Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation» при изучении химии
методическая разработка по химии (9 класс)

Иващенко Анастасия Александровна

В результате реализации методической разработки с применением технологии смешанного обучения была изучена возможность использования модели «Station-Rotation» при изучении химии в средней школе. Материал разработки был успешно реализован на уроке химии в 9-м классе при изучении темы: «Химические свойства солей в свете ТЭД». Во время апробации была установлена потенциальная возможность формирования мотивации обучающихся к саморазвитию за счет применения форм работы деятельностного типа, использования электронных образовательных ресурсов, появления поля самостоятельной деятельности и личной ответственности ученика за процесс обучения. Результаты эффективности предложенной методической разработки в отношении повышения уровня усвоения предметных результатов были подвергнуты экспериментальный проверке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation» при изучении темы: «Химические свойства солей».

При разработке методической рекомендации по применению смешанного обучения была выбрана модель «Смена рабочих зон»/ (Station-Rotation). Суть данной модели заключается в чередовании деятельности групп учащихся в рамках одного урока. Учебный класс делится на 4 малых группы по результатам входного тестирования с использованием сервиса Plickers, который позволяет учителю мгновенно проверить работы учеников при помощи камеры своего смартфона. Ученикам для ответа на вопрос необходимо поднять свою индивидуальную карточку с нанесенным на нее qr-кодом. Каждая сторона кода соответствует определенному варианту ответа (a, b, c, d). Заранее подготовленное тестирование выводится учителем при помощи компьютера и проектора на экран. Ученик знакомится с заданием, выбирает вариант ответа и поднимает свою карту с qr-кодом таким образом, чтобы выбранный вариант ответа (a, b, c, d) был расположен сверху.  Если ученик ответил верно, то учитель видит на экране его фамилию, выделенную зеленым цветом, а если допустил ошибку - красным. В группу 4 попадают ученики, у которых самые высокие результаты тестирования, а в группу 1 – ученики с самыми низкими баллам. При завершении тестирования ученики начинают движение по станциям. На каждой станции присутствует лимит по времени.

Карточка ученика для входного тестирования c использованием сервиса Plickers.

Как учитель видит результаты ответов учеников тестирования c использованием сервиса Plickers.

Данные отображаются на экране смартфона или планшете преподавателя, а также автоматически добавляются в личный кабинет Plickers где можно увидеть статистику по каждому ученику.

Станция 1 – работа с учителем. Применяется схема взаимодействия учитель  ученик, осуществляется устранение пробелов в знаниях по изучаемой теме с непосредственным участием преподавателя. Каждая группа в зависимости от результатов тестирования получает дифференцированные задания. Учитель дополнительно раздает карточки с теорией по химическим свойствам солей для отстающих учеников. Каждый этап выполнения заданий контролируется учителем. Применяется фронтальная форма обучения.

Станция 2 – онлайн-обучение. Проводится выполнение практической работы с использованием виртуальной лаборатории «VirtuLab».

Станция 3 – проектная. Ученикам выдается адаптированный научный текст: «Применение неорганических соединений в художественной сфере». После изучения текста и анализа справочных данных, ученикам необходимо, работая в группах, предложить схемы (записать уравнения реакций) получения белого, голубого и красного пигмента для красок, используя качественные реакции.

Станция 4 – индивидуальная работа. На данной станции ученики индивидуально выполняют задания по теме урока, позволяющие подготовиться к тематическому контролю и сдаче ОГЭ.

Описание примеров применения на уроке

На этапе актуализации знаний обучающихся было проведено входное тестирование «Химические свойства солей в свете ТЭД» при помощи сервиса «Plikers» с целью разделения обучающихся на группы в соответствии с учетом индивидуального уровня знаний.

Разработанный тематический тест состоял из 5-ти вопросов разного уровня сложности.

Номер задания

Количество баллов за задание

1

1

2-4

2

5

3

Максимально возможное количество баллов – 10 баллов

Формирование групп

Количество набранных баллов

Номер команды ученика

9-10

4

7-8

3

5-6

2

0-4

1

Таким образом было сформировано 4 команды. Рабочая зона класса была разделена на 4 зоны-станции. Каждая команда в обязательном порядке посещала все станции и выполняла предложенные задания. Максимальное время для посещения одной станции – 10 минут.

Порядок (маршрут) движения учеников

Номер команды

Станция 1. Работа с учителем.

Фронтальная работа с каждым учеником.

Станция 2. Онлайн обучение. Выполнение практической работы.

Станция 3. Проектная.

Групповая работа по решению поставленной задачи.

Станция 4. Контрольная.

Индивидуальная работа ученика.

1

1

2

3

4

2

2

1

4

3

3

3

4

1

2

4

4

3

2

1

Станция 1. Работа с учителем.

Дифференцированные задания

Команда № 1.

1. Допишите уравнения реакций:

А) СuSO4 + KOH →

Б) CuSO4 + BaCl2

В) CuSO4 + Zn →

Г) CaCO3 + HCl →

2. Запишите полное и сокращенное ионное уравнение для молекулярных уравнений А и Б.

3. Осуществите превращения: Si → SiO2 → Na2SiO3

Команда № 2.

1. Допишите уравнения реакций:

А) Сульфат меди (II) + Гидроксид натрия →

Б) Карбонат кальция + Соляная кислота →

В) Хлорид кальция + Нитрат серебра →

Г) Иодид натрия + Калий →

2. Для каждого молекулярного уравнения запишите полное и сокращенное ионное уравнение.

3. Осуществите превращения: Сa → CaO → CaCl2 → Ca(OH)2 → CaSO4

Команда № 3.

1. Укажите с какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать хлорид железа (II): Au, NaOH, AgNO3, H3PO4, MgCl2, Ni, H2SO4.
Для каждого возможного уравнения запишите молекулярное, полное и сокращенное ионное уравнение.

2. Укажите какие взаимодействие отвечают сокращенному ионному уравнению Ca2+ + 2F - = CaF2

1) Са и F2                         4) Ca(NO3)2 и NaF

2) CaSO4 и NaF        5) CaCl2 и HF

3) CaO и КF             6) СаСО3 и КF

3. Осуществите превращения: S → X → K2SO3 → X → Ba(NO3)2

Команда № 4.

1. Запишите 4 уравнения реакции, которые иллюстрируют химические свойства солей.

2. Запишите сокращенное полное и ионное уравнение для обменной реакции. Укажите цвета образовавшихся осадков или охарактеризуйте другие признаки протекания реакции.

3. Осуществите превращения: 

сульфид железа (II) → оксид железа (III) → X → хлорид железа (III)

Станция 2. Онлайн-обучение. 

На данной станции осуществлялось выполнение практической работы: «Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, калия, кальция, бария» при помощи виртуальной лаборатории VirtuLab. Виртуальная лаборатория 

Станция 3. Проектная.

Ученики получали адаптированный научный текст: «Применение неорганических соединений в художественной сфере».

Задание: проанализируйте информацию, представленную в тексте, и предложите качественные реакции, которые могут быть использованы для производства пигментов, соответствующих цветам флага Российской Федерации.

После прочтения текста и анализа справочных данных размещенных в нем, обучающимся необходимо было записать качественные реакции с целью получения пигментов белого (BaSO4), голубого (Cu(OH)2) и красного цвета (K3[Fe(CN)6]).

Станция 4. Контрольная.

Обучающиеся выполняли индивидуальные задания.

1. Приведите по 3 примера слабых и сильных электролитов среди солей. Для сильных электролитов запишите уравнения диссоциации веществ.

2. Закончите уравнения возможных реакций:

А) KOH + CrCl3

Б) Fe + MgSO4

В) AgNO3 + HCl →

Г) CuSO4 + NaOH 

Д) NaCl + H2SO4 →

3. Установите соответствие между реагирующими веществами и признаком протекающей между ними реакции.

Реагирующие вещества        Признак реакции

А) K2CO3 и HCl                        1) образование осадка белого цвета;

Б) Na2SO4 и BaCl2                                2) выделение газа;

В) СuCl2 и NaOH                                  3) видимые признаки реакции отсутствуют;

                                                   4) образование осадка голубого цвета.

А

Б

В

Ответ:

Проверка результативности методической разработки: «Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation» при изучении химии» осуществлялась на базе ГБОУ школы №543 Московского района Санкт-Петербурга. Для измерения эффективности разработанного образовательного продукта была сформирована контрольная и экспериментальная группа.  В общей сложности, в педагогическом эксперименте приняло участие 58 человек.

В контрольной группе параллельного класса (27 человек) изучение темы: «Соли в свете ТЭД» проводилось без применения технологии смешанного обучения.

Основаня содержательная цель проведенного занятия – расширить и углубить знания обучающихся о химических свойствах солей в свете ТЭД.

Результаты эффективности предложенной методической разработки в отношении повышения уровня усвоения предметных результатов и навыков были получены путем анализа контрольных работ по теме: «Химические реакции в растворах электролитов». Для анализа использовались задания в которых отражались химические свойства солей в виде записи молекулярных, полных и сокращенных ионных уравнений, классификация электролитов в зависимости от их силы и признаки реакций.

Вычисление среднего коэффициента сформированности знаний (Ку) проводилось по формуле: Ку = n/N, где n – количество верно выполненных операций. N – количество всех операций деятельности. [Кыверялг А.А.]

Коэффициент усвоения знаний %

                    Уровень

<50

Низкий

50-70

Достаточный

70-90

Повышенный

90-100

Высокий

Таким образом, можно прийти к выводу, что предложенная методическая разработка является эффективном средством обучения.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы

Создание проблемной ситуации науроках литературы в старших классах, пошаговое разрешение ее .Формирование у учащихся:•Логического мышления;•Познавательной потребности;•Развитие творческих способностей...

Структура урока при использовании технологии "смешанное обучение"

представлен примерный образец структуры урока при использовании технологии "смешанное обучение" на примере урока - практикума по теме "медиана, биссектриса и высота треугольника"...

Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation при изучении темы: "Гидролиз солей".

Использование технологии смешанного обучения на примере модели «Station-Rotation при изучении темы: "Гидролиз солей". Материал разработки был успешно реализован на уроке химии в ...

Технологическая карта урока математики в 6 классе с использованием технологии смешанного обучения

Модель смешанного обучения – ротация станций.Данная модель одна из востребованных моделей в современной школе. И вот как она выглядит&helli...

Конспект урока математики в 5 классе с использованием технологии смешанного обучения

Модель смешанного обучения – перевернутый класс.Данная модель одна из востребованных моделей в современной школе. И вот как она выглядит&helli...

Использование технологии смешанного обучения на уроке английского языка

laquo;Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, те...

Технологическая карта урока информатики с использованием технологии смешанного обучения "Технология мультимедиа"

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места...