Тема урока: «Металлы в природе. Понятие о металлургии»
учебно-методический материал по химии (9 класс)

Бестаева Альбина Алимбековна

Тема урока: «Металлы в природе. Понятие о металлургии»

Тип урока: комбинированный урок

Форма учебной деятельности: коллективная, парная, индивидуальная, исследовательская.

Методы: проблемно-интегративный, эвристический, объяснительно-иллюстрированный, исследование

Оборудование:  на доске портреты ученых Н.Н.Бекетова, Г. Деви – первооткрывателей способов получения металлов,  на столах -  коллекции  с рудами металлов, магниты, фарфоровые диски, компьютер, проектор, экран

Цели урока:

  •  Повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Коррозия металлов»
  • Организовать процесс ознакомления учащихся с природными соединениями металлов и с самородными металлами;
  • Сформировать понятие о минералах, рудах, металлургии и ее разновидностях – пиро-, гидро- и электрометаллургии, микробиологических методах: сути и химизме этих процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель: Бестаева А.А.учитель химии

МБОУ «СОШ №1 с.Ногир»

Технологическая карта урока химии в 9 классе (ФГОС)

Тема урока: «Металлы в природе. Понятие о металлургии»

Тип урока: комбинированный урок

Форма учебной деятельности: коллективная, парная, индивидуальная, исследовательская.

Методы: проблемно-интегративный, эвристический, объяснительно-иллюстрированный, исследование

Оборудование:  на доске портреты ученых Н.Н.Бекетова, Г. Деви – первооткрывателей способов получения металлов,  на столах -  коллекции  с рудами металлов, магниты, фарфоровые диски, компьютер, проектор, экран

Цели урока:

  •  Повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Коррозия металлов»
  • Организовать процесс ознакомления учащихся с природными соединениями металлов и с самородными металлами;
  • Сформировать понятие о минералах, рудах, металлургии и ее разновидностях – пиро-, гидро- и электрометаллургии, микробиологических методах: сути и химизме этих процессов.

Образовательные задачи:

  • применение обобщения  знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации;
  • контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы;
  • уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла».

Развивающие задачи:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;
  • развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации.

Воспитательные задачи:

  • формирование у учащихся познавательного интереса к химии;
  • воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;
  • воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

предметные

метапредметные

личностные

  1. Организационный этап (2 мин)

Приветствует учащихся, организует рабочее место;

Проверяет количество учащихся в классе, наличие дежурных по классу. Настраивает на повторение домашнего задания

 Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, отвечают на организационные вопросы, демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативные: Планирование сотрудничества. Управление своим поведением и деятельностью.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

  1. Этап  воспроизведения и коррекция опорных знаний (проверка домашнего задания)  (8 мин.)

1)Организует  устный фронтальный опрос класса(Приложение 1)

2) Организует письменный опрос по карточкам (3 варианта) – работа в мини группах – парах.

(Приложение 2)

3) Демонстрирует образец выполнения работы на слайде презентации

(Приложение 3)

1) Отвечают на вопросы учителя, применяя знания темы «Коррозия металлов»

 2) Обсуждают в парах задание, совместно ищут варианты решения. Устно по желанию комментируют полученные результаты

3) Сверяют свои результаты с образцом, самостоятельно выставляют оценку

Коррозия металлов, агрессивные факторы среды, типы коррозии: химическая и электрохимическая коррозия, уравнения коррозии металлов

Регулятивные:(контроль, коррекция знаний)

Познавательные:(использование знаково-символических средств при решении заданий)

Коммуникативные: (монологические ответы, диалоговая коммуникация при обсуждении в парах.)

Самоопределение и смыслообразование.

Умение проявлять лидерские качества, уважать мнение партнера, толерантно относиться к оценке результатов

  1. Этап актуализации  - самостоятельного формулирования цели и темы урока

(3 мин.)

Логически подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы, постановке цели, началу изучения нового материала

Строят умозаключения, логически подходят к теме урока и цели, над которой будут работать.

Коррозия одних металлов – это  способ получения других металлов.

Регулятивные:

умение сравнивать, обнаруживать и формулировать проблему, определить цель учебной деятельности. Познавательные:

умение преобразовывать информацию, умение анализировать, делать выводы

Коммуникативные:умение выслушивать мнение одноклассников, обсуждать, оценивать правильность высказываний, формулировать свои ответы.

Уважительное отношение к собеседнику, готовность и способность вести диалог с другими людьми.

Осознание значимости знаний предмета.

  1.  Этап открытия  новых знаний и первичного их усвоения  (15 мин)

1. Демонстрирует презентацию на тему « Металлы в природе. Способы получения металлов». Контролирует процесс составления опорного конспекта учащимися по ходу объяснения материала

2. Организует выполнение исследования физических свойств железных руд,оказывает консультационную помощь и поддержку группам при выполнении лабораторных опытов, написании формул веществ.

3.Наблюдает за ходом исследования

4. Корректирует по необходимости  формулировку выводов по результатам.

5. Организует  проверку результатов исследования с образцом на слайде презентации

1. Слушают объяснение учителя, усваивают наглядную информацию со слайдов презентации, фиксируют главное в тетрадь, составляют опорный конспект по теме.

2. Формулируют цели исследований

3. Работают в парах методом кооперации над исследованием физических свойств руд черных металлов

4. Анализируют результаты

5. Фиксируют наблюдения

7. Заносят названия, формулы, результаты в таблицу

8. Сверяют полученные результаты с результатами в образце на слайде презентации

9. Самостоятельно выставляют оценку

 Распространенность металлов в природе.

Руды: оксидные, сульфидные, хлоридные, сульфатные, фосфатные карбонатные.

Физические свойства руд черных металлов: окраска, блеск, цвет черты на фарфоре, магнитные свойства.

Самородные металлы.Металлургия: черная, цветная. Сплавы: Чугун, сталь.Виды металлургии.

1.Пирометаллургия:

- восстановление водородом – водородотермия,

-восстановление углем,

- угарным газом,

-более активным металлом: алюминотермия(метод Н.Н. Бекетова)2.Гидрометаллургия.

3.Электрометаллургия.

Уравнения соответствующих реакций.

4.Микробиологические методы.

Регулятивные:

Умение сравнивать, обнаруживать и формулировать проблему, определить цель учебной деятельности, организовывать свою работу в паре, оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные умение преобразовывать информацию, умение анализировать, делать выводы, составлять опорный конспект

Коммуникативные:умение  присваивать словесную информацию, трансформировать ее в письменный вариант, составлять таблицу;

выслушивать мнение напарника, обсуждать, оценивать правильность высказываний, формулировать свои ответы.

Принятие социальной роли обучающегося,  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения,  социальных и межличностных отношений, уважение к своей деятельности,

осознание ее значимости на конкретном жизненном этапе,  уважение к партнеру

к партнеру, учителю.

  1. Этап закрепления, первичногоконтроля

знаний и рефлексии

(10 мин)

Контролирует усвоение материала при помощи фронтальному тестированию класса.

 На основе решенного теста, организует формулирование вывода учащимися.

Акцентирует внимание учащихся на правильность написания и произношения новых терминов.

(демонстрирует терминологический словарь на слайде)

Отвечают на вопросы теста.

Применяют знания нового материала для формулирования общего вывода по уроку.

Проверяют правильность написания и произношения терминов по слайду презентации

Тест (Приложение 4)

Регулятивные:контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном,  с  целью обнаружения отклонений от эталона. Коррекция. Осознание качества и уровня усвоения материала.Самооценивание.

Познавательные:умение преобразовывать информацию, умение анализировать, применять, преобразовывать информацию во время тестирования, и формулирования  выводов, при опоре на заданную схему.

Коммуникативные:

Составлять тезисы выступления.  Выступать перед аудиторией, доказывать свою точку зрения.

Наличие внутренней позиции, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

  1. Этап записи домашнего задания и инструктирования по его выполнению (2 мин)

Демонстрирует домашнее задание.

Объясняет варианты его выполнения.

Благодарит  учащихся за урок

Записывают домашнее задание к следующему уроку.

Анализируют информацию, делают осознанный выбор творческого задания

Самоопределение и смыслообразование

Приложение 1

Фронтальный устный опрос

(вопросы и предполагаемые ответы обучающихся)

Ежегодно в мире подвергается разрушению более 20 миллионов тонн металла.

-Как называется этот процесс? (Этот процесс называется «коррозия»)

- Дайте определение  понятию «коррозия». (Коррозия – это процесс самопроизвольного разрушения металлов и сплавов под действием факторов окружающей среды.)

- Под воздействием,  каких  агрессивных факторов,  происходит коррозия металлов? (Агрессивные факторы, вызывающие коррозию -  это влажный атмосферный воздух, газы - окислители, такие как хлор, кислород, азот, растворы кислот, солей, щелочей.)

- Какие виды коррозии металлов существуют? (Химическая и электрохимическая.)

-  Кратко охарактеризуйте химическую коррозию. (Химическая коррозия подразделяется на газовую и жидкостную.Газовая – под воздействием газов: F2, CL2, O2; жидкостная под воздействием агрессивных жидкостей – кислот, щелочей.)

- Кратко охарактеризуйте  электрохимическую коррозию.

(Электрохимическая коррозия протекает при соблюдении двух условий: контакта двух металлов и наличии электропроводной среды.Например, при контакте железа и цинка в морской воде идет разрушение цинка,  как более активного металла.)

Приложение 2

Письменныйопрос - работа в мини группах - парах по карточкам

Задание:  1) Допишите уравнения реакций. Расставьте коэффициенты в уравнениях.

 2) Найдите  среди предложенных,  уравнения реакций коррозии металлов. Определите вид коррозии.

Карточка 1:  1) Na+ O2

                                2) AL + HCl

                      3) Fe + CuSO4

                      4) Mg + Fe2O3

Карточка 2:  1) Ca+ O2

                                2) Mg + H2SO4

                      3) Zn + FeСl3

                      4) Al + Cr2O3

Карточка 3:  1) Fe+ O2

                                2) Zn + HCl

                      3) Mg + Al2(SO4)3

                      4) Ca + Al2O3

Тест(первичное закрепление материалами контроль)

  1.  Только в самородном состоянии в природе находятся металлы:
  1. Na, K, Au   2. Au, Ag, Cu   3. Au, Pt
  1.  И  в самородном состоянии и в виде соединений в природе встречаются металлы:
  1. Na, K, Au   2. Ag, Cu, Pb   3. Fe, Mg, Hg
  1. Только в виде соединений в природе  встречаются металлы:

1. Аu, K, Mg;   2. Na, Ca, Pt     3. Ca, Mg, Fe

     4) Железо из оксида железа (III) получают при помощи методов:

          1. Пирометаллургии  2. Электрометаллургии 3. Гидрометаллургии

     5)  Гидрометаллургические процессы получения меди из сульфида меди (II) включают в себя:

          1. Обжиг и восстановление углем 2.Растворение в серной кислоте и восстановление  из раствора более активным металлом 3. Электролиз сульфида меди (II)

     6) Электролизом расплавов солей получают металлы, стоящие в ряду напряжений металлов:

          1. от Li до Al 2. От Li до Fe  3. от Li до  Pb

     7) Типичными восстановителями в пирометаллургии являются:

          1. Na, K, Au    2. С, СО, Al   3. C, CO2, Mg

     8) В цепочке превращений СuCO3       Х       Сu,   веществом Х является:

          1. СuSO4    2.   CuS  3. CuO

     9) Способ получения металлов из оксидов, открытый русским ученым Н.Н.Бекетовым: 1. Магнийтермия  2. Алюминотермия 3. Электролиз

    10) Экологически чистым видом металлургии считается (-ются):

          1. Гидрометаллургия     2. Микробиологические методы

          3. Пирометаллургия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Металлы главной II подгруппы Периодической системы»

Цель урока: Дать общую характеристику металлов главнойIIподгруппы Периодической системы. Рассмотреть основные физические и химические свойства этих элементовМетоды: проблемные, поисковые, лаборат...

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс. Тема урока Разнообразие живой природы

Технология урока направлена на реализацию системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по ИЗО в 6 классе Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»

Конспект урока по ИЗО в 6 классеТема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»...

Презентация к теме урока: Металлы.

Урок повторения со студентами положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов и кристаллов, металлическую химическую связь и кристаллическую металлическую решетку.Урок обобщения знания учащи...

Презентация по теме: "Нахождение металлов в природе и общие способы их получения"

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения...

Тема урока: «Человек и природа. Экология и нравственность. Пр.р.№2: «Работа с документами по теме «Экология». (повторительно-обобщающий урок).

1.Обобщить и систематизировать знания учащихся о человеке и его взаимосвязи с природой;2.Углубить представление учащихся о взаимосвязи человека, общества и природы, выявить их взаимозависимость и спец...

Методическая разработка урока "Металлы в природе. Понятие о металлургии"

Ознакомить обучающихся с природными соединениями металлов ....