Творческие домашние задания на уроках химии
статья по химии

Горбатова Наталья Андреевна

Творческие домашние задания как способ развития творческого мышления и повышения познавательного интереса к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_domashnie_zadaniya_na_urokah_himii.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие домашние задания на уроках химии

Развитие творческого мышления является немаловажной задачей обучения в школе. К тому же с развитием творческого мышления повышается познавательный интерес к предмету, формируется осознанное отношение к учению и окружающей действительности. Действуя творчески, учащиеся глубже осмысливают логику предмета, лучше усваивают материал.

Творческие способности в психолого-педагогической литературе рассматриваются как универсальная познавательная способность, независимость в сложных ситуациях, как способность обнаруживать новые способы решения задач и проблем, порождать новое.

Химия как общеобразовательный предмет исключительно обширна в плане развития самостоятельности, инициативности и, как результата, творчества учащихся. Для этого можно использовать творческие домашние задания.

Домашнее задание — это неотъемлемая часть процесса обучения. Ученики не любят выполнять домашние задания, и их можно понять. Во-первых, это дополнительная к учебным занятиям в школе нагрузка, и порой немаленькая. Во-вторых, часто это скучная, неинтересная, рутинная работа. В-третьих, ученики нередко просто не могут правильно выполнить задание, ведь способности у всех разные.

Творческие домашние задания на первом этапе могут включать в себя работу с дополнительной информацией; написание рефератов, составление конспектов («перевернутый класс»), ментальных карт, схем, таблиц, тестов и т.д.; решение кроссвордов, ребусов. Данные задания ведут к воспроизводству уже имеющегося. Такой вид деятельности можно назвать подготовкой к творчеству так как он активизирует поисковую самостоятельную работу учащихся.

Творческие задания более высокого этапа предполагают решение проблемы и/или сложной познавательной задачи, решение задач с недостающими данными, составление своих вариантов задач и заданий, сочинение стихов, рассказов с химической тематикой, составление кроссвордов, ребусов, оформление газет, стендовых докладов, альбомов, создание презентаций, конструирование приборов, изготовление моделей и макетов, проведение исследовательских работ.

Особое место среди нестандартных заданий занимают экспериментальные творческие задания: опыты, микроисследования веществ и процессов, синтез и анализ веществ в домашних условиях.

Выполнение таких домашних заданий может быть и индивидуальным, и групповым.

В качестве примера хотелось бы привести несколько творческих домашних заданий по теме «Металлы».

  1. Самостоятельно составить ментальную карту по физическим свойствам металлов, используя дополнительную информацию из интернета (температуры плавления, плотность, твердость и др.). Обобщить полученные знания с точки зрения химической связи в металлах, их кристаллических решеток. Объяснить, почему металлы имеют общие физические свойства.

Отрабатываемые УУД: расширение сведений о физических свойствах металлов, формирование навыков самостоятельной работы с дополнительной информацией, совершенствование умений обобщения, анализа, синтеза, показать многообразие материального мира, способствовать соотнесению новых знаний с опытом учащихся.

  1. Обобщить химические свойства металлов в виде таблицы:

Металлы (по ЭХР)

Формулы веществ, с которыми реагируют металлы

Вертикальная графа: металлы соответственно электрохимическому ряду напряжений.

Горизонтальная графа: формулы веществ, с которыми реагируют металлы.

В ячейках на пересечении указать продукты реакций, изученные на уроках. Для остальных металлов спрогнозировать продукты реакций.

Отрабатываемые УУД: кроме УУД, указанных в предыдущем задании, здесь так же предполагается развитие умения прогнозировать.

  1. Собрать или придумать самостоятельно стихи, хокку, синквейны о металлах.
  2. Ознакомиться с информацией по различным сплавам, их свойствами, получением, применением. Сопоставить свойства сплавов и составляющих их металлов. Выявить причины их общих свойств и различия. Раскрыть применение сплавов на основании их свойств. Подготовить презентацию и сообщение для урока/внеурочной деятельности.
  3. По теме «Коррозия» провести домашний эксперимент, обобщить и объяснить наблюдаемые явления.

Использовать нестандартные задания можно разнообразными способами:

  • При изучении нового материала
  • При использовании модели «Перевернутый класс»
  • При повторении и закреплении материала
  • Для самостоятельного изучения определенных тем
  • При работе с отстающими и одаренными детьми
  • На уроках, в кружковой и внеурочной деятельности.

Творческие домашние задания требуют неординарного подхода к их проверке. Такой контроль может проходить как на уроках, так и на внеурочной деятельности. На уроке можно использовать такие формы контроля как выступления учащихся перед классом с последующим обсуждением, работа в группах или парах переменного состава, когда учащийся (или учащиеся), выполнивший творческое задание, выступает в роли наставника при изучении темы. Во внеурочной деятельности можно упомянуть такие формы контроля как зачет, собеседование, выступление на конференции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль творческих домашних заданий в активизации навыков самообразования учащихся 7 классов"

В статье предлагаются формы работы и контроля, виды творческих домашних заданий для учащихся различного уровня подготовки....

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу "Физическая география России"

Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу «Физическая география России». На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних зада...

система домашних заданий на уроках химии

в данной работе представлены различные виды индивидуальных дифференцированных заданий...

Творческое домашнее задание к уроку "Соединения галогенов"

Одной из форм моей работы являются модульные уроки. При планировании таких уроков наиболее активная роль отводится ученику, что формирует внимание и сосредоточенность, способствует развитию таки...

Творческие домашние задания по географии 6-9 классы

Разработанные автором комплекс творческих домашних заданий, способствуют повышению познавательной активности к предмету география...

Организация работы учащихся над творческим домашним заданием

В статье рассмотрены основные проблемы, усложняющие работу учащихся над творческим домашним заданием, методические рекомендации по организации работы учащихся, классификация творческих домашних задани...

Доклад "Творческое домашнее задание на уроках немецкого языка при реализации ФГОС"

Для того, чтобы домашнее задание стало эффективным инструментом достижения результатов обучения, необходимо соблюдать определенные правила. Домашнее задание может стать ситуацией, мотивирующей ребенка...