Энергосбережение. 16 часов

Различные способы получения электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества. Принцип действия и использование лазера. Современные способы передачи и хранения информации.

Экологические проблемы, связанные с развитием энергетики, транспорта и средств связи

Исследование или наблюдения за работой электрогенератора, излучения лазера

Тема 2.Вещества, созданные человеком. 16 часов

Получение новых материалов с заданными свойствами. Природные макромолекулы  и синтетические полимерные материалы. Жидкие кристаллы.

Исследование или наблюдения Определение состава вещества с помощью спектрального анализа, свойств полимерных материалов, каталитической активности ферментов

Тема 3. Успехи биологии в решении проблем жизни. 12 часов

Биотехнология. Микробиологический синтез. Клеточная  и генная  инженерия. Клонирование. Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий

 Раздел 3. Естественные науки и человек 54 часа.

Тема 1.Физические процессы в организме человека 15 часов

Электромагнитные явления в живом организме (организме человека): электрические ритмы сердца и мозга, электрохимическая природа нервных импульсов. Феномен  зрения: оптика, фотохимические реакции, анализ информации. Влияние электромагнитных волн и радиоактивных излучений на организм человека.

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека.

Защита от опасного воздействия электромагнитных полей, радиоактивных излучений

Экономия энергии

Тема 2. Химические процессы в организме человека 15 часов

Роль макромолекул в человеческом организме. Ферменты и ферментативные реакции.

Принцип действия некоторых лекарственных веществ. Проблемы рационального питания. Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости. Безопасное использование веществ бытовой химии

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека.

Выбор диеты и режима питания.

Эффективное и безопасное использование веществ бытовой химии

Тема 3.Генетика человека. 16 часов

Генетически обусловленные заболевания и возможности их лечения. Природа вирусных заболеваний. Наследственные закономерности. Геном человека.

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека.

Профилактика и лечение инфекционных заболеваний

Тема 4. Взаимоотношения человека и природы. 8часов

Биосфера и ноосфера. Первые экологические катастрофы и их последствия. Понятие ноосферы. Модели развития планетарного общества: автотрофная, биосферная, промежуточная. Математические модели биосферы. Цивилизационый выбор путей человечества.  Концепция устойчивого развития. Личная ответственность человека за охрану окружающей среды. Значение естествознания в поиске взаимодействия человека и природы.

Анализ ситуаций, связанных с повседневной жизнью человека.

Личные действия по охране окружающей среды

2.3. Тематическое планирование курса естествознания.

(Таскаева Л.Г.)

10 класс

Раздел 1. Современные естественнонаучные знания о мире.

Введение 26 часов.

  1. Естествознание как система наук о природе.
  2. Природа, многообразие природы. Микро-, макро-, мега- миры.
  3. Природа, многообразие природы. Микро-, макро-, мега- миры.
  4. Эмпирические естественнонаучные методы. Описание
  5. Практическая работа 1 Описание физического, химического, биологического объекта или явления по плану
  6. Эмпирические естественнонаучные методы. Измерение
  7. Практическая работа 2  Измерение физического параметра (температуры, давления, силы тока и т.д.)
  8. Эмпирические естественнонаучные методы. Эксперимент
  9. Практическая работа 3  Проведение физического, химического, биологического эксперимента
  10. Структура естественнонаучного метода: наблюдения, гипотезы, эксперимент
  11. Практическая работа 4  Исследование какого либо явления, процесса в соответствии со структурой естественнонаучного метода.
  12. Теоретические естественнонаучные методы: моделирование.
  13. Практическая работа 5 Моделирование в физике, химии, биологии, экологии.
  14. Основные принципы естествознания
  15. История естествознания. Стадии познания природы.
  16. История естествознания. Этапы развития естествознания.
  17. Естественнонаучная картина природы на 1 стадии познания природы. Важнейшие открытия в физике, химии, биологии в этот период.
  18. Естественнонаучная картина природы на 2 стадии познания природы. Важнейшие открытия в физике, химии, биологии в этот период
  19. Естественнонаучная картина природы на 3 стадии познания природы. Важнейшие открытия в физике, химии, биологии в этот период
  20. Естественнонаучная картина природы на 4  стадии познания природы. Важнейшие открытия в физике, химии, биологии в этот период
  21. Фундаментальные законы природы. Законы сохранения в физике.
  22. Фундаментальные законы природы. Первое и второе начало термодинамики.
  23. Фундаментальные законы природы. Законы наследственности и изменчивости в биологии.
  24. Фундаментальные законы природы. Законы экологи..
  25. Симметричный и асимметричный мир.
  26. Контрольная работа № 1 по теме 1.

Тема 1. Фундаментальные принципы и законы естествознания. 10 часов

  1. Философские категории  материя, движение, пространство, время как объекты изучения естествознания.
  2. Виды материи. Вещество как вид материи. Уровни организации вещества.
  3.  Соотношение непрерывного и прерывистого как основная физическая проблема. Атомное учение в физике и химии.
  4. Квантовая теория в физике и химии.
  5. Виды материи. Поле и вакуум. Виды полей и физические взаимодействия.
  6. Симметрия физических законов и законы сохранения.
  7. Закон сохранения энергии в живой и неживой природе.Закон возрастания энтропии в живой и неживой природе.
  8. Случайные и вероятностные процессы в природе. Динамические и статистические законы природы.
  9. Законы синергетики. Общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах.
  10. Обобщение № 1 по теме.

Тема 2. Вещество 16 часов.

  1. Периодический закон Д.И.Менделеева. Строение атома. Состав атомного ядра. Изотопы
  2. Строение электронных оболочек атомов.
  3. Строение энергетических уровней атомов
  4. Строение атома и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
  5. Строение вещества. Виды химических связей. Ионная связь. Ионная кристаллическая решетка Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка
  6. Ковалентная связь.  Обменный механизм образования  ковалентной связи Полярная и неполярная ковалентная связь
  7. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи
  8. Водородная связь
  9. Состав, строение, свойства ионных соединений (оксиды металлов, основания, соли)
  10. Состав, строение,  свойства ковалентных соединений (оксиды неметаллов, гидриды неметаллов, неорганические  кислоты)
  11. Состав, строение, свойства углеводородов
  12. Практическая работа № 6 Изменение свойств веществ при изменении структуры молекул
  13. Механизм реакции цепной свободно-радикальный и ионный.
  14. Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов
  15. Практическая работа № 7 Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов
  16. Контрольная работа № 2 по теме 1,2

Тема 3. Поле. 12 часов

  1. Поле гравитации. Сила тяжести. Роль гравитации в мироздании
  2. Электромагнитное поле. Электрические явления Электромагнитное взаимодействие.
  3. Практическая работа  № 8 Электромагнитные явления
  4. Свет. Корпускулярно-волновые свойства света. Световые явления.
  5.  Оптические спектры. Фотоэффект
  6. Практическая работа № 9Волновые свойства света
  7. Сильное поле. Сильное (ядерное) взаимодействие. Ядерные реакции
  8. Слабое поле. Слабое взаимодействие. Взаимодействие поля с веществом. Близко- и дальнодействие сил.
  9. Проблема создания единой теории поля.
  10. Второе начало термодинамики. Порядок-беспорядок и необратимый характер тепловых процессов
  11. Практическая работа № 10 Исследование порядка-беспорядка в различных системах
  12.  Обобщение № 2 Синергетика о самоорганизации систем и возникновении Вселенной.

Тема 4. Жизнь 16 часов

  1. Биосистемная организация жизни. Иерархия биосистем
  2. Химический элементарный состав живого вещества.
  3. Химические вещества, слагающие живой организм. Жизнь как комплекс белков и нуклеиновых кислот
  4. Практическая работа № 11 Свойства белков. Денатурация белков
  5. Практическая работа № 12  Наблюдение репликации ДНК
  6. Клеточное строение живых организмов Прокариота и эукариота
  7. Практическая работа № 13 Наблюдение животной и растительной клетки под микроскопом
  8. Физиологические свойства живого. Обмен веществ и энергии в клетках
  9. Размножение и развитие организма. Матричное воспроизведение белков.
  10. Биоразнообразие. Бактерии
  11. Биоразнообразие. Грибы. Лишайники
  12. Биоразнообразие Растения
  13. Биоразнообразие Животные
  14. Взаимосвязи организмов и окружающей среды
  15. Практическая работа № 14. Моделирование взаимосвязей в экосистемах
  16. Контрольная работа № 3 по теме № 3, 4

Тема 5. Эволюция природы 12 часов

  1. Концепция Большого взрыва и расширения Вселенной.
  2. Модели Вселенной А.Фридмана
  3. Этапы эволюции Вселенной. Физическая эволюция. Образование атомов. Галактик, планетных систем.
  4.  Происхождение планеты Земля. Этапы эволюции Земли
  5. Химическая эволюция. Образование неорганических и органических веществ.
  6. Гипотезы происхождения жизни. Гипотеза А.И.Опарина, Дж. Холдейна, Д. Бернала
  7. Этапы биологической эволюции
  8. Этапы биологической эволюции
  9. Этапы биологической эволюции
  10. Гипотезы происхождения человека
  11. Этапы эволюции человека
  12. Обобщение № 3. Процессы самоорганизации материи.

Тема 6. Биосфера 10 часов

  1. Географические оболочки Земли
  2. Биосфера Земли Планетные характеристики биосферы
  3. Типы вещества в биосфере
  4. Функции живого вещества в биосфере
  5. Роль человека в биосфере
  6. Экологические катастрофы прошлого и настоящего
  7. Ноосфера. Учение В.И.Вернадского о ноосфере
  8. Глобальные экологические проблемы и концепция устойчивого развития
  9. Обобщение №4 Естественнонаучная картина мира и перспективы развития цивилизации
  10.  Контрольная работа № 4 по теме 5, 6

Тематическое планирование курса естествознания

(Таскаева Л.Г.)

11 класс

Раздел 2. Естественные науки и развитие техники и технологии.

Введение 4 часа.

  1. Реакция горения на службе человека
  2. Век медный, бронзовый, железный
  3. Век пара и электричества
  4. Научно-техническая революция 20-21 века

Тема 1. Энергопотребление. Энергосбережение. 16 часов

  1. Понятие энергия. Формы энергии, свойства, величины  
  2. Первый энергетический закон Создание энергетического цикла Второй энергетический закон
  3. Энергосбережение. Использование энергии Энергосбережение и охрана окружающей среды
  4. Потребности человечества в энергии История энергопотребления
  5. Всемирное потребление энергии. Последствия энергопотребления. Парниковый эффект
  6. Энергетические кризисы. Перспективы на будущее
  7. Транспорт и окружающая среда
  8. Источники энергии. Возобновляемые источники энергии. Солнце
  9. Биоэнергия Способы преобразования биоэнергии Биоэнергия своей местности
  10. Энергия ветра Гидроэнергия
  11. Невозобновляемые источники энергии. Уголь. Нефть. Природный газ
  12. Использование электромагнитных волн различного диапазона в технических средствах связи, медицине, при изучении свойств вещества.
  13. Принцип действия и использование лазера.
  14. Практическая работа № 1. Исследование или наблюдение за работой электрогенератора, излучения лазера.
  15. Современные способы передачи и хранения информации.
  16. Контрольная работа № 1 по теме 1 и введению.

Тема 2. Вещества, созданные человеком. 16 часов

  1. Основная проблема химии и способы ее решения.
  2. Получение, свойства и применение  удобрений
  3. Практическая работа № 2 Распознавание удобрений
  4. Сплавы. Получение, свойства. Применение сплавов.
  5. Получение, свойства и применение полимеров
  6. Практическая работа  № 3Распознавание полимеров
  7. Получение, свойства и применение каучуков
  8. Получение, свойства и применение волокон
  9. Практическая работа  № 4 Распознавание волокон
  10. Катализаторы. Катализ. Неорганические и органические катализаторы
  11. Практическая работа № 5 Каталитические реакции в неорганической и органической химии
  12. Природные макромолекулы. Углеводы (полисахариды)
  13. Практическая работа № 6 Углеводы
  14. Природные макромолекулы. Белки и нуклеиновые кислоты
  15. Практическая работа .№ 7  Определение состава веществ с помощью спектрального анализа.
  16. Обобщение № 1. Природные и синтетические вещества. Успехи химического синтеза.

Тема 3. Успехи биологии в решении проблем жизни.12 часов

  1. Генетика- научная основа селекции
  2. Основные методы селекции растений
  3. Основные методы селекции животных
  4. Биотехнология. ее значение для селекции, народного хозяйства
  5. Микробиологический синтез
  6. Синтез лекарств
  7. Синтез пищевых веществ
  8. Клеточная инженерия
  9. Генная инженерия
  10. Генная инженерия
  11. Клонирование. Этические проблемы клонирования
  12. Контрольная работа № 2 по теме 2 и 3

Раздел 3. Естественные науки и человек.

Тема 1. Физические процессы в организме человека 15 часов

  1. Электромагнитные явления в живом организме
  2.  Сердце. Электрические ритмы сердца
  3. Практическая работа № 8  Снятие кардиограммы
  4. Головной мозг. Электрические ритмы мозга. Электрохимическая природа нервных импульсов
  5. Практическая работа  № 9 Снятие энцефалограммы
  6. Органы зрения. Феномен зрения
  7. Фотохимические реакции в организме
  8. Практическая работа. № 10 Определение зрения
  9. Влияние электромагнитных волн на организм человека и защита от их воздействия
  10. Практическая работа № 11  Влияние электромагнитных волн на организм человека
  11. Влияние радиоактивных излучений на организм человека. Лучевая болезнь
  12. Защита от радиоактивного излучения
  13. Орган слуха. Феномен слуха.
  14. Влияние шумов на организм человека. Защита от шума
  15. Контрольная работа  № 3 по теме 1

Тема 2. Химические процессы в организме человека 15 часов

  1. Роль углеводов в организме человека. Обмен углеводов
  2. Роль белков в организме человека. Обмен белков
  3. Роль жиров в организме человека. Обмен жиров
  4. Роль воды, неорганических ионов в организме человека. Водно-солевой обмен
  5. Роль ферментов в организме человека. Ферментативные реакции в организме
  6. Практическая работа № 12 Ферментативные биохимические реакции
  7. Принцип действия некоторых лекарственных веществ
  8. Проблемы рационального питания
  9. Практическая работа № 13  выбор диеты и режима питания
  10. Биохимическая основа никотиновой зависимости
  11. Биохимическая основа алкогольной зависимости
  12. Биохимическая основа наркотической зависимости
  13. Безопасное использование веществ бытовой химии
  14. Практическая работа № 14 Безопасное использование веществ бытовой химии
  15. Обобщение № 2 лаборатория живого организма

Тема 3. Генетика человека 16 часов

  1. Наследственная информация и реализация ее в клетке
  2. Основные закономерности явлений наследственности
  3. Генетика определения пола
  4. Сцепленное с полом наследование
  5. Иммуногенетика
  6. Индивидуальное развитие и проблема рака
  7. Инфекционные болезни
  8. Природа вирусных заболеваний
  9. Профилактика и лечение вирусных и инфекционных заболеваний
  10. Хромосомы и генетические карты человека
  11. Генетические основы поведения
  12. Анализ родословных. Близнецы
  13. Наследственные болезни человека,
  14. Наследственные болезни человека
  15. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека
  16. Контрольная работа № 4 по теме 2 и 3

Тема 4. Взаимоотношения человека и природы 8 часов

  1. Биосфера и ноосфера
  2. Первые экологические катастрофы и их последствия
  3. Модели развития планетарного общества
  4. Математические модели биосферы
  5. Цивилизационый выбор путей человечества и концепция устойчивого развития
  6. Практическая работа Анализ ситуаций, связанных с охраной природы в повседневной жизни человека
  7. Значение естествознания в поиске взаимодействия человека и природы
  8. Контрольная работа № 5 по  курсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии для профильного уровня 10 класс

рабочая программа по химии для профильного уровня 10 кл (Новошинский И.И. Новошинская Н.С.)...

Рабочая программа по химии для профильного уровня 11 класс

рабочая программа по химии профильный уровень 11 класс...

Авторская программа прикладных курсов по химии в профильном 11классе"Основы химического анализа"1

Программа "Основы химического анализа" была создана для углубленного изучения курса аналитической химии. Предлагаемый мной курс расчитан на учащихся 11 классов, которые, с одной стороны уже достаточно...

Особенности преподавания химии в профильном нехимическом классе

несколько примеров как можно заинтересовать детей на уроках химии в старшей школе, если профильными предметами у них являются другие...

Рабочая программа по химии 11 класса для профильных школ.

Пояснительная записка            Рабочая программа по химии  в 11 классе  разработана на основе Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по химии 11 класса для профильных школ.

Пояснительная записка            Рабочая программа по химии  в 11 классе  разработана на основе Федерального компонента государственног...

Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

Цель данной работы  – определить основные направления  развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1.  изучить механизм формиров...